Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников раннего возраста
статья (младшая группа) по теме

Магеррамова Севда Елдар кызы

Взаимодействие с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи ребенка раннего возраста.

Одним из основных направлений деятельности  педагога дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия с семьями воспитанников. Родители – первые и главные воспитатели ребенка. Глубина их влияния на детей обеспечивается, прежде всего, постоянством и длительностью воспитательных воздействий в разнообразных жизненных ситуациях.

Глобальные изменения, происходящие в обществе, требуют от воспитателя пересмотра своего отношения к семье и домашнему воспитанию. Необходимо отказаться от самодостаточности в решении образовательных задач и научиться устанавливать контакты с родителями. При этом следует помнить, что далеко не все они обладают высоким уровнем психолого – педагогической  культуры, ответственно относятся к своей роли и готовы к сотрудничеству с педагогами ДОУ. Поэтому необходимо ориентироваться на  интересы и запросы конкретных семей. Следовательно, предпочтение  должно отдаваться индивидуальным формам (беседы, консультации, посещение семьи и др.). Взаимодействие с родителями включается в качестве обязательного раздела в план работы воспитателя.

Установлению доверительно - делового контакта с семьей способствует создание положительного образа ребенка  и трансляция его родителям: «Маша  сегодня порадовала меня.  Она была очень вежлива, здоровалась со всеми, кто входил в группу»,  «Ваша Олечка  сама убирает игрушки» и т.д. Это способствует появлению установки в общении с родителями на взаимопонимание, доброжелательные отношения,  которые необходимы в совместной деятельности педагогов  и членов семьи, направленные на  совместное развитие личности ребенка.  

Воспитателю важно выявить особенности ребенка, побеседовав с его родителями, узнать некоторые его привычки, привязанности и то, как к нему обращаются дома.

Ежедневно общаясь, важно подвести родителей к убеждению, что доброе отношение к людям, культура поведения – залог  того, что уже в раннем возрасте ребенок  начинает следовать тем правилам взаимоотношения, которые усваивает от взрослых: думать не только о себе, но и других людях.

Культуру поведения у ребенка раннего возраста надо воспитывать, вводя в его жизнь первичное представление об этикете. В возрасте 2-х  – 3-х лет это воспитание культурно-гигиенических навыков. Именно на это и надо  обращать внимание родителей. Ведь очень важно, чтобы в  семьях  детей  взрослые  соблюдали эти правила сами.  

Педагог располагает богатым арсеналом формы работы с родителями по воспитанию культурно-гигиеническим навыков.  Остановимся на  некоторых из них.

Наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей  - педагогическая беседа. 

Она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами:  беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации. Цель ее – оказание родителям своевременной помощи в воспитании культуры поведения, обмен мнениями по этому  или иному  вопросу воспитания,  достижение единой точки зрения по этому вопросу.

При проведении беседы рекомендуется выбрать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем  переходить непосредственно к сути основного вопроса.

 Содержанием беседы  о воспитании культурно - гигиеническим навыков  с родителями детей раннего возраста, посещающих дошкольное учреждение, могут  стать:  

-вопросы гигиены

- культура эмоционального общения с ребенком

-   особенности социального развития и культурно –гигиенических навыков ребенка раннего возраста

-  режим дня ребенка 2-х – 3-х лет

-   для чего нужна вежливость

  -  школа вежливости

-    воспитание культурно –гигиенических навыков, залог нравственного воспитания

-  нужна ли самостоятельность в раннем возрасте и т.д.

Стенд группы   (уголок для родителей).  

На нем размещаются, во-первых, материалы информационного характера.  Во-вторых, педагогический раздел стенда, который является основным.  Материалы, помещаемые в нем,  освещают цели и задачи воспитания, обучения и развития ребенка в соответствии с образовательной программой, по которой работает воспитатель; Сообщается необходимая информация об особенностях развития ребенка данного возраста, что он должен знать и уметь  к 1., 1,5 – 2, 2,5 – 3-м годам.  Здесь уместно вывесить также информацию  о  возрастных требованиях  по использованию культурно-гигиенических навыков.

На стендах вывешивают   план  работы  с детьми  на неделю по воспитанию культурно-гигиенических навыков, фотографии из жизни детей в детском саду.  Время от времени  выставляется отчетный материал о том, что усвоено детьми по тому или иному разделу программы воспитания и обучения за определенный период.

На стендах вывешивают правила поведения, к  которым приучают детей в дошкольном  учреждении; предлагают советы и рекомендации. Можно также статьи из газет и педагогических журналов. Необходимо пополнять информацию не менее одного раза в неделю, а  один раз в месяц  желательно менять основную тему (согласно плану).  

Активные формы:   работы  с членами семей  воспитанников:  дискуссии,  познавательно - дидактические и деловые игры. Они помогают  установить партнерские отношения между педагогом и родителями, на равных обсудить волнующие их проблемы.

Семейная гостиная: Родители собираются на чаепитие в группе, и в ненавязчивой форме обсуждаются наболевшие вопросы воспитания. Большое место в этих беседах отводится  важности воспитания культурно-гигиенических навыков и зачатков этикета. На этих встречах  мы прибегаем к методам активации родителей:   вопросам, приведению примеров из жизни детей нашей группы, просмотру видеороликов, анализу педагогических  ситуаций по воспитанию культурно - гигиенических навыков, заполнению  карт «Мой хороших ребенок».  

Также на базе нашей группы организован клуб семейного мастерства «Наш малыш».  4 раза в год  в нашем клубе проходят  досуговые мероприятия, на которые родители приходят с детьми. Родителей знакомим  с  воспитательно - образовательным процессом в форме игр с детьми, деловых игр с родителями, короткими открытыми занятиями по некоторым направлениям воспитания.  

На  каждом мероприятии клуба обязательной гостьей является кукла, которая  показывает уроки вежливости, вызывая   эмоциональный отклик  у детей и напоминает родителям о важности обучения детей  этикету.

К специфике  общения с семьей ребенка раннего возраста  относится то, что педагог не проводит с ней открытые просмотры видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие с родителями детей раннего возраста"

В первую младшую группу дети поступают из семьи и из яслей. Это требует от нас, воспитателей, дифференцированного подхода как к детям, так и к родителям. Мы учитываем, что дети, пришедшие из ясельной ...

Методическая разработка на тему: «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста для более успешной адаптации к детскому саду»

 На сегодняшний день тема взаимодействия детского сада и семьи в период адаптации детей раннего возраста достаточно актуальна.  За последнее время резко увеличился поток детей в...

Социально-педагогическое взаимодействие в работе с родителями группы раннего возраста.

Система работы по социально-педагогическому взаимодействию с родителями...

Взаимодействие с родителями детей раннего возраста. Перспективное планирование в группе раннего возраста.Автор: воспитатель Зуй З.И.

В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство, возникающее на основе р...

Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОО с родителями детей раннего возраста

В свете современных изменений в системе образования, в соответствии с ФГОГС ДО, сложившуюся ситуацию можно решить  в процессе «взаимодействия с родителями по вопросам образования ребёнка, непосре...

«Взаимодействие воспитателей с родителями детей раннего возраста через игровую деятельность»

laquo;Семья для ребенка-это источник общественного опыта. Здесь он находитпримеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Иесли мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, т...

Что необходимо учитывать воспитателям в работе с детьми раннего возраста. Как взаимодействовать с родителями детей раннего возраста

В возрасте 1–3 лет привязанность между ребенком и мамой слишком велика, чтобы разлука проходила для них просто. Совместно с воспитателями оказывайте эмоциональную и моральную...