Проект «Зрительно-моторная координация – важный компонент готовности к школе».
проект (подготовительная группа) на тему
Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие личности каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. В настоящее время особую актуальность приобрела проблема готовности к школе. Одним из важных компонентов психологической готовности к школе является развитие зрительно-моторной координации (Л.А.Ясюкова, М.Н.Ильина, И.Е.Светлова). Недостатки развития зрительно-моторной координации могут привести к проблемам обучения в школе. Зрительно-моторная координация – согласованность работы зрительного анализатора и мелкой моторики руки (умение воспроизвести рисунок-образец). Воспроизведение образца требует оперативной координации зрительного анализа и движений руки, а не развертки образа, как при самостоятельном рисовании.
Слабая зрительно-моторная координация бывает причиной нелепых ошибок, которые ребенок допускает при списывании с доски, из учебника или из прописей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Зрительно-моторная координация – важный компонент готовности к школе». | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижегородская область
Город Выкса
Тема:
Проект «Зрительно-моторная координация – важный компонент готовности к школе».
Выполнила:
Шишова Анастасия Андреевна
Воспитатель МБДОУ № 33
Выкса 2015
Описание материала:
Проект направлен на развитие зрительно-моторной координации, поможет педагогам-психологам, воспитателям и родителям подготовить ребенка к школе.
Концепция проекта:
Аналитическое обоснование
Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие личности каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. В настоящее время особую актуальность приобрела проблема готовности к школе. Одним из важных компонентов психологической готовности к школе является развитие зрительно-моторной координации (Л.А.Ясюкова, М.Н.Ильина, И.Е.Светлова). Недостатки развития зрительно-моторной координации могут привести к проблемам обучения в школе. Зрительно-моторная координация – согласованность работы зрительного анализатора и мелкой моторики руки (умение воспроизвести рисунок-образец). Воспроизведение образца требует оперативной координации зрительного анализа и движений руки, а не развертки образа, как при самостоятельном рисовании.
Слабая зрительно-моторная координация бывает причиной нелепых ошибок, которые ребенок допускает при списывании с доски, из учебника или из прописей.
Актуальность проекта:
Не так много внимания уделяется в дошкольных учреждениях развитию зрительно-моторной координации детей, поэтому важно систематизировать эту деятельность и тогда станет возможным качественное улучшение зрительно-моторной координации. Успешное выполнение работ по визуальным образцам возможно только при наличии координации зрительного анализа с двигательными реакциями, моторикой пальцев ведущей руки. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существуют с рождения, они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Они начинают складываться, когда ребенку приходится выполнять действия по зрительно составленному плану и под контролем зрения, оперативно переводить визуально представленную информацию в ее двигательно-графический аналог.
Если ребенок много и с удовольствием строит и конструирует по чертежам, выкладывает мозаичные узоры или панно в соответствии с образцами, срисовывает изображение различных предметов или целые картины, то у него постепенно совершенствуется зрительно-моторная координация, формируется умение точно воспроизводить графические образцы. Если в своей дошкольной деятельности ему редко приходится двигательно-графически копировать какие-либо изображения, то связи между затылочными зрительными зонами и передними двигательными отделами коры головного мозга не формируются. Даже у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой.
Ребёнок может в целом развиваться нормально: хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки. Отсутствие зрительно-моторной координации обычно никак не проявляется в его дошкольной жизни. Только в первом классе может выясниться, что ребёнок при всём старании оказывается не в состоянии воспроизвести буквы, изображённые в прописях. При списывании или срисовывании с доски или из учебников у него часто получается нечто очень далёкое от исходных образцов. Сравнивая, проверяя свою работу, ребёнок не замечает даже грубые различия. Взрослые, естественно, не могут понять, как можно видеть одно, а нарисовать или написать совсем другое… Такие дети допускают много ошибок при списывании, не видят их, проверяя свою работу. Для них характерны такие ошибки, как пропуск, перестановка, замена, написание лишних букв, слогов, цифр, знаков, перескакивание со строчки на строчку, «зеркальное» письмо… Ребёнок, к сожалению, пишет неграмотно, и именно такое письмо автоматизируется и закрепляется. Избавиться в дальнейшем от неграмотных автоматизмов бывает исключительно трудно. Развитие навыков зрительно-моторной координации важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий.
Цель проекта:
Создание условий для успешного развития зрительно-моторной координации детей подготовительной группы.
Задачи проекта:
1.Разработать этапы проектирования.
2. Изучить проблему развития зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста, исследовать взаимосвязь между уровнем развития зрительно-моторных функций и другими психическими процессами, а также готовностью к обучению в школе.
3. Создать и апробировать систему психолого-педагогической работы по развитию зрительно-моторной координации в подготовительной группе детского сада.
4. Определить результативность совместной работы воспитателей, родителей и педагога-психолога, направленной на развитие зрительно-моторной координации.
5. Транслировать полученный опыт на другие ДОУ района, края.
Апробация проекта:
Гипотезой исследования является предположение о том, что система работы с детьми дошкольного возраста позволит улучшить и совершенствовать показатели зрительно-моторной координации, если:
– использовать комплекс разносторонних приёмов и методов развития зрительно-моторной координации;
– сделать работу по совершенствованию зрительно-моторной координации регулярной и исправной, включив её в учебно-воспитательный процесс.
Проект: краткосрочный, групповой, практико-ориентированный
Сроки реализации проекта: 2015-2016 учебный год.
Участники проекта:
• Педагог-психолог
• Дети подготовительной группы
• Педагоги группы
• Родители группы
Проблема проекта:
У 80% детей подготовительной группы слабо развита зрительно-моторная координация.
Игры и упражнения, использованные в проекте:
Выкладывание разных узоров из мозаики по образцу.
Собирание различных конструкторов по схеме-образцу.
Выкладывание рисунков из счетных палочек, палочек Кюизенера по образцу.
Выполнение заданий на рабочих листах «Дорисуй вторую половинку», «Нарисуй по образцу», «Точно передай изображение».
Рисование в тетрадях в крупную клетку «Продолжи узор по клеточкам».
Ожидаемый результат
Значимость данной деятельности заключается в следующем: дети подготовительной группы научатся поэлементно воспроизводить рисунок, срисовывать и списывать идентично образцу, научатся правильно держать ручку.
Программа проекта:
План действий по реализации проекта
Целевая аудитория | Сроки | Содержание | Результат |
дети: | Сентябрь 2015 г. Ноябрь - апрель 2015 г. Ноябрь 2015г. - апрель 2016 г. Ноябрь 2015г. - апрель 2016 г. | Оценка уровня развития зрительно-моторной координации Использование заданий в тетрадях «Дорисуй по клеточкам» на развивающих занятиях по подготовке детей к школе Использование глазодвигательной гимнастики во время развивающих занятий Использование игр и упражнений во время режимных моментов | Гештальт-тест Бендер Задания в тетрадях Картотека глазодвигательной гимнастики. Альбомы с заданиями «Дорисуй вторую половинку», «Нарисуй по образцу», Карточки «Продолжи узор по клеточкам», «Точно передай изображение» и др. |
родители: | Декабрь 2015 г. Сентябрь-май 2016 г. (по мере обращения и приглашения) | - Практикум «Подготовка к школе»; - Оформление наглядной информации «Зрительно-моторная координация, что это такое?», «Подготовка руки к письму» - Практикум «Играем дома – развиваем зрительно-моторную координацию». - Индивидуальные консультации с родителями по вопросам развития зрительно-моторной координации. | Конспект практикума Наглядная информация Конспект практикума |
педагоги: | Ноябрь – май 2015г.-2016г.(по мере обращения и приглашения) | Консультация «Различные способы развития зрительно-моторной координации». - Индивидуальные консультации (проведение игр в ходе режимных моментов, во время НОД) | конспект занятия |
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
Деятельность по созданию проекта, разработка этапов проектирования, подготовка необходимой документации, анализ литературы, постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор материалов.
2 этап. Внедренческий
Диагностическое обследование детей.
Проведение игр упражнений с детьми во время режимных моментов, во время развивающих занятий, 1 раз в неделю.
Рекомендации родителям, по организации и проведению игр и упражнений с детьми в домашних условиях.
Проведение индивидуальных, групповых консультаций для педагогов по развитию зрительно-моторной координации детей в группе детского сада.
3 этап. Результативный
Анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;
Распространение на НПК, педагогам, психологам.
Предполагаемые результаты:
- Компоненты психологической готовности у детей подготовительной группы развиты:
- Дети умеют выполнять рисунки почти идентично образцу или абсолютно идентично образцу;
- Дети умеют правильно держать ручку.
- Информационно-познавательное просвещение родителей и педагогов дает большой плюс в подготовке детей к школе.
Список использованной литературы:
1. Меттус Е. В. Система работы по проблемам будущих первоклассников. – Волгоград., 2007.
2. Бахурина Е. С. Комплексная методика развития детей 6-7 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие зрительно-моторной координации-важный фактор готовности ребёнка к школе.
В статье предлагаются упражнения, способствующие развитию зрительно-двигательной координации в разных видах деятельности....
Компоненты готовности к школе.
Ребенок поступает в первый класс, как правило приходит в незнакомый коллектив. Ему прийдется не только осваивать новый материал, но осваивать новые компоненты взаимодествия в коллективе. здесь скваютс...
Коррекционно-развивающая программа компонентов готовности к школе
Коррекционно-развивающая программа компонентов готовности к школе...
« Компоненты готовности к школе и психолого-педагогическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в школе».
Консультация в виде презентации для родителей и педавгогов...
Памятка "5 компонентов готовности к школе"
памятка для родителей "% компонентов готовности к школьному обучению"...
Проект "Зрительно моторная координация и мелкая моторика рук"
Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.Зрит...