Методический материал по работе с педагогами.
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_material_po_rabote_s_pedagogami.docx | 68.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Ключи к успеху.
(тренинг для педагогов)
(составила старший воспитатель МБДОУ центра развития ребёнка – детского сада №44 «Золушка» Тимонова О.Н.)
Задачи: Определить ключевые позиции на пути личностного роста. Способствовать освоению активной позиции самопознания и самодиагностики. Развивать осознанное стремление к успеху и преодолению профессиональных затруднений.
Старший воспитатель (стоя в кругу): Добрый день! Будем знакомы, меня зовут Оксана Владимировна. (Обращаясь ко всем. Затем подает правую руку соседу, еще раз называя свое имя, тот повторяет движение рукой соседу, стоящему справа и называет свое имя, по которому можно обращаться к человеку в ходе тренинга. В итоге - все, стоящие в кругу, держат друг друга за руки.)
Старший воспитатель: Мы поздоровались друг с другом как знакомые. Очень надеюсь, что в ходе сегодняшней встречи мы станем друзьями. А как приветствуют друг друга друзья? (Ответы педагогов.)
Старший воспитатель: Привет! Как дела? Как успехи? (Пауза.) По моим наблюдениям реакция на мой вопрос была неоднозначная. Кто-то с оптимизмом улыбнулся, а кто-то с сожалением опустил плечи. Почему? Скорей всего, потому, что кому-то в жизни везет чуть больше, а кому-то чуть меньше. Может кого-то «судьба» балует, потому что любит? А может, есть секрет, которым владеют избранные? Что же это за «замок», ведущий к успеху? (Старший воспитатель обращает внимание педагогов на «замок»-символ.) Как найти «ключ» к успеху? Знаете ли вы свой «ключ» успеха? (Старший воспитатель показывает связку «пробных ключей».) Если пробовать каждый из них – это путь к провалу. Предлагаю совместно найти его здесь и сейчас. (Старший воспитатель предлагает присесть за столы.)
Старший воспитатель: (Объявляет тему встречи.) Из поколения в поколение перед семьей и педагогом стоит задача воспитать из ребенка достойного человека, однако с приходом нового поколения меняется содержание, которое мы вкладываем в понятие «достойный».
Современная действительность, отраженная в нормативно–правовых документах требует воспитания человека, наделенного определенными качествами.
Экспресс – опрос: Какими личностными качествами должен быть наделен современный выпускник детского сада? (Одна подгруппа педагогов называет качества, основываясь на личном опыте и убеждениях, а другая подгруппа педагогов озвучивает «ключевые» качества, определенные требованиями современных нормативно-правовых документов. В заключении старший воспитатель подводит резюме об актуализации и приоритете в практике работы тех качеств, которые были названы педагогами не только в документах, но и, исходя из личного опыта.)
Старший воспитатель: Данные качества, наверняка, помогут человеку стать успешным.
Вывод: (открывается «ключ») То ценное, что есть В ЧЕЛОВЕКЕ, несомненно, важнее того, что есть у человека!
Старший воспитатель: Являются ли указанные качества врожденными? От чего зависит преобладание в человеке положительных или отрицательных качеств? (От воспитания.)
Старший воспитатель: Именно в период дошкольного детства у ребенка формируется «вектор» развития. Именно педагоги детского сада дают старт развитию личности ребенка. Именно от того, как ребенок развивается в дошкольном детстве, во многом зависит успешность его дальнейшей жизни. А должен ли быть «вектор» развития у самого воспитателя? Несомненно, да! Воспитать личность может только … (личность). Обладаете ли вы сами указанными качествами?
Старший воспитатель: Люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств. (Авраам Линкольн.)
У каждого человека есть свои недостатки, т.е. то, что ему недостает. Парадоксально, но факт, достоинства не так бросаются в глаза, как недостатки.
По мнению профессора Флетчера отрицательных качеств не существует. Есть качества, недостаточно или чрезмерно развитые, иным словом, несбалансированные. Например: такая черта характера, как гибкость может превратиться в безвольность или, напротив, в жесткость. А это уже недостатки.
Мозговой штурм «Превращением недостатки в достоинства!»
Недостаточно развитые | Качества | Чрезмерно развитые |
Безразличный | Любознательный | Любопытный |
Беспомощный | Самостоятельный | Эгоцентричный (самоуверенный) |
Заурядный | Творческий | Экспрессивный |
Замкнутый (обособленный) | Коммуникативный | Навязчивый (назойливый) |
Безвольный | Волевой (решительный) | Дерзкий (нахальный,навязчивый) |
Можете ли вы сказать, что данные качества у Вас достаточно развиты? Всегда ли Вам удается проявлять указанные качества в профессиональной деятельности? Отметьте стрелочкой те качества, которые вы бы хотели развивать в себе в первую очередь? Объясните, почему это необходимо? И помните: каждый человек – автор своей собственной жизни.
Вывод: (открывается очередной «ключ») Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой!
Старший воспитатель: Что важнее в достижении успеха: личностные качества, способности, которыми обладает человек или его талант? (Старший воспитатель предлагает педагогам провести экспресс-тест «Мои способности».)
Вывод: (открывается очередной «ключ») Способности – еще не талант, их надо развивать!
Старший воспитатель: Вы везучий человек? (Пауза.) В ответ на этот вопрос большинство людей неуверенно пожмут плечами: «Всякое бывает…». Но есть и такие «счастливчики», которые не сомневаются в своей удачливости. Они легко приведут множество примеров, когда обстоятельства их жизни складывались настолько выигрышно и благополучно, что просто грех было не воспользоваться такими замечательными возможностями.
Отчего одним фортуна постоянно улыбается, а других будто и не замечает и даже издевается над ними? На этот счет существует множество мистических гипотез.
Экспресс – опрос: Кто из присутствующих считает себя не везучим?
