Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Знакомство с одеждой народа коми-ижемцев»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Ануфриева Алла Николаевна

Цель:

Приобщение дошкольников к культуре народа коми

Образовательные задачи:

дать представление о национальной одежде ижемских коми, особенностях женского костюма

Развивающие задачи:

- развивать эстетическое восприятие дошкольников в процессе ознакомления с национальным костюмом коми

-вызывать эмоциональный отклик на красоту и необычность коми костюма;

Речевые задачи:

- развивать связную речь, познавательную активность, внимание, памятьть; обогащать словарный запас

Воспитательные задачи:

-воспитывать чувство уважения к культуре других народов;

- способствовать формированию дружеских отношений между детьми

 

  Мы живем в Ловозере, на земле саамов, о которых в русских источниках известно с 15 века, Важную роль в жизни нашего села играют и коми-ижемцы.

Свое название ижемцы получили от места проживания на реке Ижма в республике Коми. Это северная группа коми, их жизненный уклад, традиции, одежда и культура сильно отличаются от других групп коми.

Первые переселенцы коми появились на Кольской земле в конце 19 века, когда четыре богатых многодетных семьи спасали свои стада оленей от болезней. Они прижились на новом месте, поставили большие комфортные дома,  сохранили свою культуру, мировоззрение и оказали заметное влияние на весь уклад жизни и народное искусство саамов.

Предприимчивые коми-ижемцы превратили Ловозеро в главный центр оленеводства в Лапландии.  

 

Сегодня  мы с вами поговорим о национальной одежде народа Коми.

Костюм коми – как книга об истории народа. Каждая деталь одежды – связана с обычаями и традициями,. Сохранить национальный костюм в его первозданном виде– значит, сохранить часть национальной культуры.

 

Традиционная одежда коми многообразна. Различные ее виды имели разное назначение и разные способы изготовления. Существует одежда летняя и зимняя, детская и взрослая, мужская и женская, праздничная и повседневная.

 Особенно Красотой и богатством отличался женщинский  костюм. Ижемские крестьянки в праздничные дни выглядели как царевны из сказок. Рубахи и сарафаны шьются из прочных блестящих шёлковых и парчовых тканей, атласа и даже кашемира, привезённых купцами издалека (из Индии). Повседневные наряды изготовлялись из более грубых домотканых материалов скромной расцветки.

Костюм девушки и замужней женщины состоял из кофты, передника и широкого сарафана, он был до пяти метров по подолу.  Различался кроем юбки: девушки носили косоклинные, чтоб подчеркнуть талию, а женщины – прямые. Сарафан спереди завязывался на шнурок. В середине задней части сарафана встречные, двойные складки.   Кофты были также двух типов. Одна – сос, ее отличали наглухо застегнутый на шее ворот и широкие рукава. Ширина их в пройме может достигать 45-60 см. Рукав у запястья собран в двусторонние складки, образующие манжету.

 

 

Другая – японка, с отложным воротником или вовсе без него, украшенная бисером или стеклярусом, предпочтительно черного цвета с атласными лентами. Поверх сарафана надевался фартук из красивых тканей и повязывался длинный плетеный пояс.

Переданные по наследству бабушками правнучкам и внучкам сарафаны, используются  для выступлений в фольклорных праздниках. 

Особой частью наряда являлся головной убор. Он давал исчерпывающую информацию о возрасте и социальном положении. Девичьи головные уборы, оставляющие открытыми волосы и теменную часть головы, имели форму венка- обруча, повязки или свернутого в валик платок. Они были довольно простыми по форме и способу изготовления.

Наиболее ярко украшались свадебные головные уборы юр-ной. «Юр» – голова, «ной» –сукно. Это головная повязка шириной 10-12 см.(баба-юр). Налобная часть на твердой берестяной основе вышивалась разноцветным бисером, жемчугом, стеклярусом, и пуговицами.

     Юрной надевали невесте в день её свадьбы после расплетения косы. Распущенные по плечам волосы покрывали большим парчовым платком, поверх которого и надевали этот головной убор.

