Рабочая программа кружка «Математика и сказка»
рабочая программа по математике на тему
В
В основу программы кружка положены приемы ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер) для развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это обоснованно тем, что доминантой детской деятельности и творчества является художественная направленность, которая в дальнейшем «обрастает коммуникативно-игровыми, целостно-ориентационными элементами». Дети знакомятся с миром и учатся мыслить самостоятельно, системно, решая поставленные перед ними задачи.
В ходе работы кружка у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и кроме того чувства, художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность. Программа кружка рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста. При ее реализации активно используется содержание сказок, рассказов, загадок, стихотворений; ТРИЗ-упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«детский сад общеразвивающего вида №7»
МО «Лениногорский муниципальный район» РТ
«Согласовано» «Утверждаю»
старший воспитатель МАДОУ «Д/с №7» заведующая МАДОУ «Д/с №7»
____________Е.В. Никифорова ____________И.Н.Шамрай
«___»_________2015г. Приказ №___от________
Рабочая программа
кружка «Математика и сказка»
для детей 5-6 лет
Составила: Ткаченко В.Р.
г.Лениногорск, 2015г.
Пояснительная записка
В основу программы кружка положены приемы ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер) для развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это обоснованно тем, что доминантой детской деятельности и творчества является художественная направленность, которая в дальнейшем «обрастает коммуникативно-игровыми, целостно-ориентационными элементами». Дети знакомятся с миром и учатся мыслить самостоятельно, системно, решая поставленные перед ними задачи.
В ходе работы кружка у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и кроме того чувства, художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность. Программа кружка рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста. При ее реализации активно используется содержание сказок, рассказов, загадок, стихотворений; ТРИЗ-упражнения.
Основными принципами программы математического кружка являются:
природосообразности: образовательный процесс в кружке строится согласно логике;
умственного развития дошкольника;
индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
гумманистичности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Цель: развитие математических представлений детей посредствоим методов и приемов ТРИЗ.
Задачи кружковой работы:
Обучающие: Соотносить пример с ответом, составлять объект из частей, ориентироваться в пространстве, знать способ вычисления «больше - меньше на…», знать приём присчитывания по 1, уметь играть в игру «Да- нетка», уметь использовать для сравнения знак.
Развивающие: Уметь высказываться, используя математические понятия, уметь аргументировать свой ответ.
Воспитательные: уметь работать самостоятельно, с раздаточным листом. Развивать навыки самопроверки.
В педагогической деятельности кружка предполагается широко использовать:
-игры (имитационные, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры),
-проблемные ситуации и развлечения,
-лабиринты, схемы.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 25 минут, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Основная форма занятий - групповое учебное занятие, кроме этого используются нестандартные формы: Театрально-математическая игры, ТРИЗ-упражнения.
Основные принципы организации занятий:
Ведущим является субъект - субъективные отношения, т. е. полноценного межличностного отношения, основанного на доверии, без подозрений, неискренности, страха.
Принципы добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях.
Принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия. Это могут быть активные игры на запоминания, решение и составление задач, внимательность, упражнения в тетради и т. д.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Срок реализации программы 8 месяцев.
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная – в октябре, итоговая – в мае.