Старший воспитатель: Марк Твен писал: «По крайней мере, раз в жизни Удача стучится в дверь к каждому, но многие из нас в это время сидят в соседнем кабачке и не слышат стука». Опыт английского психолога Ричарда Вайзмана из Хартфордширского университета подтверждает суждение писателя. Удача – это не удачное стечение обстоятельств, а наша готовность им воспользоваться.
Упражнение с газетой. (Продублировать опыт, проведенный Р. Вайзманом.)
Каждому «испытуемому» (человеку, считающему себя невезучим) старший воспитатель дает толстую газету и просит точно сосчитать количество фотографий в ней. Секрет состоит в том, что одна из страниц искусно смоделирована. Вместо банального объявления «смонтировано» объявление следующего содержания: «Сообщите старшему воспитателю, что вы увидели это и получите приз».
Скорее всего, все будут заняты скрупулезным подсчетом фотографий и на текстовые сообщения даже не обратят внимания. Победителю вручается календарик с пожеланием, чтобы каждый день в году был удачным и успешным.
Вывод: (открывается очередной «ключ») Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремиться к ней.
Старший воспитатель: Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он – совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. И, бесспорно, эта его особенность может стать залогом его будущего успеха. Вместе с тем, не будем забывать, что многие великие достижения – плод коллективного труда. Для успеха в жизни очень важно уметь взаимодействовать с окружающими людьми, работать в команде.
Коммуникативная игра «Пустой стул».
Для проведения игры необходимо нечетное количество участников.
Предварительно все рассчитываются на «первый», «второй». Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула. Его задача – пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего не надо.
Все те, кто сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев – удержать своих «подопечных». Для этого надо взять игрока за плечи в тот момент, когда он собрался пересесть. Ведущий должен следить, чтобы руки не держались все время над «подопечными». Через некоторое время участники меняются местами. При этом один из участников остается стоять за стулом.
Обсуждение. Как приглашали кого-то на свой стул? Как понимали, что вас пригласили на стул? Что больше понравилось: стоять за стулом или сидеть на стуле? Почему?
Старший воспитатель: Трудно разговаривать без помощи языка? (Да.) Вот парадокс, даже научившись еще в давние времена разговаривать, конфликтов среди людей по настоящее время не уменьшилось! Почему? (Не умеют договариваться.)
Вывод: (открывается очередной «ключ») Умей жить с людьми так, чтобы твои друзья не стали твоими врагами.
Старший воспитатель: Что делать? И чего не надо делать, чтобы воспитать успешную личность? Существует ли верный путь и определенная стратегия восхождения к вершине успеха?
Составление Модели стратегического восхождения к вершине успеха.
Ключевые установки:
Работа ведется параллельно: индивидуально (выбирается 1 человек, убежденный в собственной невезучести) и фронтально (со всеми остальными педагогами).
Педагог убежденный в собственной невезучести составляет «Лестницу успеха» с позиции самостоятельного восхождения. (Формула предлагается.)
Старший воспитатель: Часто ли вы говорите себе: Не могу, не буду, не хочу, не знаю? Составьте формулу самостоятельного восхождения к вершине успеха. Отметьте стрелочкой, на какой высоте лестницы вы сейчас находитесь в достижении своей цели. Ты сможешь, если поверишь в то, что ты можешь. Отметьте стрелочкой, куда вы стремитесь.
Остальные педагоги вырабатывают стратегию совместного восхождения с учетом развития коммуникативной компетентности в системе «родитель - ребенок», «педагог - ребенок», «педагог - родитель», «администрация ДОУ – педагог».
Старший воспитатель: Если мы хотим, чтобы «трудный» ребенок стал успешным человеком, способным завоевать этот мир, найти свое место в нем, необходимо обратить внимание на методы взаимодействия.
- Замените приказ на просьбу. Откажитесь от риторических вопросов, типа:
…
«Почему в группе беспорядок?»
Просто попросите: …
«Уберите игрушки на место, пожалуйста.»
- …
«Тебе не хочется убирать игрушки, потому что ты устал. Тебе кажется, что это трудно.»
т.е., вместо возмущения – активное слушание.
- …
т.е., вместо наказания и угрозы – поощрение. Нет более сильного мотива, чем внутреннее стремление ребенка ладить со своими близкими и получить награду. Поощрения могут быть такими: «Мы поиграем с тобой вместе в ту игру, которую ты захочешь, порисуем, устроим чаепитие…»
- …
т.е., приказ, как утверждение власти, необходим, если ребенок упорно не приступает к выполнению вашей просьбы. Он должен быть произнесен твердо, но спокойно. Если все же добиться своего не удалось, используйте следующий прием.
- Вместо наказания и угрозы – «время для остывания». Необходимо время, чтобы «выпустить пар». По завершении тайм-аута снова повторите свою просьбу. Старайтесь не критиковать ребенка. Критика настраивает детей против взрослых, побуждает их к бунту. Осыпая ребенка негативными замечаниями, вы лишаете его возможности стать лучше.
Обратите внимание, важно применять методы стимулирования к победе именно в данной последовательности!
Старший воспитатель: Итак, не говори о проблемах, а решай их! Успех – это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма! (Уинстон Черчилль.)
Вывод: (открывается очередной «ключ») Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет. (К.Д. Ушинский.)
Старший воспитатель: А что же все-таки значит это «сладкое» слово «УСПЕХ»?
Составление синквейна на тему: «Портрет успешной личности» (Подгрупповая работа.)
Что такое синквейн? Это стихотворение, состоящее из 5 строк (незарифмованных). В синквейне человек (группа людей) выражает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание.
2-я строка – 2 прилагательных, определяющих содержание.
3-я строка – 3 глагола, показывающих действие понятия.
4-я строка – короткое предложение, в котором автор выражает свое отношение.
5-я строка – одно ключевое слово, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации связанные с данными понятиями.
Пример синквейна на тему: «Портрет успешной личности»
- Успех.
- Достойный, прочный.
- Думай, действуй, достигай.
- Успех – это ряд, преодоленный неудач. (Успех в любом деле начинается с дела. Твой завтрашний успех приходит уже сегодня. Будущее принадлежит тому, кто верит в успех).
- Целеустремленность.
Старший воспитатель: Таким образом, у каждого из нас представление об образе «успешного человека» свое. Вы представили свой «идеал успеха». Успех – это когда получаешь то, что ты хочешь.
Вывод: (открывается очередной «ключ») Приближение к успеху – это приближение к идеальному образу.
Старший воспитатель: Какого «весомого ключа» не хватает в нашей связке? ЗНАЕТЕ? СУМЕЕТЕ, СМОЖЕТЕ его определить? Подсказка в самом вопросе! (Знания, умения, навыки.)
Вывод: (открывается очередной «ключ») Чего вы не понимаете – то не принадлежит вам. (Иоганн Гете.)
Старший воспитатель: Р. Вайзман выявил еще одну важную особенность. Оказалось, что удачливые люди – по натуре оптимисты! с ними тоже случаются неприятности, но они рассматривают это как случайность, а не закономерность. Наверное, прав был Теннеси Уильямс, когда говорил: «Вера в удачу приносит удачу!» Очень простая формула, зато надежная.
Старший воспитатель проводит с педагогами аутотренинг.
Верю в тебя! (Соседу справа.) Верю в тебя! (Соседу слева.) Верю в себя! И мы верим в тебя!
Старший воспитатель: Поверьте в себя! Поверьте в свою удачу! И вы, наверняка, станете успешны. Но не тешьтесь успехом долго, намечайте новую цель, снова добивайтесь и снова побеждайте, например так, как предлагает это А. Шварцнегер.
Старший воспитатель предлагает педагогам памятку «Философия успеха А. Шварцнегера».
Старший воспитатель: Вероятно, руководствуясь данными жизненными принципами, «жить - станет лучше, жить - станет веселей!» …
Вывод: (открывается очередной «ключ») Будущее принадлежит тому, кто верит в свой успех!
Старший воспитатель: (открывая очередной «ключ») Никогда не теряй терпения. Это последний ключ, отпирающий двери. (А. Сент Экзюпери.)
Старший воспитатель: В завершении хочу еще раз обратить внимание на «ключи» к успеху. Очень надеюсь, что они станут залогом к вашему будущему успеху. Помогли ли они увидеть сферу ваших личных или профессиональных затруднений? Появилось ли желание разрешить эти затруднения? Что из сегодняшней встречи вы можете перенести в практику своей работы? Нашли ли Вы свой «недостающий» ключ, ведущий к успеху? Какие «ключевые» позиции заставили взглянуть на себя и свою деятельность по-другому? Составьте «программу последействия». Назовите 3 следующих шага, которые вы сделаете после нашей встречи. Помните, что воспитать успешную личность ребенка может только успешная личность педагога.
Чему сегодня научилась Я? Я овладела навыком построения сотрудничества с группой малознакомых, но очень интересных людей, выстраивания «обратной связи», навыком самоанализа и самопознания. Я благодарна Вам!
От всей души желаю личных достижений, плодотворного сотрудничества и успеха! Спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Пробные ключи» к успеху
- Не тешь и не обманывай себя надеждами на авось!
- Не рассчитывай на других – надейся на себя!
- Не злись, если у тебя что-то не получается, умей посмеяться над собой!
Экспресс-тест «Мои способности»
На что я способен? Оцените себя по шкале от «1» до «5» по следующим критериям:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Лингвистические способности | |||||
Умею писать конспекты, методические рекомендации и др. | |||||
Много читаю для информации и удовольствия | |||||
Люблю иностранные языки | |||||
Творческие способности | |||||
Мои артистические способности на сцене | |||||
Мои художественные способности | |||||
Мои музыкальные способности | |||||
Интеллектуальные способности | |||||
Я прилежный в работе, умею работать с самоотдачей | |||||
Мне нравится внедрять в работу инновационные технологии | |||||
Владею компьютером, Интернетом | |||||
Коммуникативные способности | |||||
Я общительный, у меня много друзей | |||||
Умею слушать и понимать | |||||
Я лидер среди коллег | |||||
Прикладные умения | |||||
Я умею починить утюг, настроить телевизор, отремонтировать розетку | |||||
Я умею водить машину, мотоцикл | |||||
Я умею сажать рассаду, косить, стоговать сено | |||||
Я умею строить, класть плитку, делать ремонт | |||||
Я умею вязать, шить, консервировать, готовить | |||||
Спортивные способности | |||||
Хорошо играю в спортивные игры | |||||
Занимаюсь физической культурой и спортом в свободное время | |||||
Способность утвердить себя | |||||
Я принципиальный | |||||
Я добиваюсь своего | |||||
Я могу идти против общего мнения | |||||
Я не боюсь быть не таким, как все | |||||
Я ответственный и самостоятельный |
Выводы, основанные на результатах самооценки:
- Выпишите свои наиболее ярко выраженные способности______________________________________________________________________________________________________________________________
- Выпишите те умения, которые нужно развивать(то, что Вы оценили баллами0,1,2)_____________________________________________________________________________________________________________________________
«Превращением недостатки в достоинства!»
Недостаточно развитые | Качества | Чрезмерно развитые |
Любознательный | ||
Самостоятельный | ||
Творческий | ||
Коммуникативный | ||
Волевой |
Психологический тренинг с педагогами ДОУ
«Развитие творческих способностей».
Ведущий: педагог-психолог, старший воспитатель Тимонова О.Н..
Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.
Задачи:
- создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;
- формирование и развитие установки на самопознание и самооценку;
- активизация индивидуальных и творческих способностей;
- преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
- профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.
Содержание тренинга:
Вступительная часть: Уважаемые коллеги, сегодня у нас занятие по теме «Развитие творческого потенциала педагога».
В последнее время такие слова как «творчество» и «креативность» прочно вошли в наш обиход. Современное общество требует от человека умения быстро принимать важные решения, самостоятельно выбирать пути и возможности своего развития. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высоких результатов!!!