Во время венчания новобрачные держались не за руки, а за разные концы одного платка. В каждой семье платок ценили, считали его связью рода и передавали по женской линии от матери к дочери. Если в семье было несколько дочерей, его разрезали на равные части.

Для женщин в то время платок был самым дорогим подарком. Женщины в возрасте носили платки темного цвета.

 

   - Давайте вспомним названия элементов одежды: кофта – сос, сарафан – сарапан, передник – запон, головной убор (кокошник)– баба юр,  юрной.

 - Обратили внимание, чем украшали одежду ижемские женщины? (Сарафан и передник декорированы полосками чёрного кружева).

Мужской костюм был единым на всей территории, за исключением зимней верхней одежды ижемцев. Мужчины были нетребовательны в одежде. Сшитые из холста рубаха-косоворотка (дором), и штаны (гач), заправленные в сапоги или вязаные узорные чулки, а также узкий поясок или широкий кушак. Во время осенних и зимних промыслов носили кафтан из домотканого белого или серого сукна длиной до колен. Мужскими головными уборами были войлочный колпак или шапка из овчины.

 

Важную роль в одежде играли вязаные вещи из шерстяной пряжи: носки, чулки, рукавицы. Изготавливались в большом количесве: рабочие и праздничные, в приданое и для подарков.

 И в настоящее время в оргнаменте используются яркие цвета.

 

Орнамент – совершенное художественное явление, вобравшее в себя многовековой эстетический опыт народа. Используются ромбы, кресты, круги, ломаные линии и др.

Каждый элемент орнамента что-то обозначал

попробуйте «прочитать» его сами:

  • волнистые линии означали - символ воды;
  • красные круги - символ солнца;
  • крест - это тоже символ солнца;
  • ромб - символ земли, плодородия;
  • цветы – символ богатства.

 цвета также имели своё значение:

  • красный – благополучие;
  • жёлтый – тепло и ласка;
  • синий – радость;
  • чёрный – богатство.

 

 - 

 

Танцевальная разминка «Замок»

 

- Коми народ любит танцевать, преобладают у них парные танцы. Существует множество вариантов приглашения в танец, поклонов, наборных фигур.  Сейчас мы с вами поочередным приглашением-игрой  вовлечем в танцевальный круг всех присутствующих. Приглашение-игра «Замок» (под музыку пара взявшись за руки делает замок и идет приглашать одного участника, далее подбирают ему пару, разворачиваются и идут к другому участнику)

 

- Для закрепления материала подготовила для вас  загадки:

 

  

Я на плечиках держусь,

Повернешься – я кружусь.  (Сарафан).

 

Треплют, катают, а зимой таскают     (Валенки).

 

Два братца не могут расстаться:

Утром - в дорогу,

Ночью – к порогу.         ( Сапоги).

 

Надену – ободом сведет,

Сниму – змеею упадет,

Тепла не дает,

А без него холодно.         (Пояс).

 

Сижу верхом, не знаю на ком,

Знакомого встречу – соскочу, привечу    (Шапка).

 

Я на поясе держусь,

Я на кухне пригожусь.  (Передник).

 

Сверху – голо, снизу – мохнато, теплом богато. (Тулуп).

 

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился   (Варежки).  

 

Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся.

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой.         (Рубаха).

 

 

Суеверия, поверья, традиции:

