Проекты как форма совместной деятельности воспитателя и детей и родителей в дошкольном образовательном учреждении.
статья по теме
Проекты как форма совместной деятельности воспитателя и детей и родителей в дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Проекты как форма совместной деятельности воспитателя и детей и родителей в дошкольном образовательном учреждении.
Одой из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность. Данный вид деятельности охватывает разные стороны развития личности дошкольника, начиная с младшего возраста. Организованная совместная с детьми деятельность позволяет воспитателю осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.
Проектная деятельность сочетается с игрой, что так же принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка. Известно, что игра привлекает ребенка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических процессов личности. В связи с этим для нас представляется важной мысль о том, что в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события. Пережитые в игре ситуации становятся собственным эмоциональным опытом ребенка, то есть игра является мощным средством успешной его социализации. Сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе проявляя при этом индивидуальные особенности и творчество.
Какова же роль педагога в реализации проекта? Существенные особенности проектной методики работы именно с дошкольниками являются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяет рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому значительно возрастает роль взрослых в создании условий для стимулирования направленного интереса детей. Исподволь, ненавязчиво, играя, педагог подталкивает и направляет ребят к решению проблемы задуманного содержания. Но и здесь исключительное место занимает отношение «ребенок – взрослый», которое строятся на соучастии, сотворчестве. Планируя проект, взрослый подводит воспитанников к ощущению своей причастности к этому процессу. Педагог должен с пониманием относиться к желанию ребенка. Ведь «интересно то, что интересно». В ходе реализации проекта ребята оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваясь с затруднениями, преодолевают их.
Высокий уровень мотивации – залог успешной работы над проектом. Проект – это игра всерьез; результаты ее значимы для детей и взрослых. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность.
Даная форма организации совместной деятельности детей и взрослых была принята как инновация и заинтересовала педагогов. Сначала начали разрабатывать мини проекты для малышей, которые представляют собой серию образовательных ситуаций объединенных одной темой. Они были краткосрочные и простые по результату продуктивной деятельности, тематические, организуемые при участии родителей. Например: проект «Веселая пирамидка» был направлен на сенсорно – моторное развитие малышей. Дети познавали эталоны цвета, формы, величины, разнообразных свойств и качеств в рамках одного предмета. Проект «Аленький цветочек» для малышей нес в себе нравственную задачу. Было необходимым создать условия для интересного познавательно – исследовательского развития детей. Дети не только изучали внешний вид, растения бальзамин), но и учились о нем заботиться Использовали такие виды деятельности как: чтение и рассказывание, конструирование, лепка, рисование, наблюдения, труд и игра. Данные проекты предполагали использование максимальной наглядности, ведущую роль воспитателя во взаимодействии детей и создание коммуникативного мотива общения. Учитывая возраст детей и их небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, проекты реализовались с участием родителей. Это позволяло взаимодействовать с взрослыми, создавало доброжелательную обстановку в группе и в семье, сближало родителей с ребенком. Инновационная деятельность позволяла педагогам по – новому взглянуть на обогащение предметно – пространственной среды в группе.
Проекты для средней группы отличались ярко выраженным, познавательным содержанием, они были ориентированы на художественно - творческую деятельность. Проект «Ярмарка» позволил решить задачи познания через народную игрушку, игру и сказку, развивать речевую активность детей, привлекать к воспроизведению образов, используя различные варианты русского фольклора. Решали задачу обогащения словарного запаса детей, развивали умения чисто, эмоционально проговаривать потешки, использовали музыкальные инструменты, пели хороводные народные песенки, играли в русские народные игры. Проект «Новогодние игрушки» был направлен на решение художественно – творческих навыков. Проекты в средней группе обязательно предполагали элементарное экспериментирование, выполнение заданий парами или небольшими подгруппами на достижение значимых для детей результатов и создания для их деятельности продуктов. Цель этого проекта заключалась в создании условий для развития интереса к русской народной культуре. Здесь выдвигались задачи для художественно – творческой деятельности:
знакомить детей с искусством декоративной росписи;
развивать художественное восприятие, чувство гармонии и ритма в рисунке;
вызывать положительный эмоциональный настрой от совместной работы;
Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризовались познавательной и социально – нравственной направленностью. Опыт заключался в осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, развитие логического и понятийного мышления, стремление к разностороннему общению, осознание новой социальной позиции. В старших группах стало возможным использование различных типов проектов по их содержанию и детской деятельности: продуктивно – творческих, информационно – практических, творческо-игровых. По продолжительности данная форма организации совместной деятельности стала более долгосрочной. Работа над проектом предполагала использование воспитателем активных методов и создание условий для самостоятельной подгрупповой деятельности детей.