Отечественный философ Н.А. Бердяев отмечал, что «к творчеству призван всякий человек, оно пронизывает практически все виды человеческой деятельности».По мнению философа С.С. Гольдентрихта, сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку.
По мнению Василия Александровича Сухомлинского «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребёнке».
Тема нашей сегодняшней встречи: «развитие творческого потенциала педагогов ДОУ». Так что же такое «творческий потенциал» ?
По мнению Николая Александровича Бердяева «Творческий потенциал — это динамическое, интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации».
Мне ближе следующее определение «Творческий потенциал – совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности».Проблема роли развития творческого потенциала личности — далеко не новый предмет научных исследований. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой цивилизации, решалась с позиций различных отраслей научного знания. Существует очень много мнений и позиций на такие понятия как «творчество», «креативность», «задатки», «способности», «творческие способности», «творческая позиция» и т.д. Эта сфера очень интересна для изучения.
В разное время из разных фактов рождались различные предположения. Считали, например, что способности зависят от объема мозгового вещества, так как у многих талантливых и гениальных людей объем мозга превышал обычную человеческую норму в 1400 см3 и достигал 1800 см3 (у писателя И. С. Тургенева). Но рядом стояли такие факты, когда гениальный человек имел мозг в 1200 см3 или даже жил с одной половинкой мозга, как Пастер, у которого после кровоизлияния в мозг функционировало только одно полушарие, а такая гипотеза не могла их объяснить. Тогда обращались к структуре клеток головного мозга, особенно его коры, и находили, что у гениальных людей иногда есть отличия от обычной структуры, но, какие из этих отличий имеют решающее значение, оставалось загадкой.
Предполагалось, например, также, что талантливым бывает первый ребенок в семье. И эта гипотеза имела приверженцев, пока не пришла на помощь статистика. Из 74 всемирно известных гениальных и талантливых людей, из биографических данных которых можно было установить, каким по счету он родился, первыми оказались только пять - Мильтон, Леонардо да Винчи, Г. Гейне, Брамс, А. Рубинштейн.
А Франклин был - 17-м ребенком в семье, Менделеев - 17-м, Мечников -16-м,
Шуберт - 13-м, Вашингтон -11-м, Сара Бернар - 11-м, Карл Вебер - 9-м
Наполеон - 8-м, Рубенс - 7-м и т. д. Значит, дело не в том, каким по счету ребенок родился в семье, а в чем-то другом.
Современная гипотеза, поэтому предпочитает обходить молчанием такие вопросы.
Опыт моей работы по развитию творческого потенциала педагогов можно условно разделить на 3 этапа: подготовительный(проведение диагностической работы в области определения творческого потенциала педагогов ДОУ), практический(проведение мероприятий, организованных форм работы с педагогами ДОУ по повышению творческого потенциала педколлектива), заключительный(подведение итогов работы по развитию творческого потенциала педагогов).
Те, кому интересна данная проблема, может подробнее ознакомиться с формами работы на каждом этапе из моего опыта работы (см. приложение 1).
Практическая часть:
Мне бы хотелось подробнее остановиться на практическом примере одной из форм работы по развитию творческого потенциала педагогов ДОУ через использование психотренинговых информационно-практических занятий.Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение. Давайте знакомиться!(участники сидят в кругу).
Игра «знакомство». Для этого расскажем всем, кто здесь присутствует о себе, и начнем со слов: «Здравствуйте, меня зовут.... Нам поможет поиграть мячик (психолог показывает небольшой плюшевый мячик). Мы будем его передавать по кругу и тот, к кому он попадет в руки, громко себя назовёт и поздоровается».
Игра «Алфавит»
Участники сидят по кругу. Для выполнения этого упражнения нам понадобится знание алфавита. Все его помнят? Я начну и скажу существительное, начинающееся на букву «А». Далее по кругу, каждый должен сказать слово-ассоциацию, возникшую у него в ответ на прозвучавшее слово, но только начинающееся на букву «Б». Пусть это тоже будет существительное. Далее следующий называет свое слово-ассоциацию, начинающееся на букву «В» и так далее. Таким образом, у нас получится ряд существительных, начальные буквы которых составят алфавит.
Это упражнение, с одной стороны, направлено на развитие способности привлекать из своего опыта необходимую информацию, на совершенствование ассоциативных механизмов мышления; с другой стороны, характер задания таков, что требуется одновременной работы левого (надо следить за последовательностью букв в алфавите) и правого (возникают ассоциации) полушарий головного мозга. Кроме того, происходит тренировка беглости мышления.
Игра «Кто вы?»
Участники садятся в круг. Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».
Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).
«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»
Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.
В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой — искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.
После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.
Упражнение «Сочиняем стихи»
Дано начало стихотворение, нужно придумать окончание (на выполнение дается 5 минут):
- Утром настроение плохое,
Глаз накрасить не могу никак… - Вместе с мужем мы собрались
Выйти вдруг куда - нибудь… - Весной везде повсюду лужи,
В ручьях кораблики плывут… - Я решила похудеть,
Села на диету… - После смены я решила
Быстренько уйти домой… - Всех решила удивить
И французский суп сварить… - Родители, часто сердясь и бранясь,
С ребенком теряют душевную связь…
Музыкальная минутка
Я буду вам зачитывать определённые песни, вы прослушаете мелодию и дадите ответ, что это за песня, из какого она мультфильма, и пропоёте эту строчку.
- Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе. (“Если долго – долго” – песня Красной Шапочки)
- Песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью. ( “В голове моей опилки…” – песенка Вини-Пуха)
- Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси. (“Где то на белом свете..” – к/ф. “Кавказская пленница”)
- Песня о животных с длинными ушами, которые работают косильщиками лужаек. (“Где-то в синем лесу..” – к/ф. “Бриллиантовая рука”)
- Песня о четырёх мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе. (“Опять скрипит потёртое седло..” – к/ф. “Д’Артаньян и три мушкетёра”)
- Песня о трагической смерти маленького насекомого (“В траве сидел кузнечик”)
- Песня о неизвестной игрушке с большими ушами. (“Теперь я чебурашка …”)
- Песня о мальчике, сующем свой нос в чужое дело. (“Буратино”)
Упражнение «Суперскрепка»
Цель: решить проблемы творческим подходом.