  • Традиционно у коми одежда воспринималась как «покров, оболочка» и одновременно «след, тень» человека. Вся одежда, которую носит в течение жизни человек, считалась неразрывно связанными с ним и его судьбой. Не случайно в прошлом носивший изодранную одежду не только нарушал нормы традиционного этикета, но и подвергал себя серьезной опасности. Повреждение или потеря одежды может предвещать несчастье или болезнь для её владельца.
  • Личную повседневную одежду, снимая на ночь, всегда вешали строго определенным образом, чтобы случайно не спровоцировать у себя болезнь и недомогание. Для длительного хранения наряды складывали особенно аккуратно ("лист да пласт"), вывернув предварительно наизнанку, и прятали в недоступное для посторонних взглядов место. 
  • Любое переодевание в течение суток порицалось, поскольку воспринималось окружающими как колдовство, ворожба.
  • В отличие от повседневной одежды, праздничную и обрядовую одежду запрещалось стирать – раз в год (летом) её выветривали на солнце, либо выпаривали над каменкой в бане. Соблюдались определенные запреты и при стирке повседневной одежды: нельзя было стирать вместе с мужской и детской одеждой наряды женские - у мужчин не будет удачи в охотничьем промысле, а дети могут заболеть. По поверьям, наряд любой взрослой женщины пропитан пеж, воздействие которого лишает одежду свойства оберега. 
  • Украшением платков были длинные кисти, считавшиеся оберегом от зла и зависти.
  • Орнамент считался оберегом от злых сил.
  • Перед венчанием девушка должна была плакать по своему девичеству. Считалось, что чем громче и дольше она плачет, тем счастливее будет ее замужняя жизнь. Невеста перед венчанием выходила на крыльцо родительского дома и бросала подругам платок, который носила в девичестве. По поверью следующей замуж должна была выйти та девушка, которая поймала платок.

 

Позвольте закончить наше занятие коми-пословицей:

 

                      Не то дорого, что шито золотом,

                      А то дорого, что доброго мастера.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_odezhdoy_naroda_komi-izhemtsev.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми подготовительной группы

«Знакомство с одеждой народа коми-ижемцев»

(учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №1» с. Ловозеро Мурманской обл. Ануфриева А.Н.)

Цель: 

Приобщение дошкольников к культуре народа коми

Образовательные задачи:

дать представление о национальной одежде ижемских коми, особенностях женского костюма

Развивающие задачи:

- развивать эстетическое восприятие дошкольников в процессе ознакомления с национальным костюмом коми

-вызывать эмоциональный отклик на красоту и необычность коми костюма;

Речевые задачи:

- развивать связную речь, познавательную активность, внимание, памятьть; обогащать словарный запас

Воспитательные задачи:

-воспитывать чувство уважения к культуре других народов;

- способствовать формированию дружеских отношений между детьми

  Мы живем в Ловозере, на земле саамов, о которых в русских источниках известно с 15 века, Важную роль в жизни нашего села играют и коми-ижемцы.

Свое название ижемцы получили от места проживания на реке Ижма в республике Коми. Это северная группа коми, их жизненный уклад, традиции, одежда и культура сильно отличаются от других групп коми.

Первые переселенцы коми появились на Кольской земле в конце 19 века, когда четыре богатых многодетных семьи спасали свои стада оленей от болезней. Они прижились на новом месте, поставили большие комфортные дома,  сохранили свою культуру, мировоззрение и оказали заметное влияние на весь уклад жизни и народное искусство саамов.

Предприимчивые коми-ижемцы превратили Ловозеро в главный центр оленеводства в Лапландии.  

Сегодня  мы с вами поговорим о национальной одежде народа Коми.

Костюм коми – как книга об истории народа. Каждая деталь одежды – связана с обычаями и традициями,. Сохранить национальный костюм в его первозданном виде– значит, сохранить часть национальной культуры.

Традиционная одежда коми многообразна. Различные ее виды имели разное назначение и разные способы изготовления. Существует одежда летняя и зимняя, детская и взрослая, мужская и женская, праздничная и повседневная.

 Особенно Красотой и богатством отличался женщинский  костюм. Ижемские крестьянки в праздничные дни выглядели как царевны из сказок. Рубахи и сарафаны шьются из прочных блестящих шёлковых и парчовых тканей, атласа и даже кашемира, привезённых купцами издалека (из Индии). Повседневные наряды изготовлялись из более грубых домотканых материалов скромной расцветки.

Костюм девушки и замужней женщины состоял из кофты, передника и широкого сарафана, он был до пяти метров по подолу.  Различался кроем юбки: девушки носили косоклинные, чтоб подчеркнуть талию, а женщины – прямые. Сарафан спереди завязывался на шнурок. В середине задней части сарафана встречные, двойные складки.   Кофты были также двух типов. Одна – сос, ее отличали наглухо застегнутый на шее ворот и широкие рукава. Ширина их в пройме может достигать 45-60 см. Рукав у запястья собран в двусторонние складки, образующие манжету.