Перспективное планирование
Месяц | Тема | Цель | Материал и оборудование | Методические приемы | Выход |
Октябрь | 1.Математичес кое развлечение «Осень в гости к нам пришла». 2.Игра-развлечение «Собираем урожай». 3.Игровая беседа «Сутки». 4.Сказка «Четыре лебедя». | Учить детей составлять математические задачи, упражнять в решении примеров, пользоваться знаками–символами, развивать интерес к играм, развивать творчество, воображение. Развивать интерес к играм, в процессе развлечения упражнять в количественном счете в пределах 10, учить детей делить предметы поровну, прививать любовь к математике. Поговорить с детьми о времени - сутки, части суток, продолжать учить устанавливать различные временные отношения, помочь детям овладеть учебным материалом с помощью сказочных персонажей - Гном Тик-Так и Незнайка; использовать персонажи для наглядного обозрения. Учить детей слушать математические сказки, правильно отвечать на вопросы, понять какое время суток «нес на крыльях» розовый лебедь, уметь рассказать что произошло дальше, воспитывать интерес к познавательному развлечению, воспитывать эстетические чувства. | Карточки-символы, муляжи фруктов, тетрадь, ручка. Муляжи фруктов и овощей, корзинки, предметные картинки, тетради, ручки. Картина «Сутки», сказочные персонажи - Гном Тик-Так и Незнайка. Математическая сказка «Четыре лебедя», куклы-герои сказок, картина «Части суток» | Словесный, беседа, наглядный, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический, обобщение, объяснение. Словесный, наглядный, практический, сравнение. Словесный, наглядный, беседа. Словесный, наглядный, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический. | Решение задач в тетрадях Игра «Подели порав ну» Д/и «Части суток». Соста вить задачу по сказке «Четыре лебедя». |
Ноябрь | 1.Сегодня, завтра, и вчера. Проблемные игры. 2.Игра-развлечение «Веселая неделя». 3.Радуга недели. Дидактическая игра «Радуга-дуга». 4.Дидактическая игра «Чья неделька быстрее соберется». | Учить детей слушать стихи, с использованием понятий «сегодня», «завтра», «вчера»; учить определять время суток сегодняшнего дня по «часам», определять, сколько времени осталось до завтра; воспитывать творчество, воображение, мышление. Познакомить с понятием «дни недели» на основе знакомства со сказочными героями Гнома Тик-Так и его семи братьев, учить детей видеть красивые краски «недели», воспитывать эстетические чувства, внимание, память, мышление, увеличивать словарный запас детей. Закрепить знания детей о порядке следования дней недели, улучшать память и внимание, развивать мелкую моторику рук, закрепить цвет, научить детей пользоваться радужными часами, учить слушать стихи и отрывки из стихотворения «Веселая неделька», учить детей рисовать радугу, любоваться ее красотой, воспитывать эстетические чувства красивого и мира прекрасного. Закреплять знания детей о порядке следования дней недели, развивать внимание, память, мышление, увеличивать словарный запас детей, воспитывать эстетические чувства. | Стихи, с использованием понятий «сегодня», «завтра», «вчера», часы, куклы. Сказочные героя Гнома Тик-Так и его семь братьев, красочный календарь «Дни недели». Радужные часы, календарь «Дни недели».
Календарь «Дни недели». | Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), проблемный. Словесный, наглядный, беседа, практический. Словесный, наглядный, беседа, практический. Словесный, наглядный, беседа, практический. | Д/и «Скажи сколь ко». Развлечение «Весе лая неделя». Дидактическая игра «Радуга-дуга». Дидактическая игра «Чья недель ка быстрее соберет ся». |
Декабрь | 1.Игровая беседа «Месяцы». 2.Математическая сказка «Братья месяцы». 3.Сказка «О чем говорили месяцы». 4. Сказка «Катя и время». | Познакомить детей с месяцами года, сохранить систему, определяющую последовательность месяцев в году, дать детям знания о представлении порядка следования месяцев друг за другом, об их длительности, рассказать, что длится дольше месяц или год, месяц или неделя, какие изменения происходят в природе, расширять словарь детей, воспитывать эстетические чувства. Расширять знания о представлении детей о каждом месяце года, о явлениях, происходящих в природе, жизни людей, животных, насекомых и растений в разные месяцы, познакомить с разновидностями календарей: настольный, настенный, отрывной, и т.