Консультация для воспитателей детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников « Как воспитать маленького патриота?»
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Консультация будет полезна родителям детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kak_vospitat_malenkogo_patriota.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Черлакский детский сад №2 комбинированного вида»
Консультация
« Как воспитать маленького патриота?»
Подготовила:
Зименко Т.А.,
старший воспитатель
Вопрос: «Что такое патриотизм?
* С.И. Ожегов определял патриотизм как "преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу".
* Г.Бакланов писал, что это "не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство"
Воспитание патриотических чувств
(из истории педагогики)
В Г Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Педагоги утверждали:
«Те высокие патриотические чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к современной жизни, её достижениям и проблемам.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общение, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к современной жизни, её достижениям и проблемам.
Суть патриотического воспитания
*состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе,
* к родному дому и семье,
* к истории и культуре страны,
созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Содержание патриотического воспитания
*воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру,
*любви к родным и родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине,
*уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу РФ).
Развитие гуманных чувств процессе патриотического воспитания :
* формируются этические представления,
* навыки культурного поведения,
* социально - общественные качества,
* уважение ко взрослым,
* ответственное отношение к выполнению поручений,
* умение дружно играть и трудиться,
* умение справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Обращение к отеческому наследию воспитывает:
* Уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. (детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру).
* Знание истории своего народа, родной культуры (поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов).
Чувство патриотизма многогранно по содержанию:
* это и любовь к родным местам,
* и гордость за свой народ,
* и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром,
* и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины
Задачи патриотического воспитания:
*воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
*формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
*воспитание уважения к труду людей;
*развитие интереса к народным традициям и промыслам;
*формирование элементарных знаний о правах человека;
*расширение представлений о России, ее столице;
*знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
*развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
*формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Задачи по патриотическому воспитанию решаются во всех видах детской деятельности:
* В непосредственно образовательной деятельности,
* в продуктивной деятельности,
* в игровой деятельности,
* в трудовой деятельности ,
* в быту и т.д.,
так как воспитывают в ребенке патриота всю его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Условия для эффективной работы по воспитанию патриотизма у дошкольников:
* комплексный подход;
* знание педагогом истории и культуры своего народа;
* правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности);
*тематическое построение материала;
*подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей,
* тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семей, в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников,
* вовлечение членов семей в педагогический процесс,
* создание в детском саду и семье предметно развивающей среды.
Средства патриотического воспитания:
* устное народное творчество;
* декоративно – прикладное искусство;
* музыка;
* художественная литература;
* игра;
* самостоятельная детская деятельность.
Особенности патриотического воспитания:
* Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты земля.
* Идти надо от близкого к далёкому.
Формы организации работы с детьми:
беседы,
дидактические игры,
игры-путешествия,
экскурсии,
игры-беседы,
игры-инсценировки,
развлечения и др.
В. А. Сухомлинский
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно, и имеет своими источниками красоту»
Самое главное – помнить, что ответственный подход к делу, материнское отношение к ребенку, благожелательное принятие его самостоятельности, а не установление мелочной опеки над ним – все это и есть народная педагогика (тоже составляющая патриотического воспитания), и она даже в обычных условиях поможет реализовать программу, содержание которой предварительно надо еще осваивать самим взрослым.
Литература:
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателей дет.сада/ Р.С.Буре и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой и др.-СПб.: Детство-Пресс, 2002.
4. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр "Академия", 2006.
5. Журнал "Ребенок в детском саду" N4, 2001; N5, 2001.
6. Журнал "Дошкольное воспитание" N3, 1993; N4, 1993.
7. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.1973.
8.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка – Пресс, М., 2003.
9. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду/Н.А.Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной –М.: Просвещение, 1989.
10. Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях: - Казань, РИЦ "Школа", 2003.
Р.И. Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова; Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова; Л.А.Кондрыкинская; В.И.Натарова, Н.И. Карпухина; Н.В.Алешина; М.Д.Маханева; Н.А.Арапова-Пискарева; Р.Ю. КиркосЮ. Чернов; А.В.Аркадьева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа сотрудничества семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры.
Предлагаемая программа рассчитана на четыре года и предполагает тесное взаимодействие воспитателей, педагогов-специалистов, детей и их родителей...
Консультация для воспитателей на тему:Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.Одной из основных задач духовно нравственого воспитания дошкольников является формирование у дет...
Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Педагогические условия организации деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию включают в себя следование принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность предлагае...
Консультация для воспитателей "Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников"
Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к ближайшему окружению ребёнка, к истории и...
Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию...
Выступление на педсовете по теме: " Взаимодействие семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников"(из опыта работы с детьми 2 младшей группы)
В выступлении на тему "Взаимодействие семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников"представлен опыт работы с детьми ва 2 младшей группе по теме &q...
Консультация для воспитателей детского сада по патриотическому воспитанию. «Люблю тебя мой край родной!»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29690367","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...