Другая – японка, с отложным воротником или вовсе без него, украшенная бисером или стеклярусом, предпочтительно черного цвета с атласными лентами. Поверх сарафана надевался фартук из красивых тканей и повязывался длинный плетеный пояс.

Переданные по наследству бабушками правнучкам и внучкам сарафаны, используются  для выступлений в фольклорных праздниках. 

Особой частью наряда являлся головной убор. Он давал исчерпывающую информацию о возрасте и социальном положении. Девичьи головные уборы, оставляющие открытыми волосы и теменную часть головы, имели форму венка- обруча, повязки или свернутого в валик платок. Они были довольно простыми по форме и способу изготовления.

Наиболее ярко украшались свадебные головные уборы юр-ной. «Юр» – голова, «ной» –сукно. Это головная повязка шириной 10-12 см.(баба-юр). Налобная часть на твердой берестяной основе вышивалась разноцветным бисером, жемчугом, стеклярусом, и пуговицами.

     Юрной надевали невесте в день её свадьбы после расплетения косы. Распущенные по плечам волосы покрывали большим парчовым платком, поверх которого и надевали этот головной убор.

Во время венчания новобрачные держались не за руки, а за разные концы одного платка. В каждой семье платок ценили, считали его связью рода и передавали по женской линии от матери к дочери. Если в семье было несколько дочерей, его разрезали на равные части.

Для женщин в то время платок был самым дорогим подарком. Женщины в возрасте носили платки темного цвета.

   - Давайте вспомним названия элементов одежды: кофта – сос, сарафан – сарапан, передник – запон, головной убор (кокошник)– баба юр,  юрной.

 - Обратили внимание, чем украшали одежду ижемские женщины? (Сарафан и передник декорированы полосками чёрного кружева).

Мужской костюм был единым на всей территории, за исключением зимней верхней одежды ижемцев. Мужчины были нетребовательны в одежде. Сшитые из холста рубаха-косоворотка (дором), и штаны (гач), заправленные в сапоги или вязаные узорные чулки, а также узкий поясок или широкий кушак. Во время осенних и зимних промыслов носили кафтан из домотканого белого или серого сукна длиной до колен. Мужскими головными уборами были войлочный колпак или шапка из овчины.

Важную роль в одежде играли вязаные вещи из шерстяной пряжи: носки, чулки, рукавицы. Изготавливались в большом количесве: рабочие и праздничные, в приданое и для подарков.

 И в настоящее время в оргнаменте используются яркие цвета.

Орнамент – совершенное художественное явление, вобравшее в себя многовековой эстетический опыт народа. Используются ромбы, кресты, круги, ломаные линии и др.

Каждый элемент орнамента что-то обозначал

попробуйте «прочитать» его сами:

  • волнистые линии означали - символ воды;
  • красные круги - символ солнца;
  • крест - это тоже символ солнца;
  • ромб - символ земли, плодородия;
  • цветы – символ богатства.

 цвета также имели своё значение:

  • красный – благополучие;
  • жёлтый – тепло и ласка;
  • синий – радость;
  • чёрный – богатство.

 -  

Танцевальная разминка «Замок»

- Коми народ любит танцевать, преобладают у них парные танцы. Существует множество вариантов приглашения в танец, поклонов, наборных фигур.  Сейчас мы с вами поочередным приглашением-игрой  вовлечем в танцевальный круг всех присутствующих. Приглашение-игра «Замок» (под музыку пара взявшись за руки делает замок и идет приглашать одного участника, далее подбирают ему пару, разворачиваются и идут к другому участнику)

- Для закрепления материала подготовила для вас  загадки:

  

Я на плечиках держусь,

Повернешься – я кружусь.  (Сарафан).

 

Треплют, катают, а зимой таскают     (Валенки).

