Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе
статья (старшая группа) на тему

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razivayushchaya_predmetno-prostranstvennaya_sreda.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей

предметно-пространственной среды

 в старшей группе детского сада

В настоящее время, в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, перед нами, педагогами ДОУ, остро встает вопрос об организации развивающей предметно – пространственной среды согласно новым требованиям.

Развивающая предметно - пространственная среда - это естественная комфортная обстановка, насыщенная разнообразными игровыми материалами и предметами. Она включает в себя ряд важнейших компонентов, необходимых для полноценного эстетического, физического, социального и познавательного развития детей. Развивающая среда рассматривается как возможность всестороннего развития индивидуальности ребенка с учетом его интересов, склонностей и уровня активности, в контексте зоны ближайшего и актуального развития (А.В. Петровский). Поэтому мы постарались правильно и грамотно создать необходимую среду, которая создавала бы условия для всестороннего развития воспитанников.

         Только в правильно организованной, насыщенной (но не перенасыщенной) разнообразными игрушками, наглядными материалами, играми, дидактическими пособиями развивающей предметно - пространственной среде возможно активное коммуникативно-речевое и познавательно-творческое развитие детей.

Развивающая предметно - пространственная среда, согласно новым требованиям, обязана максимально раскрыть образовательный и творческий потенциал каждого воспитанника, а также быть максимально доступной для каждого ребенка.

Развивающая среда в нашей старшей группе строится с целью наилучшего развития индивидуальности воспитанников с учётом их интересов, склонностей, уровня активности. Нам, педагогам, важно добавить в развивающую среду те необходимые элементы, которые стимулировали бы двигательную, эмоциональную, творческую, познавательную деятельность всех воспитанников.

По нашему мнению, предметно-развивающая среда согласно новым требованиям должна организовываться с учетом того, чтобы каждый воспитанник мог заниматься своим увлечением. Оборудования и материалы размещены в специальных уголках развития, что позволяет детям объединиться небольшими группами по общим интересам: рисование, лепка, ручной труд, конструирование, настольные игры и т.п. Неотъемлемой частью оборудования являются  развивающие (дидактические) игры, широкий выбор природных материалов для экспериментирования, изучения, коллекционирования.

В группе имеется уголок двигательной активности, в которой представлено различное оборудование: мячи, кегли, скакалки, обручи, разноцветные ленточки, платочки, мешочки, набитые песком, атрибуты для подвижных игр, массажные дорожки, коврики, опорные схемы выполнения ОРУ и т.п.

Немаловажное значение уделено материалам, учитывающим интересы девочек и мальчиков в игре и труде. С целью развития игрового замысла для девочек представлены разнообразные украшения, бижутерия, женская одежда, банты, сумочки, журналы мод, каталогов одежды и косметики и т. д; в распоряжении мальчиков имеются всевозможные машинки, детали одежды разных профессий, модуль «Слесарная мастерская», журналы о технике  и т.п. Уголок для девочек максимально приближен к обстановке реальной квартиры (наклеены обои, имеется спальня, кухня, семейные фотографии). Уголок безопасности дорожного движения расположен в уголке для мальчиков. Он оснащен необходимыми игрушками, дидактическими играми, атрибутами. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог. Принцип гендерного подхода к развитию среды позволяет учитывать интересы  и мальчиков и девочек, поэтому здесь представлены  модули при помощи которых можно разыгрывать различные сюжеты игр («Семья», «Кафе», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Дорога», «Шоферы», «Аэропорт»).

Для развития познавательных интересов в области математических представлений выделен уголок математического развития с элементами сенсомоторного развития. Материал, представленный там очень разнообразен: это шнуровки, прищепки, различные виды застежек, геометрические фигуры различных цветов и размеров, несколько видов мозаики, пирамидки, пазлы,  дидактические игры, направленные на развитие умений нанизывать предметы в заданной последовательности, цифры, счетный материал, математические бусы и многое другое.

В группах старшего дошкольного возраста важно иметь разнообразные материалы, активизирующие интерес детей к чтению. В нашей группе представлены различные книги, которые дети с удовольствием просматривают, вспоминая любимые произведения или наиболее понравившиеся моменты, дидактические игры по мотивам сказок. Данная зона расположена в уголке уединения, и ребенок может посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание своего личного пространства. Зона художественной литературы тесно связана с зоной речевого развития, что является очень важным, т.к. наша группа логопедическая  и развитие активной речи является основной задачей развития детей. В зоне речевого развития представлены наборы сюжетных картин,  предметных картинок по лексическим темам, наборы букв, игры по речевому развитию.

С целью развития конструктивной деятельности представлены разнообразные виды конструкторов, которые расположены в удобных контейнерах и легко перемещаются по различным зонам при необходимости (для построек в театрализованных, сюжетных, сюжетно – ролевых играх, для обыгрывания различных ситуаций). Также имеются альбомы со схемами различных построек и сооружений.

Немаловажными в жизни дошкольников являются те материалы, которые стимулировали бы познавательный интерес детей. Поэтому в группе широкий выбор детских энциклопедий, и красочных изданий о растительном и животном мире планеты, детские журналы, альбомы. Есть материалы,  которые  позволяют детям создавать макеты (коробки, баночки из-под йогурта, пластилин, бумага, краски и др.).

Для развития экологически грамотного и бережного отношения к окружающему миру в группе оборудован уголок природы. В нем представлены календарь природы, комнатные растения, схемы по правильному поливу и уходу за растениями, дидактические игры, позволяющие проследить этапы развития живых существ. Рядом с природным уголком располагается зона экспериментальной деятельности, здесь находится природный материал, различные колбочки, бутылочки, микроскоп, лупы, материалы для экспериментирования. Подобрана картотека детских опытов с алгоритмом их проведения.

Для развития творческих способностей в группе создан уголок музыкально-театрализованной деятельности, в котором представлен широкий выбор костюмов, масок, различные виды театра, игрушки и герои для разыгрывания сказок, сценок и т.п. Также имеется магнитофон и коллекция музыкальных произведений, сказок. Кроме этого в уголке представлены различные музыкальные инструменты.

Уголок ИЗО оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (альбомы, раскраски, листы бумаги, трафареты, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин и т.д.). В этом уголке дети с удовольствием творят, создавая свои произведения. Имеются  схемы последовательности рисования и лепки определенных предметов.

Насыщенная развивающая предметно – пространственная среда станет фундаментом для организации содержательной и увлекательной жизни и развития ребенка. Именно она заложит основы формирования личности и выступит в роли источника знаний социального опыта ребенка.

Безопасность жизни, сохранение и укрепление здоровья детей - главные условия, опираясь на которые мы постарались организовать развивающую среду. Также мы постарались  учитывать психологические особенности возрастной группы, на которую ориентирована данная развивающая среда, а также основы взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

 

Педагог старшей группы № 10:

Гайфуллина С. М.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...