Инструкция: разделить группу на 2 мини-группы, каждой группе даётся лист формата А4.
(Ваша задача – записать на листе бумаги все способы использования канцелярской скрепки.)
Необходимо ограничить упражнение во времени. После выполнения задания группы презентуют свои варианты. Победителем считается та группа, у которой будет максимальное количество самых оригинальных способов использования скрепки.
Упражнение «Портрет креативного человека»
Группа делится на две группы. На листах ватмана необходимо изобразить портрет творческого человека. На создание образа дается 10 минут. Каждая команда представляет свой портрет. Обсуждение.
Заключительная часть. Упражнение «Мешочек пожеланий»
Педагог использует данное упражнение в качестве момента “прощания”. Передавая мешочек друг другу по кругу, участники достают из него по одному предмету. Начиная со слов: “я тебе желаю”, придумывают пожелание, ассоциируя его с данным предметом, например, стаканчик – «Я желают тебе, чтоб этот стаканчик для тебя был всегда на половину полон, чем на половину пуст».
Список использованной литературы
1. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя // Советская педагогика. – 1988. – № 1. – С. 43-49.
2. Творчество и социальное Познане / Под ред. А.И. Коршунова, С.С. Гольдентрихта. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 132 с.
3. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. – М.: Новая школа, 2001. – 159 с.
Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ.
«Позитив эмоций – основа здоровья педагога».
Цель: повышение эмоционального состояния.
Задачи:
- повыситькоммуникативные навыки педагогов;
- формирование благоприятного психологического климата;
- познакомить с приемом восстановления эмоционального равновесия;
- повысить настрой на удачу, счастье и успех;
- развивать уверенность в себе, устойчивость к стрессам, умение раскрывать свой творческий потенциал.
Материалы: аудиозапись ответов детей на вопросы; карточки с заданиями для упражнения «Выразительная речь»; памятка « Правила поведения в общении» на каждого участника занятия; разноцветные сердечки для упражнения «Раскрасим сердце» и ручки по числу участников; музыка для релаксации.Ход занятия:
I.Организационная часть.
Психолог: Здравствуйте уважаемые коллеги! Нас объединяет любовь к детям, беспокойство за них, трудности, с которыми мы сталкиваемся в процессе работы. Но огромная ответственность, жизненные ситуации, часто нарушают наше драгоценное здоровье, поэтому мы сегодня попробуем научиться за короткое время расслабиться иподресурситься. Сейчас проверим ваше эмоциональное состояние. (Закрывают глаза и представляют десятибалльную шкалу, на которой ставят отметку актуального состояния).
Ознакомление участников с условиями игры, методикой проведения.
II. Основная часть.
1.Приветствие: Приветствуя друг друга, мы желаем, прежде всего, здоровья. Здоровье - один из основополагающих компонентов нашей профессией. Предлагаю пожелать друг другу здоровья таким образом:
Пустьпоздороваются те:
-кто в хорошем настроении;
-кто еще не до конца проснулся;
- кому сегодня грустно;
- кто любит рисовать;
-кто любит петь и танцевать;
- кто хочет в отпуск;
-кто еще не поздоровался.
2. Игра «Составь портрет» (Наиболее значимые качества воспитателя).
(Ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т.д.)
3.Аудиозапись ответов детей на вопросы:
Психолог: Какие качества больше всего ценят в вас ваши воспитанники, вы узнаете, прослушав магнитофонную запись ответов детей на следующие вопросы:
- Какой бы ты хотел видеть свою воспитательницу?
- За что вы любите свою воспитательницу?
4. Игра-задание «Выразительная речь».
Психолог:Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.
1-й команде:Произнесите фразу «Иди сюда»
- громко
- возмущенно
- радостно
- таинственно
2-й команде:Скажите «Молодец»
- тихо
- громко, ласково
- удивленно
- радостно
Психолог:В этом зале собрались люди, которых объединяет одно – беззаветная преданность и любовь к детям. Для вас дети ближе, чем взрослые, вы ощущаете беззащитность ребёнка независимо от его возраста.Каждый день, отправляясь на работу, в путь познания детской искренней души, путь, полный неожиданностей, вы ставите перед собой задачу – постараться открыть самое чудесное в этом маленьком хрустальном человечке, услышать мелодию сердца ребёнка, сделать его счастливым.А для этого вы сами должны уметь быть счастливым.Счастье редко даётся человеку “большим куском”. В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и окружающих, в том числе и в детях, которые вас часто огорчают.
Антисоветы психолога педагогу.
1.Не обращай внимание на детей. Их много-ты один!
2.Учение детей-дело рук самих детей. Не мешай ребенку учиться!
3.Если кто-то падает-подтолкни его, и процесс ускорится.
4. Если тебе плохо, то с какой стати кому-нибудь должно быть хорошо?
Сладкое воспоминание.
Провоцируйте конфликты.
Пусть они трясут весь садик.
А потом-коль доживете
Вы до пенсии своей-
Будет Вам, что в жизни вспомнить
Лежа на больничной койке,
И решать, что эти годы
Были прожиты не зря.
Психолог:Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”? (ответыпедагогов)
В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки.
В области Чувства:усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным
В области Мысли:о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
В области Действия:критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Этому феномену чаще подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Мы наблюдали ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми. При «выгорании» происходит психоэнергетическая «опустошенность» человека.
Профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряжённостью. Учитель или воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за жизнь и развитие другого человека – ученика, воспитанника.Мы должны уметь регулировать свои эмоции.В этом вам поможет комплекс упражнений.
Комплекс упражнений: “Как улучшить самочувствие за три минуты”.
- Противострессовое дыхание.Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задерите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.
- Минутная релаксация.Расслабьте уголки рта, улыбнитесь, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела.
- Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Сосредоточьтесь на каждом отдельном предмете, этим вы отвлечетесь от стрессового напряжения.
- Покиньте помещение, выйдите на улицу.
- Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперёд и расслабьтесь.Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего поднимайте голову.
- Займитесь какой-нибудь деятельностью (побегайте, попойте, покричите).
- Включите успокаивающую музыку, ту которую вы любите.
- Выпятите грудь колесом.
- Потянитесь. Растягивание мышц в определённой степени уменьшает ощущение стрессового “нажима”.
- Чаще смотрите в зеркало и говорите себе “Я тебя люблю!”
III. Заключительная часть.
1.Упражнение “Раскрасим сердце”.
Инструкция: Педагог – это, прежде всего сердечный человек. У него доброе сердце. Тепло и любовь к другим исходит из сердца.Положите руку на сердце. Послушайте, как бьётся ваше сердце… Оно полно жизни, добра, любви…Посмотрите, вы видите одно большое сердце, сердце педагога, в котором каждому из вас есть место. Давайте “раскрасим” его цветами любви, нежности, добра, ласки. У вас на столах лежат сердечки разных цветов. Возьмите сердечко того цвета, который выражает цвет вашего настроения от нашей сегодняшней встречи, чувство удовлетворения или нет.
А когда вы определились с цветом, нам бы очень хотелось, чтобы вы написали своё мнение, мысли, пожелания, замечания, которые мы постараемся учесть в нашей дальнейшей работе.
Анализ выполненного упражнения.
2. Упражнение «Реклама».
Психолог: И в подтверждение, что наша профессия, одна из самых важных, лучших, востребованных - прошу каждую команду в течение минуты придумать слоган или девиз (буквально одну-две фразы), чтобы похвалить профессию, себя, команду в которой вы участвуете.
Психолог: Спасибо всем за активное участие в тренинге! Любите и цените себя, свой труд, свою жизнь! Верьте в себя, свои силы и возможности! В заключении мне хотелось бы вам раздать памятку под названием «Правила поведения в общении»(Приложение 1)
Приложение 1.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕНИИ
Старайтесь:
1. Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней.
2. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
3. Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
4. Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
5. Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
6. Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
7. Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
8. Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие — основа вашего здоровья.
9. Всюду навести порядок и уют. Создать оазис доброты, любви и красоты — в душе, в семье, в работе. Прививайте это детям.
10. Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
1. «Терпение — дар Неба». Обладающий терпением, не унизится до раздражения.
2. Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
3. Великая миссия женщины — нести в мир любовь, красоту и гармонию.
4. Коллектив — это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
5. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
6. Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
7. Не скупитесь на похвалу.
8. Не создавайте конфликтных ситуаций.
9. Следите за внешностью и поведением.
10. Ваше отношение к работе, людям, предметам — образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
1. Любить ребенка таким, каков он есть.
2. Уважать в каждом ребенке личность.
3. Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
4. Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
5. Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
6. Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
7. Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
В детском саду запрещается:
1. Кричать и наказывать детей.
2. Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
3. Приходить к детям с плохим настроением.
4. Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
5. Оставлять детей одних.
6. Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
7. Оставлять детей одних.
Занятие с элементами тренинга для педагогов
по профилактике эмоционального выгорания
«Давайте чаще улыбаться!»
Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе; обучение методам саморегуляции, снятие психофизического напряжения, повышение стрессоустойчивости педагогов.
Ход занятия:
- Упражнение «Приветствие»
Участники встают в круг и, начиная с ведущего, должны поприветствовать друг друга каким-то необычным способом, все остальные участники повторяют приветствие каждого участника.
- Упражнение «Ласковое имя»
Участники продолжают стоять в кругу. Ведущий держит мяч и называет свое имя так, как её ласково называют, и передает мяч следующему. Так мячик должен побывать в руках у каждого участника, который также называет свое ласковое имя.
- Упражнение «Комплименты»
Стоя в кругу, участники бросают мяч друг другу и произносят комплименты тому участнику, которому бросают мяч.
- Упражнение «Найди себе подобных»
Участники под музыку беспорядочно передвигаются по кругу. Ведущий дает команды:
- «Объединитесь в группы те, у кого одинаковый цвет волос»;
- «Объединитесь в группы те, у кого полное имя начинается на одну букву»;
- «Объединитесь в группы те, у кого одинаковый цвет глаз»;
- «Объединитесь в группы те, у кого день рождения в одно время года»;
- «Объединитесь в группы те, кто любит детей».
- Самодиагностика «Волшебная страна внутри нас»
- Все чаще мы слышим термин "эмоциональные расстройства". За этим стоят страхи и тревоги, чрезмерная восприимчивость, обидчивость, плаксивость и агрессивность, чувство подавленности и одиночества, и многое другое. Не только детям, но и взрослым не просто разобраться в своих чувствах. Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом приходит лишь "задним числом".
Попробуем перевести все это на символический язык. Представьте, что внутри нас находится целая страна, в которой есть король, есть Дума, множество придворных и простых граждан. Если глава страны слаб, находится в заточении или изгнании, страной правят слуги. Однако, они не обладают той мудростью, что дана королю, поэтому совершают ошибки.
Теперь становится понятной истинная причина эмоциональной и поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно занявшие свои места. И, безусловно, король, забывший о своих обязанностях.
"Волшебная страна чувств".
Цель: исследование психоэмоционального состояния
Оборудование: бланк с изображением восьми домиков, названиями восьми чувств и силуэтом человека: цветные карандаши /8 цветов/
Инструкция 1: "Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство живет в доме определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом... У Вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте домики."
Инструкция 2: Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Посмотрите – вот карта страны чувств /показываем силуэт человека/, она пуста. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши.
Обработка результатов.
При обработке результатов важно обращать внимание:
1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;
2. На адекватность подбора цвета при "заселении" чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие "радости" и "удовольствию" черного, коричневого или серого цветов. Однако, не смотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем более он является диагностичным.
3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека.
Причем, целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:
- голова и шея (символизируют ментальную (мыслит.) деятельность);
- туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);
- руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);
- тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний);
- ноги (символизируют чувство "опоры", уверенность, а также возможность "заземления" негативных переживаний)
Исследуя "карту", мы узнаем, какие чувства "живут" в разных частях тела. Например, чувства, "живущие в голове", окрашивают мысли. Если в голове "живет" страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках "живут" чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же /если в ногах поселились "негативные" чувства/ человек имеет стремление "заземлить", избавиться от них.
Игра «Самолетик» (5 минут)
Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.
Вывод: Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.
7. Упражнение «Паутина симпатий»
Участники стоят в кругу. Ведущий берет клубок ниток и произнося слова: «Ты мне нравишься, п.ч. …» передает клубок другому участнику, кончик оставляют себе, и так клубок должен оказаться у всех участников. В итоге получается одна большая паутина, которая объединяет всех участников общей симпатией.
8. Рефлексия «Цветное настроение»
Перед участниками лежат сердечки разного цвета.
Предлагается выбрать сердечко того цвета, который характеризует ваше внутреннее состояние, настроение на данный момент(после проведенных упражнений). Ведущий зачитывает характеристики каждого цвета, после чего участники делают свой выбор и кладут сердечко на общий поднос. Затем ведущий подводит итог того, какое настроение преобладает в группе.
Характеристики цветов:
Черный - Вы агрессивны, раздражены, источаете негатив.
Коричневый – Вы подавлены, вам грустно, тяжесть всех проблем лежит на ваших плечах.
Красный – Вы находитесь в состоянии возбуждения, безудержной радости, эйфории.
Желтый – Ваше настроение теплое, солнечное, «бабочки летают в животе».
Зеленый – Состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности, душевного равновесия.
«Аплодисменты» (ритуал прощания).
Инструкция.
Ведущий начинает хлопать в ладоши и подходит к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого т т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа. Далее подводится итог всего занятия, участники делятся своими ощущениями и впечатлениями.
Тренинг для педагогов
по предупреждению и коррекции эмоционального выгорания
«Проснись для жизни!»
Структура тренинга:
- Приветствие. Сообщение о том, зачем мы собрались.
- Упражнение на знакомство
- Упражнение «Я дома, я на работе»
- Теория о СЭВ. Обобщение темы и «призыв к жизни».
- Игровое упражнение «Да, я такая, а еще…»
- Упражнение «Волшебный магазин».
- Упражнение «Порой я балую себя».
- Упражнение «Маски»
- Упражнение «Контур человека»
- Обобщение всего, призыв к весне, к жизни, к пробуждению, к любви и пр.
- Релаксация «Новое платье»
1.Приветствие, сообщение темы собрания.
Здравствуйте, уважаемые педагоги! Мы рады приветствовать Вас в этот весенний день. Сегодня мы собрались для того, чтобы расправить крылья, измениться, вдохнуть полной грудью, почувствовать в себе силы! Наш девиз на сегодня: «Проснись для жизни!»
2.Упражнение на знакомство.
Безусловно, Вы уже знакомы друг с другом не один год. Но мы хотим предложить Вам по-новому познакомиться друг с другом, как будто в первый раз.
Знакомиться мы будем не совсем обычным способом. Нужно по очереди назвать свое имя и то, в чем Вы мастер. Начинаем с Риммы Рафаэльевны.
3.Упражнение «Я дома, я на работе»
Следующее упражнение поможет Вам посмотреть на свои взаимоотношения с профессией как бы со стороны. Для этого разделите лис бумаги пополам. Составьте 2 списка определений (как можно больше) «Я дома» и «Я на работе».
(Когда все закончили, анализируем.)
Теперь, обратите внимание на похожие черты в соседних столбиках, противоположные черты, отсутствие схожих черт, отметьте их для себя. Давайте обсудим: какой список было составлять легче, какой получился объемнее, каково Ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия?(Обсуждение)
5. Теория
Зима все еще не закончилась, и наш организм, которому так необходим свет и тепло, истощился. Зимний холод принес нам простуды, авитаминоз и вместе с этим зимнюю хандру. На работе многое (ничего) уже не радует, голова думает только о приближающемся отдыхе. Действительно ли тут дело только в нехватке организму яркого весеннего света и тепла? Или же имеются и другие причины нашего подавленного настроения и усталости?
Век НТР в корне изменил отношение к людям как к рабочей силе. Объем выполняемой работы человеком любой профессии заметно вырос и продолжает расти каждый год. В связи с возросшим давлением на человека, с бесконечными стрессами, которые он испытывает на работе, у него наблюдается не только физическое переутомление (какие бы то ни было соматические заболевания), но и психологическое (душевное) утомление, усталость. Когда работа ставит требования, которые не соответствует возможностям, внутренним резервам работника, то у него начинает нарушаться эмоциональное равновесие.
Состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе, ученые психиатры назвали «синдромом эмоционального сгорания» или «профессиональным выгоранием»
Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные).
Каковы же проявления данного синдрома?
Основными симптомами эмоционального выгорания считаются следующие:
- усталость, утомление, истощение (после активной профессиональной деятельности);
- психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства);
- бессонница;
-негативное отношение к ученикам, воспитанникам (после имевших место позитивных взаимоотношений);
-отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
- гнев и раздражительность по отношению к коллегам и воспитанникам -функциональное, негативное отношение к себе;
- тревожные состояния;
-пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий;
- чувство вины.
Таким образом, первым, что бросается в глаза при СЭВ – что у людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативное отношение к работе, появляется усталость.
Что делать при СЭВ? (коррекция)
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей на работе. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
2. Общение. Рекомендуется, анализировать свои чувства и ощущения и делиться ими с другими.
3. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок.
4. Овладение умениями и навыками саморегуляции, узнать о которых вы можете у психолога.
