Курсовая работа тема:" Воспитание интереса к школе у детей 5-6 лет"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Материал для воспитателей и методистов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya.doc | 173 КБ |
анкеты | 14.28 КБ |
помощь методисту и воспитателю-межличностные отношения | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Ф.И. ГЕРЦЕНА
ИНСТИТУТ ДЕТСТВА
Воспитание интереса к школе у детей 5-6 лет
Выполнена студенткой
4курса заочной формы
обучения III группы
Маликовой Юлией
Николаевной
Санкт-Петербург
2008 г.
Введение
Подготовка детей к школе является сложной и многоплановой проблемой. Переход в школу оказывает влияние на всю его личность и ставит перед ними множество новых задач. Меняется позиция ребенка среди окружающих и вся система его отношений: к учителю, к членам семьи, к родителям, к своим обязанностям ученика, к учебным предметам, к той деятельности, которая до школы была основой, - к игре. Для того, чтобы ребенок смог осознанно принять на себя все эти новые обязанности и выполнять их, он должен быть к ним готов.
Л.С. Выгодский подчеркивал, что активное вхождение ребенка в новую социальную ситуацию определяется наличием у него субъективных возможностей активно ответить на новые задачи.
Готовность к школе выступает, с одной стороны, как производная личностного развития, с другой как один из значимых показателей достижений личностного становления ребенка в дошкольные годы. Важной задачей является воспитание у детей активного интереса и стремления к обучению в школе.
Решению этой задачи способствует общая направленность работы детского сада на формирование готовности детей к школе, а также специальная работа: экскурсии в школу, беседы с учителями. Проведенная таким образом работа формирует у детей к концу дошкольного возраста настойчивое стремление к поступлению в школу, к новому, почетному в их глазах, положению школьника.
Глава 1. Значение воспитания готовности к школе в детском саду.
Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубления понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, - все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «готовность к школе» и подходы к его дальнейшему изучению.[1].
Характерной особенностью нашего времени является постоянное совершенствование содержания школьного образования. Задача детского сада состоит в том, чтобы всей системой воспитательно-образовательной работы обеспечить формирование у детей готовности к школе, наиболее полно соответствующей требованиям современного школьного обучения. Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего, всестороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальных классах школы. В связи с этим в современной психолого-педагогической литературе ( А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Г.М. Лямина и др.) понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как «общая, психологическая готовность» и как «специальная готовность» к обучению в школе.[7]
1.Общая готовность к школе – выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту переходу к школьному обучению.[1]
2.Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя мотивационную готовность, которая проявляется в стремлении ребенка к учению, в желании быть школьником, достаточно высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, овладение ребенком элементами учебной деятельности, определенный уровень волевого и социального развития. Все компоненты психологической готовности ребенка к школе обеспечивают психологические предпосылки включения ребенка в коллектив класса, сознательного, активного усвоения учебного материала в школе, выполнение широкого круга школьных обязанностей.[1]
Составными компонентами психологической готовности являются: личностная, нравственно- волевая, интеллектуальная, физическая.[7]
I. Личностная готовность ребенка к школе.
Готовность этого типа, выражается в отношении к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Как правило дети выражают желание идти в школу. Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку, но оказывается, это еще не самые главные мотивы. Очень важно чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью – учением. И это стремление естественное, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником – совсем другое дело. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития соотносится с личной готовностью ребенка к школе. Такие первоклассники ведут себя в школе, по детски, учатся не ровно.[6]
Родители должны способствовать к формированию у детей личностных качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками в школе и учителями. Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества – качества которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития (А.А. Венгер).
II. Нравственно-волевая готовность ребенка к школе.
Она выражается в достижении ребенком к концу дошкольного детства такого уровня развития нравственного поведения, воли, моральных чувств и сознания, который позволяет ему активно принять новую социальную позицию и построить свои взаимоотношения с учителем и одноклассниками на нравственной основе. Содержание нравственно-волевой готовности к школе определяется теми требованиями к личности и поведению ребенка, которые обуславливаются позицией школьника.[7] Ребенку потребуется в школе напряженный труд, умение делать не только, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель. А это ребенку очень трудно сделать. Надо волевые усилия чтобы управлять своим поведением, эмоциями, вниманием, памятью. Без помощи взрослых будущему школьнику очень трудно справиться. В первую очередь родители должны приучать своих детей, уже с маленького возраста, используя игровую форму, ко всем этим качествам.[12]
Значимыми для становления нравственно-волевой готовности к школе являются такие черты личностного поведения старшего дошкольника, как самостоятельность, организованность и дисциплинированность.[7]
III. Интеллектуальная готовность ребенка к обучению к школе.
Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учителя. Интеллектуальная готовность к школе складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов:
- запас знаний об окружающем мире (этот фонд знаний является той необходимой основой, на базе которой начинает строить свою работу учитель)
- знания детей, поступающих в школу должны быть дифференцированы (выделение областей действительности, т.е. живую и неживую природу, разные сферы человеческой деятельности и отношений, мир вещей и т.п.)
- качество освоения знаний детьми. Показателем качества знаний выступает степень осмысления детьми: точность и дифференцированность представлений; полнота содержания и объема элементарных понятий; способность детей к самостоятельному оперированию знаниями при решении доступных учебных и практических задач; системность, т.е. способность дошкольников отражать доступные, существенные связи и отношения между предметами и явлениями.[7]
Компонентом интеллектуальной готовности к школе является определенный уровень развития познавательной деятельности ребенка. Как подчеркивают многие советские психологи (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.А. Венгер), воспитание у детей дошкольного возраста любознательности, интереса к знаниям, желание учиться и выполнять школьные правила, формирование положительного отношения к школе, интереса к книге являются важной предпосылкой для создания у учащихся устойчивых учебных интересов и ответственного отношения к учебе и школе.[7]
Единство общего уровня познавательной деятельности, познавательных интересов, способов мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности создает у детей умственную готовность к усвоению учебного материала.
IV. Физическая готовность к школе – так же имеет огромное значение для успешного обучения в школе. Она включает в себя многие компоненты. Это в первую очередь хорошее состояние здоровья ребенка, закаленность, выносливость и работоспособность организма, степень сопротивляемости организма к заболеваниям. Это гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Особую роль играет развитие мелкой мускулатуры кисти руки – обязательное условие успешного овладения письмом.[7]
В старшем дошкольном возрасте происходит бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: и нервной, и сердечно-сосудистой, и эндокринной, и опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции его тела. Так же происходит существенные изменения ВНД. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Его физиологическое состояние в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую степень возрастного развития к более интенсивным умственным и физическим. Так формируется физиологическая готовность ребенка к обучению к школе.[3]
Глава 2. Интерес к школе как компонент мотивационной готовности ребенка к
школьному обучению.
