Пальчиковая гимнастика как средство формирования культуры речи
рабочая программа (младшая группа) на тему
Тема исследования связана с тем, что развитая речь – одно из основных условий развития ребенка, важнейший компонент формирования его поведения, эмоционально-волевых процессов и успешной социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию на 2015-2016 учебный год
«Пальчиковая гимнастика как средство формирования культуры речи »
Цель:
1.Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
2.Обозначить значение пальчиковой гимнастики как средства формирования культуры речи;
3. Изучение пальчиковых игр как средства формирования культуры речи.
Актуальность темы исследования связана с тем, что развитая речь – одно из основных условий развития ребенка, важнейший компонент формирования его поведения, эмоционально-волевых процессов и успешной социализации.
Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика – движения пальцев и кисти рук. Считается, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитая мелкая моторика способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
Сегодня существует социально-образовательный заказ общества на воспитание ребенка, обладающего хорошо развитой речью. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена образовательная область «Речевое развитие», задачами которой являются овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
Решению этих задач в младшем дошкольном возрасте способствуют пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Сегодня существуют противоречия между:
– социальным заказом общества на воспитание дошкольников, хорошо владеющих речью и недостаточной разработанностью эффективных методов, форм и средств, удовлетворяющих решению этой задачи;
– значимостью проблемы развития речи детей младшего дошкольного возраста и недостаточно полным использованием потенциала пальчиковых игр как методического средства для решения этой проблемы.
Эти противоречия определили проблему, заключающуюся в том, что для успешного развития речи детей младшего дошкольного возраста необходимо разработать специальную программу.
Цель программы: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами пальчиковых игр.
Задачи программы:
1. Оптимизировать условия для развития речи детей соответствующие возрасту, потребностям и их интересам.
2. Обогащать и активизировать словарь детей.
3. Совершенствовать умение детей внятно произносить гласные и согласные (парные) звуки.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.
6. Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять правильно предлоги.
7. Развивать диалогическую и монологическую связную речь.
8. Вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи детей через пальчиковые игры и упражнения.
Программа дополнительного образования направлена на развитие речи детей второй младшей группы средствами пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр. Ее девиз: Играем пальчиками – развиваем речь.
Пальчиковая гимнастика – это упражнения для пальцев и кисти рук, которые проводятся в игровой форме.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В них находит отображение реальность окружающего мира – явления природы, предметы, вещи, животные, люди, их деятельность, отношения между ними. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и поэтому интересны для детей 2-4 лет.
Образовательный процесс дополнительного образования:
– соответствует развитию личности каждого ребенка;
– обеспечивает единство целей и задач;
– сочетает интеграцию образовательных областей и разных видов детской деятельности (игровой, речевой, двигательной, познавательной и т. д.) ;
– основной является комплексно тематическое планирование совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в режимных моментах.
Подходы, используемые при организации образовательной деятельности: деятельностный и личностный.
Обучающий и развивающий потенциал состоит в том, что:
• речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительна и доступна пониманию малыша;
• стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение;
• сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики ребенка – это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.) ;
Следовательно, пальчиковые игры – это средство стимуляции и развития речи, универсальный тренинг мелкой моторики рук.
При успешном освоении программы дополнительного образования:
– каждый ребенок может свободно оперировать активным словарем;
– участвует в беседах, отвечает на разнообразные вопросы;
– использует в своей речи все части речи, простые нераспространенные предложения;
– у каждого ребенка развита мелкая моторика рук.
Методика проведения пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр для детей 2-4 года жизни базируется на следующих положениях:
1. Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать ребенку позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания.
2. Начинать пальчиковую гимнастику надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания.
3. Произносить тексты, которые сопровождают упражнения пальчиковой гимнастики или игр, взрослый должен максимально четко, выразительно и достаточно громко, чтобы ребенок их хорошо слышал.
4. Для некоторых пальчиковых упражнений игрового характера можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
5. Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Можно пропевать тексты к упражнениям пальчиковой гимнастики на любую подходящую мелодию.
6. Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность до 10-15 минут включать игры в другие развивающие занятия.
7. Нужно соблюдать комфортный для каждого ребенка темп выполнения упражнения или игры.
Развитие речи детей 2-4 года жизни происходит успешно, если используется специальная методика и специально разработанные комплексы пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр; учитываются результаты диагностики уровня развития речи и мелкой моторики детей; непосредственно образовательная и совместная деятельность с использованием пальчиковых игр носят коррекционно-развивающую направленность и проводятся дифференцированно и на основе деятельностного и личностно-ориентированного подхода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития звуковой культуры речи"
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точ...
Методическая статья "Приобщение к книге как средство формирования культуры речи современного дошкольника и его подготовки к новому социальному статусу (ученика)"
Данная методическая статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме снижения читательской культуры дошкольников вследствие информатизации общества.В статье представлена система работы с дошко...
Памятка для воспитателей "Артикуляционная гимнастика как средство звуковой культуры речи"
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и разви...
Дидактические игры как средство формирования культуры речи
В материале указано о значении использования дидактических игр в формировании культуры речи. Кроме того, представлен план использования дидактических игр в формировании культуры речи на 2015/2016 учеб...
Статья "Пальчиковая гимнастика, как средство развития связной речи детей раннего возраста"
Применение пальчиковой гимнастики оказывает положительный результат. Такие упражнения для движений пальцев и кистей рук являются значительным средством развития мышления детей. Во время этого у ребенк...
«Пальчиковая гимнастика – уникальное средство для развития речи»
Пальчиковые игры и упражнения - развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Они способны улучшить произношение многих звук...
Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика – уникальное средство для развития речи»
Консультация для родителей...