Аналитическая справка по результатам итогов развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ д/с ОВ № 6
методическая разработка на тему
Аналитическая справка
по результатам итогов развивающей предметно-пространственной среды
МБДОУ д/с ОВ № 6
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_po_pred.razv_._srede_2015.docx | 38.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка
по результатам итогов развивающей предметно-пространственной среды
МБДОУ д/с ОВ № 6
«13» ноября 2015 года
В соответствии с основными задачами годового плана воспитательно-образовательной работы в 2015-2016 учебном году, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 6. (далее – Учреждение) в период с 02.11-по 13.11.2015г. был проведен мониторинг развивающей предметно-пространственной среды в 10 общеобразовательных группах детского сада (1 мл. группа, 2 вторые младшие группы с 3-4 лет, 1-и средняя группа с 4-5 лет, 3-и старших группы с 5-6 лет, 3-и подготовительных к школе группы с 6-7 лет).
Цель мониторинга: Определение уровня соответствия развивающей предметно-развивающей среды дошкольного учреждения принципам ФГОС ДО.
В Учреждении реализуется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова, М.А. Васильевой).
В ходе мониторинга развивающей предметно-пространственной среды были использованы следующие методы:
- изучение соответствия развивающей предметно-пространственной среды групп в соответствии с возрастными особенностями и направлениям развития дошкольников;
- изучение в центрах материалов и оборудования в соответствии с примерным перечнем игрового оборудования и программного обеспечения;
- изучение документов соответствия оборудования и материалов санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам содержания.
На основании приказа заведующего учреждения Крамарь Е.А. от _______2015 года «Об итогах развивающей предметно-пространственной среды», были разработаны следующие документы для организации и проведения мониторинга:
- составлены паспорта предметно-развивающей среды по группам;
- составлены схемы групповых центров.
В мониторинге приняли участие: заведующий, старший воспитатель, воспитатели групп, специалисты.
На основании проведенного мониторинга можно констатировать следующее.
Созданная развивающая предметно-пространственная среда учитывает особенности реализуемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова, М.А. Васильевой).
- практическую реализацию подхода к организации целостного развития и воспитания ребёнка;
- обеспечение органичного вхождения ребёнка в современный мир;
- развитие потенциальных возможностей каждого ребенка;
- взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры.
В учреждении 10 групп, музыкально-физкультурный зал, кабинеты учителей-логопедов, методический кабинет. Имеется достаточное количество современных развивающих пособий и игрушек.
Все групповые помещения, за исключением первой младшей группы № 3 «Колобок», старшей группы «Затейники», логопедических групп (старшая) «Капелька», (подготовительная) «Ромашка» (в данных группах есть отдельная комната спальня - центр отдыха), соответствуют соотношению и условно делятся на 3 сектора:
- сектор активной деятельности (50%): центр двигательной деятельности, центр сохранения здоровья, центр музыкально-театрализованной деятельности, игровые центры, центр конструирования;
- сектор спокойной деятельности (20%) центр художественной литературы, центр природы, центр отдыха, нравственно-патриотический центр;
- рабочий сектор (30%) познавательно-исследовательской деятельности (центр науки и природы), центр продуктивной деятельности (труда, изобразительной деятельности, центр речевого развития.
В построении развивающей среды в ДОУ мы руководствовались принципами, обозначенными в ФГОС ДО. Предметно-развивающая среда в группах в достаточной мере выстроена с учетом этих принципов: насыщенности, трансформируемости, полифункциональности материалов, вариативности среды, доступности, безопасности.
НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ соответствует возрастным возможностям и особенностям детей, в соответствии с содержанием программы.
Реализация принципа прослеживается в подборе материалов и оборудования в соответствии с темой, решаемыми образовательными задачами, ведущей деятельностью: в младшем дошкольном возрасте – это игровая деятельность, в дошкольном – игра с правилами.
Для познавательного развития детей в группах имеются игрушки исследования в действии, такие как: в группах № 3,4,5 - пирамидки, матрешки, шнуровки разной степени сложности, игры-вкладыши, в первой младшей группе №3 приобретен дидактический стол по сенсорике, однако в группах № 6,7,8,9,10,11,12 - недостаточно игр на логику: палочки Кьюзинера, тематические блоки Дьеныша, шнуровки разной степени сложности, игры-головоломки, «Игры Воскобовича».