6. Игровое упражнение «Да, я такая, а еще…»
Сейчас будем учиться правильно реагировать на комплименты и приятные слова. Каждый сидящему справа говорит комплимент, а сидящий справа должен ответить: «Спасибо. Да, я такая, а еще я…» и называет свое положительное качество. Начинаем с Риммы Рафаэльевны.
7. Упражнение «Волшебный магазин».
А сейчас мы с Вами отправимся в Волшебный магазин. В нем есть все, чего Вы только можете себе пожелать. Но чтобы что-то купить нужно отдать то качество, которое Вам особенно мешает. Начинаем с Риммы Рафаэльевны.
8. Упражнение «Порой я балую себя».
В следующем упражнении каждому участнику понадобиться лист бумаги (раздаем бумагу). Вся информация, которую Вы запишете на листе будет носить строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть искренними, не заглядывать в листы людей сидящих рядом и не спрашивать их от том, что они написали. Приступаем…
Вспомните и составьте список тех дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.
(Когда списки готовы, продолжаем.)
Теперь отметьте как часто Вы делаете то, что отмечено на листе.
(Можно предложить высказать свое мнение.)
Далее необходимо разделиться на тройки и составит слоган, отражающий идею о том, почему необходимо иногда баловать себя.
(Раздаются карточки с рекомендациями.)
Ознакомьтесь с рекомендациями и отметьте в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые Вы выполняете крайне редко или не выполняли раньше и дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями. На этом же листе можно записать слоганы, придуманные Вами.
(Далее обсуждение.) Предлагаем Вам высказаться о том какие способы побаловать себя Вам больше всего понравились и какие бы Вы могли попробовать использовать в будущем.
9. Упражнение «Маски релаксации»
Теперь нам хотелось бы предложить Вам несколько приемов, которые помогли бы Вам снять мышечные зажимы лица и лучше управлять своей мимикой в процессе работы. Предлагаю Вам встать. Делаем глубокий вдох, задерживая дыхание изображаем на лице маску удивления (гнева, поцелуя, смеха, недовольства), выдыхая расслабляем мышцы лица.
10. Упражнение «Контур человека»
Мы предлагаем Вам нарисовать силуэт человека. Поселите внутри него те чувства и эмоции, которых не хватает Вам на данном жизненном этапе. Для каждого из них подберите соответствующее место и подходящий цвет. Закрасьте силуэт.
Теперь задумайтесь – если Вам не хватает каких либо чувств и эмоций, значит необходимо стремиться ими овладеть…
12. Обобщение.
Наступила весна – чудесное время года, когда все пробуждается, расцветает, раскрывается. Мы все должны слиться с природой и пробудиться вместе с ней, открыться новому, почувствовать прилив энергии, сил для новых свершений! Проснуться для жизни!
13. Релаксационное упражнение "Новое платье"
Сядьте удобно, опустите плечи, вслушайтесь в спокойную музыку, выдохните напряжение, расслабьтесь, можете закрыть глаза. Вы сидите удобно, и ваши мышцы отдыхают. Проследите, чтобы не были сжаты зубы и руки в кулаки. Губы мягко сомкнуты. Мышцы плеч расслаблены, голова - чуть откинута, плечи - расправлены. Прислушайтесь к своему дыханию, постарайтесь сделать вдох - глубоким, а выдох - удлинить, можно выдыхать сквозь губы, расслабляя брюшную стенку. Вы отдыхаете, ничем не озабочены, и ничто Вас не беспокоит и не тревожит.
Теперь я медленно, тихо и ритмично считаю до 7. Вы мысленно вместе со мной идете по улице, делаете 7 шагов и оказываетесь в магазине "Одежда": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7… заходите внутрь.
В этом магазине много различной одежды всех фасонов и цветов, есть старинные наряды и современная одежда. Вы просматриваете костюмы, платья и выбираете себе понравившиеся.
Вы приходите домой, надеваете на себя выбранную красивую вещь. Посмотрите внимательно свой наряд – цвет, фасон, удобно ли он сидит на вас. Посмотрите на себя в зеркало: вы довольны собой, вы себе нравитесь. Улыбнитесь себе и снимите наряд.
Откройте шкаф с вашей одеждой. Вы видите, что там нет свободных вешалок, а вам нужно убрать свой новый наряд. Для этого выберете какую-нибудь старую вещь и выкиньте ее, освободив место для новой одежды. Вместе с этой старой одеждой вы выбрасываете свои прошлые опасения, тревоги, неудачи и ошибки, и не сожалейте о них.
Повесьте новую вещь в шкаф. Откройте свой шкаф, свой дом и свой мир для перемен. Откройте глаза и возвращайтесь к нам в реальный мир обновленными. Многие из вас готовы к переменам в вашей жизни, готовы расстаться со старым и отжившим, и мы желаем вам удачи на этом пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал для работы с родителями подготовительной к школе группы на учебный год.
План работы с родителями на учебный год...
Методическая разработка системы работы с педагогами ДОО на тему «Организация работы по развитию познавательно - исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование в условиях реализации ФГОС» в форме технологической ситуации.
Технологическая карта с описанием системы работы с педагогами по организации развития познавательно - исследовательской деятельности дошкольников....
Методический материал для работы с родителями.
Консультация родителей на темы: Игроритмика.Музыкально подвижная игра для детей дошкольного возраста.Так что же такое память?Что такое Танец.Влияние музыки на ребенка.Импровизация.Музыкальные инс...
Методический материал для родителей и педагогов.
quot;Игры для снятия напряжения и агрессии"...
Методический материал для работы с молодыми педагогами: развивающие технологии: ТРИЗ и детская цифровая лаборатория Наураша. народный календарь-основа календарно-тематического планирования в ДОУ.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию по использованию тенхнологии ТРИЗ для увлекательного и непринуждённого развития детей дошкольного возраста.Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики ...
«Многообразие приѐмов и упражнений по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ» Информационно-методический материал для родителей и педагогов.
laquo;Многообразие приѐмов и упражнений по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ» Информационно-методический материал для родителей и педагогов....