Зарубежные исследования школьной зрелости в основном направлены на создание соответствующих тестов. В работах советских психологов Л.И. Божович и Д.Б. Элькомина содержится глубокая теоретическая проработка вопросов психологической готовности к школе с точки зрения содержательного обоснования необходимого и достаточного низшего уровня актуального развития первоклассника.
В теоретических работах Л.И. Божович основной упор делается на значении мотивационной сферы и формированию личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выведены две группы мотивов учения:
1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;
2) мотивы связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».[Л.И. Божович, 1972 г., с.23-24] Школа является связующим звеном между детством и взрослостью, причем если посещение дошкольного учреждения является необязательным, то посещение школы до сих пор было строго обязательным, и дети достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно эти, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе.[6]
Л.И. Божович подчеркивала, что мотивы учения носят конкретно-исторический характер, это положение было обосновано специальным сравнительным анализом мотивов учения существовавших у советских школьников в конце 40-х годов. [Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, 1951]
1.1Доминирование познавательной мотивации.
Этих детей можно охарактеризовать как любознательные. Они хотят много знать, нередко приходят в школу, уже умея читать и считать. Но если на занятиях им становится не интересно, то они могут отвлечься и заняться посторонними делами. Поэтому дети с доминированной познавательной мотивации, но слабо выраженными социальными мотивами учения могут оказаться менее готовыми к школьному обучению.
- Шестилетки.
Исследование проводилось на протяжении двух лет (весной 1990 г. и весной 1991 г.). Среди обследованных детей шестилетнего возраста к школе оказались готовы только 6% соответственно 94% которым предстояло начать учиться с 6 лет не были готовы. Рассмотрим уровень развития этих ребят.
А) Мотивационная сфера – методика, позволяющая выявить доминирование игровых или познавательных мотивов, показала, что преобладание познавательного мотива отмечается у 69% ребят, а игрового – у 31%.
Любопытно отметить, что лишь единицы прямо говорят о нежелании идти в школу.
Основная масса детей хочет туда пойти, но не вовсе не затем, чтобы учиться. Среди ответов на вопрос, почему они хотят учиться, встречаются например такие: «в детском саду надоело, в школе будет лучше», «хочу пойти в школу, потому что тогда днем не будут заставлять спать», «в школе много детей, у меня появятся друзья; раз я пойду в школу, значит, я уже большая и меня будут отпускать всюду одну». Эти ответы показывают, что ребята стремятся в школу не для того, чтобы учиться, а чтобы изменить в своей жизни то, что их не устраивает.[6]
У детей старших групп стремление к овладению знаниями и умениями в разных областях при обучении оказывается ярко выраженным; сами факты этих проявлений богаты и разнообразны. Это служит показателем того, что дети, поставленные в условия правильно организованного воспитания и обучения, могут учиться вполне хорошо. Психологическим мотивом стремления к учению у детей дошкольного возраста является желание получить результаты от своей деятельности. Можно наблюдать, как развивается это явление, как дети все с большим и большим вниманием и требовательностью относятся к результатам своей работы, у них складывается критическое отношение к ним и способность объективной оценке.[13]
В жизни воспитание должно иметь приоритет или по крайней мере идти в ногу с обучением, так как в ходе воспитания у ребенка складываются те черты личности, мотивы интересы, потребности, без которых усиленное обучение невозможно. Это например, ответственность, аккуратность, работоспособность. Многие из проблем, с которыми сталкивается школа, в обучении детей, связаны с недостаточной личностной развитостью детей, то есть их неполной воспитанностью. Одной из важнейших задач педагогической психологии становится задача определения тех качеств личности ребенка, от наличия которых непосредственно зависят успех в обучении, и разработка средств и методов их воспитания через опережающее личностное развитие.[10]
Главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная мотивационная готовность к учению, которая в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если какими-то способами нам удается непосредственный интерес ребенка к учению, то оно и развитие идут нормально. Преодолеть трудности мотивационного плана можно лишь, сделав учение интересным занятием для ребенка, то есть проводя его в форме специально учебно-дидактических игр, рассчитанных на увлечение ребенка и на его обучение через порождение интереса к приобретенным знаниям, умениям и навыкам.[10]
Мотивационно-структурный анализ сформированности учебной деятельности предполагает выяснение:
- принятие ребенком учебной задачи как руководства к действию,
- сохранение принятой задачи или соскальзывание на другую в процессе ее выполнения,
- сохранение или потери интереса к задаче в ходе ее решения.
Другой момент мотивационно-структурного анализа сформированности учебной деятельности представляет собой выяснение:
- отношение ребенка к учителю.
Функциональные признаки сформированности учебной деятельности содержат в себе характеристику исполнительной части деятельности.
В подготовительной к школе группе интерес к учебной деятельности обеспечивается не только за счет содержания занятий и используемых методов, но и связи с укрепившимся у них убеждением в важности занятий для будущего обучения в школе. Воспитатель, опираясь, на программное содержание занятия, нередко «перекидывает мостик» от занятия к уроку( ни в коем случае не копируя школьный урок). Например, говорит: «Ребята, в школе вы тоже будете учиться внимательно рассматривать картины и составлять по ним рассказы. Давайте представим себе, что мы уже в школе, и будем стараться, как школьники, последовательно рассказывать о том, что изображено на картине».[2]
Особый интерес у детей вызывают занятия, на которых они, что-либо изучают про школу, готовят пособия, которыми они будут пользоваться на уроках. Так, например, дети рассматривают школьные принадлежности, готовят закладки для книг, счетный материал. Формы приближения старших дошкольников к школе могут быть различными, но все они должны быть связаны с активной деятельностью детей и созданием у них заманчивой перспективы поступления в школу.
Одним из приемов является составление рассказов воспитательницы о том, как она училась в школе. Детям нравятся рассказы своего педагога о днях школьной жизни, и они часто просят рассказать о школе. Используя этот интерес педагог может познакомить их со многими школьными правилами, не прибегая к нравоучениям. Именно интерес будет побуждать детей к достижению успеха.[2]
Глава 3. Особенности представлений о школе и школьниках у детей 5-6 лет.
Психологи часто слышат жалобы от учителей и родителей уже первоклассников на инфантильность детей, на преобладание у них игровых, а не учебных мотивов. Дети приносят в школу какие-то игрушки, играют на уроках и при этом не понимают, почему их заставляют расставаться с любимыми куклами, машинками и т.п. Такие дети обычно воспринимают положительно только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности; их поведение носит импульсивный (мало обдуманный) характер. Учение же требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, контролировать свое поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нравится. Все это может явиться причиной негативного отношения к школе.