Воспитателями используется для ОД и совместной деятельности с детьми методическое пособие «Ларчик» - развивающие игры ВОСКОБОВИЧА, который есть в методическом кабинете: «Забавные буквы из Буквоцирка», «Забавные игры из цифроника», «Карточки отрицания», «Конструктор букв», «Чудо-крестики», «Лепестки», «Разноцветные липучки», «Цветные карточки», «Кармашки», «Буквы, цифры, знаки».
Для речевого развития детей во всех возрастных группах представлено многообразие образно – символического материала: настольно – печатные игры, игры вкладыши, разрезные картинки, тематические наборы животных, растений, птиц, пазлы разной степени сложности.
Особенно хочется отметить воспитателей подготовительной группы №11 «Солнышко», среднюю группу «Гномики» в организации «Познавательного центра», в котором представлены коллекции различных насекомых, различного рода макеты, энциклопедии, альбомы для рассматривания, коллекции открыток и др.
В старших и подготовительных к школе группах № 8,9,10,11.12 – имеются коллекции растений, марок, насекомых, лечебных трав. Все это расширяет кругозор и представления детей об окружающем их мире.
Для конструирования во всех возрастных группах № 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 представлен разнообразный строительный материал: кубики разного размера, геометрические фигуры, деревянные бруски, различные виды конструкторов: напольный, деревянный, настольный. В группе №11, 8,9 имеются наборы металлического конструктора. В методическом кабинете для индивидуально-подгрупповой работы имеются в наличии деревянные конструкторы – 6 штук на подгруппу дошкольников.
В группах ОУ организованы «Центры конструктивной деятельности». Принцип насыщенности в обозначенных группах соблюдается не только в наличии разнообразного строительного материала, но и наличием схем для строительства из разных видов конструктора, алгоритмов детской деятельности по конструированию. Для обыгрывания детских построек во всех возрастных группах имеются игрушки-персонажи (фигурки людей и животных).
В средней, старших и подготовительных группах № 6,7,8,9,10,11 организованы – центры конструктивной деятельности, в которых представлены наборы по типу конструктора «Lego», такие как: «Городская жизнь», «Ausini», также созданы альбомы со схемами построек из этих конструкторов. В средней группе представлены конструкторы из дерева «Цветной городок», «Ферма», «Город». В группах № 3,4,6 – имеются наборы конструктора «Lego Education», «Lego duplo». Однако на низком уровне оснащения подготовительной группы № 12, так как группа была открыта 01.08.2015года.
В центрах конструктивной деятельности отражен гендерный принцип подбора конструктора, имеются конструктора с сюжетом, как для девочек (например: замок, домик для куклы), так и для мальчиков (например: пожарная часть, парковка, макеты дорог, парковка-полиция, кемпинг и др.).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает все виды деятельности детей.
Для организации сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр в группах № 6,7,8,9,10,11,12 представлены костюмы и атрибуты. «Игровые центы» в группах № 6,7,8,9,10, позволяют детям развернуть сюжеты 2-3 игр-инсценировок. В группах представлен разнообразный материал по различным видам театра – перчаточный, пальчиковый, варежковый, театр игрушки, театр на фланелеграфе. Во второй младшей группе и средней группе № 6 используется детьми и педагогами деревянные модели персонажей и декораций к сказкам «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок». В группах № 3,4,5,6,7,8,9,10,11 есть места для уединения детей. Для самостоятельного чтения, рассматривания альбомов, энциклопедий, альбомов по ознакомлению с окружающим в подготовительных к школе группах № 10,11 созданы библиотеки, в младших группах №3,4 - дети могут посмотреть фотографии жизни группы, альбомы «Моя семья».
Во всех группах старшего дошкольного возраста имеется подборка литературных произведений (стихи, сказки, рассказы, басни, былины), аудио подборка сказок, имеются альбомы для ознакомления детей с творчеством писателей в доступной для них форме (в картинках).
Общение детей со сверстниками и взрослыми реализуется в коммуникативной деятельности. Для этого во всех возрастных группах представлен следующий материал: в группах № 3,4,5, – игры и альбомы для рассматривания со звуковыми эффектами, игрушки-забавы, в группах № 6,7,8,9,10,11 – игры на составление логических цепочек по типу «до и после».
