Доклад на педсовете « Формирование сотруднических взаимоотношений в педагогическом коллективе» май 2023
статья
доклад на педсотете о необходимости сотрудничества и взаимоуважения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_vzaimootnosheniya.docx | 49.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Константиновского района»
Доклад на тему:
« Формирование сотруднических взаимоотношений в педагогическом коллективе»
Воспитатель: Нетребскова Светлана Викторовна
2015 г.
В современных условиях постоянно растет интерес к явлению межличностных отношений в педагогическом коллективе. Данная проблема диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Актуальность проблемы формирования межличностных отношений в педагогическом коллективе выявила существенное противоречие между реальной необходимостью формирования межличностных отношений среди педагогов в педагогическом коллективе и недостаточной изученностью и разработанностью ее предметно-педагогического содержания и не всегда эффективным использованием технологий формирования ее навыков у педагогов.
Выявленное противоречие обуславливает необходимость теоретической обоснованности и практической разработки условий по формированию межличностных отношений в педагогическом коллективе.
Б. Г. Ананьев определяет межличностные отношения как процесс познания участниками общения друг друга, саморегуляции поступков человека с учетом полученного знания, преобразования внутреннего мира участвующих в общении людей.
Автор Н. Н. Богомолова предполагает, что межличностные отношения - это содержание процесса действия объективных общественных законов и отношений. Спецификой межличностных отношений является тот факт, что другой человек не является объектом отстраненного наблюдения и познания. Человеку всегда важно, как к нему относится другой, какова его реакция на обращения и поведение, мы всегда, так или иначе сравниваем себя с другим, сопереживаем ему. Все это отражает нашу связь с другими людьми, степень нашей включенности в их переживания. Поэтому в межличностных отношениях и восприятии другого всегда отражается собственное Я человека.
Главная функция межличностных отношений - это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие взаимодействия. Межличностные отношения выступают необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Межличностные отношения в педагогическом коллективе определяются и опосредуются целями и содержанием их деятельности.
Формирование межличностных отношений является важным условием для взаимодействия между педагогами в педагогическом коллективе. В педагогическом коллективе формируется отношение педагога к моральным ценностям, к окружающим людям. Поэтому целесообразно провести работу, направленную на формирование более гармоничных отношений, построенных на принятии, доверии, умении разрешить конфликты.
В результате возросшей необходимости воспитательной работы с педагогическим коллективом, отсутствия штата воспитателей по работе с педагогами, воспитательная работа с ними превращается в общую функцию руководства обучающего заведения. Реализация такого подхода к воспитательной работе предполагает существенное улучшение их подготовки к выполнению воспитательных функций.
Педагогическая практика требует от руководителей заведения широких знаний социально-психологических явлений педагогических коллективов, в числе которых важное место занимают особенности взаимоотношений между людьми. В педагогических коллективах кроме официальных взаимоотношений складываются и развиваются самые разнообразные отношения, которые возникают стихийно и официально ничем не регламентируются.
Характер взаимоотношений влияет на уровень морально-психологического состояния педагогов нашего заведения и проявляется в таких показателях, как уровень удовлетворенности отношениями в коллективе, отсутствие конфликтов среди педагогов, уверенность в своих сослуживцах.
Взаимоотношения возникают в любой общности людей как результат их психического взаимодействия в совместной деятельности, а проявляются в способах воздействия и влияния людей друг на друга. Эти способы взаимного воздействия, или формы межличностных и межгрупповых отношений, весьма разнообразны: авторитет, дружба, товарищество, круговая порука, соперничество, симпатия и антипатия, подражание, панибратство и др. Переживание их всегда субъективно. В основе их лежат установки, ориентации, ожидания членов коллектива, которые в свою очередь определяются содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, лежащими в основе их общения. Взаимные отношения служат почвой для формирования общественного мнения в коллективе, возникновения коллективных настроений, проявляются в тех или иных традициях, выступают фактором, образующим социально-психологический климат коллектива. Взаимоотношения в педагогическом коллективе - это система взаимосвязей, возникающая и развивающаяся между педагогами в процессе их взаимодействия во всех сферах педагогической деятельности и сопровождаемая различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.
Взаимоотношения в педагогическом коллективе в зависимости от специфики деятельности подразделяются на официальные и неофициальные.
Официальные (служебные) отношения - важнейшая основа взаимодействия людей при решении профессиональных задач, в том числе в учебно-воспитательном процессе, во время дежурства, в повседневной жизни. Система данных отношений предполагает неукоснительное исполнение учебно-воспитательных, служебных, трудовых обязанностей и ролей. Эти взаимоотношения официально закреплены в организационной структуре педагогического коллектива, задаются в соответствующих руководящих документах: законах, приказах, уставах, правилах, положениях, инструкциях. В этих рамках выделяются служебно-деловые, правовые, моральные, этические и другие взаимоотношения. Служебные отношения подразделяются на взаимоотношения «по вертикали» (между руководителями и подчиненными) и «по горизонтали» (между равными по должности).