д., объяснить их предназначение, использовать наглядную модель часов братьев месяцев, воспитывать эстетические чувства. Учить детей внимательно слушать сказку, правильно отвечать на вопросы, поговорить о том, почему Январь назван старшим месяцем в году, вспомнить старинные имена месяцев, воспитывать интерес к беседе, развивать память, уверенность в своих знаниях. Учить слушать сказку, узнавать знакомые персонажи: Гном Тик-Так, «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», братья месяцы и других героев этой сказочной страны, учить наблюдательности, о том, как сменяются месяцы, природа в то или иное время года, воспитывать интерес к познанию. | Картинки всех месяцев. Математическая сказка «Братья месяцы» календари различных видов, часы. Сказка «О чем говорили месяцы», полумаски «Месяцы». Сказка «Катя и время», картинки «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». | Словесный, наглядный, беседа. Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический. Словесный, наглядный, беседа. Словесный, наглядный, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), беседа. | Д/и «назови месяцы по поряд ку». Соста вить задачу по сказке «Братья месяцы» Инсценировка сказки «О чем говори ли месяцы» Соста вить схему по сказке «Катя и время». |
Январь | 1.Новогоднее математическое развлечение «Украшаем елку». 2.Игровая беседа «Времена года». 3.Дидактическая игра «Когда деревья надевают этот наряд». | Учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворения, стремление преодолеть трудности. Обратить внимание детей на то, как меняется природа в разное время года, как одеваются люди, во что играют дети, как меняется поведение животных, цвет листвы, продолжительность дня в зависимости от смены сезона, учить детей слушать музыку, любоваться сказочными персонажами, воспитывать эстетические чувства. Закрепить и уточнить знания детей о том, как выглядят различные деревья в зависимости от времени года, и месяца; помогать детям в образной форме осмысливать взаимосвязь между временем года и явлениями природы, учить видеть красоту, развивать математические способности, получать интеллектуальное удовлетворение от полученных знаний. | Геометрические фигуры, тетрадь, цветные карандаши, елка, клей, цветная бумага. Картинки «Времена года». Картинки «Времена года», деревья, листья желтого и зеленого цвета, схемы. | Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический. Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический. Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический, проблемный. | Развлечение «Укра шаем елку». Д/и «Време на года». Д/ и «Когда деревья надева ют этот наряд». |
Февраль | 1.Дидактическая игра «Когда это бывает?» 2.Путешествие в Цветочный город «Незнайка и друзья». 3.«Путешествие в страну математика». 4.Путешествие в сказку «Гуси-лебеди». | Продолжать учить детей устанавливать временные отношения, помочь детям овладеть учебным материалом, закрепить знания о природных явлениях в различное время года, и разные месяцы, развивать умственные способности, интеллектуальные чувства. Учить детей порядковому и количественному счету используя сказочных героев, закрепить цифры в пределах 15, пространственное расположение предметов, запоминать простейшие математические понятия слева от, справа от, впереди, сзади, воспитывать любознательность, развивать смелость, инициативность. Учить детей определять состав чисел пределах 9, закрепить знания о геометрических телах, развивать внимание, формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать эстетические чувства, любовь к красивому. Учить детей на основе сказки видеть равенство и неравенство количества предметов разного цвета, продолжать закреплять навыки счета, учить ориентироваться на математической карте, закреплять пространственные отношения, воспитывать интерес к познанию, стремление преодолеть трудности. | Картинки «Времена года», стихи «Времена года», загадки. Карточки-цифры, игрушки. Карточки-цифры, игрушки, схемы, тетрадь, ручка. Сказка «Гуси-лебеди», математическая карта. | Словесный, наглядный, беседа, практический, проблемный. Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический. Словесный, наглядный, беседа, практический, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), проблемный. Словесный, наглядный, беседа, практический, проблемный. | Д/ и «Когда это быва ет?» Развлечение «Путе шествие в Цветоч ный город «Незнайка и друзья». Игра «Путе шествие в страну матема тика». Д/и «Подели порав ну». |
Март | 1.«Поход в цирк». Математическое развлечение. 2.Путешествие в сказку «Дюймовочка». 3.Путешествие в сказку «Приключение Буратино». 4.Путешествие в сказку «Теремок». | Учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворения, стремление преодолеть трудности. Учить детей на основе сказочных героев упражняться в решении примеров и логических задач, развивать внимание, мышление, умственные способности, творчество, побуждать детей к созданию игровых образов, воспитывать интерес к сказке. Учить детей путешествовать по сказке с помощью математических заданий, учить определять направление по отношению к объекту, закреплять знания о геометрических фигурах, активизировать в речи детей слова и словосочетания: длиннее, короче, самый длинный, равный по длине, развивать внимание, чувство уверенности в своих чувствах. Учить детей видеть равенство и неравенство количества предметов с помощью сказки и сказочных героев, упражнять в составлении и решении математических задач, развивать умственные способности, эстетические чувства. | Картинки «Атрибуты в цирке», карточки-цифры, схемы. Сказка «Дюймовочка», тетради, ручки. Отрывок из сказки «Приключение Буратино», геометрические фигуры. Куклы-герои сказки «Теремок», карточки-цифры, схемы. | Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический. Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический. Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический. Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический. | Матема тичес кое развлечение «Поход в цирк». Состав ление и решение приме ров. Состав ление и решение приме ров. Состав ление задачи по сказке «Тере мок». |
Апрель | 1.Путешествие в сказку «Колобок». 2.«Кто где живет?». Математическая беседа. 3.Урок соревнования. 4.Мы сажаем. Проблемная ситуация. | Упражнять детей в счете до 15, сравнивать предметы разной величины, развивать логическое мышление, творчество, прививать любовь к математике. Упражнять детей в количественном счете до 15, формировать умение устанавливать соответствие между совокупностью предметов и цифрой, упражнять в установлении равенства, воспитывать любовь к математике, чувство уверенности в своих знаниях, стремление преодолеть трудности. Упражнять детей в порядковом счете до 15+, учить составлять примеры и задачи на установление равенства и неравенства, повторить геометрические тела, воспитывать умственные способности, интеллектуальное удовлетворение от проделанной работы. Учить детей выходить из проблемных ситуаций, закрепить умение раскладывать предметы в порядке возрастания размера, употреблять слова: самый большой, маленький, больше, меньше, развивать внимание, память, любознательность, творчество. | Предметы разной величины, карточки-цифры. Карточки-цифры, картинки предметные, игрушки. Карточки-цифры, картинки предметные, игрушки, тетради, ручки. Игрушки разного размера, муляжи овощей и фруктов, тетрадь, ручка, карточки-цифры. | Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический. Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический. Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический. Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический. | Состав ление схемы- сказки «Коло бок». Д/и «Кто где живет?». Соревнование. Выстав ка «Ого род». |
Май | 1.Весенняя красота. 2.Развлечение с использованием русских народных произведений. «Математическое лото». 3.«Смех да веселье». Математический фольклорный досуг. 4.«Лесной переполох или о том, как плохо обижать маленьких лесных Жителей». Игра-развлечение. | Учить детей ориентироваться на листе бумаги, закреплять знания о геометрических телах, показать детям возможность дробления предмета на равные доли, учить устанавливать отношения между целым и частью, развивать интерес к играм-развлечениям, развивать логическое мышление. Учить детей играть в развивающие игры, упражнять приемам соревнования, развивать мышление, смекалку. Повторить с детьми порядковый и обратный счет до 10, упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление, вспомнить с детьми пословицы и поговорки, где встречаются числа 7,3…, создавать у детей радостное настроение. Упражнять детей в решении задач на логическое мышление, уметь разгадывать лабиринты, создавать у детей радостное настроение, чувство уверенности в своих знаниях. | Муляжи овощей и фруктов(целые, части), альбомные листы, геометрические тела. Картинки овощей и фруктов, карточки-цифры, тетрадь, ручка, русские народные произведения. Игрушки, лабиринт, карточки-цифры, тетрадь, ручка. Тетрадь с заданиями, ручка, лабиринты, карточки-цифры. | Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический, проблемная ситуация. Словесный, наглядный, беседа, практический, проблемная ситуация. Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический. Словесный, наглядный, беседа, приёмы и методы ТРИЗ (Г.С.Альтшуллер), практический, проблемная ситуация. | Выстав ка аппликации «Весен няя красо та». Развлечение «Мате матичес кое лото». Математический фольклорный досуг. «Смех да веселье» Игра-развлечение. «Лесной перепо лох ». |
Диагностика
Диагностика проводится в игровой форме 2 раза в год: октябрь, май, что способствует выявлению уровня знаний детей во всем разделам математики, охватывая каждого ребенка.
Цель: Выявить уровень освоения элементарных математических знаний, развития логических приемов мышления, проявления самостоятельности в решении познавательных задач.
Материал:
- Карточки на каждого ребенка. На одной карточке нарисованы две перекрещивающиеся цепочки из шести кругов, на другой - их семи кругов.
- Две картинки - на одной нарисована цепочка из 6 кругов, на другой - из 7 кругов.
- Корзины с яблоками или предметами-заместителями на каждого ребенка, две корзины с яблоками.
- Альбомный лист с нарисованными контурами фигур четырехугольной и треугольной формы и наклеенными фигурами из цветного картона (размер должен совпадать с контурами фигур на альбомном листе).
- "Ворота" замка Кощея.
Воспитатель приглашает детей в путешествие, в сказку "Иван-царевич и серый волк".
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него сын Иван-царевич. Царь своим царством-государством управлял, а Иван-царевич ему помогал - он на компьютере работал.
Так вот, однажды получает Иван-царевич сообщение: "Попала я в плен к Кощею. Помогите, освободите меня. Василиса Прекрасная".
Прочитал это Иван-царевич и, недолго думая, снарядился в путь - Василису Прекрасную из плена освобождать.
- Ребята, а мы отправляемся вслед за ним, вдруг помощь наша нужна будет. Долго ли, коротко ли он шел, но тут на пути ему встретился волк и говорит: "Пропущу я тебя, Иван-царевич, дальше только в том случае, если ты выполнишь мое задание. В нашей лесной школе висят две картины, на них нарисованы две перекрещивающиеся цепочки из наибольших кругов (первая из 6, вторая из 7). Сколько всего кругов в одной у другой цепочке? В какой больше?" (Смотреть бланк обследования, задание №1).
- Ребята, поможем Ивану-царевичу быстро выполнить задание? (Раздаются карточки с заданием на каждого ребенка. Дети выполняют задание, помогают Ивану-царевичу). Волку понравилась правильно выполненная работа Ивана-царевича, он и говорит: "Хорошо, Иван-царевич. Теперь я тебе хочу помочь, садись на меня, так быстрее получится".
Довез волк Ивана-царевича до яблони, остановился и говорит: "Дальше я идти не могу, здесь владения Гусей-лебедей и Бабы-Яги". Попрощался и был таков. И вдруг видит Иван-царевич, что избушка на курьих ножках идет к яблоне, а в избушке сидит Баба-Яга. Ивану-царевичу она и говорит: "Я знаю, куда ты идешь. Но ты никогда не найдешь Василису Прекрасную, если не выполнишь задание яблони: видишь, под яблоней стоят две корзины. В эти корзины положили яблоки, в первую - 5 яблок, во вторую - 6 яблок. Что надо сделать, чтобы было поровну?". (Смотреть бланк обследования, задание №2).
- Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу выполнить задание, ведь ему надо торопиться. (На каждого ребенка выделяется корзина с яблоками, яблоки можно заменить предметами-заместителями. Дети выполняют задание, помогают Ивану-царевичу).
Баба-Яга осталась довольна работой и говорит: "Молодец, Иван-царевич. Подарю я тебе скатерть-самобранку. Может быть, и пригодится в дороге".