В процессе консультирования дошкольников педагоги часто сталкиваются с их страхами перед школой: они боятся, что в школе их будут ругать за плохое поведение, что у них будет строгая учительница, которая будет ставить двойки, что их будут наказывать родители и т.д. Обычно эти страхи связаны с тем, что в семье дети, посещающие школу, и процесс их учения сопряжены с большим количеством отрицательных эмоций, которые накладывают отпечаток и на младшего ребенка – дошкольника. Или бывает так, что страх передается от родителей. Способствует появлению страхов и обсуждение разных «страшных» историй из школьной жизни родителей или детей знакомых. Это, конечно, не означает, что нужно «рисовать» только радостные картины будущей школьной жизни или тем более предрекать небывалые успехи в учебе. В связи с этим одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей является его сознательные стремления к школе, наличие у него интереса к школьно-учебной деятельности, то есть сформированность к школьной мотивации. Она включает в себя:
- наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
- понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
- минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
- эмоционально-благополучное отношение к школе.[11]
Сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь надо ребенка заинтересовать.
1. Предоставить больше самостоятельности.
2. Стараться показывать необходимость каждого знания, приводить примеры.
3. Связывать новые знания с уже усвоенными, понятыми.
4. Задания должны быть посильными.
5. Оценивать объективно возможности и способности ребенка.[9]
В нашем саду №111, подготовительной группы были проведены тесты-опросники на определение у детей сформированности «внутренней позиции школьника», тест «Веселый - грустный» - для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе, тест «Познавательная потребность», тест «Кому что подходит?» - для оценки эмоционального отношения к школе, тест «Представь себе…» - оценка направленности ребенка на процесс обучения в школе, тест «Мотивационная готовность к школе» (по Г.Д. Марцинковской).
Тесты проводились с подгруппой детей количеством 10 человек. А так же были проведены исследования: на представления детей о школьных принадлежностях, волшебные слова (тест – рисунки). Так как родители тоже играют немало важную роль в психологической и эмоциональной подготовке детей к школе были проведены: тесты для родителей (подготовленные нашим психологом д/с №111. Ею так же были подготовлены рекомендации родителям ( см. приложение). Наш психолог работает в нашем д/с уже более 10 лет, и часто сталкивается с проблемой эмоциональной подготовки детей и родителей к школе. Все тесты проводились под контролем психолога.
Тест на выявление активности интереса дошкольников к
школьному обучению.
Материалы.
5 картинок (фотографии детей)
1 картинка – изображение игры детей
2 картинка – изображение как дети рисуют
3 картинка – уборка территории (труд; ухаживают за белкой)
4 картинка – дети в школе
5 картинка – дети на физкультуре
Ребенку предлагается выбрать для него самую интересную. Потом воспитатель просит разложить картинки по степени убывающего интереса.
В тесте участвовало 10 детей (4 мальчика и 6 девочек)
Исследование: Результат:
I ребенок– 1, 3, 5, 4, 2 Из 10 человек – проявление интереса к
II ребенок – 4, 2, 5, 1, 3 школе составило:
III ребенок – 2, 4, 1, 5, 3 4 чел. – устойчивый интерес к школе
IV ребенок – 4, 1, 5, 2, 3 3 чел. – преобладает интерес к игре
V ребенок – 4, 3, 5, 1, 2 0 чел. – интерес к труду
VI ребенок – 1, 4, 3, 5, 2 2 чел. – преобладает интерес к
VII ребенок – 5, 1, 4, 3, 2 физкультуре
VIII ребенок – 5, 4, 1, 3, 2 1 чел. – интерес к изобразительной
IX ребенок – 4, 1, 5, 2, 3 деятельности
X ребенок – 1, 4, 2, 3, 5
Тест на выявление у детей представлений о школьных
принадлежностях.
Тест состоит из 2-х частей: I часть – работа с карточками
II часть – рисование предметов для школы
«Что я положу с собой в портфель»
Материал:
4 карточки – с изображением разных предметов, включая школьные принадлежности.
Детям предлагается выбрать и назвать предметы, которые относятся к школе, и которые он бы хотел взять с собой в портфель.
В тестировании участвовало 10 детей.
Карточки Рисование
1 реб. 5 5
2 реб. 5 2
3 реб. 5 5
4 реб. 2 5
5 реб. 5 5
6 реб. 2 5
7 реб. 5 5
8 реб. 5 5
9 реб. 5 1
10 реб. 5 5
5 баллов – перечисление всех 5 баллов – предметы в кол-ве 5
предметов 2 балла – менее 5
2 балла – частично 1 балл – использов. посторон.
0 баллов – не назвали предметов
8 детей – имеют полное представление 8 чел. – высокий уровень
о школьных принадлежностях представления
2 ребенка – имеют частичное 1чел. – средний уровень
представление 1чел. – низкий уровень
представления
Отражение интереса детей к школе в игровой деятельности, и
изобразительной деятельности.
I. Велико значение мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться. Обращая внимание на эту особенность игры, Д.Б. Элькомин пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то\. Что в игре возникает новая психологическая форма мотивов…именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности».
Через игровую деятельность ребенок вступает во взаимоотношение с другими детьми, разносторонним становятся его интересы, побуждения, чувства, способности.
В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находится в отношениях сотрудничества.
Были проведены наблюдения за детьми в подготовительной группе.
Цель:
1. Выявить какую тематику игр предпочитают дети старшего дошкольного возраста. Какие взаимоотношения возникали между детьми.
2. Предварительно, не заметно для детей были выставлены, игры которые нас интересуют для выявления поставленной цели.
Участвовало в наблюдении 10 человек
Сюжетно – ролевые игры Настольно – печатные игры
1. Школа 5 1. Экологическая тема 3
2. Доктор 2 2. Школьная тема 4
3. Парикмахерская 2 3. Игры на развитие
4. магазин 0 элементарных
5. Семья 1 математических
представлений 2
4. Игры по развитию речи
«Составь слова» 1
СРИ предпочтение отдали – 5 детей Тема школы – 4 чел.
СРИ Доктор – 2 ребенка
СРИ Магазин – 0
СРИ Семья – 1 ребенок
По наблюдениям мы выявили, что дети подготовительной группы все же отдают предпочтение школьной тематике.
После наблюдений детям был поставлен вопрос: «Почему ты выбрал именно игру в школу, а ни какую ни будь другую?».
Ответы детей:
- В школе интересно
- Хочу быть учителем
- Хочу проверить, все ли я знаю о том, что надо брать в школу
- Хочу детям ставить двойки
- Я могу рассказать другим много интересного про грибы
Через наблюдения и вопросы мы выявили, что у детей есть познавательный интерес к школе. Дети пытаются воспроизвести те ситуации, которые они наблюдали в школе (многие ходят на подготовительные курсы в школе), за воспитателем, который проводил занятие. Мы обратили внимание на взаимоотношение детей друг с другом. Они слушали внимательно собеседника, проявляли интерес к вопросам, и помогали друг другу, у кого возникали затруднения. (Приложение)
II. Изобразительная деятельность.
Е.А. Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке…, отражение, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а так же впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому». (Флерина Е.А. «Эстетическое воспитание дошкольника». – М., 1961 г.)
В подготовительной группе были проведены исследования на выявление интереса у детей к школе.
Детям была предложена тема: «Школа, в которой я хотел(а) бы учиться».
После рисования детям было предложено рассказать о том, что они нарисовали, и на основе рисунков и беседы с детьми выявить интерес к школе. (Приложение)
Результат теста показал, что дети хотят учиться в красивой школе, во круг чтобы была природа. В школах должны быть хорошие добрые учителя. Характерная черта всех рисунков это наличие игровой площадки, что доказывает, что игра у детей стоит неразрывно с обучением.
Игра – это жизнь детей через которую они выражают свое внутреннее состояние к окружающему миру.
1.Тест-опросник на определение сформированности «внутренней позиции
школьника»
Задаете ребенку вопросы и просите его дать ответы (ответы лучше записать).
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
3. Какие занятия тебе больше всего нравятся в детском саду? Почему?
4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Почему ты хочешь идти в школу?
8. Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
9. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?
10. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
11. Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?
12. В игре в школу, что у нас будет длиннее – урок или перемена?
Учитываются ответы на вопросы №1,2,3,4,5,10,11,12
При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы звучат следующим образом:
№1 – Хочу идти в школу.
№2 – Не хочу еще на год остаться в детском саду (дома).
№3 – Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.).
№4 – Люблю, когда мне читают книжки.
№5 – Сам прошу, чтобы мне почитали.
№10 – Нет, не устроит, хочу ходить в школу.
№11 – Хочу быть учеником.
№12 – Пусть будет длиннее урок.
- Тест «Веселый – грустный»
Для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе
На рис.1 изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.
- Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них из окна.
- Ученик у доски, отвечает урок; рядом стоит учительница.
- Дети в классе во время урока.
- Ученик в школьном коридоре, разговаривает с учительницей.
- Ученица в школьном вестибюле вблизи раздевалки.
- Ребенок дома, готовит уроки.
На всех картинках нет лиц, вместо них – кружочки.
Попросите ребенка описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица – веселое или грустное – и объяснить почему. Желательно мальчикам предложить картинки с изображением мальчиков, девочкам – с изображением девочек.
Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит: «Не знаю», то в этом случае задайте ему дополнительные вопросы: «Как ты думаешь, что здесь вообще происходит?» и т.д.
Эмоционально неблагополучными, тревожными считается ответы примерно такого содержания:
- у мальчика, который смотрит из окна, очень грустное лицо, так как он плохо учился и его наказали;
- мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, не знает, что говорить, поэтому у него грустное лицо;
- у этого мальчика грустное лицо, так как учительница поставила ему двойку;
- мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный;
- мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много и он боится, что не успеет все сделать, поэтому он грустный;
- мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.
Ответы, в которых описывается веселый ребенок или серьезный, отражают позитивную настроенность и оцениваются как эмоционально благополучные.
Если ваш ребенок дает 5-6 «тревожных» ответов, то это свидетельствует о том, что он «болезненно» относится к предстоящему поступлению в школу, для него этот этап в жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями, и их нужно «сглаживать».
- Тест «Познавательная потребность»
Вы хорошо знаете своего ребенка. Попробуйте выбрать ответ, который, с вашей точки зрения, больше подходит для вашего ребенка.
Вопросы Ответы Баллы
1. Как часто ваш ребенок а) часто 5
занимается какой-нибудь б) иногда 3
умственной работой в) очень редко 1
больше одного часа?
2.Что предпочтет ваш а) хочет сам найти ответ 5
ребенок, если задан вопрос б) когда как 3
на сообразительность? в) получит ответ от взрослых 1
3. Любит ли читать (слушать, а) постоянно 5
когда ему читают)? б) иногда 3
в) не любит 1
4. Насколько интересны а) очень интересны 5
для ребенка б) когда как 3
умственные занятия? в) не интересны 1
5. Часто ли задает вопросы? а) часто 5
б) иногда 3
в) очень редко 1
Подсчитайте количество баллов по всем вопросам и вы получите ответ на вопрос: «Какова степень познавательной потребности у вашего ребенка»?
17-25 баллов – потребность выражена сильно; 12-16 баллов – умеренно; 12 баллов – слабо.
4. Тест «Кому что подходит?»
Для оценки эмоционального отношения к школе.
Предложите поиграть в такую игру: «Сейчас я буду называть пары слов, например «хороший – плохой», а ты должен сказать, кому в большей степени подходит каждое из них – школьнику или дошкольнику?»
Или второй вариант этой игры. Вы просите ребенка разложить заранее подготовленные вами карточки с написанными на них словами: одну карточку ребенок должен положить в ранец (портфель, сумку и т.д.), другую – коробку с игрушками.
Пары слов с прилагательными-антонимами:
большой – маленький, взрослый – детский, веселый – грустный, быстрый – медленный,
чистый – грязный, сладкий – горький, гладкий – колючий, больной – здоровый,
теплый – холодный, активный – пассивный, добрый – злой, смелый – трусливый,
бодрый – усталый, сильный – слабый, светлый – темный.
Общее положительное отношение к процессу обучению в школе оценивается по преобладающему количеству прилагательных с положительной эмоциональной окраской, которые ребенок относит к школьной жизни.
Например, из предложенных 15 пар прилагательных 8 и более положительно окрашенных ребенок соотнес с учебной, школьной деятельностью, что означает общее положительное отношение к школе.
5. Тест «Представь себе …»
Оценка направленности ребенка на процесс обучения в школе.
Предлагаете ребенку поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, которые будут начинаться со слов «представь себе», а ты должен будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».
История первая
Представь себе, что тебе скажут: «Ты еще очень маленький и будет лучше, если еще один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу потом пойдешь». Что ты ответишь?
История вторая
Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти, ни в детский сад, ни в школу. Чем бы ты стал заниматься? Что бы стал делать в то время, когда другие дети учатся в школе?
История третья
Представь себе, что есть две школы. В одной школе дети каждый день учатся читать, писать, считать, а в другой школе – уроки пения, рисования, танцев. Какую бы школу ты выбрал?