Для организации познавательно-исследовательской деятельности, в групповом пространстве подготовительных к школе групп № 6,7,8,9,10,11 представлены - пробирки, баночки, стаканчики, микроскоп, различные щипцы, палочки для смешивания алгоритмы опытно-экспериментальной деятельности (по типу «что сначала что потом»). В младшей группе № 3 функционирует дидактический стол «Песочная сказка», в котором дети имеют возможность экспериментировать с живым песком, рисовать на подносах для песка. В первой младшей группе №3 «Колобок» организован центр сенсорной деятельности (дидактический стол). Особенно полно и насыщенно центры экспериментирования в старших и под.группах: составлена картотека опытов, есть инструкции, памятки, конспекты экскурсий, алгоритм ухода за комнатными растениями, различные схемы и модели. В старшей логопедической № 8 и подготовительной логопедической группах № 9 есть домашняя лаборатория «Юный биолог» (микроскоп, лупы, пинцет, колбы, пробирки и др.), где дошкольники имеют возможность проводить эксперименты, учиться работать с микроскопом.
Для хозяйственно-бытового труда в группах № 4,5,6,7,8,9,10,11,12 имеется необходимое оборудование и материалы: тазики для мытья игрушек, губки на каждого ребенка, также представлены алгоритмы выполнения детьми той или иной трудовой деятельности.
В каждой группе организован Центр продуктивной деятельности детей, для этого в группах представлены следующие материалы:
Для рисования:
Бумага для рисования (разных размеров, формы, цвета, толщены)
Бумага цветная для каждого ребенка
Краски, гуашь на каждого ребенка
Кисточки для рисования (разного размера и жесткости)
Карандаши для рисования (восковые, цветные, и т.д.)
Раскраски (на различную тематику для мальчиков и для девочек)
Трафареты (на различную тематику для мальчиков и для девочек)
Мольберт для образцов
Для лепки:
Пластилин и доски для работы с пластилином на каждого ребенка
Для аппликации:
Бумага цветная для каждого ребенка
Образцы по типу «сложи узор»
Центр продуктивной деятельности ярко представлен в группах № 6,7,8,9,10,11,12. Отражены элементы культуры — жанрами живописи, задумками, разнообразием и количеством вариаций для детей.
Особенно хочется подчеркнуть стендовый материал: «Наши работы», «Вернисаж», «Мы художники и мастера», «Талантливые пальчики», «Мы художники» и др. Во всех возрастных группах – имеются продукты детской деятельности, которые полоняются, в соответствии с темой, временем года меняются, представляются для родителей. Организовываются для совместных выставок.
Центр музыкально – театрализованной деятельности, в каждой группе представлен по-разному, со своей стилистической особенностью и дизайном группы. В группах № 3,4,5,6,7,8,9,10,11.12 – имеются различные атрибуты для обыгрывания (шапочки животных, элементы для украшений костюмов).
Во всех группах - имеются различные музыкальные инструменты (деревянные ложки, гитары, металлофоны, трещотки и т.д.), альбомы для закрепления знаний о музыкальных инструментах, дидактические игры по музыкальному воспитанию.
В центре двигательной деятельности во всех группах имеется оборудование для ловли, катания, бросания (кольцебросы, мешочки для метания, мячи, разноцветные кегли), оборудование для основных и общеразвивающих упражнений (обручи, палки гимнастические, скакалки, веревки, коврики гимнастические). В музыкально-физкультурном зале – имеются детские тренажеры, на которых девочки и мальчики могут заниматься с инструктором по ф/к в самостоятельной деятельности в течение дня.
В группах созданы условия для самовыражения детей в разных видах деятельности. К ним относятся различные алгоритмы, технологические карты, которые позволяют каждому ребенку выбирать деятельность по интересам и быть успешным и независимым в любом виде деятельности.
Групповое пространство ЛЕГКО ТРАНСФОРМИРУЕТСЯ в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов и возможностей детей. Особенность реализации данного принципа заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Для этого в группах № 6,7,8,9,10,11 - напольные макеты, для организации самостоятельной деятельности детей, в группах № 3,4,6,5,7,8,10,11 - передвижные тумбы с различными материалами для организации сюжетно-ролевых игр и экспериментальной деятельности.
Особенно недостаточно в младших группах представленные напольные модули, которые могут служить материалом для обыгрывания при организации самостоятельной деятельности детей (построить стол, стул, кровать, машину и т.д.).
Трансформируемость прослеживается в условном делении группового пространства на 3 сектора:
- рабочий сектор;
- сектор спокойной деятельности;
- сектор активной деятельности.
