Конспект НОД с детьми по теме «Знакомство с шахматами» -конкурсное мероприятие
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с детьми по теме «Знакомство с шахматами» -конкурсное мероприятие
ОРГМОМЕНТ
Здравствуйте, мои хорошие,
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Ты мой друг, и я твой друг,
Пусть станет всем светло вокруг!
Воспитатель:
- Ребята, скажите, как вы думаете, находить новых друзей это хорошо?
(ответы детей)
- А хотите, я вас познакомлю со своим лучшим другом? А вот и он! Весёлый карандаш…
(фонограмма приветствия карандаша)
- Что бы вы хотели, чтобы карандаш нарисовал для вас?
(ответы детей)
-Мне кажется, карандашу будет сложно нарисовать всё сразу, а давайте спросим у него, а что он сам бы хотел нарисовать для вас?
(дети спрашивают карандаша)
(звучит фонограмма ответа карандаша)
- Спасибо, дорогой друг, только…Ребята, смотрите, какие странные карандаш сделал для вас рисунки…Странные какие-то, на что это похоже?
А как это можно использовать? Играть? Разложить?
(варианты действий показывают дети)
- Это похоже на шахматную доску? И правда…Ребята, я чувствую, что эти клетки непростые, волшебные! Не зря нам их подарил карандаш! Кажется, я знаю, что нужно делать…Нужно сложить все клетки вместе и сказать волшебные слова…
Клетка, клетка, соберись
И доскою покажись!
(дети собирают клетки стопкой, слова произнести 2-3 раза, звучит сказочная музыка, открывается ширма, появляется шахматная доска с фигурами)
- Из чего состоит шахматная доска? Из 32 белых и 32 чёрных клеток. Клетки на доске располагаются и сверху вниз, и слева на право, и наискосок…А вы знаете самое главное правило шахматиста? Правильно расположить доску! Правило «белая не левая!!!» С помощью чего играют в шахматы? С помощью фигур. Вы знаете их названия? А какого цвета фигуры всегда первыми начинают ходить в игре? Белые. А наш весёлый карандаш предлагает нам познакомиться поближе с шахматными фигурами.
(презентация о шахматных фигурах)
Пешка, маленький солдат,
Лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат
Отправиться вперёд.
Прыгнет конь, подковы звяк!
Необычен каждый шаг.
Буквой Г и так, и сяк,
Получается зигзаг.
В шахматной игре слоны
Подвижны очень и сильны.
Готовы жизнь отдать свою
Н а службе верной королю.
Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо.
Шаг тяжёлый у ладьи,
В бой скорей её веди!
Он главный в свите короля,
Не никого сильней ферзя!
Фигуру эту береги,
Не ставь под рубку, не зевни!
С ним веселей идёт игра,
В бою надёжней нет ферзя.
На шахматной доске король
Играет ключевую роль.
И цель игры всегда ясна:
Заставить сдаться короля.
- Ребята, смотрите, а карандаш тем временем нарисовал для вас ещё картинки, да непростые, а с заданиями. Он предлагает вам расставить шахматы на доске так, как нарисовано на карточке. Можно найти себе пару и начать выполнять задание.
( дети выполняют задание на шахматных досках. Звучит музыка фоном А.Шнитке «Дети и шахматы»)
- Давайте сходим друг к другу в гости и посмотрим, у кого что получилось?
(взаимопроверка детьми друг друга)
- Ребята, мне кажется на нашей доске что-то изменилось, не могу понять что?
(дети исправляют )
- А хотите узнать, кто и как придумал игру в шахматы? Хорошо, я поведаю вам одну легенду…Располагайтесь поудобнее…
(звучит тихо восточная музыка)
Давным-давно, 2 000 лет назад, жил-был один король, и было у него два сына- белый королевич и чёрный королевич, их так называли из-за их привычки носить белую и чёрную одежды. Король состарился и умер, и два его сына, два королевича стали делить королевство. Но каждый хотел себе большую половину, делиться с братом не хотелось. И собрали тогда королевичи войска и пошли друг на друга войной. Долго шла та, война, много народа погибло, много горя и бед принесла …Не день и не год, а затянулась на долгие годы, потому что братья не хотели уступить друг другу и мириться тоже не хотели. И случилось так, что однажды во дворец белого королевича пришёл старик-мудрец и обратился к королевичу с такими словами:
-О, великий, дозволь мне показать тебе одну вещь!
И с этими словами старик достал из своей сумки деревянную доску, квадратной формы, с нарисованными на ней чёрными и белыми клетками. Затем он достал из сумки белые фигурки, изображающие армию и солдат, и расставил их на одном краю доски.
- О,великий, смотри, это- твоя армия!
- А где же тогда армия моего брата? – спросил королевич?
И тогда старик-мудрец достал из сумки ещё фигурки, точь-в-точь как белые, только чёрным цветом, и расставил их на другом краю доски.
- О, великий, хочешь, я научу тебя играть в эту игру?
Конечно, белый королевич согласился, мудрец обучил его правилам игры, и с тех пор королевич проводил за доской с фигурками всё своё время, забыв о войне. А когда он вспомнил про своего брата, то захотел похвастать перед ним этой удивительной игрой, и пригласил чёрного королевича к себе во дворец. И когда чёрный королевич увидел такую удивительную доску и фигурки, ему тоже захотелось научиться в них играть. Мудрец и его тоже научил правилам игры. И с тех пор, два брата-королевича, воевали друг с другом только за доской, проводя в игре все дни и ночи. Так и помирились они, и страшная и долгая война между ними закончилась.
А как же называлась та игра, как вы думаете? Правильно, шахматы.
- А наш друг карандаш сделал для вас подарок, вот такую вот шахматную доску, только мне кажется, что на ней чего-то не хватает…Правильно, фигур, а из чего мы их сможем сделать? Из бумаги…
( предложить детым на выбор или нарисовать фигуры или вырезать из бумаги и наклеить, звучит музыка «Шахматы»)
- Ребята, вы хотите научиться играть в шахматы? А помочь вам в этом могут динозаврики, которые живут в компьютерной игре «Динозавры учат шахматам». Я подарю вам эти памятки, вы можете показать их вашим папам и мамам, и они установят на компьютер эту игру для вас.
(звучит фонограмма записи голоса карандаша)
- Ребята, мне сегодня очень понравилось у вас в гостях, вы все такие умницы, такие замечательные! Верьте в свои силы и у вас всё всегда получится. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми с ЗПР Знакомство с песком
Рисование песком развивает творческий потенциал детей,совершенствует коммуникативные навыки,развивает совместную деятельность,воспитывает навыки сотрудничества....
Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Знакомство с жизнью народов Севера"
Знакомство с жизнью народов Севера.Задачи. Закрепить знания детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Активизировать и обогащать реч...
План-конспект занятия с детьми средней группы «Знакомство с лечебным комнатным растением «Алоэ».
План-конспект занятия с детьми средней группы «Знакомство с лечебным комнатным растением «Алоэ».Цель: Познакомить детей с новым комнатным растением –«Алоэ». Объяснить название растения и ег...
Конспект НОД с детьми средней группы «Знакомство с родным районом»
Конспект занятия по ознакомлению детей с историей своего Приморского района нескольких улиц, закрепление зпапий о П.Д.Д....
Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Знакомство с одеждой народа коми-ижемцев»
Цель:Приобщение дошкольников к культуре народа комиОбразовательные задачи:дать представление о национальной одежде ижемских коми, особенностях женского костюмаРазвивающие задачи:- развивать эстетическ...
Конспект беседы с детьми младшей группы «Знакомство с А.С.Пушкиным и его творчеством». 2020г.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20516082","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми по теме: "Знакомство с русскими народными инструментами"
Путешествие в русскую народную музыкальную культуру. Где дети знакомятся с народными инструментами, их звучанием. Узнают, откуда они появились и осваивают игру на ложках и трещетках в оркестре. С испо...