Неофициальные (неслужебные) отношения - такие взаимоотношения складываются в зависимости от индивидуальных особенностей педагогов, их чувств, симпатий и антипатий, коллективных идеалов и внутриколлективных ролей, охватывают общественную деятельность, отдых и досуг педагогов. Взаимоотношения исходят из определенных побуждений (интерес, понимание необходимости взаимодействовать, сотрудничать, общаться и т.д.) и включают то или иное поведение (речь, действия, мимику, жесты и т.п.), эмоции и чувства (удовлетворенность общением, симпатии, антипатии, привлекательность, взаимное притяжение, положительные или отрицательные состояния), познание (восприятие другого, мышление, воображение, представление), волю (выдержка при отсутствии взаимопонимания, владение собой в случае конфликта, оказание помощи в трудной ситуации). Взаимоотношения педагогов - это различные формы их непосредственных контактов в ходе учебно-воспитательного процесса, общественной работы, бытового и житейского общения. В эти контакты включены мысли, чувства, оценки, представления друг о друге, симпатии, антипатии и т.д. Взаимоотношения зависят от того, как один человек воспринимает и оценивает другого. В свою очередь восприятие и оценка человеком других зависит от особенностей его личности, опыта, знаний. Поэтому на взаимоотношения педагогов влияют такие их индивидуальные особенности, как направленность, характер, темперамент, интересы, эрудиция, культура, привычки, возраст, национальная принадлежность и др.
Взаимоотношения в коллективе зависят от уровня организации совместной деятельности, личного примера руководителя, сознательности, чувства долга, убеждений и мировоззрения. Важную роль во взаимоотношениях играют психологическая совместимость людей, взаимная уступчивость, вежливость, готовность помогать, подчиняться, доброжелательность.
Взаимоотношения в педагогическом коллективе в плане личных отношений между педагогами предполагают взаимное уважение, понимание высокой социальной роли каждого, необходимости солидарности, сплоченности.
В отношениях к подчиненным руководители должны проявлять уважение их личного достоинства, сочетать требовательность с заботой, доверие, доброжелательность, отзывчивость, справедливость. Недопустимо пренебрежительное, грубое, высокомерное, запугивающее и недоброжелательное отношение руководителя к подчиненному. Должное отношение руководителей к подчиненным порождает ответное положительное отношение как к руководителю и как к человеку.
Подчинение субъективно переживается в зависимости от индивидуальных особенностей педагога и руководителя, от обстановки, выполняемых задач, настроения и мнения коллектива. Поэтому для одного педагога подчинение - это внешне навязанное, неприятное отношение, приказ им воспринимается как посягательство на свободу, самостоятельность, достоинство. Такой педагог легче воспринимает требования в виде просьбы. Другому педагогу подчинение удобно и приятно. Для третьего подчинение - осознанная необходимость в выполнении служебных задач. Руководителю не следует строить свои служебные взаимоотношения с подчиненными на строго официальной основе. Надо быть близким к подчиненным, глубоко уважать их достоинство, понимать внутренний мир личности каждого из них. Понять внутренний мир другого человека - значит суметь поставить себя на его место и увидеть окружающее как бы глазами этого человека.
Взаимоотношения, соответствующие инструкциям и нормам морали, исключают грубость, нездоровое самолюбие, отчуждение, неуважение друг друга, содействуют созданию у педагогов бодрого настроения, помогают каждому из них мобилизовать свои силы на преодоление трудностей службы. Наоборот, недружелюбие, равнодушие, невнимательность, неуважение, бестактность, неприязнь, отрицательные эмоции и чувства, конфликты снижают уровень познавательной активности и моральной психологической атмосферы в коллективе. Поэтому успех в решении учебно-воспитательных задач, развитие сплоченности педагогических коллективов, их слаженность зависят от качества взаимоотношений педагогов. Особенно тесные отношения наблюдаются в малых группах. Педагогический коллектив имеет официальную и неофициальную структуры. Официальная структура соответствует штату учебного заведения, неофициальная состоит из системы неформальных статусов и ролей. Педагоги могут объединяться в микрогруппы по различным принципам (возрасту, общих интересов и т.п.), которые имеют как положительную, так и отрицательную направленность. Микрогруппы возникают на основе потребности во взаимопомощи при решении учебно-воспитательных задач, в совместном проведении свободного времени, а иногда на основе отрицательного отношения к работе, к руководителю. В последнем случае с такой микрогруппой надо провести дополнительные мероприятия воспитательной работы, показать коллективу вред ее направленности, а от лидера при необходимости избавиться.
Для налаживания здоровых взаимоотношений руководителю важно создавать условия для самоутверждения, завоевания положительного авторитета в коллективе каждым педагогом. Правильно строить взаимоотношения с подчиненными руководитель может лишь на основе глубоко осознанного чувства возложенной на него ответственности, высокой внутренней дисциплины и критического отношения к себе. Без постоянного самоконтроля руководитель не может рассчитывать на то, что из него получится зрелый лидер коллектива, вдумчивый и умелый воспитатель подчиненных. Основным направлением в работе по формированию здоровых взаимоотношений в коллективе является формирование осознания каждым педагогом необходимости дружбы и товарищества, взаимопомощи, постоянной внутренней готовности к этому при выполнении служебных задач. Нужно не простое знание законов, их требований, а понимание смысла, значимости педагогического долга и работы в целом, а также того, что без товарищества качественное их выполнение немыслимо. При попытках проявления элементов отрицательных взаимоотношений возможны случаи подрыва нормальной жизнедеятельности, сплоченности коллектива, утраты его дееспособности (полной или частичной), поэтому нужно добиваться понимания каждым членом коллектива социальной вредности подобных взаимоотношений, внутреннего неприятия их. Укреплению положительных взаимоотношений в коллективе способствует воспитание у педагогов коллективизма, чувства собственного достоинства и чести.
Положительно влияет на поведение педагога, его отношение к служебным обязанностям и к товарищам, чувство удовлетворенности принадлежностью именно к данному коллективу. Уровень мотивации педагога повышается от личного до социально значимого, они сливаются, совпадают. Следовательно, поступки его всегда будут направлены на реализацию интересов коллектива, таким же будет и его отношение к коллегам. Непременным условием обеспечения положительных взаимоотношений в коллективе является постоянная, единая, высокая и справедливая требовательность руководителей, контроль и непрерывное управление подчиненными. Осознание каждым педагогом того, что ни один факт отрицательных взаимоотношений не может остаться неизвестным и безнаказанным, сдерживает их и в целом формирует целесообразный стиль поведения и взаимоотношений. Здоровые взаимоотношения между педагогами формируются в том случае, если руководители лично соблюдают и требуют от подчиненных выполнения основных принципов взаимоотношений:
а) принцип уважения и субординации, который предполагает соответствие взаимоотношений нормам общественной морали и нравственности, а также соблюдение всеми членами коллектива личного достоинства, профессионального и социального статуса каждого педагога;
б) принцип сплоченности - формирование у педагогов взаимопомощи, взаимовыручки и взаимопонимания;
в) принцип гуманизма, который предусматривает человечность как основу взаимоотношений между педагогами, которая проявляться в доверии, искренности и открытости.
Взаимоотношения в педагогическом коллективе должны постоянно находиться в поле зрения руководителя, без его должного внимания взаимоотношения будут формироваться стихийно и могут привести к нежелательным последствиям, в том числе к конфликтам.
Литература:
1. Александрова Е. В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. — М.: Луч, 1993. – 346с.
2. Александрова Л.М. Развитие эмоциональной экспрессивности у учителей // Сб. тез. 2-й ежегодн. всероссийск. конф. "Практическая психология в школе (цели и средства)". Сентябрь 1996. - СПб.: ГП "ИМАТОН", 1997. - С. 3-4.
3. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160с.
4. Анцупов А.Я. , Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.:ЮНИТИ, 2000г., - 551с.
5. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. С. 373-394
6. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983. – 150с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства
Доклад на педсовете: Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество –...
Доклад на педсовете «Педагогическая диагностика: особенности организации и проведения в соответствии с ФГОС ДО»
На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом дошкольной образовательной организации. В конце учебного года перед педагогами ...
Доклад «Как придумывать и рассказывать авторские педагогические сказки для социализации детей». (Педсовет)
В дошкольном образовании социализация – создание социальной ситуации развития, процесс усвоения ребенком норм и правил поведения, передачи знаний о мире и одновременно п...
Доклад на педсовете. Тема "Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры" 30.01.2017
Материал содержит рекомендации по содействию детям в процессе сюжетно ролевых игр. Акцент делается на отказе от руководства педагогом процессом сюжетно-ролевой игры и переходе к педагогическому взаимо...
Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"
Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...
Доклад к педсовету «Мониторинг педагогического процесса на начало, середину и конец 2021-2022 г. для детей второй группы раннего возраста»
Мониторинг педагогического процесса на начало, середину и конец 2021-22г для детей второй группы раннего развития....
Доклад к педсовету на тему: «Современные педагогические технологии по развитию речи и коммуникативным навыкам»
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На современном этапе, в связи с совершенствованием процессов воспитания и обуч...