 

Два братца не могут расстаться:

Утром - в дорогу,

Ночью – к порогу.         ( Сапоги).

 

Надену – ободом сведет,

Сниму – змеею упадет,

Тепла не дает,

А без него холодно.         (Пояс).

 

Сижу верхом, не знаю на ком,

Знакомого встречу – соскочу, привечу    (Шапка).

 

Я на поясе держусь,

Я на кухне пригожусь.  (Передник).

 

Сверху – голо, снизу – мохнато, теплом богато. (Тулуп).

 

Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился   (Варежки).  

Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся.

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой.         (Рубаха).

Суеверия, поверья, традиции: 

  • Традиционно у коми одежда воспринималась как «покров, оболочка» и одновременно «след, тень» человека. Вся одежда, которую носит в течение жизни человек, считалась неразрывно связанными с ним и его судьбой. Не случайно в прошлом носивший изодранную одежду не только нарушал нормы традиционного этикета, но и подвергал себя серьезной опасности. Повреждение или потеря одежды может предвещать несчастье или болезнь для её владельца.
  • Личную повседневную одежду, снимая на ночь, всегда вешали строго определенным образом, чтобы случайно не спровоцировать у себя болезнь и недомогание. Для длительного хранения наряды складывали особенно аккуратно ("лист да пласт"), вывернув предварительно наизнанку, и прятали в недоступное для посторонних взглядов место. 
  • Любое переодевание в течение суток порицалось, поскольку воспринималось окружающими как колдовство, ворожба.
  • В отличие от повседневной одежды, праздничную и обрядовую одежду запрещалось стирать – раз в год (летом) её выветривали на солнце, либо выпаривали над каменкой в бане. Соблюдались определенные запреты и при стирке повседневной одежды: нельзя было стирать вместе с мужской и детской одеждой наряды женские - у мужчин не будет удачи в охотничьем промысле, а дети могут заболеть. По поверьям, наряд любой взрослой женщины пропитан пеж, воздействие которого лишает одежду свойства оберега. 
  • Украшением платков были длинные кисти, считавшиеся оберегом от зла и зависти.
  • Орнамент считался оберегом от злых сил.
  • Перед венчанием девушка должна была плакать по своему девичеству. Считалось, что чем громче и дольше она плачет, тем счастливее будет ее замужняя жизнь. Невеста перед венчанием выходила на крыльцо родительского дома и бросала подругам платок, который носила в девичестве. По поверью следующей замуж должна была выйти та девушка, которая поймала платок.

Позвольте закончить наше занятие коми-пословицей:

                      Не то дорого, что шито золотом,

                      А то дорого, что доброго мастера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Знакомство с жизнью народов Севера"

Знакомство с жизнью народов Севера.Задачи. Закрепить знания детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Активизировать и обогащать реч...

План-конспект занятия с детьми средней группы «Знакомство с лечебным комнатным растением «Алоэ».

План-конспект занятия с детьми средней группы  «Знакомство с лечебным комнатным растением «Алоэ».Цель: Познакомить детей с новым комнатным растением –«Алоэ». Объяснить название растения и ег...

Конспект занятия для детей подготовительной группы по теме "Одежда"

Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами конспектом своего интегрированного занятия для детей подготовительной группы на тему "Наряд для золушки". Цель : Закрепить и системати...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Знакомство с витаминами A, B, C, D и их содержание в различных продуктах"

Познакомить детей с понятием что такое витамины, где они содержаться, как они важны для здоровья, какую пользу приносят....

Конспект занятия с детьми младшей группы по теме "Одежда"

конспект занятия с детьми младшей группы по теме "Одежда"...

Конспект занятия с детьми старшей группы: «Знакомство с эмоциями. Радость»

Занятие проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Данное занятие позволяет научить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; развивать уме...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Для чего нужна одежда?» с использованием проблемного обучения и ТРИЗ технологий

Цель:образовательные: расширение и закрепление знаний об одежде, цвете и других признаках; развивать и активизировать речь;воспитывать мотивацию к познавательной деятельности....