Рассмотрим возможности проекта для решения этих задач на примере социального проекта познавательной направленности по краеведческому образованию детей «Петроградская сторона» целью которого является создание клуба «Петербуржец» для организации деятельности по краеведческому образованию детей, а так же развитию эффективно – коммуникативных умений.
На первом мотивационном этапе проекта идут постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта. Данный этап решает множество задач.
развитие диалогической речи;
развитие информационно - коммуникативных умений;
развитие умения понятно для других излагать свою точку зрения, вносить предложения, спорить и убеждать, соблюдая этикет спора, соглашаться с общим мнением.
На втором проблемно – деятельном этапе проекта основным содержанием является обогащения представлений детей по теме проекта посредством чтения книг, рассматривания картин. Идет развитие исследовательских умений детей, самостоятельного поиска информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности. В ходе реализации этого проекта может быть подбор иллюстраций о городе, экскурсии по городу, в музей, в библиотеку, на хлебозавод, к памятникам, составление коллажей, альбомов и презентаций совместно с родителями. Содержание проблемно – деятельного этапа проекта позволяет решать многие задачи, выдвинутые на первом мотивационном этапе. Дети вместе с воспитателем планируют индивидуальную деятельность и коллективные формы работы. На данном этапе родители могут активно включиться в образовательную деятельность детского сада: оказывать помощь в поиске информации в журналах, газетах, интернете в изготовлении промежуточных продуктов проекта.
На этом этапе развиваются детско–родительские отношения: ребенок выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях, проявляет свои индивидуальные способности.
Содержание деятельного этапа позволяет решать и другие проблемы познавательного развития дошкольника:
обогащение и активизация словаря за счет расширения знаний полученных от экскурсий в музей, библиотеку, по улицам города, воспитания личностных качеств;
воспитание нравственно – патриотических качеств, уважение к старшему поколению, уважение традиций своего народа, экологических качеств;
развиваются умения связной речи: дети составляют описательные рассказы, описывая содержание альбомов, пересказывают прочитанные произведения, рассказы, полученные посредством передачи знаний родителями;
дети планируют индивидуальную деятельность и коллективные формы работы
На третьем этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и ее публичная презентация. В данном проекте дети озвучивают с помощью стихотворений, песен и танцев свое отношение к любимому городу. Дети представляют коллективно оформленный фотоальбом «Мой город». Продуктом и результатом детской деятельности явились созданные совместно с родителями яркие, красочные информационно-познавательные презентации: «Я люблю тебя мой город» и «Петроградская сторона». Завершился проект презентацией «Город мой над Невой» в форме детско-родительского праздника.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы совместной деятельности воспитателя и детей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4198518","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"393","width":"480"}}]]...
Совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции образовательных областей
Совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции образовательных областей...
Методическая разработка. «Лэпбук – как форма совместной деятельности воспитателя и детей»
Проект. «Лэпбук – как форма совместной деятельности воспитателя и детей» Пояснительная записка.В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые п...
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей по удовлетворенности деятельностью воспитателя Куртуковой З.С. и дошкольного образовательного учреждения
Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей по удовлетворенности деятельностью воспитателя Куртуковой З.С. и дошкольного образовательного учреждения...
Пример плана образовательной деятельности (в форме игровых ситуаций), совместной деятельности воспитателя и детей группы № 9 в период с «05.02» 2024 по «09.02» 2024. Тема недели: «Быть здоровыми хотим»
план обраовательной деятельности по теме недели: "Быть здоровыми хотим"...
Комментарии
коспекты
Все представленные конспекты О.Ю.Наркевич считаю очень грамотными, интересными, актуальными.
проекты как форма совместной деятельности воспитателя, детей и
Спасибо, Ольга Юрьевна- статья актуальная, содержательная- прослеживается научный подход к работе с дошкольниками.