Семинар-практикум для педагогов «Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения».
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Перфилова Елена Владимировна

В нашем саду все педагоги при­меняют в своей работе нестандар­тное оборудование. В группах имеется достаточное количество разнообразного и красиво офор­мленного нестандартного физкультурно-спортивного оборудо­вания. Чаще всего оно использу­ется при проведении корригиру­ющей гимнастики после сна. Сами педагоги наблюдают поло­жительную динамику речевых навыков у детей, занимающихся физкультурой с необычными предметами. Это может быть: игровой самомассаж, упражнения для профилактики плоскосто­пия. Для повышения двигательной активности детей с речевыми нарушениями предлагаю новое нестандар­тное физкультурное оборудова­ние.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 «Ягодка» комбинированного вида

Семинар-практикум для педагогов

 

«Использование нестандартного физкультурного

оборудования в работе с детьми, имеющими

 речевые нарушения».

Разработал:

инструктор

по физической культуре

Иванова Е.В.

г.о. Жигулевск

2010 г.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении. К сожалению, собственный педагогический опыт и наблюдения показывают, что далеко не всегда педагоги применяют в своей практике упражнения для увеличения двигательной активности детей. Особенно это касается детей с нарушениями речи. Тем более что двигаться можно на различных занятиях: логопедических, математических, художественных и др. Удовлетворить естественную потребность детей в движении, и увеличить двигательную активность дошкольников призваны физкультурные занятия. Увеличение двигательной активности дошкольников возможно как за счет изменения методики проведения физкультурных занятий, так и за счет применения на физкультурных занятиях нестандартного оборудования, т.е. оборудования, изготовленного своими руками из подручных материалов. При его использовании быстро формируются двигательные умения и навыки. Такое оборудование позволяет решать самые сложные задачи, так как может быстро и легко трансформироваться в различного вида тренажеры. Нестандартное оборудование часто используют для выработки чувства равновесия, координации, формирования правильной осанки, профилактики развития плоскостопия. А самое главное, оно вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, повышает  интерес к занятиям физическими упражнениями.

В нашем саду все педагоги применяют в своей работе нестандартное оборудование. В группах имеется достаточное количество разнообразного и красиво оформленного нестандартного физкультурно-спортивного оборудования. Чаще всего оно используется при проведении корригирующей гимнастики после сна. Сами педагоги наблюдают положительную динамику речевых навыков у детей, занимающихся физкультурой с необычными предметами. Это могут быть: обтирание, самомассаж, упражнения для профилактики плоскостопия. Для повышения двигательной активности детей с речевыми нарушениями предлагаю новое нестандартное физкультурное оборудование. 

Слайдовая презентация на тему «Использование нестандартного физкультурного оборудования  в работе с детьми, имеющими речевые нарушения».

«Дерево счастья» можно использовать в разных формах организации физического воспитания:

  1. на утренней гимнастике, например, в заключительной части, как упражнение для развития мелкой моторики;
  2. на физкультурных занятиях: в основной части, как атрибут, необходимый для одного из этапов игры-эстафеты. Например, 1-й этап — оббежать кегли; 2-й этап — прикрепить яблоко к «Дереву счастья»; 3-й этап — вернуться обратно, передав эстафету следующему;
  3. на физкультурных досугах: в основной части, например, как «Конкурс капитанов» — кто быстрее из капитанов закрепит все фрукты на дереве;
  4. в свободной деятельности детей: как игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики руки, игра «Садовод» (закрепление словаря) и т.п.
  5. на занятиях по индивидуально-коррекционной работе с детьми ОНР-III уровня при проведении подвижных игр (тематических), игр-эстафет, игровых упражнений.

«Дерево счастья» способствует развитию мелкой моторики (липучки, пуговицы, шнурки), сенсорному развитию (называние цвета, формы, размера), обогащению словаря, развитию лексико-грамматических категорий, развитию ловкости, быстроты, что очень важно для детей с нарушениями речи, так как для таких детей характерна общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, нарушение произношения и т.п. 

