Консультация для воспитателей
консультация (старшая группа) по теме

Долганова Татьяна Николаевна

«Проект как метод развивающего обучения дошкольников».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами

для тубинфицированных детей №61»

Консультация для воспитателей

«Проект как метод развивающего обучения дошкольников».

                                                                               Составила:

                                                                               педагог-психолог МБДОУ №61

                                                                               Долганова Т.Н

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

2015

Понятие и история метода.

 

    Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это – звено в системе воспитания, в цепи развивающей личность программы.

    Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.

    Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. В. Килпатрик предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся.

    Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е.Г. Кагаров в 1926г. писал: «Что такое метод проектов? Термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью» (определение В. Килпатрика).

Е. Г. Кагаров выделил четыре отличительные черты проектного метода:

- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;

- школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия;

- дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно её выполняют;

- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

Технология проектирования в детском саду.

    Принимая решение использовать технологию проектирования в ДОУ, воспитатели должны ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников.

    Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой путём самообразования).

    Активное включение воспитанников в создание тех или иных проектов даёт ему возможность осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.

    Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

   

           Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Дошкольник стремиться к активным действиям, общению, самовыражению, ярким впечатлениям.

    Организация проектов наиболее подходит для детей от 4 лет и старше.  Темы проектов могут быть самими различными: «Путешествие в страну бабочек», «В царстве комнатных растений», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Вирус Фантазус в детском саду», главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

 

    Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие  основные этапы:

1. Целеполагание:  педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
  • В каких источниках можно найти информацию;
  • Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);
  • С какими предметами научиться работать для достижения цели.

     3. Выполнение проекта  - практическая часть

     4. Подведение итогов  - определение задач для новых проектов.

   

    Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что узнали?

    Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель записывает ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

    Затем воспитатель задаёт второй вопрос: Что мы хотим узнать? Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми ли нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?

    Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

    Ответы на вопрос Что мы узнали? Дают воспитателю понять, чему научились дети.  Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?

    Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой. Можно задать детям следующие вопросы:

- Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?

- Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

- Какое из занятий понравилось вам больше всего?

- Что нужно изменить в организации следующего проекта?

    В специальной книге дети могут оценить каждый этап реализации проекта, иллюстрируя повествование рисунками, текстами, записанными под диктовку. В книге о проекте должно быть также отмечено участие в его реализации родителей.

    Подводя итоги, воспитатель продумывает, как можно изменить организацию занятий для их улучшения; как индивидуализировать занятия для каждого ребёнка; как включить в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие занятия можно организовать в будущем.

   

    Для документирования осуществляемых проектов ведётся журнал тематических планов, например.

План тематического проекта.

  1. Тема и её происхождение______________________________________
  2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта______________________________________________________
  3. Необходимые материалы_______________________________________
  4. Вопросы детям по предлагаемому проекту

Что мы знаем? ________________________________________________

Что мы хотим узнать? __________________________________________

Как нам найти ответы на наши вопросы? __________________________

5. Оценка. Что нового узнали дети? (С точки зрения детей и воспитателя).

6. Предложения по расширению и совершенствования проекта. __________

   

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

   

    Целью проектного метода в дошкольных образовательных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития.

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. Развитие познавательных способностей;
  3. Развитие творческого воображения;
  4. Развитие творческого мышления;
  5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности.

Младший дошкольный возраст:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведшая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Старший дошкольный возраст:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

   

    Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1. Формирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формирует задачу (не жёстко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап

4. Помогает в решение задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

III этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

9. Подготовка к презентации.

Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

В процессе проектирования ребёнок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также как эксперт.

     В проектной деятельности ребёнок, по утверждению специалистов, сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:

- заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнёрами (детьми и взрослыми);

- открыто и чётко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе;

- согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

    Характер участия ребёнка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Поэтапное развитие проектной деятельности.

Первый этап.

    Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. До 5 лет ребёнок развивается на подражательно-исполнительском уровне.  Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения.  Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяет без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые воспитателем.  Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения разнообразных интересов ребёнка; реализации его потребностей в активной деятельности, самовыражении; увлечённости совместной деятельностью со взрослыми.

    Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребёнку о его успехах: «Ты быстро придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришёл на помощь!». Это помогает ребёнку осознать своё поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки.

Алгоритм действий.

   1-й шаг – интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение взрослым проблемы.

2-й шаг – определение взрослым цели проекта, его мотивация.

3-й шаг – привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

4-й шаг – совместное движение взрослых и детей к результату.

5-й шаг – совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Второй этап.

    К концу пятого года жизни дети накапливают определённый социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжается развиваться самостоятельность. Дети принимают проблему. Уточняют цель. Способны выбрать необходимые средства для достижения, намеченного результата.

    На втором этапе активность педагога несколько снижается.  Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем. Что интересно детям. Помочь им расширить цели и задачи.

Алгоритм действий.

1-й шаг – выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

2-й шаг – совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3-й шаг – планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

4-й шаг – выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.

5-й шаг – обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6-й шаг – совместно с детьми определение перспектив проектирования.

Третий этап.

    На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.

Алгоритм действия.

1-й шаг – выделение проблемы (детьми, либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

2-й шаг – самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3-й шаг – планирование деятельности детьми (при возможности участии взрослого как партнёра), определение средств реализации проекта.

4-й шаг – выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договорённости, взаимообучение, помощь детей друг другу.

5-й шаг – обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6-й шаг – определение перспективы развития проектирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...