Развитие навыков связной речи.
консультация на тему

Каждый ребенок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно говорить, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков связной речи.

Каждый ребенок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно говорить, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Весь уклад жизни в детском саду способствует развитию речи детей.

Работа по обогащению знаний и представлений дошкольников во всех сферах их деятельности (игровой, бытовой, образовательной – занятия изобразительной деятельностью, музыкальные, по формированию элементарных математических представлений и т.п.) и развитию речи неразрывно связаны.

В младшем дошкольном возрасте должна проводиться подготовительная работа обучению детей рассказыванию.

Монологическая речь формируется  в недрах диалога как основной формы речевого общения.

Диалог - первая ступень в развитии связной речи ребенка.

В методике работы с детьми разработаны приемы формирования диалогической речи:

- Обучение детей понимать вопросы и отвечать на них;

- Обучение детей задавать вопросы. Воспитатель,

общаясь с группой детей, учит их слушать и активно включаться в разговор;

- Участие детей в драматизациях: близкое к тексту воспроизведение отрывка из сказки (с подсказками педагога).

- Активное дословное воспроизведение ответов на вопросы в фиксированном диалоге

( «Курочка - рябушечка», «Кисонька - мурысенька … » и т.д.)

Существует несколько видов рассказывания. Одним из них является пересказ. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям, потому что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать.

С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умения слушать, отвечать на вопросы.

Обучение рассказыванию начинается с простого воспроизведения знакомых сказок, построенных на повторах («Колобок», «Репка», «Теремок»). Дети включаются в повторный рассказ воспитателя, повторяя одно - два слова или целое предложение.

Также помогают детям пересказывать художественное произведение мнемо - таблицы. Дети быстро запоминают определенные символы и легко воспроизводят текст.

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстрированным материалом. В детском саду используются как предметные, так и сюжетные картины. Дети младшей группы не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных действий и свойств. Задачей воспитателя является:

- обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

- постепенный переход к занятиям,  упражняющим в связной речи

( ответы на вопросы и составление небольшого рассказа).

Рассматривание картины сопровождается словом воспитателя (вопросом, объяснением, рассказом). После беседы воспитатель может сам рассказать по картине.

В младшем возрасте используются игровые приемы (расскажем кукле).

Можно рассматривание сопровождать показом игрушки; использовать литературные и художественные вставки. Первые картины для детей младшей группы – картины, изображающие отдельные предметы, домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни («Наряжаем елку», «Кошка с котятами»). После занятия картина остается еще несколько дней. Дети еще раз рассматривают ее  и  замечают то, что не заметили раньше.

Одно из самых интересных и любимых детьми занятий - рассматривание и описание игрушек. Занятие по описанию игрушек начинается с их рассматривания.

Чтобы обучать детей самостоятельному рассказыванию можно использовать схемы. Они помогают составлять подробные рассказы - описания. Эти схемы состоят из шести клеток или прямоугольников, на которых изображено шесть характерных признаков предметов или объектов, о которых надо рассказать:

-форма,

- цвет,

-величина,

-материал,

- часть игрушки или предмета,

- действия.

 Эти схемы мы используем с младшей группы. Описание идет по вопросам педагога. Дети отвечают отдельными фразами. В конце педагог предлагает послушать рассказ об игрушке. Этот рассказ является образцом.

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте ведется большая подготовительная работа, которая способствует развитию навыков связной речи.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.

Развитие навыков связной речи у старших дошкольников путем обучения рассказыванию по сюжетным картинам и картинкам.Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в с...

Презентация "Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста"

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребнос...

Консультация для воспитателей "Развитие навыков связной речи у дошкольников разных возрастных групп путем обучения рассказыванию по сюжетной картине и картинкам"

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методически...

Внедрение современных технологий и методов речевого развития как эффективное условие развития навыков связной речи каждого обучающего.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.Говорить умеют п...

План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"

План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"...

Конспект интегрированного занятия по развитию навыков связной речи «Путешествие к Волшебному дереву»

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.Задачи: Коррекционно-образовательные:– формировать умение пользоваться в свободной речи распространенными предложениями;– закреплять ...

Самообразование на тему «Развитие навыков связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»

В документе представлено самообразование по теме «Развитие навыков  связной речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями ...