«Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
материал :индивидуальный план на тему развитие речи путем ознакомление с художественной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие речи | 39.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план по самообразованию
на тему «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой»
Составила:
воспитатель I категории
Ладик Н.Н.
2017-2018 г
- Цель методической разработки
развитие понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Познакомить детей с различными художественными произведениями (сказки, потешки, прибаутки, стихи).
3. Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь.
4. Развитие активной речи (воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам с взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.
5. Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты.
План работы с детьми
№ п/п | Название мероприятия | Время проведения |
1 | Диагностика умений и знаний в области художественной литературы | Сентябрь |
2 | Познакомить с РНС «Репка» | Сентябрь |
3 | Закрепить РНС «Репка» с помощью настольного театра | Сентябрь |
4 | Пальчиковые игры на основе р.н.потешек | Октябрь |
5 | Знакомство с закличками | Октябрь |
6 | Познакомить со стихотворением А.Барто «Лошадка» | Ноябрь |
7 | Разучивание стихотворения А.Барто «Лошадка» с помощью драматизации | Ноябрь |
8 | Познакомить с РНС «Маша и три медведя» | Ноябрь |
9 | Познакомить с потешкой «Ай дуду, дуду,дуду” | Декабрь |
10 | Разучивание потешки «Как у нашего кота” | Декабрь |
11 | Познакомить с шуткой – прибауткой «Шел кот скороход» | Декабрь |
12 | Познакомить со стихотворением С.Черного «Приставалка» | Январь |
13 | Разучивание потешки «Коза-хлопота»” | Январь |
14 | Познакомить с РНС «Волк и семеро козлят» | Февраль |
15 | Разучивание песенки из РНС «Волк и семеро козлят» | Февраль |
16 | Познакомить с РНС «Теремок» | Март |
17 | Повторить РНС «Теремок» с театрализованным представлением | Март |
18 | Познакомить со стихотворением А Бродского «Солнечный зайчик» | Апрель |
19 | Чтение рассказа Чарушина «Курочка» | Апрель |
20 | Чтение потешки «Киска» | Май |
21 | Разучивание потешки «Киска» | Май |
22 | Диагностика умений и знаний в области художественной литературы | Май |
План работы с родителями
№ п/п | Название мероприятия | Время проведения |
1 | Консультация «Учим с ребенком стихи» (см. приложение) | Сентябрь |
2 | Консультация «Сказка в развитии речи детей» (см. приложение) | Октябрь |
3 | Повторить дома стихотворение А.Барто «Лошадка» | Ноябрь |
4 | Консультация «Пестушки, потешки, и прибаутки» (см. приложение) | Декабрь |
5 | Консультация «Воспитание детей через художественное слово» (см. приложение) | Январь |
6 | Закрепить дома песенку из РНС «Волк и семеро козлят» | Февраль |
7 | Консультация «Научите ребенка красиво говорить» (см. приложение) | Март |
8 | Повторить дома стихотворение А Барто «Зайка» | Апрель |
9 | Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей» (см. приложение) | Май |
Развитие связной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы) .
Формирование образности должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
В младшей группе я использую произведения разных жанров. Учу детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. Постоянно обращая внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая ребят к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после слушания сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок» - предложили детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказок: «Tepeмoк», «3аюшкина избушка», «Три медведя» дети учатся передавать слова разных героев. Они повторяют интонации, которые произносим мы, но это также закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
Приложение
- Консультация “Учим с ребенком стихи”
Способ №1 .
Чтобы ребенок легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Если совсем маленькому крохе читать ритмичные стихи «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет», то когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. Известно, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-6 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. Если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим ребенка запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Способ №2
Для быстрого заучивания наизусть желательно выбирать стихотворения, которые по содержанию соответствовали бы возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнего малыша заучивать «Лукоморье» А.Пушкина, чтобы показать его «гениальность». Лучше всего учить детскую классику С. Михалкова, А. Барто, К. Чуковского.
Способ №3 .
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у дошкольника формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
- Консультация «Сказка в развитие речи детей»
Сказки служат могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Они оказывают огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Рассказывание сказки целесообразно завершать концовкой («Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают...» и т.п.). После рассказывания сказки необходимо побеседовать с ребенком, беседа помогает детям лучше
понять содержание сказки, правильно оценить некоторые се эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения.описания, типично сказочные обороты речи, те. постичь языковую особенность произведений данного жанра.
Существует множество эффективных приемов в организации бесед по сказкам. Прежде всего, это вопросы они помогут детя м точнее охарактеризовать героев сказки, почувствовать главную идею сказки и т.д., одним словом, вопросы должны быть разнообразными по своей направленности
Не менее важно рассматривание иллюстраций, так как они помогают понять сказку. Нужны также словесные зарисовки: дети сами воображают себя художникам и, придумывают и рассказывают, какие бы картинки они сами нарисовали к данной сказке.
Иногда полезно повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей, тогда дети полнее воспринимают художественные достоинства сказки, замечают сравнения, эпитеты и другие изобразительные средства сказки.
Можно попросить ребенка вспомнить и рассказать о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном пересказать описания природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.
Эффективным приемом в беседах посказе является ее драматизация или драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса, Например диалога зайца в тети вороны (сказка «Заяц-хваста»).
Систематическое чтение и рассказывание сказок приведет к тому, что дети будут стремиться к сочинению своих собственных произведений в самых разных жанрах и на самые разные темы. Необходимо поошрять творческие проявления детей в области слова и давать им задания на придумывание сказок в рассказов.
3. Консультация «Пестушки, потешки, и прибаутки»
Потешки и пестушки - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка - потягивание со сна, одевание и т. д. Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки.
Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Он развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые "Ладушки" и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.
Но главное, что дает потешка - это налаживание контакта между родителями и ребенком с самого рождения. Разучите несколько потешек из нашего сборника, и они помогут вам в этом. Ласковым голосом, негромко, с доброй улыбкой напевайте песенки вашему ребенку, и вы почувствуете, как между вами устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.
4. Консультация «Воспитание детей через художественное слово»
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Формированию нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.Эмоциональная отзывчивость становиться основой формирования у ребенка нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрение взрослых; стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявит заботу, внимание, успокоить, порадовать.Великие педагоги всех времен и стран рассматривали нравственное воспитание, как активный целенаправленный процесс: формирование нравственных чувств и привычек, морального сознания, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности:
- гуманные отношения между детьми (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим, деликатность;
- правдивость, дружелюбность, желание прийти на помощь товарищу.
5.Консультация «Научите ребенка красиво говорить»
Речь – основа человеческого разума. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают опыт, согласовывают действия. Она регулируют наше поведение, формирует личность, характер, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Поэтому нужно и можно помочь ребенку научиться правильно и красиво говорить.
В разговоре с малышом следите за своим произношением, говорите с ним неторопливо, четко произнося все звуки и слова. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, с которыми малыш часто общается. Вывод – вовремя надо исправлять звуки окружающих. Ребенку нужен совершенно правильный образец речи для подражания. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употребляя усеченные слова или звукоподражание (Где бибика?Ляля хочет бай-бай), сюсюкать.Не рекомендуется заставлять малыша повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихи, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста. Это может привести к заиканию или искажению звуков.
Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда они ему ещё не доступны. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных возрастных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Допускается неправильное произношение звуков Р, Л до пяти–шести лет, звуков Ш, Ж, Ч, Щ, Ц - до четырех–пяти лет, звуков С, З – до трех–четырех лет. При нарушении этих сроков следует обратиться к специалисту - логопеду.Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, что бы он немедленно и верно повторилтрудное для него слово. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. Не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать правильный образец (Ты умеешь говорить Р. Скажи слово так, чтобы ясно было слышно Р: хорррошая). Чтобы закрепить это слово, можно предложить малышу обыграть его.
Занимайтесь с ребенком дома, читайте ему книги, рассматривайте иллюстрации, предлагая пересказать содержание сказки (рассказа). Если ребенок ошибся, не следует перебивать его, надо предоставить ребенку возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать дать ответ попозже (когда он поспит). Взрослый за это время сможет подготовиться. Тогда малыш не только получит правильную информацию, но и увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника. С особым удовольствием дети слушают наши рассказы. Ведь нам тоже читали и рассказывали в детстве. А потом мы сами читали … Вечные книги связывают поколения, а в общении с ребенком создают радостную атмосферу родного дома – самого лучшего места на земле.
6.Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей»
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
· Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.
· Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.
· Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.
Пальчиковая гимнастика подразделяется на три группы.
1. Упражнения для кистей (возраст 1,5 – 3 года) развивают подражательные способности, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключаться с одного движения на другое.
2. Условно-статические упражнения для пальцев (возраст 3-4 года) служат отработке ранее полученных навыков.
3. Динамические упражнения для пальцев (возраст 4-6 лет) развивают координацию движений, учат «противопоставлять» большой палец остальным.
Вот некоторые рекомендации, которые следует соблюдать при проведении пальчиковых игр и упражнений:
· После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);
· Пальцы следует нагружать равномерно.
Упражнение для кистей
«Фонарики»
Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;
Пальцы сжать (фонарики погасли), разжать (фонарики зажглись).
Условно-статическое упражнение для пальцев
«Кошка»
А у кошки
Ушки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты),
Чтобы лучше слышать
Мышь в её норушке.
Динамическое упражнение для пальцев
«Домик»
Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).
Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой
Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....
Методическая разработка на тему: "Развитие речи детей при ознакомлении с художественной литературой"
Значение художественной литературы для жизни и успешного обучения ребенка в школе...
Индивидуальный план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"
В данной методической разработке я представила план по самообразованию по теме "Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой"...
Опыт работы "Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой"
Пробудить в детях интерес к художественным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге....
План по самообразованию «Развитие речи детей путём ознакомления с художественной литературой»
план по самообразованию...
Обобщение опыта на тему: «Развитие речи детей через ознакомление с художественной литературой»
Развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой....
План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год
План по самообразованию «Развитие речи детей путем ознакомления с художественной литературой» на 2023-2024 учебный год...