Индивидуальная работа по самообразованию в подготовительной к школе группе
методическая разработка (подготовительная группа)
Экологическое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind_dnev_sam.docx | 34.01 КБ |
ind_dnev_sam2.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата №87»
Абзаловой Танвиры Музиповны первой квалификационной категории Тема: «Экологическое воспитание через наблюдения и проведения опыта с детьми дошкольного возраста»
Перспективное планирование деятельности на 2012-2015год
Задачи экологического воспитания:
-подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- воспитание желания бережно относиться к своему здоровью
-показать важность природных ресурсов (воды и воздуха)в жизни человека;
-воспитывать бережное, экономическое отношение к природным ресурсам;
-формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
Актуальность: Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации детской деятельности. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
И наконец, научиться формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать можно при общении, проводя опыты и делая умозаключения, проявляется творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу экологического сознания у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
1. Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросам развития и формирования лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
2. Развитие речи детей в игровой деятельности.
3. Развитие словесно-логического мышления, речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
4. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.
Концепция экологического воспитания:
« Знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это».
– биологическая или классическая экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом; – социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы;– прикладная экология, или охрана природы.
Сущность экологии хорошо отражают «законы», сформулированные американским учёным Б. Коммонером:– всё связано со всем;-всё куда-нибудьдевается; – всё что-нибудь да стоит;– природа знает лучше.
Задачи экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Уже в старшем возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.
Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский. Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно Выбрав тему по самообразованию «Экологическое воспитание через наблюдения и проведение опыта с детьми дошкольного возраста» и работая по ней уже несколько лет, систематизировала и обобщила методический и практический материал по данной теме, разработала и внедрила в практику календарно-тематическое планирование, составила тематическое планирование проведения опытов в течении года, создала картотеку дидактических игр экологического содержания. Реализую долгосрочный проект «Экологическая тропинка в ДОУ», с участием родителей разработала и реализовала проекты «Птицы родного края» «Очаровательный сорняк», «Загадочный космос», «История Снежинки». НОД по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными.
Учебный год | Формы работы | Примечание | |
2012-2013 | Сентябрь: Октябрь: Ноябрь: Декабрь: Январь: Февраль: Март: Апрель: Май: | «Где ночует солнышко?» «Почему происходит смена времени года?» «У кого какие детки?» «В тепле и холоде» «Рассматривание зерна под микроскоп» «Заплесневелый хлеб, дырочки» «Волшебная монетка» «Звучащий стакан» «Круговорот воды в природе» («Откуда берется вода и куда девается?») «Холодный кипяток» «Плавает-тонет» «Почему не выливается» «Наши помощники - глаза»; «сколько ушей?» «Прикрываем рот и нос, когда чихаем.» Опыты с распылителями , блеском для тела») «Тайнопись» «Скорлупа бежит за расческой» «Рисуем глядя в зеркало» «Извержение вулкана» «Сделай снегопад» «Почему шуба греет» «Лед и пламя» «Почему лед не тонет» «Живые тени» «Теневой театр» «Сделаем окаменелость. Что еще кроме костей может стать окаменелостью» «Тесная бутылка» «Подлодка» «Чернеющее яблоко» «Волшебная бумага. Свойство бумаги» «Бумажная гармошка, бумажки - попрыгунчики» «Парящий самолет» «Пузырьки- спасатели» «Вкусные опыты. Творог и сметана» «Мир ткани: опыты с нитками (нить- линейка, музыкальная линейка, нитка-циркуль» «Как органы человека помогают друг другу» «Что и из чего» | Разработать перспективный план работы с детьми. Наблюдения в природе и проведение опытов с детьми дошкольного возраста. Подбор литературы дидактических игр и упражнений |
2013-2014 | Подготовить материал для проведения диагностики на начало и конец учебного года. Сентябрь: Октябрь: Ноябрь: Декабрь: Январь: Февраль: Март: Апрель: Май: | Провести диагностику детей по развитию речи (образовательная область «Речевое развитие») с целью выявления уровня экологических навыков и умений. Диагностика «Как обнаружить воздух в помещении» «Воздух есть во всех предметах» «Что плавает- что тонет» «Где больше песка , в ложке или кружке» «Свойство почвы» «Свойство твердых веществ и жидкостей» «Как спрятаться бабочкам» «У кого какие клювы» «Что лучше руки или ноги» «Родственники стекла» «Свойства воды, глины и песка» «Чем пахнет воздух» «Обнаружение воздуха в разных объектах» «Запустить спутник» «Дневные звезды» «День- ночь» «Обнаружение воздуха в разных объектах» «Как снег становиться водой» «Снежные узоры на стекле» «Далеко-близко» «Иней» «Цветные льдинки» «Далеко- близко» «Сосульки» «Дуем- играем» «Почему не падают деревья» «Как расселяются семена» «Как с гуся вода» «Вода источник жизни» «Выращиваем лук» «Чем можно измерять» «Образование радугиОбработка результатов диагностики Составление индивидуальной работы с детьми с низким уровнем навыков и умений. | Ознакомление родителей с результатами диагностики для дельнейшей совместной работы. |
2014- 2015 | Практическая деятельность. Сентябрь: Октябрь: Ноябрь: Декабрь: Январь: Февраль: Март: Апрель: Май: | – посещение НОД; – обмен опытом; – открытые просмотры; – методические посещения. «Где ночует солнышко?» «Почему происходит смена времени года?» «У кого какие детки?» «В тепле и холоде» «Рассматривание зерна под микроскоп» «Заплесневелый хлеб, дырочки» «Волшебная монетка» «Звучащий стакан» «Круговорот воды в природе» («Откуда берется вода и куда девается?») «Холодный кипяток» «Плавает-тонет» «Почему не выливается» «Наши помощники - глаза»; «сколько ушей?» «Прикрываем рот и нос, когда чихаем.» Опыты с распылителями , блеском для тела») «Тайнопись» «Скорлупа бежит за расческой» «Рисуем глядя в зеркало» «Извержение вулкана» «Сделай снегопад» «Почему шуба греет» «Лед и пламя» «Почему лед не тонет» «Живые тени» «Теневой театр» «Сделаем окаменелость. Что еще кроме костей может стать окаменелостью» «Тесная бутылка» «Подлодка» «Чернеющее яблоко» «Волшебная бумага. Свойство бумаги» «Бумажная гармошка, бумажки - попрыгунчики» «Парящий самолет» «Пузырьки- спасатели» «Вкусные опыты. Творог и сметана» «Мир ткани: опыты с нитками (нить- линейка, музыкальная линейка, нитка-циркуль» «Как органы человека помогают друг другу» «Что и из чего» | Оценка работы педагога при посещении занятий, изучение практического материала. Оформление педагогического опыта в форме электронного портфолио. Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
Подведение итогов самообразования
| Подготовить консультацию для педагогов с выступление на педагогическом совете Принять участие в региональных семинарах – практикумах. Оформление сборника консультаций для родителей - Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Открытый просмотр и показ организованной образовательной деятельности. |
План индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста на тему: " Экологическое воспитание и экспериментальная деятельность сдетьми дошкольного возраста".
воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата №87» Абзаловой Танвиры Музиповны воспитателя первой квалификационной категории на 2016 - 2020 учебный год.
Цель:Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание детей экологической культуры поведения. Развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности. Актуальность: «Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всемсердцем-Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши,Чтоб для них экология стала,Не наукой, а частью души! »
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала природа.
Предварительный просмотр:
План самообразования по теме:
" Экологическое воспитание и экспериментальная деятельность с
детьми дошкольного возраста".
Абзаловой Танвиры Музиповны
воспитателя первой квалификационной категории
на 2016 - 2020 учебный год.
Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание детей экологической культуры поведения. Развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности. Актуальность: «Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем- Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала, Не наукой, а частью души! »
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, малыши захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала природа.
№п/п | Тема | Сроки | Форма распространения опыта |
1 этап: Информационно-аналитический Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования | |||
1. | С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г. | Сентябрь- октябрь | Составление перспективного плана работы |
2. | Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?» Н. А. Рыжова « Не просто сказки» Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста». П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой» В.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей с растениями» | В течение года | При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, педагогических часов, родительских собраний. При организации игровых досугов, праздничных утренников |
Сентябрь: Диагностика Октябрь: «У воды нет вкуса» «Где прячутся насекомые? Можно ли им помочь?» «У воды нет запаха» «Изучаем листья» Ноябрь: «У нас есть вдох и выдох» «Волны» «Первые заморозки» «Мы живые . А деревья? | |||
3. | Проект «Что такое снежинка» Декабрь: «Сколько весит воздух» «Вода смачивает и очищает предметы» «Замерзание воды» «Свойства мокрого песка» Январь: «Сколько времени можно не дышать» «Спичка- пленница» «Бывает ли воздуху холодно?» «Защитные свойства снега »Февраль: «Вода прозрачная» «Когда бывает пар» «Получаем талую воду» «Ловим воздух» Март: «Наблюдение за свойствами снегом в разную погоду» «В воде некоторые вещества растворяются» «Песочные часы» «Почему парашют снижается плавно?» Апрель: «Движение воздуха» «Летающие семена» «Своды и тоннели» «Песчаный конус» Май: «Чем отличается солнечная сторона от теневой» «Яблочный спутник свечи» «Теневой портрет» ДИАГНОСТИКА | Январь-май | Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология души» с детьми дошкольного возраста. |
4. | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | Март-апрель | Выставка игр, пособий для практической деятельности. |
5. | Разработать карты мониторинга. Разработать анкеты опроса педагогов и родителей. | В течение года | Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников. |
6. | Проект "Очаровательный сорняк". | Июнь, июль, август | Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов. |
II. ЭТАП — внедрение в практику Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | |||
1. | Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ | Сентябрь-май | Календарно – тематическое планирование |
2. | Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей. | Сентябрь-май | Наглядный материал |
3. | Семинар-практикум для воспитателей: «Экологическое воспитание –экологическая тропинка в детском саду». | Март | Просмотр деятельности педагога |
4. | Родительское собрание «Дошкольник и экология». | Апрель | Подготовка анкет, |
5. | Накопление практического материала по теме «Формирование речевого творчества дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов. | Май | Подбор методического оснащения. Пополнение методической копилки. Составление перспективного плана работы. |
6. | Подготовка материала к информационным стендам. | Ноябрь, май | День открытых дверей |
III. ЭТАП — представление опыта работы по теме | |||
1. | Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. | В течение года | Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию. |
2. | Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования | В течение года | Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. |
3. | Подготовка статьи для публикации в СМИ | Сентябрь | статья «Родительский клуб как одна из форм эффективного взаимодействия с семьей» |
4. | Презентация опыта работы по теме самообразования | Февраль | Творческий отчёт для педагогов ДОУ г. Нижнекамска и Нижнекамского района. |
5. | Обобщение опыта. | Май | Оформление отчета Информационные листы в виде таблицы с результатами |
IV. Работа с семьёй | |||
1. | Наглядная агитация | В течение года | 1. Оформление родительских уголков по теме "Наш режим", "Примите наши правила" "Расписание НОД" 2. В родительских уголках отразить вопросы развития индивидуальных способностей детей в ДОУ и семье. |
2. | Анкетирование | В течение года | «Детский сад глазами родителей!», «Что я хочу узнать о подготовке к школе» |
3. | Выставка | Ноябрь Март | Семейных творческих газет «С днём рождения, детский сад» Фотовыставка «Мы любим экспериментировать» Подарок маме «Чудесная ваза» из бросового материала |
4. | Групповые родительские собрания | Раз в квартал | По плану работы с родителями |
5. | День открытых дверей | Ноябрь Апрель | «Приходите в гости к нам! Здесь всегда мы рады Вам!» день открытых дверей |
6. | Фотоотчет | Июнь Июль Август | О летней оздоровительной работе «Как мы провели лето!» |
V. Мероприятия для детей | |||
1. | «Волшебный сундучок осени» | Сентябрь | Выставка поделок из природного материала и овощей |
2. | «Дети о родном саде» | Ноябрь | Выставка детских рисунков |
3. | "Земля - наш дом родной" | Ноябрь | Экологическое мероприятие |
4. | «Ребенок и природа», «Природа –наш дом»; конкурс стенгазет «Экология в жизни ребенка» | Апрель | КВН и викторины по экологии |
5. | «Цветок моего настроения» | Апрель | Экологическая игра наблюдение |
6. | «Что растет на грядке?» Дидактическая игра «Как растет земляника» «Что нужно растениям для роста» | В течение года | Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа, аудио запись с рассказами о выводах и умозаключениях по теме экспериментирования «Что было бы, если…». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию в подготовительной к школе группе "Нравственно-патриотическое воспитание"
планирование деятельности педагога по теме Самообразования "Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группе"...
Самообразование воспитателя подготовительной к школе группы по теме "Экспериментирование"
Самообразование воспитателя подготовительной к школе группы по теме "Экспериментирование"...
План по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы. Экологическое воспитание старших дошкольников.
План по самоообразованию, для воспитателей старших и подготовительных групп. Тема: Экологическое воспитание старших дошкольников....
Индивидуальное логопедическое занятие с воспитанницей подготовительной к школе группы по теме "Весна. Автоматизация звука [Рь] в словосочетаниях".
Индивидуальное занятие с воспитанницей подготовительной к школе логопедической группы "Весна. Автоматизация звука [Рь] в словосочетаниях"...
Индивидуальный план работы с родителями в подготовительной к школе группе "Василёк" на 2019-2020 год.
Индивидуальный план работы с родителями....
План работы с родителями по самообразованию в подготовительной к школе группе на тему Экологическое воспитание дошкольников
План работы с родителями на тему Экология дошкольников...
ПЛАН РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ В подготовительной к школе группе
Тема: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через чтение художественной литературы» ...