Паспорт проекта мини-музея "История часов"
проект (подготовительная группа) на тему
"История часов" возник в соответствии с реализацией "Программы воспитания в детском саду". "Формирование элементарных математических представлений"-блок: ориентировка во времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт проекта мини-музея "История часов" | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Человек, который понапрасну теряет время замечает, как стареет». Е. Шварц
Актуальность темы.
Создание мини – музеев в детском саду является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.
Дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое, сюжеты старины и современности.
Тема:«История часов» возник в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду» по разделу «Формирование элементарных математических представлений» - блок: ориентировка во времени.
Силами педагогов и родителей были собраны экспонаты для нашего музея: разные виды часов.
Задачи:
Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребёнка и было данной задачей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музее не только можно, но и нужно. Разрешается менять, переставлять экспонаты, брать в руки, рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивным созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но его семья.
Одно из требований, предъявляемых к расположению музея, было следующим: он обязательно должен вписываться в интерьер помещения. И мы попытались органично «вписать» музей в интерьер нашей группы. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах.
Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной (подготовительной) группы.
Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. В процессе создания нашего музея нам пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков.
Перспективный план работы с детьми
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль Март | Апрель | |||
«История часов» Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Определение времени по часам». | Опыты экспериментирование 1.«Часы и время» Цель: Развивать способности ребенка, понимать ценность времени в жизни человека; формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах. 2. Опыт «Изготовление солнечных часов». Цель: продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца. | Чтение литературных произведений: «Часы с боем», «Часы с кукушкой», «Петушок», «Сказка о потерянном времени», загадки, потешки, считалки. Дидактическая игра «Кто больше занят?» Цель: Закреплять знание детей о разных видах часов, их строении. Расширять ориентировку в окружающем, развивать сообразительность. | Рисование «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь». Цель: Закрепить умение выделять особенности (циферблат, стрелки). Развивать воображение, творчество. | Роль родителей в реализации проекта. - Участие в сборе экспонатов Развлечение «История часов, или какие бывают часы? ». Консультация «История возникновения часов», «Восточный календарь», «Календарь на глиняном сосуде». | Досуг: «Путешествие в мир часов». Цель: Закрепить знание детей об истории часов; подвести к пониманию их назначения и функции; закрепить умения выделять особенности предметов (форму, размер, части), определять признаки материала; научить устанавливать причинно – следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т.д.); подвести к пониманию, что часы человек создал для облегчения своей жизни. | Викторина: «Какие бывают часы» Цель: расширить представление ребенка об окружающем мире; о приборах, измеряющих время, - часах. | 1.Дидактические игры. «Каждому предмету свое время» Цель: закреплять умение определять, к какому времени относится предмет – прошлому или настоящему. 2.Дидактическая игра « Выбери, что нужно для часов» Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.
|
Всю работу мы разделили на три этапа.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В начале работы мы (дети, воспитатели) вместе с родителями определили тему и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения. Мини-музеи получился индивидуальный, и по оформлению и по содержанию.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ )
Следуя своей модели, мы создали мини-музей в группе. Большую роль в этом процессе сыграли родители, сотрудники которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа мы вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Расширение знаний детей о времени. Развитие любознательности и познавательных способностей детей. Развитие творческого воображения. Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.Участие в смотре-конкурсе мини-музеев детского сада.
ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ
Мини-музеи в нашей группе позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музея, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи — о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы и всего детского сада.
Экспонаты мини – музея используются для проведения различных занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.
Благодаря мини-музею, мы получили возможность «погружения» в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.)
Цели :
- сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;
- расширить представления о содержании музейной культуры;
- создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;
- познакомить дошкольников с историей возникновения часов, календарей.
Задачи :
- формирование у детей интереса к коллекционированию;
- развитие представлений о времени у дошкольников;
- воспитание бережного отношения к экспонатам;
- пополнение экспонатов.
Предварительная работа.
1. Рассматривание рисунков и фотографий с разными часами.
2. Чтение литературных произведений: «Часы с боем», «Часы с кукушкой», «Петушок», «Сказка о потерянном времени», загадки, потешки, считалки.
3. Использование дидактических игр: «Всё о времени», «Учим часики»,
4. «Узнай время», «Времена года», «Время суток».
5. Разучивание утренней гимнастики «Бой часов».
6.Игры - драматизации для малышей о времени.
Роль родителей в реализации мини-музея:
-участие в сборе экспонатов;
- развлечение «История часов, или какие бывают часы? »;
-консультация «История возникновения часов», «Восточный календарь», «Календарь на глиняном сосуде».
Участие специалистов в осуществлении мини-музея:
- сбор экспонатов музея;
-подбор методического материала.
Продукт деятельности:
Создание мини – музея «История часов».
Раздел "Природные часы".
В данном разделе имеется следующее:
Солнце
(аппликация). Изначально, пока человек еще не изобрел часы, ориентироваться во времени ему помогала сама природа. Солнце можно назвать первыми часами. Многие люди просыпаются и начинают свой день с первыми лучами солнца. В давние времена даже договаривались о каком - нибудь деле, ориентируясь на положение солнца. Например, в старину мама могла наказывать детям: "Гуляйте, но как только солнце окажется в самом зените (в самой верхней точке, приходите обедать. А когда солнышко коснется верхушки леса, пригоните корову с пастбища".
Петушок
(игрушка). Когда древний человек стал приручать животных, у него появился еще один помощник в ориентировке во времени - петух. Человек заметил, что петушок по утрам и вечерам поет примерно в одно и то же время. Да не один раз, а целых три. Первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще и не показалась, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договорится и о встрече. Например, говорили так: "Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов".
Раздел "Часы древних времен".
В данном разделе имеются:
Песочные часы
Первые песочные часы появились, когда люди научились изготавливать прозрачное стекло (Западная Европа, XII в.) . в такие часы насыпали определенное количество песка, например на 1 минуту, на 5 минут, на 1 час. Когда песок из верхней части пересыпался в нижнию, часы переворачивались.
Модель водяных часов.
Такие часы использовались в Древней Греции в судах эти часы измеряли время, за которое участник спора мог произнести речь. Если решался простой вопрос, например, кому принадлежала коза, судья наливал в чашу воду ("заводил часы") и предлагал одному из спорящих произнести речь в свою защиту. Фраза "ваше время истекло" означает конец речи. Она существует в нашей речи до сих пор.
Изготовление водяных часов.
Модель водяных часов можно изготовить из пластиковой бутылки (1, 5 л).отрезать верхнюю часть бутылки и сделать в пробке отверстие - проткнуть шилом. В верхний сосуд с небольшим отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-чёрточки: сколько воды вылилось. Столько и времени прошло.
Модель огненных часов
Особую свечу придумали в Испании. По всей ее длине 24 деления (количество часов в сутках). Сгорая, свеча уменьшалась за 1 час на одно деление. Слуга, следившей за часами - свечой, докладывая королю: "Ваше величество, один час прошел! "
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт проекта "Путешествие в мир часов"
Материал для воспитателей по формированию у детей с ЗПР знаний о часах и времени....
Паспорт мини-музея "О часах и про часы"
Паспорт мини - музея...
Паспорт педагогического проекта «Удивительный мир часов» для детей подготовительной группы
Паспорт педагогического проекта «Удивительный мир часов» предназначен для детей подготовительной группы (6-7 лет). Проект интегрированный, информационно-познавательный, группов...
Паспорт проекта "Удивительный мир часов"
Паспорт проекта "Удивительный мир часов"...
Проекты «Занимательная математика», Проекта «Удивительный мир часов», «Путешествие в царство математики».
материал проекта...
Паспорт проекта «Удивительный мир часов»
Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в школе, детском саду и на космодроме, на во...
ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ Тема: «Часы и часики»
Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Специфическими особенностями времени как объективной реальности затрудняют его ...