Семинар для воспитателей "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей путем обращения к художественной литературе"
материал на тему
Данный материал представляет собой вступительное слово старшего воспитателя на семинаре-практикуме, раскрывающий смысл поставленной темы и задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_duhovno-nravstvennyh_kachestv.docx | 15.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар №1 (2015-2016 уч.гг)
Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников
путем обращения к художественной литературе
Сегодня в нашей стране очень много говорят о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Проблема поднята не только на уровне школ и садов, но на уровне правительства, всего государства. С одной стороны причины актуальности ясны: возросла детская жестокость, телевидение, компьютеры демонстрируют жестокость и т.д. Но ведь нравственное образование преподавалось всегда. Почему же этого было мало? Почему появилось сочетание «духовно-нравственное образование»? Чем духовно-нравственное отличается от морально-нравственного?
Большинство людей термин «Духовно-нравственное воспитание» понимают очень узко. Для многих – это просвещение народа в религиозном смысле (церковь, традиции и обряды и т.д.)
Для начала давайте разберемся, что такое духовно-нравственные качества. Назовем их: доброта, терпимость, любовь, великодушие, отзывчивость, милосердие, сострадание.
Давайте определим, что такое нравственность, нравственные поступки, а что такое духовность. Для начала, что глубже, духовность или нравственность? Духовность.
«Нравственность» – это когда человек знает, что такое хорошо, и что такое плохо и старается поступать хорошо. В данном случае наше сознание выбирает, когда и по отношению к кому совершить добро, нравственный поступок. Нравственность часто связана с нашей оценкой.
Духовность – это степень нашей любви не зависимо от нашего сознания.
В качестве примера приведу два очень известных детских произведения.
Произведение, в котором ребенку дается информация о морально-нравственных и безнравственных поступках. Самый яркий пример – В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
Строки:
Если мальчик любит мыло и зубной порошок,
Этот мальчик очень милый, поступает хорошо…
Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут тут, он хороший мальчик….
Этот в грязь полез и рад, что грязна рубаха.
Про такого говорят, он – плохой, неряха…
А теперь возьмем произведение Г-Х.Андерсена «Снежная Королева». После того, как Каю попадают осколки в глаз и в сердце, он становится злым, грубым, он губит выращенные с любовью розы, а Герда все равно его любит. Кай катает Герду на санках и специально делает так, чтобы она упала, смеется над ней. А она все равно идет его спасать.
Или сказка Аксакова «Аленький цветочек». Какими качествами обладает меньшая дочь Настенька: почтение и любовь к отцу, жертвенность, жалость чудищу, которого все боятся и никто не может полюбить.
От произведений духовного содержания веет добром.
Может ли человек совершать нравственные поступки, но не обладать духовностью? К сожалению, да.
Эту разницу надо почувствовать в себе, внутри. Мы очень много говорим детям о нравственности. Мы их учим, что такое хорошо, и что такое плохо. Но мы их мало учим духовности. Потому что это сложно, потому что мы сами духовно очень бедны. Но учить надо. Духовность развивается. Помните рассказ про хулигана- медвежонка, которому по велению дедушки нужно было набрать полный мешочек камушков: один камушек – одно доброе дело. В конце он приучается делать добрые дела, он научается видеть, кому нужна помощь.
Читайте детям добрые книжки, обсуждайте поступки героев и качества, проводите параллели с ситуациями из жизни детей.
Примеры детских произведений, которые учат добру, состраданию, милосердию.
Г-Х. Андерсен. Гадкий утенок. Снежная королева
Л.Н.Толстой. Рассказы для детей: «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун»
В.Катаев «Цветик-семицветик»
М.Зощенко «Галоши и мороженое» и др. рассказы.
В.Осеева. Рассказы
Б.Заходер. Рассказы «Серая звездочка», «Отшельник и роза» и др.
Оскар Уальд «Мальчик-звезда» и др.
Борис Ганаго. Рассказы
Сельма Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
Виталий Губарев. Королевство кривых зеркал
Ян Экхольм. Тутта Первая и Людвиг Четырнадцатый.
Антоний Погорельский. Черная курица или Подземные жители.
А.Куприн. Чудесный доктор.
Задание воспитателям – дополнить этот список.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"
В данной методической разработке я представила план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"...
«Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой»
материал :индивидуальный план на тему развитие речи путем ознакомление с художественной литературой....
Консультация "ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества....
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В мире, полном современных технологий и инноваций, мы забываем о культуре общения, все реже встречаем взаимопонимание, мы разучились доброжелательно разговаривать, общаться, спорить. А ведь в «с...
Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год
Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе приобщения к художественной литературе в рамках реализации программы «Добрый мир»
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе приобщения к художественной литературе в рамках реализации программы «Добрый мир»...
План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год
План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год...