История четвертая
Представь себе, что можно опять выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать, нужно выполнять задания, которые дает учительница. В другой же школе, наоборот, полная свобода: каждый делает, что он хочет – можно разговаривать на уроке, не выполнять никаких заданий, а если не нравится, можно уйти домой, и никто тебя не будет ругать. Какую бы школу ты выбрал?
История пятая
Представь себе, что у нас появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. То есть тебе не надо будет ходить в школу, а, наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что бы ты ответил на такое предложение?
История шестая
Представь себе, что ты уже ходишь в школу, и у тебя все очень хорошо получается, а учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает вместо пятерки подарить тебе за хорошую учебу шоколадку. Что ты выберешь – шоколадку или пятерку?
Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы:
- отказ от предложения еще один год посещать детский сад или побыть дома;
- направленность на учебную деятельность, даже если необязательно посещать школу;
- отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются;
- предпочтение школы с определенными правилами;
- ориентация на обучение в группе, в классе;
- выбор отметки как формы оценки учебной работы.
Если положительных ответов будет больше половины - это свидетельствует о положительной мотивации к обучению в школе.
6. Тест «Мотивационная готовность», диагностика внутренней позиции школьника (по Т.Д. Марцинковской).
Стимульный материал. Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из вариантов поведения.
- Если бы было две школы: одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них ты хотел бы учиться?
- Если бы было две школы: одна с уроками и переменами, а другая только с переменами и без всяких уроков, то в какой из них ты хотел бы учиться?
- Если бы было две школы: в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, то в какой из них ты хотел бы учиться?
- Если бы было две школы: в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, то в какой из них ты хотел бы учиться?
- Если бы было две школы: в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты хотел бы учиться?
- Если бы у вас в классе заболела бы учительница и директор предложил бы ее заменить, или другой учительницей, или мамой, то кого бы ты выбрал?
- Если бы мама сказала: « Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», то согласился бы ты с таким предложением?
- Если бы мама сказала: « Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», то согласился бы ты с таким предложением?
- Если бы соседский мальчик спросил тебя: « Что тебе больше всего нравится в школе?», то что бы ты ответил ему?
Инструкция. Ребенку говорят: « Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше»
Проведение теста. Детям читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания детей.
Анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.
Если в результате анализа результатов обнаружатся слабые, неточные представления ребенка о школе, то необходимо провести работу по формированию у него мотивационной готовности к школе.
Ситуация. Исследование показало, что большинство детей 6 лет идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Ребята живо воспринимают слово учителя и активно выполняют его требования. Но в дальнейшем некоторые из них сталкиваются со сложностями, с необходимостью сделать выбор между «надо» и «хочу», «интересно» и «неинтересно», «умею» и «не умею».
Назовите причины данного явления.
Как приобщить детей к учебе?
Решение. Данное явление связано с потребностно-мотивационной сферой личности учащихся, которую предстоит формировать начиная с первого класса.
Учитель развивает у учащихся познавательный интерес к школьному обучению, предлагая им выполнение посильных трудовых заданий. Для этого учитель должен соответствующим образом строить процесс обучения.
Родителям также необходимо создавать все условия для развития познавательной активности детей.
Педагогические рекомендации по воспитанию у детей 5-6 лет
интереса к школьному обучению.
В нашем дошкольном учреждении проводится большая работа по воспитанию у детей интереса к школьному обучению, а так же подготовка родителей, ведь родители играют очень большую роль в подготовке своего ребенка к школе. Работа проводится совместно с детьми и родителями, что бы правильно построить работу, мы в месте с психологом проводим тесты для детей и родителей. На основе полученных результатов мы составили план работы.
1. Проведение экскурсии в школу и класс.
Цель: Дать представление детям о школе, рассказать, что дети в семь лет поступают в школу, их называют учениками, учит их педагог (учитель), обучение в школе проходит на уроках, начало и конец которых возвещают звонком. Вызвать интерес и положительное отношение к школе.
Познакомить с учителем, правилами поведения в школе (приложение).
- Проведение сюжетно – ролевой игры «школа» (приложение).
Цель: В игре закреплять знания полученные, при посещении школы, закреплять умение распределять роли, выстраивать сюжетные линии.
3. Приобщение детей к играм и сюжетам ( в изобразительной деятельности), направленные на интерес к школьной жизни. Побуждать детей узнавать новое через игры, книги о школе.
4. Рекомендации и помощь родителям детей, которые идут в школу. Рекомендации составлялись после полученных данных тестов, которые проводились с родителями. (приложение)
Основная цель рекомендаций помочь родителям справиться с переживаниями и направить их в направлении совместной подготовки их детей к школе. Очень часто бывает, что родители не готовы к тому, что их любимое чадо пойдет в школу, и всячески пытаются отодвинуть это событие подальше (пускай еще годик походит в садик). Это очень часто отражается на детях. Поэтому наша задача объяснить родителям их опасения, и помощь справиться с этим барьером. Были подготовлены памятки рекомендации, и список интересной литературы с которыми родители могли ознакомиться.
5.Совместные праздники, посвященные школе (стихи, загадки, сценки, игры., где участвуют дети и родители.
6. Литературные вечера (тема: «Пушкинский лицей»)
7. Выставки работ, посвященные школе, темы выбирают дети (приложение)
Вывод: Только совместная работа воспитателей и родителей может вызвать положительный интерес к школьному обучению.
1. Прогулки к зданию школы.
Цель: Сформировать представление о Дне знаний – празднике всех школьников в начале учебного года. Рассказать о том, что дети в семь лет поступают в школу, их называют учениками, учит их педагог (учитель), обучение в школе проходит на уроках, начало и конец, которых возвещается звонком. Вызвать интерес и положительное отношение к школе.
Ход прогулки.
Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем к школе. Вы знаете, что такое школа? (Ответы.) Правильно, школа – это место, где дети учатся. Сегодня все ученики школы будут отмечать День знаний – первый день нового учебного года. Все они придут нарядные, с цветами. Учеников начальной школы будут провожать родители. Всех школьников будут встречать учителя. Нас с вами тоже пригласили на торжественную линейку. Мы увидим, как ученики встречаются со своими учителями.
После линейки учитель школы спрашивает у детей: понравился ли им праздник – День знаний? Понравилась ли учительница? Слышали они звонок? Что он означает? «Правильно , начало урока, когда все школьники должны отправится в классы на уроки. А когда звонок прозвенит снова. Дети выйдут в школьные коридоры на перемену – они смогут поиграть»
Воспитатель предлагает поиграть на школьном дворе в подвижные игры ( по выбору детей).
2. Экскурсия в класс.
Цель: Дать представление о том, что такое класс. Познакомиться с учителем, правилами поведения в школе. Вызвать интерес к труду учителя, эмоционально положительное отношение и к труду учителя, и к нему самому.