Данное пособие можно использовать как на физкультурных, так и на других занятиях:

- по обучению грамоте (закрепление звуков по признаку: гласные - согласные; твердые – мягкие, «Выбери и прикрепи», Кто быстрее», «Выбери только гласные звуки и закрепи», Назови звук» и др.);

-  по математике при обучении счету; закреплении цвета, формы, величины;

- при обучении ориентировке в пространстве («Закрепи фрукты снизу (слева, справа)»);

- при обучении лексике и грамматике («Выбери и повесь грузовой (легковой) транспорт»,  при этом у ребенка на выбор разный транспорт).

Кроме того, изготовлены новые виды нетрадиционного оборудования - дорожки   для профилактики ортопедических заболеваний, массажа ладошек и стоп, предназначенные также для  обучения некоторым элементам шага. Данные виды оборудования способствуют  развитию координации движения, внимания, тактильных ощущений, укреплению мелких мышц стопы. Новые пособия яркие, красочные, практичные и многофункциональные. Эти пособия помогут  внести  в  занятия элемент необычности, повысить интерес детей к занятиям физическими упражнениями и желание заниматься спортом.

 Опишем подробнее каждое пособие.

«Мостик»

Изготовлено пособие из трубки прессованного картона, распиленной пополам, части которой соединены между собой веревкой, поверхность «бревнышек» обработана самоклеющейся пленкой.

«Медвежьи лапки»

 Представляет собой дерматиновую дорожку, на которой наклеены следы медвежьих лапок из дерматина другого цвета.

«Камешки»

На дорожке нашиты «камешки» из пробок разного цвета, что является хорошей профилактикой плоскостопия, развитие координации и равновесия.

«Дружные ножки»

На поверхности дорожки наклеены стопы из дерматина с нашитыми пуговичками другого цвета. Пособие предназначено не только для профилактики плоскостопия, но и для обучения приставному шагу вправо-влево.

«Веселые ладошки» 

На поверхности дорожки наклеены ладошки из дерматина с нашитыми пуговичками другого цвета.

 «Цветочная поляна»

На дорожку нашивается шнур волнообразно, между волн - цветы из дерматина, серединками которых - мягкие мочалки. Пособие предназначено для массажа стоп, профилактики плоскостопия, а также обучению приставному шагу вперед по шнуру (приставляя пятку одной ноги к носку другой). Развивает равновесие, координацию движения.

«Веселый светофор»

Представляет собой три круга разного цвета (красный, желтый, зеленый), соединенных последовательно тесьмой. На поверхности кругов с одной стороны наклеены цифры, с другой – стопы (1-2 попеременно). Пособие предназначено для начального бучения прыжкам в «Классы»; закрепления цвета, счета. Пособие может использоваться на занятиях по обучению правилам дорожного движения.

Данный вид нестандартного оборудования можно использовать в разных ситуациях:

  1. во время утренней гимнастики, на физкультурных занятиях — в вводной и заключительной частях при выполнении разных видов ходьбы, для профилактики плоскостопия;
  2. во время физкультурных досугов — в вводной части как задание на движение;
  3. во время корригирующей гимнастики после сна для активизации кровообращения в ступнях.

Таким образом, предлагаемое нестандартное физкультурное оборудование может использоваться в разных формах организации физического воспитания и решать сразу несколько образовательных и коррекционных задач в работе с детьми, и особенно с теми, кто имеет речевые нарушения.

Весь практический материал был представлен вниманию педагогов.

Используемая литература:

  • Бреслав Г.М. Психология эмоций. М., 2007.
  • Никольская О.С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.
  • Шванцара И. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  • Научно-практический журнал. Инструктор по физической культуре, 2010, № 2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

         Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

         Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...

Использование игр с мячом в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

В статье приведены рекомендации воспитателям по использованию игр с мячом в работе с детьми, имеющими речевые нарушения...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педаго...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения ...