Конспект НОД с детьми по теме «Знакомство с шахматами» -конкурсное мероприятие
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Сухарева Светлана Александровна

материал с конкурса "Педагог года 2014"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми по теме «Знакомство с шахматами» -конкурсное мероприятие

ОРГМОМЕНТ

Здравствуйте, мои хорошие,

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Ты мой друг, и я твой друг,

Пусть станет всем светло вокруг!

Воспитатель:

- Ребята, скажите, как вы думаете, находить новых друзей это хорошо?

(ответы детей)

- А хотите, я вас познакомлю со своим лучшим другом? А вот и он! Весёлый карандаш…

(фонограмма приветствия карандаша)

- Что бы вы хотели, чтобы карандаш нарисовал для вас?

(ответы детей)

-Мне кажется, карандашу будет сложно нарисовать всё сразу, а давайте спросим у него, а что он сам бы хотел нарисовать для вас?

(дети спрашивают карандаша)

(звучит фонограмма ответа карандаша)

- Спасибо, дорогой друг, только…Ребята, смотрите, какие странные карандаш сделал для вас рисунки…Странные какие-то, на что это похоже?

А как это можно использовать? Играть? Разложить?

(варианты действий показывают дети)

- Это похоже на шахматную доску? И правда…Ребята, я чувствую, что эти клетки непростые, волшебные! Не зря  нам их подарил карандаш! Кажется, я знаю, что нужно делать…Нужно сложить все клетки вместе и сказать волшебные слова…

Клетка, клетка, соберись
И доскою покажись!

(дети собирают клетки стопкой, слова произнести 2-3 раза, звучит сказочная музыка, открывается ширма, появляется шахматная доска с фигурами)

- Из чего состоит шахматная доска? Из 32 белых и 32 чёрных клеток.  Клетки на доске располагаются и сверху вниз, и слева на право, и наискосок…А вы знаете самое главное правило шахматиста? Правильно расположить доску! Правило «белая не левая!!!»  С помощью чего играют в шахматы? С помощью фигур. Вы знаете их названия? А какого цвета фигуры всегда первыми начинают ходить в игре? Белые. А наш весёлый карандаш предлагает нам познакомиться поближе с шахматными фигурами.

(презентация о шахматных фигурах)

Пешка, маленький солдат,

Лишь команды ждёт,

Чтоб с квадрата на квадрат

Отправиться вперёд.

Прыгнет конь, подковы звяк!

Необычен каждый шаг.

Буквой Г и так, и сяк,

Получается зигзаг.

В шахматной игре слоны

Подвижны очень и сильны.

Готовы жизнь отдать свою

Н а службе верной королю.

Видимо, ладья упряма,

Если ходит только прямо.

Шаг тяжёлый у ладьи,

В бой скорей её веди!

Он главный в свите короля,

Не никого сильней ферзя!

Фигуру эту береги,

Не ставь под рубку, не зевни!

С ним веселей идёт игра,

В бою надёжней нет ферзя.

На шахматной доске король

Играет ключевую роль.

И цель игры всегда ясна:

Заставить сдаться короля.

- Ребята, смотрите, а карандаш тем временем нарисовал для вас ещё картинки, да непростые, а с заданиями. Он предлагает вам расставить шахматы на доске так, как нарисовано на карточке. Можно найти себе пару и начать выполнять задание.

( дети выполняют задание на шахматных досках. Звучит музыка фоном А.Шнитке «Дети и шахматы»)

- Давайте сходим друг к другу в гости и посмотрим, у кого что получилось?

(взаимопроверка детьми друг друга)

- Ребята, мне кажется на нашей доске что-то изменилось, не могу понять что?

(дети исправляют )

- А хотите узнать, кто и как придумал игру в шахматы? Хорошо, я поведаю вам одну легенду…Располагайтесь поудобнее…

(звучит тихо восточная музыка)

Давным-давно, 2 000 лет назад, жил-был один король, и было у него два сына- белый королевич и чёрный королевич, их так называли из-за их привычки носить белую и чёрную одежды. Король состарился и умер, и два его сына, два королевича стали делить королевство. Но каждый хотел себе большую половину, делиться с братом не хотелось. И собрали тогда королевичи войска и пошли друг на друга войной. Долго шла та, война, много народа погибло, много горя и бед принесла …Не день и не год, а затянулась на долгие годы, потому что братья не хотели уступить друг другу и мириться тоже не хотели. И случилось так, что однажды во дворец белого королевича пришёл старик-мудрец и обратился к королевичу с такими словами:

-О, великий, дозволь мне показать тебе одну вещь!

И с этими словами старик достал из своей сумки деревянную доску, квадратной формы, с нарисованными на ней чёрными и белыми клетками. Затем он достал из сумки белые фигурки, изображающие армию и солдат, и расставил их на одном краю доски.

- О,великий, смотри, это- твоя армия!

- А где же тогда армия моего брата? – спросил королевич?

И тогда старик-мудрец достал из сумки ещё фигурки, точь-в-точь как белые, только чёрным цветом, и расставил их на другом краю доски.

- О, великий, хочешь, я научу тебя играть в эту игру?

Конечно, белый королевич согласился, мудрец обучил его правилам игры, и с тех пор королевич проводил за доской с фигурками всё своё время, забыв о войне. А когда он вспомнил про своего брата, то захотел похвастать перед ним этой удивительной игрой, и пригласил чёрного королевича к себе во дворец. И когда чёрный королевич увидел такую удивительную доску и фигурки, ему тоже захотелось научиться в них играть. Мудрец и его тоже научил правилам игры. И с тех пор, два брата-королевича, воевали друг с другом только за доской, проводя в игре все дни и ночи. Так и помирились они, и страшная и долгая война между ними закончилась.

А как же называлась та игра, как вы думаете? Правильно, шахматы.

- А наш друг карандаш сделал для вас подарок, вот такую вот шахматную доску, только мне кажется, что на ней чего-то не хватает…Правильно, фигур, а из чего мы их сможем сделать? Из бумаги…

( предложить детым на выбор или нарисовать фигуры или вырезать из бумаги и наклеить, звучит музыка «Шахматы»)

- Ребята, вы хотите научиться играть в шахматы? А помочь вам в этом могут динозаврики, которые живут в компьютерной игре «Динозавры учат шахматам». Я подарю вам эти памятки, вы можете показать их вашим папам и мамам, и они установят на компьютер эту игру для вас.

(звучит фонограмма записи голоса карандаша)

- Ребята, мне сегодня очень понравилось у вас в гостях, вы все такие умницы, такие замечательные! Верьте в свои силы и у вас всё всегда получится. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми с ЗПР Знакомство с песком

Рисование песком развивает творческий потенциал детей,совершенствует коммуникативные навыки,развивает совместную деятельность,воспитывает навыки сотрудничества....

Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Знакомство с жизнью народов Севера"

Знакомство с жизнью народов Севера.Задачи. Закрепить знания детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Активизировать и обогащать реч...

План-конспект занятия с детьми средней группы «Знакомство с лечебным комнатным растением «Алоэ».

План-конспект занятия с детьми средней группы  «Знакомство с лечебным комнатным растением «Алоэ».Цель: Познакомить детей с новым комнатным растением –«Алоэ». Объяснить название растения и ег...

Конспект НОД с детьми средней группы «Знакомство с родным районом»

Конспект занятия по ознакомлению детей с историей своего Приморского района  нескольких улиц, закрепление зпапий о П.Д.Д....

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Знакомство с одеждой народа коми-ижемцев»

Цель:Приобщение дошкольников к культуре народа комиОбразовательные задачи:дать представление о национальной одежде ижемских коми, особенностях женского костюмаРазвивающие задачи:- развивать эстетическ...

Конспект беседы с детьми младшей группы «Знакомство с А.С.Пушкиным и его творчеством». 2020г.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20516082","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми по теме: "Знакомство с русскими народными инструментами"

Путешествие в русскую народную музыкальную культуру. Где дети знакомятся с народными инструментами, их звучанием. Узнают, откуда они появились и осваивают игру на ложках и трещетках в оркестре. С испо...