Ход экскурсии.
Воспитатель. Сегодня мы с вами вместе пойдем на экскурсию в школу, в класс, познакомимся с учителем.
В школе детям можно показать раздевалку, спортивный зал, кабинет медсестры и т.д.
Воспитатель. Познакомьтесь с учительницей, дети. Ее зовут Оксана Ивановна. Она расскажет, чем ученики занимаются в школе.
Дети рассматривают класс, плакаты, доску, школьный уголок, выставку работ первоклассников, садятся за парты.
Учительнице рассказывает дошкольникам, как интересно проходят уроки в школе, как дети учатся писать, читать, считать. Показывает учебники, говорит о том, как много узнают школьники, посещая уроки. Знакомит со школьными правилами, которые должен выполнять каждый ученик. Рассказывает, что ученики одного класса не только вместе посещают уроки, но и вместе играют, устраивают соревнования и конкурсы, ходят в цирк, театр…
Воспитатель. Давайте поблагодарим Оксану Ивановну за ее рассказ. Теперь мы знаем, как интересно ходить в школу, сколько полезного можно узнать, как многому можно научиться.
3. Сюжетно – ролевая игра «Школа»
Цель: В игре закреплять знания, полученные при посещении школы. Закреплять умение распределять роли, выстраивать сюжетные линии.
Материал. Куклы – персонажи знакомых сказок.
Ход игры.
Воспитатель предлагает поиграть в школу, распределив роли так: дети станут учениками в школе для лесных зверушек, а воспитатель – учителем, который проведет урок. Его тему воспитатель выбирает по собственному усмотрению, но обязательно с учетом интересов детей.
Загадки
1.
Умный Ивашка,
Красная рубашка,
Где пройдет – коснется,
Там след остается. (Карандаш)
2.
Два конца, два кольца,
В середине гвоздик. (Ножницы)
Азбука
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Надо научиться.
Азбука, азбука
Каждому нужна,
Нам поможет книжки
Прочитать она!
Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку.
Надо их запоминать
Без ошибки – точно.
Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
З. Петрова
Здравствуй, школа!
Мы дошкольниками были,
Мы ходили в детский сад,
Мы из глины мастерили,
И лошадок и зайчат…
А теперь, а теперь
Открывай нам, школа, дверь!
Нам скорей подари
Расписные буквари!..
Мы немного буквы знаем,
Научились мы читать.
Мы по пальцам сосчитаем –
Раз, два, три, четыре, пять…
А теперь, а теперь
Открывай нам, школа, дверь!
Принимай, школа, нас –
Принимай нас в первый класс!
Л. Некрасова
Кто как считает
- Я всех умней! – кричит петух. –
Умею я считать до двух!
- Подумаешь! – ворчит хорек. –
А я могу до четырех!
- Я – до шести! – воскликнул жук.
- Я – до восьми! – шепнул паук.
Тут подползла сороконожка:
- Я, кажется, умней немножко
Жука и даже паука –
Считаю я до сорока!
- Ах, ужас! – ужаснулся уж. –
Ведь я ж не глуп. Но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног,
А то и я считать бы мог!
А у меня
Есть карандаш.
Ему что хочешь, то задашь.
Одной ногой умножит,
Сложит.
Все в мире сосчитать он может!
М. Карем
Памятка – рекомендация
«Готов ли ваш ребенок к школе»
Задайте своему ребенку следующие вопросы, которые помогут Вам определить, что ребенок знает о себе и своей семье.
- Назовите свою фамилию, имя, отчество, возраст.
- Знаешь ли ты свой домашний адрес?
- Укажи фамилию, имя, отчество родителей и близких родственников.
- Где они работают?
- Вспомни домашний телефон, а также рабочие телефоны мамы и папы.
- Если родителей нет дома вечером и в выходные дни, где они могут быть? Как их найти?
- Ты заблудился в большом магазине, на незнакомой улице. Что ты будешь делать?
- Ты один дома. Тебя настойчиво просят открыть дверь (говорят, что пришли из школы, милиции, домоуправления). Что ты сделаешь?
- Отгадай загадки о себе:
- один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши);
- между двух светил я в середине один (нос);
- всю жизнь ходят вместе, а обогнать друг друга не могут (ноги);
- если б не было его, ты не сказал бы ничего (язык).
Следующие высказывания помогут Вам выявить степень знаний и отношение ребенка к программе «Забочусь о себе сам»:
- Самостоятельно или после напоминаний ребенок исполняет ежедневные правила личной гигиены ( чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.)
- Сформирована ли у ребенка потребность заниматься утренней гимнастикой? Что ребенок знает о влиянии гимнастики на здоровье, развитие мускулатуры и т.д.?
- Знание о полезных продуктах, витаминах, культуре питания.
- Осведомленность о вредных, нежелательных продуктах, особенно употребляемых в больших количествах (сахаре, соли, жирах и т.д.). Каковы признаки несвежих, опасных для здоровья продуктов?
- Умение проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).
- Знание о пользе свежего воздуха, вреде пыли, о потребности жить в чистом помещении и принимать участие в уборке квартиры.
- Представление об оказании первой медицинской помощи. Знания о том, как обращаться с йодом, бинтом и т.д.
- Знакомы ли ребенку некоторые приемы релаксации?
- Умеет ли ребенок отдыхать, восстанавливать затраченную энергию?
Ребенок должен обладать знаниями и специальными практическими умениями, необходимыми будущему первокласснику: общей эрудицией, знаниями об окружающем мире: временах года, растительном и животном мире, быте людей (одежде, обуви, постельном белье, посуде, технике); правилами поведения, правилами дорожного движения и т.д.
Ребенок должен знать:
- цифры, знаки «+» и «-»;
- смежные числа в пределах 10 («соседи – числа»);
- количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);
- простейшие геометрические фигуры.
Ребенок должен уметь:
- читать числа до 10;
- считать до 10 (прямой и обратный счет)
- ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку».
Ребенок должен обладать устной грамотностью и знать:
- средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);
- ряд стихов, потешек, загадок, считалок.
Ребенок должен уметь:
- проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
- различать и называть гласные и согласные буквы, твердые и мягкие звуки;
- выделять ударения в словах;
- устно пересказать то, что только что прочитал (осознанность текста);
- обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.
Требования к речи как показателю готовности ребенка к школьному обучению:
- ясное произношение всех звуков родного языка;
- умение ребенка говорить тихо – громко – тихо, менять темп речи быстро – медленно – быстро;
- использование в речи средств интонационной выразительности, умение выразительно прочитать стихотворение;
- уровень культуры речевого общения: разговаривать. Глядя собеседнику в глаза, не прерывать разговаривающих людей;
- умение вести диалог логично; без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
- умение объяснить своими словами смысл пословицы, стихотворения.
Уровень графических навыков:
- развитие мелкой моторики пальцев;
- умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;
- умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.
Уровень мышления и воображения:
- умение выполнять действие классификации;
- умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;
- умение строить простейшие умозаключения.
Чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни и построить отношения в новом коллективе, оцените Вашего ребенка со следующих позиций:
- Умеет ли ребенок слышать Ваши указания и слушать Вас в различных пределах, с первого раза?
- Обучен ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила посмотреть за младшей сестренкой)?
- Соблюдены ли нравственные нормы жизни в коллективе:
основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;
умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать.
- Умеет ли Ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без Вашего личного контроля и присутствия?
- Каков уровень организованности и самостоятельности Вашего ребенка?
- По каким причинам ребенок хочет идти в школу (потому что купят портфель, надоело быть маленьким и ходить в детский сад; в школе я узнаю много нового и интересного).
Рекомендации
1. Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально- волевые компоненты: стремление занять новое социальное положение (стать школьником), желание не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.
Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности.
Важно знать уровень положительного отношения ребенка к школе
для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней.
Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит. Например, рассказывая о своих любимых учителях, читая художественную литературу, просматривая кинофильм. Надо активизировать как сознание ребенка, так и его чувства.
Экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создать у ребенка положительную установку на учебу в школе.
2. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, кроме того, существенным может стать желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг.
Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью – учением. Например, было бы хорошо, если бы у него возникло желание писать, читать, считать, решать задачи; если бы ему захотелось учиться, чтобы стать таким, как папа.
Быть школьником – это уже осознаваемая ребенком ступень вверх,
к взрослости, да и учеба в школе воспринимается ребенком как
ответственное дело.
После того как получены результаты беседы с ребенком о школе и его рисунки на эту тему, проанализируйте причины того или иного отношения к школе.
Затем особо обратите внимание на отношение ребенка к учебной деятельности: что в ней привлекательно для него, а что, напротив, непривлекательно. После этого проанализируйте результаты отношения ребенка к учителям, сверстникам и самому себе. Последние данные сопоставьте с предыдущими данными о школе и учебной деятельности.
3.Мотивация – это совокупность побуждений к жизненно значимым целям (явлениям, событиям, поступкам). Здесь речь идет о побуждении к познавательной деятельности, о поисковой, исследовательской активности в широком смысле слова. Однако мотивация – это не только то, что побуждает, но и то, что поддерживает стабильную направленность деятельности, придает значимость и осмысленность совершаемым действиям.
Предложите ребенку ряд интересных для него заданий:
- выбрать из набора самые интересные картинки и составить по ним рассказ;
- собрать панно из разрезанных картинок и др.
Обратите внимание не на количество заданий, а на само отношение ребенка к деятельности:
- к процессу умственного напряжения;
- к творческому поиску;
- к получению результата.
Сложнее решить проблему, если ребенок не хочет идти в школу. Необходимо выяснить, что послужило причиной такой негативной установки. Может быть, это неправильное отношение мамы к сыну в процессе воспитания. Тогда необходимо познакомиться с литературой по данному вопросу.
4. Все, что говорится в семье о школе, о ее роли в подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.
Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в
деятельность, активизирующую как его сознание, так и его чувства.
Здесь уместны и совместное чтение художественной литературы, и просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением, и показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, и игры в школу, и, наконец, организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры ошколе должны подчеркивать значение книг, учения.
5. Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к этому приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе. Примеры таких неверных высказываний: « Ты даже двух слов сказать не можешь…», « Там тебе покажут!» и т.д.
Не запугивайте ребенка школой!
На возникновение негативного отношения к школе могут оказать влияние не только взрослые, но и старшие дети.
Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.
Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут
нелегки.
Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.
При подготовке к школе родители учат ребенка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.
Родители должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучит ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью ребенок учится правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.
Делайте
- Радуйтесь Вашему малышу
- Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим голосом
- Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его заботливо и внимательно
- Установите четкие и жесткие требования к ребенку
- В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов
- Ваши объяснения должны быть простыми и понятными
- Говорите медленно. Будьте терпеливы
- Каждый день читайте ребенку
- Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы
10) Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй
11) Поощряете любопытство и воображение Вашего ребенка
12) Поощряйте игры с другими детьми
Не делайте
- Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
- Не задавайте слишком много вопросов.
- Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов
- Не требуйте сразу очень многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату
- Не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, а тем более не следует этого делать в присутствии других людей
- Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание
- Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания: всех логических связей, всех Ваших чувств («Мама устала»), абстрактных рассуждений и объяснений
- Не сравнивайте малыша, ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
Предварительный просмотр:
Беседа с родителями на выявление понимания родителями детей старшего дошкольного возраста необходимости развития коммуникативной готовности ребенка к школе.
Расскажите о себе:
- Ваш возраст................................................................................................................
-Ваше образование......................................................................................................
Вопросы :
- Что вы понимаете под коммуникативной готовностью ребенка к школьному обучению?
….....................................................................................................................
….....................................................................................................................
- Каким вы представляете себе ребенка , хорошо подготовленного к обучению в коммуникативном аспекте ?
…......................................................................................................................
…......................................................................................................................
- Как вы думаете , для чего нужна коммуникативная готовность ребенка к школе ?
…........................................................................................................................
…........................................................................................................................
- Укажите , какие проблемы вы видите у своего ребенка при общении с другими людьми ( сверстники , взрослые )?
…........................................................................................................................
…........................................................................................................................
- Какую помощь вы бы хотели получить по вопросам развития коммуникативной готовности детей к школе?
….........................................................................................................................
….........................................................................................................................
…..........................................................................................................................
Благодарим за сотрудничество!
Наблюдение за детьми на занятиях и в игровой деятельности. Способность к построению речевого высказывания .
- Ребенок активно использует речь в общении со сверстниками
( объясняет правила , распределяет роли , задает вопросы):
а) почти всегда;
б) иногда;
в) редко.
2. Ребенок с готовностью включается в речевое общение со взрослыми ( рассказывает о прошедших событиях , комментирует собственные действия , пересказывает знакомые сказки ):
а) почти всегда;
б)иногда;
в)редко.
3.Ребенок , используя грамматические формы:
а) правильно согласует слова в предложении;
б) иногда допускает ошибки в согласовании слов в роде , числе , падеже;
в) часто допускает нарушения в роде, числе, падеже.
4. Умеет ли ребенок пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса ), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания ?
а)почти всегда ;
б) не всегда ;
в) не может контролировать себя.
5. Правильно ребенок употребляет предлоги , верно ли ставит ударения в словах?
а) всегда правильно;
б) иногда путается ;
в) часто неправильно употребляет предлоги и не правильно ставит ударения в слова.
6.Умеет ли внятно и четко отвечать на вопросы взрослых и детей , какими ответами чаще пользуется : краткими или развернутыми ?
а) почти всегда , пользуется развернутыми ответами;
б ) иногда четко отвечает на вопросы , но при вопросе пользуется кратким ответом;
в) не может внятно и четко отвечать на вопросы , при вопросе использует краткий ответ.
Предварительный просмотр:
Методика межличностных взаимоотношений (автор Рене Жиль, упрощенный вариант). Цель методики - исследование социальной приспособленности ребенка старшего дошкольного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.
Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми: отношение к сверстникам; отношение к воспитателю.
Переменные, характеризующие особенности самого ребенка: любознательность; стремление к общению в больших группах детей; стремление к доминированию, лидерству в группах детей; конфликтность, агрессивность.
Информативным методом выявления эмоционального самочувствия старшего дошкольника в коллективе, его отношения к детям и воспитателю является рисование на тему «Я в детском саду», рисунок на тему «Что я буду делать в школе» позволит выявить отношение ребенка к предстоящему обучению в школе.
Рисование на тему «Я в детском саду».
Содержание ситуации: Дети сидят за отдельными столами. У каждого – лист бумаги, подписанный именем ребенка, и цветные карандаши. Воспитатель предлагает детям нарисовать себя в детском саду, подчеркивает, что каждый должен придумать, как он изобразит себя – одного или с ребятами, с воспитателем, а может быть с игрушками, книжками и т.п. Надо сначала подумать и затем нарисовать.
Во время рисования отмечается эмоциональное состояние детей: рисуют с удовольствием, старательно, используют разные цветные карандаши; или рисуют без видимого желания, небрежно, используют один цвет, быстро отдают свой рисунок воспитателю и уходят, не проявляя дальнейшего интереса; или, наоборот, возвращаются и просят разрешения дорисовать что-то еще в своем рисунке. Поведение детей служит косвенным свидетельством личного отношения ребенка к детскому саду.
Анализируя детские рисунки необходимо обратить внимание на то, как изобразил себя ребенок – одного или вместе со сверстниками или с лучшим другом, присутствует ли на рисунке воспитатель, конкретные признаки детского сада (игрушки, аквариум и пр.). Если ребенок нарисовал себя без сверстников и взрослых, или рисует себя на расстоянии от них, или изображает себя значительно меньшего размера, по сравнению с другими фигурами - это свидетельствует о неудовлетворенности в дружеских контактах, ощущении некоторой изолированности от других.
Если рисунок выполнен с использованием разных цветов, с проработкой отдельных деталей, если рядом с ребенком на рисунке изображены друзья, воспитатель – это свидетельствует о положительном самочувствии в детском саду.
В каждом случае, особенно, если рисунок выполнен небрежно, темными цветами, с наличием жесткой штриховки, очень мелких фигур, острых предметов, с отсутствием людей или изолированности от них ребенка, необходимо побеседовать с ним о содержании рисунка.
При этом надо проявить искренний интерес к рисунку, доброжелательно и естественно провести разговор, чтобы ребенок не замкнулся, выяснить его замысел, а также, попросить рассказать о том, чтобы он изобразил на своем рисунке, если бы ходил в другой детский сад. В такой беседе можно выявить многие проблемы, связанные с пребыванием ребенка в детском саду и его взаимоотношениями с детьми.
Карта взаимоотношений старшего дошкольника со сверстниками в детском саду. Результаты исследования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками отражаются в соответствующих индивидуальных картах.
№ п/п | Проявления дошкольника | Степень выраженности (отметить знаком +) | ||||
постоянно | часто | эпизодически | отсутствует | |||
1. | Отношение к детскому саду | |||||
Положительное, жизнерадостное настроение ребенка в детском саду | ||||||
Охотное участие в общих делах, в разных видах совместной деятельности детей | ||||||
2. | Отношения со сверстниками | |||||
Пользуется симпатией и популярностью у сверстников | ||||||
Доброжелательно относится к сверстникам | ||||||
Имеет постоянных друзей (друга) | ||||||
Активно вступает в контакт | ||||||
Проявляет инициативу в общении и общей деятельности | ||||||
Принимает участие в совместных делах (играх, худ. деятельности и пр). | ||||||
Вступает в сотрудничество | ||||||
Способен уступить, принять и согласовать общий замысел | ||||||
Проявляет справедливость, учитывает интересы других детей в ситуациях выбора | ||||||
Стремится к равноправию, соблюдает правила распределения и очередности | ||||||
Понимает эмоциональные состояния, настроение других детей | ||||||
Проявляет сочувствие, эмоциональную поддержку | ||||||
Проявляет заботу, оказывает помощь | ||||||
Может сдержать свои реакции, есл если этого требует ситуация общения | ||||||
Проявляет ответственность в выполнении обещаний | ||||||
В трудных ситуациях общения апеллирует к правилам и справедливости | ||||||
3. | Коммуникация | |||||
В общении понятен другим | ||||||
Вступает в общение и поддерживает диалог | ||||||
Словесно выражает желания и чувства | ||||||
Участвует в групповых обсуждениях | ||||||
Умеет выслушать других, действовать согласовано | ||||||
Соблюдает формы культурного общения со сверстниками | ||||||
Рассказывает о себе и своих друзьях | ||||||
4. | Нравственные представления | |||||
На конкретных примерах может раскрыть содержание понятий (дружба, доброта, честность, сочувствие, справедливость и т.п.) | ||||||
Обнаруживает знание норм и правил общения и отношений | ||||||
Может оценить поступки с позиции правил и нравственных представлений | ||||||
| Стремится в оценках и поступках к социально-одобряемому поведению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...
Курсовая работа "Моделирование как метод развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность темы обусловлена необходимостью совмещения задач максимального использования складывающихся в дошкольном детстве особо благоприятных условий для развития логического мышления и зада...
Консультация для воспитателей по «Технологии воспитательной работы» на тему «Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы»
«Воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы»...
Сообщение на тему:Воспитание познавательного интереса дошкольников в художественной деятельности.(из опыта работы)
Данный материал позволяет отследить развитие познавательного интьереса у детей 4-5 лет на примере разработки познавательно-творческтго проекта "Птицы -наши друзья"...
Сообщение из опыта работы Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».
Сообщение из опыта работы Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....
КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Игровой прием как способ обучения детей младшего дошкольного возраста рисованию отдельных предметов»
Курсовая работа...
Курсовая работа на тему:"Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста."
Курсовая работа на тему:"Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста."...