Формирование у дошкольников способности к словесному творчеству
методическая разработка на тему

Харыбина Юлия Алексеевна

выступление на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 5 «Теремок»

142190,  Россия, г. Москва,  г. Троицк,  ул. Лесная, д.2,   т: 51-50-52; т/ф: 8(496)  51-34-498(496)  51-34-49,  e-mail: 5teremok@rambler.ru

Формирование у дошкольников способности к словесному творчеству

Воспитатель

Харыбина Ю.А..

 17.12. 2014г.

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности приобретает всё большее значение в современной жизни. Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связь с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. В процессе взаимодействия с детьми неоднократно замечала, что практически для всех воспитанников – как младшего, так и старшего дошкольного возраста – характерна проблема скудности, бедности словарного запаса, практически полного отсутствия в нём ярких, образных выражений, необычных слов, пусть даже собственного сочинения. В методической литературе достаточно подробно проработан вопрос о том, как развивать способность творить и создавать новое в продуктивных видах деятельности, в музыке, и практически отсутствует материал по развитию и формированию у детей способностей к иному виду творчества – речевому. Всё это поставило передо мной задачу: найти такие формы взаимодействия с дошкольниками и родителями, которые не только позволят оптимизировать данную работу и развить способность к словообразованию и самотворчеству, но и сделать речь детей яркой, эмоциональной и богатой. Выделены основные методические приёмы формирование способности к речевому творчеству дошкольников:

1. Образец педагога по образованию новых слов.

2. Объяснение и показ способов образования новых слов и построения предложений.

3. Пример словотворчества других детей. (Тот кто в течении дня придумывал много новых интересных слов получал почётное звание и переходящую медаль «Сочининтель», с которой ходил целый день) .

4. Оценка как собственных прозаических произведений, так и произведений других детей.

5. Характеристика персонажей и предметов, помогающая выделить нужные качества и характерные особенности.

6. Специальные словесные упражнения и задания для формирования навыков словообразования.

7. Создание игровых ситуаций. Утром дети находят в группе какой-либо сюрприз: появляется «волшебная вещь» (книга, цветок, шкатулка и т. п.) с заданием для детей о придумывании слов, например: «Как бы вы назвали осень и почему? ». Дети в течении дня придумывали слова, лучшие записывали в альбом.

8. Элементы соревнований, которые обычно проводятся между командами мальчиков и девочек. Лучшие представитель команд получали звания «король и королева слов».

9. Режиссёрские игры, игры драматизации, инсценированный пересказ.

Игры для словотворчества.

1. «Доскажи словечко»

2. Сочинение загадок (каждой подгруппе детей раздаются картинки, о которых дети должны придумать загадку) .

3. Придумывание новых слов из двух заданных. (Стол +чашка=чашестол; дом+шар=шародом и т. п.)

4. Сочинение сказок на заданную тему.

5. Праздник «сочинялок».

6. Решение кроссвордов.

Одним из важнейших источников, способствующих развитию детского словотворчества, является речевой центр, в который входят:

1. «Словарные слова» - это предметные картинки с изображением крупных слов, которые ребёнок не может запомнить с одного раза. Дошкольник может подойти, рассмотреть изображение на картинке, прочитать название предмета, а на обороте – значение этого слова, взятое из словаря С. И. Ожегова и напечатанное по слогам.

2. «Это интересно» содержит разнообразный материал, в котором представлены темы: чудеса света, вода – источник жизни, история образования книги, хвойные растения и др.

3. «Знаете ли вы, что» - знакомить детей с различными интересными моментами флоры и фауны.

4. «Головоломки» представлены различные словесные различные игры, ребусы, загадки, зашифрованные слова.

5. «Пословицы и поговорки» выполнены графическим способом для наилучшего запоминания детьми народной мудрости.

6. «Коврограф» из геометрических фигур выкладывают различные сюжеты и составляют по ним истории и сказки, а так же игра «Танграм» выкладывая фигуры зверей, птиц и людей по образцу.

7. «Дидактическая стенка с элементами сказочных сюжетов помогает придумывать свои сказки, рассказы, сказочные сюжеты, дополнять или изменять окончания уже известных народных или авторских сказок.

8. «Книголюб» где находятся произведения художественной литературы и произведения устного народного творчества.

Образовательная работа с детьми по речевому развитию строится системно по принципу от простого к сложному, при этом обязательно учитывается предыдущий опыт и индивидуальные особенности детей. Для активизации самостоятельной деятельности детей существует мотив и поощрения. Правильно заданный мотив активизирует самостоятельную деятельность дошкольника, например: помочь герою, который попал в беду; отыскать клад, спрятанный пиратами; научить сказочного героя, который не может научиться сам; отправляться в занимательное путешествие и т. д. А поощрение – это заслуженный сюрприз для ребят. Главное, что бы задания, которые предлагают детям, были доступны для выполнения и строились на предыдущем опыте дошкольника. Это могут быть игры на повторение и закрепление ранее пройденного материала словесно-логические игры, решение проблемных ситуациях, требующих смекалки и внимания, игры на развитие логического мышления и т. д. Главное, что бы это доставляло детям радость и стимулировало их стремления к самостоятельной деятельности. Таким образом центр речевого развития является современным и продуманным элементом структуры всего дошкольного учреждения, в котором собраны разнообразные игры и методические пособия, что бы сформировать навыки культуры речевого общения, развивать все стороны речи, а также словотворчество и воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у дошкольников способности к творческому применению знаний через интеграцию разных видов детской деятельности на единой содержательной основе»

Конспекты занятий с детьми; Беседы на темы "Красота природы бесценна", "Лес - бесценное богатство"; "Цветы" и т.д ; Проблемные ситуации: "Войдя в картину, расскажи, что чувствуешь"......

Формирование у дошкольников способности к решению логических задач, через использование развлекательного математического материала.

Развитие логического мышления дошкольников через развлекательный математический материал....

Консультация для педагогов «Формирование словесного творчества дошкольников через ТРИЗ – технологию»

     Сегодня в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются новые педагогические методы. Один из них – это технология ТРИЗ (теории решения изобретательских зада...

Особенности влияния использования небылиц и перевертышей на формирование словесного творчества дошкольников

Особенности влияния использования небылиц и перевертышей на формирование словесного творчества дошкольников...

Самообразование "Формирование у дошкольников способности самообслуживания"

Муниципальное автономное образовательное учреждение« Детски сад№92»г. Сыктывкар  Формирование у дошкольников способности самообслуживания...

Самообразование "Формирование у дошкольников способности самообслуживания"

Самообразование "Формирование у дошкольников способности самообслуживания"...