Театральная деятельность как форма сотрудничества детей младшего дошкольного возраста и взрослого
статья (младшая группа) по теме

Сергеева Александра Николаевна

Развитие познавательной активности в совместном предметно-действенном сотрудничество  взрослого и детей,  когда детям 3-4 года ,  для меня поначалу было организовать довольно трудно.     Моих воспитанников - детей 2,5–3,5  лет  - интересуют и увлекают разнообразные игры «экспериментирования» со специально предназначенными для этого игрушками, несложные  сюжетные самодеятельные  игры. Я  предлагаю разнообразные обучающие (дидактические предметные,  сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры  (игры-забавы, развлечения, отдельные празднично-карнавальные игры).  

Себе в помощь еще в прошлом году, когда мои воспитанники проходили адаптацию, я создала кукол из ленточек. Детям этот материал нравится: атласные ленты нежные, ласковые, разных цветов. Сначала мы просто  с детьми подбирали ленточки по цвету, длине. Я начала мастерить из лент для детей фигурки. Так возник театр из ленточек. Но фигурки не держались, падали. Из пособий по УМК «Говорим по-татарски»  меня привлек театр на запястье:  фигурки я одевала детям на кисть руки, на запястье, а детские пальчики играли роль ножек. Так возник мой театр. Потом я стала создавать новые декорации,  чтобы детям было удобно действовать рукой на столе. Для развития тактильно-мышечной сферы и мелкой мускулатуры  пальцев, я стала использовать  покрытие разной фактуры: напольный «ежик», трава из креповой  бумаги, ткани с крупным ворсом, бумагу, самоклейку, песок, крупы, камешки. Ещё   я использую  вязаное из пряжи «травка» покрытие. 

Об этом всем я рассказала на методическом объединении воспитатаелей младших групп нашего района. материал вызвал интерес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности в совместном предметно-действенном

сотрудничестве взрослого и детей

   Мастер-класс на методическом объединении

 воспитателей младших и средних  групп на

 тему «Развитие познавательной активности

в экспериментальной деятельности»

воспитателя второй квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №1 «Родничок»

Сергеевой А.Н.

 

        С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество.

       Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных  видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

       У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со  взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённые роли и подчиняет им своё поведение.

       В этом проявляется интерес ребёнка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребёнка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

       Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. 

       Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. 

Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). 

       В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

       Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

       Достижения в психическом развитии ребёнка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определённого задания. 

    Моих воспитанников - детей 2,5–3,5  лет  - интересуют и увлекают разнообразные игры «экспериментирования» со специально предназначенными для этого игрушками, несложные  сюжетные самодеятельные  игры. Я  предлагаю разнообразные обучающие (дидактические предметные,  сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные) и досуговые игры  (игры-забавы, развлечения, отдельные празднично-карнавальные игры).  

Себе в помощь еще в прошлом году, когда мои воспитанники проходили адаптацию, я создала кукол из ленточек. Детям этот материал нравиться: атласные ленты нежные, ласковые, разных цветов. Сначала мы просто  с детьми подбирали ленточки по цвету, длине. Я начала мастерить из лент для детей фигурки. Так возник театр из ленточек. Но фигурки не держались, падали. Из пособий по УМК «Говорим по-татарски»  меня привлек театр на запястье:  фигурки я одевала детям на кисть руки, на запястье, а детские пальчики играли роль ножек. Так возник мой театр. Потом я стала создавать новые декорации,  чтобы детям было удобно действовать рукой на столе. Для развития тактильно-мышечной сферы и мелкой мускулатуры  пальцев, я стала использовать  покрытие разной фактуры: напольный «ежик», трава из креповой  бумаги, ткани с крупным ворсом, бумагу, самоклейку, песок, крупы, камешки. Ещё   я использую  вязаное из пряжи «травка» покрытие.

Декорации также несут определенную тактильную функцию: я использую деревья из самоклейки (гладкая поверхность), натуральные маленькие веточки на подставке с бумажными листочками или уже распустившимися (смородина, слива). На время игры я их переношу в подставке на стол, а затем снова перемещаю в уголок природы и ставлю в воду.

Я вам предлагаю посмотреть, что у нас с детьми получается. (видеозапись).

Моя работа была нацелена на то, чтобы дети ещё с дошкольного возраста приучались к народной культуре, красоте русского слова. Прекрасная русская пословица гласит: "Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле". Я согласна с этой мудростью русского народа и считаю, что начинать знакомство ребенка с культурой и искусством своего народа нужно уже в группах раннего возраста с 2-летними детьми.   Для меня очень важно донести до ребенка красоту русского народного слова, уважительное отношение к старинным праздникам и традициям, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. 

Сейчас я работаю в 2 младшей группе детского сада с детьми 2,5 – 3,5 лет. Первое знакомство ребенка с народной поэзией я начинаю с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.

При исполнении народного произведения я стараюсь обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, мною устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.

Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми младшего дошкольного  возраста, я стараюсь учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека. 

С помощью наших игр «В театр»  дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память. 
Простота и мелодичность звучания народных сказок  помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные сказки  в свои игры. Использую сказки и для воспитательного момента:  «Снегурушка и лиса», «Колобок»  - нельзя одному никуда уходить; «Волк и семеро козлят» - нельзя открывать дверь чужим людям и т.д.

Я стараюсь подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.
Результатом моей работы явилось то, что улучшилась память детей, расширился кругозор, увеличился словарный запас, они с большой охотой приходят в детский сад, легче прошли адаптационный период, неговорящие дети стали разговаривать.  

 Сейчас я предлагаю вам  поработать вместе со мной и создать свои куклы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Труд взрослых»

расширить знания детей  о своём детском саде, знать имена и отчества сотрудников детского сада...

Конспект ООД по художественному творчеству (аппликация, нетрадиционная форма) для детей младшего дошкольного возраста «Шубка для куклы Маши»

Программное содержание: закреплять обобщенное понятие «одежда», учить дифференцировать одежду по сезонам, отгадывать загадки;  активизировать словарь детей по теме; развивать умение разверну...

Комплексы утренней гимнастики в стихотворной форме для детей младшего дошкольного возраста

Комплексы утренней гимнастики в стихотворной форме для детей младшего дошкольного возраста...

Формы взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

В процессе физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации обязательно должно быть не только положительное, эмоциональное проявление, но и дружеское взаимодействие воспитанников в к...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста (цвет и геометрическая форма).

Тема: “Зайкины помощники”Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста....

Влияние театральной деятельности на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Среди многих проблем в системе дошкольного образования проблема развития эмоциональной сферы ребёнка привлекает к себе пристальное внимание. Уделяя большое внимание познавательному и физическому разви...

Значение театральной деятельности в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

middot; Создать условия для развития творческой активности детей и совместной театрализованной деятельности.· Ознакомит детей с различными видами театра и обучить их приемам манипуля...