Семинар-практикум для воспитателей "Сенсомоторные и жестовые игры в работе с детьми"
консультация (младшая группа) на тему

Жилина Яна Владимировна

Использование в работе с детьми сенсомоторных игр и пособий, а также пальчиковой гимнастики и жестовых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_razvitie.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                       детский сад №29 "Рябинка"

                                           

                                                         

                                               C:\Users\Ирина\Desktop\ryab.png

            Семинар-практикум для воспитателей

           "Сенсомоторные и жестовые игры

                           в работе с детьми"

                                                           

                                                       Подготовила и провела воспитатель

                                                                     Жилина Яна Владимировна

                                                       

                                                           2015 г.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия, формирование представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

        Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию,  опробованию. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

        Особая важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. На 2-3 году жизни у ребенка начинает накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл использовать для этого специальные занятия. А так как все занятия проходят в игровой форме, то на помощь нам приходят развивающие сенсорные игрушки.

Игры с вкладышами.

        Игра с разного рода вкладышами не просто развивает моторику, координацию движений и пространственное мышление, но и требует от ребенка концентрации внимания, сосредоточенности, направленности на результат, а также воспитывает в нем усидчивость и терпение.

Игры из серии «Рамки-вкладыши» позволяют детям не только заниматься любимым делом, но и узнавать много нового и интересного. Рамки-вкладыши можно выбрать не только по степени сложности, но и в соответствии с интересами ребенка. Серии игр: «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Транспорт», «Животные» и т.д. Вкладыши можно использовать при рисовании как трафареты.

Рамки – вкладыши обучают:

- основам классификации и логики

- понятиям, связанным с формой

- ориентации на плоскости

- различать предметы по силуэтам

Рамки – вкладыши развивают:

- мелкую моторику

- целостное восприятие

- любознательность, познавательный интерес

- активный словарь

- представления о явлениях и предметах окружающего мира

        Кроме рамок-вкладышей в работе с детьми используют сортеры с разными геометрическими отверстиями, картинки-вкладыши, где недостающие кусочки нужно положить на свои места, чтобы получилось целостное изображение, полые предметы от 3 до 12 (кубики, стаканчики, мисочки, половинки шара).

Игры с разборными игрушками.

        Развивают у детей координацию мелких движений пальцев рук, способствуют развитию устойчивости внимания. Вместе с тем, в процессе игры с разборными игрушками дети знакомятся с основными цветами,  с величиной отдельных частей игрушек и их формой. Но игра требует контроля и помощи со стороны взрослых. Разборные игрушки должны быть различны: вкладные тела, пирамидки с крупными кольцами, матрешки, яйца, шары, грибки. Прежде, чем давать детям игрушки, надо этот материал подготовить. Кольца пирамидки должны легко сниматься с палочки, вкладные шары, яйца и матрешки – легко открываться и закрываться.

Игры с крышками.

        Крышки – предмет простейший, но тем не менее обладающий таинственным притяжением. Их всегда жалко выкидывать, они легко моются, бывают из пластмассы различного цвета и поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с самого раннего возраста. Разные крышки (от минеральной воды, лимонада, кефира, йогурта) разные по форме, размеру и цвету почти всегда под рукой. Почему бы нам не использовать их в дидактических играх с детьми:

- «Сухой аквариум»

- «Сложи картинку»

- «Цветное домино»

- «Продолжи ряд»

- «Чьи бусы длиннее»

- «Разложи по цвету»

- «Открываем-закрываем».

Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно-моторной координации можно осуществить в играх с разноцветными крышками.

Игры с прищепками.

        Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками, которые прикреплялись к корзине использовала М.Монтессори. В настоящее время промышленность выпускает самые разнообразные прищепки, различающиеся величиной, материалом, широкой цветовой гаммой.  Что дает нам возможность использовать прищепки в различных играх. Игры с прищепками развивают мелкую моторику, внимание, зрительное восприятие, речь, мышление, творческое воображение, воспитывают усидчивость, стремление к достижению результата. Часто игры с прищепками озвучиваются веселыми текстами, стихами, игровыми приемами.

Игра «Развесим белье».

        Наша мамочка устала,        

        Всю одежду постирала.        

        Милой маме помогу,

        Все прищепки прицеплю.

Игра «Разноцветные ромашки».

        Во дворе растут цветы,

        Небывалой красоты.

        Желтый, красный, голубой,

        Полюбуйтесь-ка со мной.

Игра «Дополни картинку».

        

        Ребенок дополняет картинку отсутствующими деталями: лучики у солнца, хвост петуху, колючки ежику, зелень у морковки, ушки у зайца и т.д.

        Ежик по лесу гулял

        Все иголки растерял.

        

        Солнышко лучистое,

        Яркое и чистое.

Игра «Волк».

        

Серый волк – зубами щелк,

        Не боимся тебя, волк!

Нужно взять прищепку и ритмично ею щелкать (открывать и закрывать).

Игры «Бусы на шнурке», «Цветной заборчик», «Подбери прищепку к стаканчику», «Радужное поле» и т.д.

Игры со шнуровками..

        Родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками была М. Монтессори. Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития устной речи и письма. Уровень развития речи детей зависит от степени развития пальцев рук. Ранний возраст является сензитивным для природного развития руки. Поэтому в этот период детям так нужны игры с веревочками, бусами, игрушками-проталкивателями. Шнурование отвечает их естественной потребности, поэтому оно – незаменимый способ развития координации движений, выработки трудолюбия и внимательности. Дети обожают «взрослые» игры. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты – обычное дело взрослых. Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской потребности в подражании взрослым – пуговица с иглой. На первом этапе нужно научить проталкивать шнурок в отверстия и вытаскивать его с обратной стороны. Когда ребенок освоится с игрушкой, можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. В дальнейшем можно будет усложнить игру, дав ребенку два шнурка разных по цвету. Узор будет красивее, а работа сложнее. Игрушка-шнуровка в форме ботиночка научит ребенка без труда завязывать шнурки на собственной обуви. Можно показать различные способы шнурования обуви: крест- накрест, параллельным переплетением…. С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Ребенку предлагается «незаконченная» картинка (изображение ежика, белочки, елки, корзины, вазы, домика), к которой нужно пришнуровать детали: грибы, фрукты, орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки. Пришнуровывая, придумайте с ребенком сказку про одного из героев шнуровки  (ежика, белочки и т.д.).

Игры с песком и водой.

        В играх с песком и водой дети знакомятся с их свойствами, качествами (песок сыпется, из мокрого -  можно лепить, вода прозрачная, бесцветная, может превратиться в лед и т.д.). Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, что делает их прекрасным средством для развития ребенка. Вода для ребенка – это удивительный объект познания. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Все игры с водой так или иначе способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, а также успешно развивают психические познавательные процессы, формируют сенсорные представления и первичные приемы логического мышления.

Игры с крупами, природным и бросовым материалом.

        Крупа – очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Для игр с крупами подойдет все, что есть: гречка, просо, фасоль, горох, семечки и различные емкости, ложечки, сито. Игры с крупами развивают чувственное восприятие, фантазию, воображение, моторику, расслабляют нервную систему ребенка.

Игры:

- «Ищем клад» и складываем в сундук для сокровищ (игрушки от киндеров,                 пуговицы, бусины)

- «Сеем-посеем» (игры с ситом и манкой)

- «Юный сортировщик»

- «Пересыпалки»

- «Прячем ручки»

-«Рисование по крупе»

- «Бусы из макарон»

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Работа с природным материалом заключает в себя большие возможности сближения ребенка с природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Очень нравится детям проводить различные эксперименты с природным материалом. Это могут быть различные измерительные приборы (мерный стакан, ложки, весы, линейки), природные материалы (крупы, шишки, желуди, каштаны, ракушки, камни). Чем больше и разнообразнее будет природный материал, тем интереснее и плодотворнее будут проходить сенсомоторные игры.

Игры:

- «Повтори картинку»

- «Узнай на ощупь»

- «Найди орешки для белочки»

- «Покорми хрюшу» (пуговицы, фасоль, горох, макароны)

- «Сложи узор».

Жестовые игры

        

        В пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие игры дают нагрузку на мелкую моторику руки, что способствует появлению более тонких движений, влияет на развитие тактильного чувства.  Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев руки. Эти игры способствуют подвижности речи и мышления в целом. Важное значение жестовой игры также заключается в том, что, будучи выразительно и красиво показанной воспитателем, она даст импульс к возникновению в ребенке живого образа, стоящего за жестом, способствует развитию своеобразной внутренней, душевной подвижности.  Жестовые игры обладают способностью «собирать» детей, настраивать их на концентрацию,  и ими нельзя злоупотреблять – в течение дня к ним можно обращаться несколько раз, но понемногу. Действия детей в жестовых играх основаны на подражании взрослому.  В течение двух и более недель воспитатель должен играть одни и те же жестовые игры, лишь постепенно вводя новые. Отличным материалом для игр могут служить как народные, так и современные детские песенки, потешки, прибаутки и т.п.

Играйте, творите, фантазируйте и развивайтесь вместе с детьми.

Жили-были гномики

        В расчудесном домике

        Папа – гном дрова рубил,

        Гном – сынок их в дом носил.

        Мама – гномик суп варила,

        Дочка – гном его солила.

        Гномик – бабушка вязала,

        Гномик – тетушка стирала,

        Дед окошко открывал,

        Всех знакомых в гости звал!

Ра, два, три, четыре, пять

        Мы во двор пошли гулять.

        Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли

Съели суп и спать легли.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...

Семинар-практикум для педагогов «Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения».

В нашем саду все педагоги при­меняют в своей работе нестандар­тное оборудование. В группах имеется достаточное количество разнообразного и красиво офор­мленного нестандартного физкультурно-спортивного...

Семинар - практикум для воспитателей. "Использование игр малой подвижности в работе с детьми дошкольного возраста"

Семинар - практикум для воспитателей. "Использование игр малой подвижности в работе с детьми дошкольного возраста"...

Семинар-практикум «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Семинар-практикум  для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

Презентация к семинару-практикуму «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Презентация к семинару-практикуму для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

Семинар-практикум « Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми ОВЗ»

Цель: Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми ОВЗ по данному направлению.Задачи:1.Привлечь вним...