И пошел Иван-царевич дальше. А навстречу ему попались три медведя и спрашивают: "Куда путь держишь, Иван-царевич?". Рассказал он о беде Василисы Прекрасной, а Михайло Потапыч и говорит: "Да ты ж, какой маленький, куда тебе?". А Мишутка ему отвечает: "Какой же он маленький, он очень большой!" Задумался Иван-царевич.
- Ребята, помогите Ивану-царевичу разобраться, какой же он по отношению к Михайло Потапычу и к Мишутке. (Смотреть бланк обследования, задание №3). Дети отвечают, можно применить общий опрос детей.
Медведи остались довольны ответом Ивана-царевича и не стали задерживать его больше. Иван-царевич пошел дальше. Шел так долго, что даже проголодался. Вспомнил Иван-царевич про подарок Бабы-Яги, хлопнул в ладоши три раза, и появилась перед ним скатерть-самобранка, а на ней ничего нет, пусто. Скатерть тут и говорит: "Найди, Иван-царевич, мне лоскутки-заплатки четырехугольной и треугольной формы и, если скажешь, чем они отличаются друг от друга, то эти лоскутки-фигурки встанут на свои места и только тогда будет вкусный обед". (Смотреть бланк обследования, задание №4).
- Ребята, надо помочь Ивану-царевичу, а то без еды у него не будет сил и не дойдет он до Василисы Прекрасной. (На каждого ребенка выделяется "скатерть" и геометрические фигуры. Дети выполняют задание, помогают Ивану-царевичу, отвечают 2-3 ребенка, остальным предлагается вопрос "Кто согласен с ответом, а кто не согласен?")
Пообедал Иван-царевич, поблагодарил скатерть-самобранку и пошел дальше. И вдруг увидел вдали замок Кощея. А у ворот стоит стража и не пропускает внутрь Ивана-царевича, говорят: "Пропустим, если выполнишь задание. Встань, Иван-царевич, так, чтобы ворота были справа от тебя". (Смотреть бланк обследования, задание №5). - Ребята, поможем Ивану-царевичу? (Дети выполняют. Можно применить метод-вопрос "Кто с этим не согласен?")
Пропустила стража Ивана-царевича в замок. А кощей в это время отдыхал, телевизор смотрел. Увидел он Ивана-царевича и говорит: "Я с тобой сражаться не буду, знаю, что все равно ты победишь, я про это сказку по телевизору видел. Но ты должен помочь мне. Поможешь - отпущу с миром, нет - пеняй на себя, Василису в жены возьму, а тебя в темницу заточу. Слушай, не помню я, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра?" (Смотреть бланк обследования, задание №6). - Ребята, надо обязательно выручить Ивана-царевича. (Дети выполняют. Можно применить метод голосования). "Ну, что, помог мне вспомнить дни недели, забирай Василису Прекрасную, а еще подарю вам ковер-самолет".
Вернулись Иван-царевич и Василиса Прекрасная домой и мы из сказки вернулись!
БЛАНК ОБСЛЕДОВАНИЯ
Группа__________________Дата___________
№ | Фамилия, имя ребенка | Номер задания | Всего баллов | Примечание | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 задание.
Цель: Выявление уровня знаний о количественном счете и сравнении множеств.
2 задание.
Цель: Выявление уровня умения из неравенства делать равенство.
3 задание.
Цель: Выявление умения сравнивать предметы различной величины.
4 задание.
Цель: Выявление умения анализировать и сравнивать геометрические формы и давать им словесное описание.
5 задание.
Цель: Выявление уровня умения ориентироваться в пространстве.
6 задание.
Цель: Выявление уровня умения ориентироваться во времени.
Ребёнок ответил правильно, самостоятельно.-3 балла.
Ребёнок ответил с помощью воспитателя - 1-2 балла.
Не ответил ответ- 0 баллов.
Высокий уровень-18 баллов.
Средний уровень-6-12 баллов.
Низкий уровень-0 баллов.
Коррекционная работа
Октябрь
по теме «Количество и счет» следующие задания:
• Соедини прямоугольники с одинаковым количеством предметов. Скажи, какие прямоугольники ты соединил?
• Обведи птичек, которых больше всего. Каких птичек ты обвел? Почему?
• Закрась животных, которых меньше всего.
• Каких животных ты закрасил? Почему?
• Закрась только математические знаки. Назови знаки, которые ты закрасил.
• Нарисуй на каждой веточке столько листочков, сколько кружков слева. Сколько листочков нарисовали на верхней веточке? Почему? На средней? Почему? На нижней веточке? Почему?
• Соедини каждую веточку с карточкой, на которой столько кружков, сколько листочков на веточке. Какую карточку с какой веточкой соединил?
• Напиши в квадратах цифры от 0 до 9 по порядку.
• Закрась только цифры.
По теме геометрические фигуры:
• Закрась только геометрические фигуры. Назови геометрические фигуры, которые ты закрасил.
• Закрась только четырехугольники. Назови геометрические фигуры, которые ты закрасил.
• Обведи фигуры с самым маленьким количеством углов. Какие фигуры ты обвел и почему?
• Закрась геометрические фигуры, у которых нет углов. Какие геометрические фигуры ты закрасил?
По теме «Величина»:
• Обведи дома одинаковой высоты. Сколько домов ты обвел и почему?
• Соедини деревья, у которых стволы одинаковой толщины. Какие деревья ты соединил и почему?
По теме «Ориентировка во времени:
• Раскрась картинки на которых нарисовано утро. Сколько картинок ты раскрасил и почему?
• Послушай отрывок из стихотворения П. Башмакова «Дни недели». Под каждой картинкой напиши цифру, обозначающую, в какой день недели что делала девочка.
В понедельник я стирала.
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач.
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
• Соедини большие картинки с маленькими, так чтобы они относились к одному времени года. Какую картинку с какой ты соединил и почему?
• Соедини часы, которые показывают одинаковое время. Какое время показывают часы, которые ты соединил?
Нарисуй стрелки на часах так, чтобы они показывали время, которое написано в квадратах под ними. Какое время показывают первые часы? Вторые? Третьи? Четвертые?
Май
по теме «Количество и счет»:
• Под каждым квадратом напиши цифру, соответственно количеству кружков в них. Назови цифры в первом ряду, во втором.
• Напиши в кружках знаки «больше» или «меньше». Прочитай записи.
• Соедини каждую карточку с примером, к которому она подходит. Скажи, какую карточку с каким примером ты соединил.
• Раздели квадраты на 2, 3, 4, 5 треугольников.
• В пустые квадраты напиши цифры так, чтобы при их сложении получился ответ, который написан наверху.
• Отгадай загадку. В квадрате напиши ответ.
Семь детей в футбол играли,
Одного домой позвали.
Смотрит он в окно , считает:
Сколько всех друзей играет?
***
Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
***
Пять ворон на крышу сели.
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело.
Сколько всех их прилетело?
• Послушай и выполни задание от Незнайки.
Из разных цифр я сделал бусы, А в тех кружках, где цифр нет. Расставьте минусы и плюсы. Чтоб данный получить
• Напиши в пустые квадраты такую цифру, чтобы ответ был правильным.
• Напиши в кружок цифру, обозначающую число, которое загадал зайка. А он загадал число, которое на один меньше семи, но на один больше пяти.
• Напиши в пустых квадратах знаки «больше» или «меньше».
Ответь на вопросы. Сколько ушей у двух мышей? Сколько лап у двух медвежат? Сколько дней в неделе? Сколько часов в сутках? Сколько месяцев в году? Кто больше: маленький бегемот или большой заяц?
• Кто длиннее: змея или гусеница?
• Может ли после зимы сразу наступить лето?
• Как называется пятый день недели?
• У какой геометрической фигуры меньше всего углов?
Закончи предложения. Восемь на один меньше ... Семь на один больше ... У квадрата четыре угла, а у треугольника ... Слон большой, а мышка ... У Дуба ствол толстый, а у рябины ... ручей узкий, а река ... Закончилось лето и наступила…
По теме «Геометрические фигуры».
• Закрась треугольники так, чтобы они все были разного цвета.
• Закрась рыбку, которая состоит из геометрических фигур, нарисованных справа.
• Почему ты закрасил эту рыбку?
• Закрась только те геометрические фигуры справа, из которых состоит рыбка. Какие фигуры ты закрасил?
По теме «Величина»:
• Напиши в квадратах цифры от 1 до 6, начиная от самой большой матрешки.
• Напиши в квадратах цифры от 1 до 6, начиная от самого маленького шарика.
По теме «Ориентировка в пространстве»:
• Обведи предметы слева от мишки и раскрась предметы, которые справа от него. Какие предметы ты раскрасил? Какие предметы обвел?
• Закрась предметы слева от мишки и обведи предметы которые справа от него. Какие предметы ты обвел? Какие предметы раскрасил?
• Нарисуй справа как можно больше предметов из геометрических фигур слева.
• Покажи стрелочкой, на каком этаже живет каждый веселый человечек. Чтобы узнать это, нужно решить пример, который он держит в руке.
Способность к свертыванию математических рассуждений и соответствующих математических действий.
Литература
- «Воспитание сказкой»: для работы с детьми дошкольного возраста/Л.Б.Фесюкова.-Харьков: Фолио, 2000.- 464 с.
- Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учр.: 3-е изд. – Минск:ИВЦ Минфина, 2007.
- «Математика. Нестандартные занятия». Т.М.Бабушкина. Изд.торговый дом «Корифей» , 2009.
- Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 592 с.
- Развитие художественных способностей дошкольников через использование инструментов ОТСМ – ТРИЗ технологии/Материалы конференции “Педагогика и ТРИЗ: проблемы формирования ключевых компетентностей. Кишко С.В. Саратов, 2009.
- «Точные сказки». Формирование временных представлений. Т.А.Шорыгина Москва 2004 Ноябрь.
- Управление образовательным процессом в ДОУ. Методическое пособие/ Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 224 с.
- Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Методическое пособие. / Н.В.Белошистая. – М.: Аркти, 2004.
- Формирование представлений о времени у дошкольников. Е.Н.Лебеденко. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/14/picture-273985-1373825115.jpg)
План-конспект занятия по теме: Занятие по математике с детьми среднего дошкольного возраста. "Математика в сказках".
Цели: Формирование умения соотносить количество предметов с числом,цифрой. Закрепить знание детей о простейших геометрических фигурах, счета до 5-ти, таких понятий, как: широкое-узкое, высокое-н...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-487814-1411915319.jpg)
Конспект занятия по математике в подготовительной группе: «Помочь королеве Математике освободить сказки».
Сегодня к нам в гости пришла королева математики. Она попросила нас освободить всех сказочных героев, так как их спрятал Карабас Барабас....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-671964-1442931833.jpg)
конспект по математике ФЭМП " Математика в сказках"
Конспект по ФЭМП в старшей группе " Математика в сказках" развивать у детей сообразительность, логическое внимание, учить решать арифметические задачи....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/26/picture-909340-1490542198.jpg)
Занятие по математике в подготовительной к школе группе «Математика в сказках»
Программное содержание. 1) Упражнять в прямом, обратном и порядковом счёте в пределах 20. 2) Продолжать учить решать примеры в пределах 10. 3) Закреплять знания состава числа 9....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/17/picture-1260892-1702832326.jpg)
Консультация для родителей «Математика и сказки»ика и сказки»
Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Одна из...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/17/picture-1176806-1571328741.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования "Сказка за сказкой" (театральный кружок)
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/13/picture-1448756-1673612659.jpg)
Конспект интегрированного занятия по математике «Математика в сказке»
Цель: Закрепить знания числового ряда, предыдущее и последующее число, умение решать примеры на сложение и вычитание....