" Твори добро другим во благо"
статья (подготовительная группа) на тему

Горохова Лариса Ивановна

Статья содержит материал из опыта работы с дошкольниками, повествующий о приёмах воспитания в детях добра и умении наставника развить в ребёнке это чувство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

« Твори добро другим во благо…»

Всё начинается с любви…

                                                                                                                                            Твердят:

« Вначале было Слово…»

А я  провозглашаю снова:

Всё начинается с любви!

Всё начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребёнка-

Всё начинается с любви-

С любви!

Я это точно знаю.

Р.Рождественский      

   Мне нравятся стихи Роберта Рождественского и стихотворение, вынесенное в эпиграф, тоже очень нравится. С этих слов я начала ещё и потому, что согласна с мыслями поэта, с каждым его словом.

   В канун праздника 8 Марта я пришла в группу. Дети окружили меня, а Мирослава протягивает мне   сложенный вдвое листок бумаги.

 - Что это?

- Записка!

- Кому?

- Вам!

- От кого?

- От меня.

   Развернув листок, я прочитала: « Лариса Ивановна, я люблю Вас крепко-крепко.  Любите меня.  Мирослава». Что может быть дороже этого подарка! Эта записка заставила меня задуматься…

   Почему ребёнок просит о том, чтобы я её любила? Разве я не люблю их? Только потом я поняла, что Мирослава хочет, чтобы я любила их не всех вместе, а каждого в отдельности - со всеми его недостатками и достоинствами. Каждому ребёнку хочется слышать ласковое слово,  адресованное именно ему, каждому хочется, чтобы воспитатель видел в нём доброе начало. И задача воспитателя, как и любого взрослого человека, - увидеть это добро, развить его или хотя бы не уничтожить.

    Проводя массовые мероприятия, мы намечаем работу по разным направлениям. А результат?.. Его нет, потому что воспитание должно быть индивидуальным. Воспитывать можно и нужно всегда и везде. А С. Макаренко говорил: « Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение ».

   Без контактов  со взрослыми ребёнок не становится человеком. Даже в нормальной,  по общему мнению, семье ребёнок, лишённый настоящих, богатых контактов, развивается неполноценно. Окружающие его взрослые что-то приемлют, что- то осуждают в тех, кто живёт с ними рядом, терпимы или нетерпимы к слабостям других, быстро и искренне откликаются на их горе или проявляют нравственную глухоту, приходят на помощь или отходят в сторонку- совокупность всех этих и многих других качеств и составляет живой портрет взрослого, зеркально отражаемый в портрете ребёнка. Закон зеркальности – неумолимый закон воспитания.

    Эти слова вполне можно отнести и к воспитателям.

   Ещё когда  пришла к этим детям, я сказала, что умею «читать по глазам». Иногда приходилось это доказывать.

   Была в группе такая девочка, которой нравились вещи других ребят. И вот однажды  у Даши пропала игрушка. Я спрашиваю у ребят: « Что будем делать?» Дети начали предлагать различные варианты, а Матвей вдруг: « А вы по глазам узнайте». Чтобы вера в мою необыкновенную способность «читать по глазам» не исчезла, я предположила, что игрушку взяла девочка. Обвела их взглядом и заметила, что одна из них опустила глаза и как-то заволновалась. Я не назвала ни её имя, ни фамилию. Я очень огорчена её поступком и смогу уважать только тогда, когда она признает свою вину. Понимаю, что сделать это очень трудно, но нужно и ей, и мне, и всем, но более всего - ей самой. Я буду уважать эту девочку за смелость. Воцарилась тишина. Нарушила её Настя: « Это я взяла Дашину игрушку.  Простите меня.  Я больше так не буду». Все обрадовались этому признанию, даже найденную игрушку ей подарили.

    В нашей группе принято было поздравлять именинников. Мы дарили приготовленные своими руками подарки   и говорили такие слова, чтобы они относились именно к данному человеку. Заключительное слово доверяли мне. Всем хотелось знать, что я пожелаю именно этому ребёнку. И всегда говорила самые разные добрые пожелания. Каждому своё. И ищешь эти слова, чтобы ребёнок смог испытать огромное чувство радости от того, что он не забыт, что его любят и ценят.

    Многих волнует, должны ли у воспитателя быть любимчики? Думаю, что ко всем воспитанникам воспитатель должен относиться одинаково, не показывая своих чувств к отдельным детям. И тем не менее,  где-то в глубине души у каждого воспитателя есть любимые воспитанники- те, которые дают ему силы для работы, на встречу с которыми он спешит, общение с которыми ему интересно. Была у меня воспитанница. Это очень добрая девочка, внимательная к бедам других( наверное, потому, что росла она в семье, где каждый заботился о другом члене семьи, интересовался прожитым днём, всегда находился рядом в трудную минуту, бабушка её не могла передвигаться без помощи близких). После разговора с её бабушкой девочка стала мне ещё ближе.  В  группе её любили все.

   Очень нравилось детям отгадывать загадки и называть  эти слова ласково. Детям это задание очень нравилось. И когда я спрашивала, часто ли они употребляют ласковые слова по отношению к своим любимым, дорогим людям, дети задумывались.

   Они теперь ученики.  Пусть добрых дел на счету моих ребят будет больше. Надеюсь, вся эта работа заставила их оглядеться вокруг и задуматься, где же эти добрые дела, какие они, и осознать, что приятно их делать. При этом всегда обращала внимание ребят на то, что не нужно кричать во весь голос о своих добрых делах, потому что, как гласит английская пословица, « кто добр поистине, добро творит в молчании».

   Иногда мы превращались в волшебников и говорили о том, чего бы мы пожелали: « чтобы все люди на земле дружили», «чтобы было мирное небо над головой», « я бы сделал людей добрыми», « чтобы все дети смеялись», « хочу, чтобы все улицы были зелёными».

   Вот такие мысли возникали у моих маленьких волшебников. И хотя многие ещё и не поняли, что их пожелания могут исполниться и без волшебства, лишь бы люди научились слушать и понимать друг друга, но всё- таки мои воспитанники желали того, чего мы все вместе так стремимся достичь: и добра,  и мира, и дружбы, и счастья.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Твори добро" для детей старшей и подготовительной группы детского сада

Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они ...

Проект«Спешите делать добрые дела» под лозунгом «Твори добро».

За последние годы добро, доброта постепенно исчезают из повседневной жизни, превращаясь в категорию философскую.А доброта – качество, ценимое во все эпохи.Чем тяжелее времена...

Социальная акция "Твори добро, другим во благо!"

Социальная акция направленна на расширении образовательных задач в сфере (социально-коммуникативное развитие), она способствует успешному развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников, что является...

Долгосрочный творческий проект «Твори добро другим во благо» (старшая-подготовительная группа).

Цель: воспитание у ребенка чувства толерантности, развивающие самостоятельность, гармоничное взаимодействию с другими людьми.Задачи:- расширить представления о волонтерском движении у детей 5-6 ...

Проект"Твори добро другим во благо"

Нам некогда выслушать друг друга, обнять, приласкать, поделиться добром. А ведь доброта – качество, ценимое во все времена. Нехватка доброты приводит к душевной черствости, дети растут в атмосфе...