Технологии воспитания любознательности у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ФГОС ДО зучит так: "Ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснение явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, эксперементировать." В то же время очевидно, что познавательная активность не проявляется с возрастом и этим ценным качеством обладают далеко не все дошкольники. Родители и педагоги озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием интереса к познанию мира. Как же развить в ребенке любознательность? Только целенаправленной и кропотливой работой, собственным примером. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным предметам и явлениям, показывать как можно использовать знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
БДОУ г. Омска «Детский сад № 207 комбинированного вида»
Консультация для педагогов
Технологии воспитания любознательности
у дошкольников в условиях реализации ФГОС
Подготовил: воспитатель Смекаленкова М.В.
Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования звучит так:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
По мнению многих педагогов и психологов (Н. Г. Морозова, А. К. Абдуллаев), любознательность:
- может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность;
- систематически возникающая и положительно эмоционально окрашенная направленность ребенка на познавательный материал;
- позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности, на основе ее формируется дифференцированный интерес.
В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности. В связи с этим становится актуальным вопрос о специально организованной деятельности педагогов дошкольных учреждений по развитию любознательности дошкольников.
Для развития любознательности дошкольника сферы деятельности должны быть самыми разнообразными и соответствующие возрасту.
Уже с пеленок ребенок интересуется всем новым, что его окружает. Пытается это потрогать, попробовать на вкус и даже погрызть. Появляется любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекшими внимание человека. И чем старше он делается, тем сильнее увеличивается тяга к познанию.
На протяжении второго и третьего года жизни происходят качественные изменения: от бессознательного, рефлекторного поведения – «реакции на новизну», любопытства – малыш переходит к сознательной ориентировочно – исследовательской деятельности. Постепенно при создании благоприятных условий, использовании разнообразных способов развития, любопытство трансформируется в любознательность, а еще позже в познавательную потребность, активность.
В словаре Ожегова, любознательный – пытливый, склонный к приобретению новых знаний.
Т.О. Любознательность – ценностное состояние личности, которое определяется, как стремление человека к приобретению новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.
Ребенок старается все увидеть, хочет многое узнать, понять. Он задает массу вопросов, его интересует все. Главным критерием любознательности становятся вопросы, которые ребенок задает взрослому. Взрослый должен быть внимательным к детским вопросам и использовать их для лучшего и правильного понимания ребенком окружающего. Это первый способ развития любознательности. Необходимо удовлетворить возникший у ребенка интерес, объяснить все в доступной форме, чтобы затем ребенок использовал полученные знания в разных видах деятельности.
В конце третьего и на четвертом году вам не уйти от ответа на вопросы: «Где ночует солнышко?», «О чем думает деревце?».
Детям среднего дошкольного возраста свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем мире.
Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему?
Например: «Почему сажаем одно зернышко, а вырастает целый колос?», «Зачем люди придумали атомную бомбу?», «Отчего движутся облака?»
В старшем дошкольном возрасте типичным является последовательность вопросов о каком-либо предмете или явлении. Например: «Какие бывают молнии? Почему они разные? Почему, когда молния попадает в дерево, начинается пожар?.. А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает?»
Наибольшее количество вопросов задают дети 4,5—5,5 лет. Почему же количество вопросов детей более старшего возраста начинает уменьшаться?
Одни ученые считают, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответы на возникающие вопросы. По мнению других педагогов, сами взрослые не поощряют любознательность детей, часто выражают неудовольствие по поводу вопросов: «Надоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а все спрашиваешь и спрашиваешь!» В результате у детей развивается предубеждение к своим вопросам: им кажется, что задать вопрос - это показать свое незнание.
Умение толково ответить на вопрос ребенка — большое искусство. Ещё в советской дошкольной педагогике определены основные требования, которые предъявляются к ответам взрослых на детские вопросы.
Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно.
1. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы — уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.
2. Следующее требование — краткость, ясность, доступность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт, помнить слова А. С. Макаренко: «Для всякого знания приходит свое время».
Можно просто сказать: «Пока ты мал, чтобы понять это. Скоро будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь, и сумеешь сам ответить на свой вопрос».
3. Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям, оставляйте недосказанность, ибо как писал В. А. Сухомлинский, «...под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам?»
Не всегда дошкольник выскажет правильное предположение, но то, что он задумается, будет искать ответ самостоятельно, благоприятно скажется на развитии его любознательности.
В исследованиях педагога – психолога Рамоновой К. М. было установлено, что без специальной предварительной работы с детьми до занятий или экскурсий дошкольники не проявляют достаточно активно любознательность. Поэтому нужно специально готовить детей к тому, что они должны делать на экскурсии в парке, на прогулке, на занятии. Не раскрывая содержания всей работы, нужно, обязательно ставить перед детьми познавательную задачу: понаблюдать за окружающими предметами и явлениями, заметить новое для них, сравнить с тем, что они видели раньше, отметить в этом новом неожиданное, интересное, непонятное, постараться найти ему объяснение.
Второй способ удовлетворения детской любознательности – дать ребенку свободу для проведения исследований. Необходимо наполнить окружающую ребенка среду разнообразными игрушками: механическими, мягкими, музыкальными и их заместителями. Ребенку необходимо свободно с ними манипулировать. Смотреть, что внутри и снаружи, почему едет, говорит, звенит, и т.д., и самостоятельно отвечать на свои вопросы. Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.
Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Но вместе с тем мы продолжаем находить у своих детей самодельные игрушки или предметы-функционеры. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить, познавать окружающий мир. Такие игрушки надо уважать. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, ощущать причастность к нему.
Дети очень любят играть. Зная, что это ведущий вид деятельности, и что в игре ребенок лучше воспринимает любую нужную информацию, в своей практике мы широко используем дидактические, настольно-печатные, словесные игры: «Четвертый лишний», «Ботаническое и зоологическое лото», «Путаница», «Запомни пару», «Кто летает, бегает, прыгает», «Подбери слова-сравнения», «Почемучкины вопросы» и др.
Следует отметить, что для возникновения устойчивого интереса к подобным играм недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность.
Необходимое условие для поддержания детской любознательности, создание в группе библиотеки научно-познавательной литературы: «Чудо всюду», «География для малышей», «Зоология в картинках», а также наборы открыток, карт, схем. Детская художественная литература воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства, помогает присматриваться к природе и учит правильно ее воспринимать. Книга дает детям представление об отдельных, в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия человека и природы.
Мы можем сделать следующий вывод: по формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог переворачивать страницы и мог переносить книгу с места на место.
Самое главное в книге - это содержание. В библиотеке ребёнка хорошо иметь разные книги: рассказы, литературные сказки, народные сказки, стихи, фольклор, былины.
Самым сложным жанром для восприятия являются былины. Поэтому их используют для чтения детям подготовительной группы.
Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию.
Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб.
Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный), спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь.
Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, поощряйте нешаблонные ответы. Важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, потребность задавать вопросы.
Одними из видов деятельности, влияющей на развитие любознательности дошкольников является работа с познавательными сказками. Важно, чтобы герой был наделен положительными чертами и вызывал желание ему помочь (переправиться через озеро, перелететь через гору на воздушном шаре и т.д.)
Мир природы является неисчерпаемым источником знаний, благодаря тому, что знания поступают в детскую голову очень сложным путем: через руки, через глаза, через труд, взаимоотношения с другими людьми, через чувства, через переживания. Так, следующий способ развития любознательности – передача ребенку своего интереса, удивления и радости от соприкосновения с природой во время проведения прогулок, экскурсий по экологической тропе, в ходе исследований, опытов и т.д.
Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым (как изменились деревья, листья, какие машины на улицах города т.д.) Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность не только удовлетворить присущую ему любознательность и найти ответ на множество интересующих вопросов, но и находиться в ситуации, в которой рождаются такие вопросы. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. «В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами» - неоднократно говорил Л.С.Выгодский. Дети любят экспериментировать.
В группе специально для экспериментирования создана лаборатория «Почемучки», которая содержит большое количество разнообразных предметов:
- предметов-помощников (лупа, микроскоп, весы, разнообразные средства измерения);
- разнообразные сосуды;
- природный материал;
- утилизированный материал (проволока, пробки, кусочки меха, воск, зеркала);
- разные виды бумаги;
- разнообразные коллекции;
- технический материал;
- красители;
- медицинский материал;
- прочие (мука, соль, цветные стеклышки, воздушные шары, ароматические масла).
В ходе проведения экспериментов с неживой природой дети удовлетворяют свою любознательность и открывают для себя то, что взрослым давно известно: «Как исчезает вода?», «Что пропускает луч света?», «Почему лед тает?», «Можно ли есть снег?», «Почему стакан не утонул?».
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?», почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник.
Итак, любознательность – источник позитивной энергии, активизирующей и облегчающей учебу и любое познание. Побуждает человека к активному интеллектуальному поиску, позволяет создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО".
Актуальность создания и развития системы экологического образования определяется необходимостью изменения устоявшихся представлений о безграничности окружающей среды с самовосстановлению и самоочищени...
Инновационные технологии в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО
В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности с учето...
Инновационные технологии в работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО
В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности с учето...
Влияние т«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»елевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников
laquo;Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свид...
Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Инновационные технологии экологического воспитания дошкольников....
Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Инновационные технологии патриотического воспитания дошкольников....
«Квест-технология обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» (методическая разработка)
В дошкольном образовании в настоящее время активно используются разнообразные инновационные технологии.Среди широко используемых в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста игровых тех...