Рабочий сектор занимает (30%) группового пространства. Рабочий сектор представлен:
- Центром Познания
- Центром Коммуникации
- Центром познавательно-исследовательской деятельности
- Центром продуктивной деятельности
Сектор спокойной деятельности занимает 20% группового пространства. Сектор спокойной деятельности включает в себя:
- Центр художественной литературы,
- Центр природы,
- Центр отдыха.
Самое большое пространство группы занимает сектор активной деятельности 50%. Активный сектор представлен:
- игровыми центрами,
- центром музыкально – театрализованной деятельности,
- центром двигательной деятельности.
ПРИНЦИП ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ представлен наличием в группе предметов выполняющих разные функции, при помощи которых решаются разные задачи, это те предметы, которые по-разному используются в детской деятельности. Для этого в группах № 3,4,5,6,7,8,9,10,11, 12 – имеются предметы-заместители, которые дети могут использовать в игровой деятельности, в группах № 4,5,6,7,8,9,10,11 - природный материал, который может выполнять функцию предмета-заместителя в сюжетно-ролевых играх (например: «Магазин», «Семья»).
ВАРИАТИВНОСТЬ СРЕДЫ группы отражается в наличии различных пространств для игр, периодическую сменяемость игрового материала, а так же разнообразие игр и игрушек обеспечивающих свободный выбор детей, появление новых предметов, стимулирующих различную активность детей. Особенно ярко выражен данный принцип в средней группе №6, старшей группе № 7, в подготовительной группе № 11– в котором представлены различные плакаты для закрепления пройденного материала («Лото», «Овощи», «Фрукты», «Геометрические фигуры», «Моя безопасность»).
Вариативность среды заключается в возможности использовать в пространстве групп переменные и заменяемые элементы убранства, так в группах № 10,11 представлены декоративные сезонные ветки в вазах для сервировки стола, в группах в Центре природы № 6,7,8,10,11 – имеется познавательный материал, ландшафтные макеты (например: «Животные леса», «Животные севера», «Животные Африки», «Рыбы», «Аквариумные рыбки», «Птичий двор» и др.), библиотека и книжная выставка, организованная по различной тематике.
В старшей группе №7, 10 и под.группе № 11 – ярко представлен региональный компонент в картинах, иллюстрациях, фото, альбомах о станице, о достопримечательностях, памятниках, парках, иллюстративный материал: «Наша малая родина Кубань- станица Кущевская», «Наша Родина – Россия», «Животный мир Краснодарского края», «Растительный мир Краснодарского края» и др. « В группах № 7,8,9,10 – представлены географические карты Краснодарского края, карты РФ, Кущевского района. В методическом кабинете для работы с дошкольниками воспитатели используют энциклопедии, полезные книги об истории Кубани, открытки «Подвигу жить в веках», «Кущевские казаки: традиции и обряды», «Край наш Краснодарский», «Кущевская земля - судьбою нам дана», «Путешествие по родному краю» и др.
Во всех возрастных группах педагоги учитывают гендерный принцип в построении развивающей предметно - пространственной среды. Так в группах № 3, 4,5,6,7,8,9,10,11,12 не только в активном секторе происходит реализация данного принципа, но и во всем групповом пространстве, а именно настольно-печатные игры для мальчиков и для девочек, дидактические игры по типу «Лото» для мальчиков и для девочек, в продуктивной деятельности – алгоритмы, задумки, раскраски, трафареты для мальчиков и для девочек.
ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ реализуется через доступно расположенное оборудование, игрушки, продукты детской деятельности. Во всех возрастных группах, групповое пространство доступно детям: дидактические и развивающие игры и игрушки, дидактический материал, предметы для организации ролевых игр. Для организации самостоятельной деятельности детей в течение дня в группах № 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 имеются материалы для детского творчества (бумага, краски, карандаши, природный материал).
ПРИНЦИП БЕЗОПАСНОСТИ реализуется в представленных предметах и оборудовании в групповых пространствах, которые соразмерны росту детей. Во всех возрастных группах мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий.
Данный принцип реализуется через наличие необходимых сертификатов на игровую продукцию.
Во всех возрастных группах в раздевальных комнатах представлены выставки детского творчества (рисунков, поделок), с обозначенной темой, задачами и полученным результатом. В группах оформляются – выставки в виде фотографий детей «Новости дня», «События дня». В группах оформлены папки-передвижки с сезонной информацией для родителей, оформлены консультации советов специалистов детского сада.
Группы № 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 - имеют свое название, визитку, эмблему, все это подчеркивает индивидуальность и непохожесть групп друг на друга.
ВЫНОСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ соответствует возрасту, стимулирует различные виды детской деятельности, (познавательная, двигательная и др.), а так же несет в себе посезонную информацию. Особенно хочется отметить группы № 3,5,6,7,8,9,10,11 – полно представлено выносное оборудование по сезону и по направлениям развития детей.
Хранение организованно в тамбуре в специальном контейнере.
Пособия и дидактические игрушки для наблюдения, хранятся в приемной.
На период проведения мониторинга в ноябре 2015 года материалы и оборудование, были
В соответствии с реализацией плана корректирующих мероприятий, по итогам мониторинга в ноябре 2015 года выявлено, что развивающая предметно-пространственная среда в группах создана в соответствии с примерным перечнем игрового оборудования.
Общие выводы по результатам мониторинга:
- В целом предметно-развивающая среда организованна с учетом современных требований к организации образовательного процесса;
- Соответствует соотношению 50/30/20 группового помещения во всех возрастных группах;
- В группах № 3,5,6,7,8,9,10,11 на 80% - имеется материал и оборудование по направлениям развития ребенка; в остальных группах № 4, 12, только на 60%-70%;
- Во всех возрастных группах материал и оборудование сертифицирован и отвечает требованиям СанПиН;
- В группах № 3,4,6,7,8,9,10,11 прослеживается оригинальность и эстетичность в подборке материалов и оборудования для конкретного возрастного периода; в группах № 5, 12 необходимо проявить творческий подход и подбору игрового, развивающего материала.
- Во всех возрастных группах добавить материалы и оборудование для двигательной активности на прогулочном участке в соответствии с перечнем игрового оборудования, в зависимости от времени года, возраста, детской деятельности.
По результатам проведения мониторинга были приняты следующие решения:
1. Воспитателям всех возрастных групп выстроить развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с принципами ФГОС ДО;
Срок: декабрь- февраль 2015года
Ответственные: воспитатели групп
2. Воспитателям всех возрастных групп дополнить недостающий материал и оборудование для проведения и организации прогулок в зимний период;
Срок: 01 декабря 2015года
Ответственные: воспитатели групп
3. Воспитателям групп № 10,11,12 привести в соответствие шкафы для хранения методической литературы и оборудования;
Срок: 20 декабря 2015 года
Ответственные: воспитатели групп №
10,11,12
4. Воспитателям всех возрастных групп продумать хранение и размещение прогулочного оборудования с целью обеспечения безопасности детей на игровых верандах;
Срок: 01 декабря 2015года
Ответственные: Воспитатели групп
5. Воспитателям старшей группы № 7, подготовительной группы № 12 привести в соответствие с требованиями образовательной программы ДОУ «Центры дежурства»;
Срок: 01 декабря 2015года
Ответственные: Воспитатели старшей группы № 7 и подготовительной группы №12
6. Воспитателям групп № 5,4,12, обеспечить реализацию принципа насыщенности и вариативности среды;
Срок: 01 декабря 2015года
Ответственные: Воспитатели групп №5,4,12
7. Воспитателям возрастных групп № 4,5,6,7 обеспечить организацию индивидуального пространства для уединения детей;
Срок: 01 декабря 2015 года
Ответственные: Воспитатели групп № 4,5,6,7,12
Ст.воспитатель ______________Прапро Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении
«Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного и физического развития».В ходе раб...
Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении
«Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного и физического развития».В ходе работы, мною ...
Аналитическая справка о состоянии развивающей предметно-пространственно среды в контексте требований ФГОС ДО.
Аналитическая справка о состоянии развивающей предметно-пространственно среды в контексте требований ФГОС ДО. ...
Аналитическая справка «О создании развивающей предметно-пространственной среды в средней группе»
В справке перечислены принципы ФГОС ДО и общеобразовательной программы ДОО и их реализация в помещении группы....
Аналитическая справка по организации развивающей предметно-пространственной среды группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста № 08 «Пчелки» МБДОУ «Д/с № 47»
Анализ РППС в руппе компенсирующей направленности...
Аналитическая справка об организации развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 20» 2021-2022 учебный год
Оценка качества образовательной деятельности педагога через организацию развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенн...