Современные подходы работы в группах раннего возраста с учётом реализации ФГОС. (теория)
консультация (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Современные подходы работы в группах раннего возраста с учётом
реализации ФГОС.
подготовила: Копсенкова Е.Е.
воспитатель 1кв. категории
Цель: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение путём взаимодействия детского сада и семьи.
Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:
- создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.
Основные этапы адаптации ребёнка в детском саду, которые имеют разную продолжительность во времени:
- «Шторм» — в ответ на комплекс новых влияний все системы организму ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Повышается возбуждение, тревожность, возможно увеличение агрессивности или уход в себя. Плохой сон, аппетит, настроение. Физиологическая и психологическая «буря» длиться от 2-3 дней до 1-2 месяцев.
- «Шторм утихает» — период нестабильного приспособления, когда детский организм ищет оптимальные варианты реакции на внешние влияния. Малыш продолжает присматриваться к новому окружению, делает первые приобщения к совместной деятельности, становиться более активным, заинтересованным, уравновешенным. Этот период более длительный, чем первый – от 1 недели до 2-3 месяцев.
- «Штиль» — период относительно постоянного приспособления. Организм находит наиболее благоприятные варианты реагирования на новые условия жизни, режима дня, общения. Ребенок начинает активно усваивать новую информацию, устанавливать контакты, брать реальное участие в занятиях. Уменьшается заболеваемость, стабилизируется сон, аппетит, настроение. Этот период длиться от 2-3 недель до полугода.( К.А.Малиновская)
Ребёнок идёт в детский сад – ситуация для родителей новая, как пройдёт период привыкания к саду, возникнут ли у него трудности с адаптацией, всё это сильно тревожит взрослых.
Чтобы адаптация у малыша прошла успешно необходимо подготовить сначала самих родителей.
Предлагаю им одну из методик, которая называется «Детский сад понарошку».( Т.Кашеварова ДОУ №31 г.Пенза)
Идея – ребёнок через игру научится владеть ситуацией когда пойдёт в детский сад.
Для игры потребуется конструктор, кубики, коробочки, куколки, зверюшки.
Проиграть с ребёнком в детский сад нужно за несколько месяцев до поступления в дошкольное учреждение.
Цель:- показать ребёнку : что такое детский сад?
-вызвать положительное отношение к детскому саду.
-побудить желание идти в детский сад.
Стоит ли серьёзно относится к переживаниям ребёнка, ведь с высоты прожитых лет, многим взрослым проблемы детей кажутся такими незначительными. Чем чаще родители стараются смотреть на мир глазами ребёнка , тем успешнее он становится в жизни.
« Уголок своего мира»:
Заметно ускоряется процесс привыкания ребёнка в группе , если ребёнок приносит из дома свою игрушку .Мы находим в группе отдельную полочку , т. е.отдельно отводим специальный уголок. Атрибутами уголка могут быть махровые платочки, маленькие салфеточки, т.е. всё то к чему ребёнок привязан. Таким образом, чтобы новый мир ребёнку не показался враждебным нужно позволить принести частичку своего мира. Ребёночку можно предложить оставить свою игрушку в группе, сказать ему что она здесь будет в безопасности, и ей ни что не угрожает. ( Н.А. Карасёва ДОУ № 31
г.Пенза)
Вашему вниманию хочу представить вот такую куколку. Когда-то это простая ложка, в далёком моём детстве, была своеобразной частичкой моего мира. Теперь эта игрушка приобрела вот такой симпатичный наряд , и используется мною на практике ( показ куколки- ложки). От её имени провожу различные игры , режимные моменты. «Пропавший» малыш»
Цель: развивать координация движений.
Ход игры: взрослый проговаривает текст, дети повторяют и выполняют соответствующие движения
У меня пропали руки. Руки за спиной.
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять –
Покажитесь мне опять.Показывают руки
У меня пропали уши.
Где вы ушеньки мои? Уши закрывают ладошками.
Раз, два, три, четыре, пять –
Покажитесь мне опять. Показывают уши.
У меня пропали глазки. Глаза закрываю ладошками
Где вы, глазоньки мои?
Раз, два, три, четыре, пять –
Покажитесь мне опять. Убирают ладошки.
Так же в этом уголке имеется фотоальбом с фотографиями детей и их родителей, ребёнок рассматривая этот альбом с воспитателем становится ближе к нему , подключается в диалог, сближается со сверстниками.
Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.
Мною изготовлено и опробовано дидактическое пособие под названием : «Дидактическая юбка»
Описание Дидактической юбки: Юбка изготовлена из ситца с ярким рисунком. По всей юбке расположены карманы разных цветов , шнуровка, молнии. В каждом кармане – мешочке лежат мелкие предметы, мыльные пузыри, заводные игрушки, платочки.
Методика работы с « Дидактической юбкой». Дидактическая юбка может применяться на всех видах занятий. В соответствии с темой в карманы раскладывается соответствующий наглядный материал.
Методы и приемы разные.
1.Художественное слово. 2.Загадка.
3.Вопрос. 4.Песенка.
5.Создание проблемной ситуации.
6.Сюрпризные моменты.
Очень хорошо использовать «Дидактическую юбку» на занятиях по сенсорному воспитанию и в индивидуальной работе с детьми.
Привлекательный, необычный вид «Дидактической юбки» подталкивает детей к действиям, желанию играть с ней.
Это пособие натолкнуло меня на новое изобретение « Дидактический зонтик», который также можно использовать как для развития мелкой моторики рук, так и для сюрпризного момента.
Следующий приём , который носит эффект неожиданности - это игрушка – перевёртыш, которую можно использовать как дидактическую игрушку, так и в театрализованных играх. Игрушка Степашка- Хрюша , где один персонаж побуждает детей к поиску другого. Это могут быть куклы: мальчик- девочка, Маша- Даша, и т.д..
А сейчас мы с вами вернёмся назад в прошлое и теперь вы уже не Ирина Михайловна, а просто Ирочка. ( отрывок занятия)
- Ой, посмотрите, к нам в гости прилетел необыкновенный жучок, кто это? Кто мне скажет?
Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней. Какого цвета божья коровка? А как много на ней чёрных точечек.
- Давайте представим, что она полетела. Ну-ка попробуем её поймать!
- А теперь разожмём кулачки и посмотрим , смогли ли мы поймать божью коровку.
- Вот наш жучок! Давайте его отпустим:
БОЖЬЯ КОРОВКА,
УЛЕТИ НА НЕБКО,
ТАМ ТВОИ ДЕТКИ
КУШАЮТ КОНФЕТКИ,
ВСЕМ ПО - ОДНОЙ,
А ТЕБЕ НИ ОДНОЙ!
- Замёрзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем её нашим дыханием. ( произносят зв: А-А-А)
Полетела божья коровка , но оставила частичку своего тепла в виде маленьких божьих коровок ( раздать пожелания коллегам).
«Всегда поступай правильно. Это доставит удовольствие некоторым людям и удивит всех прочих». М. Твен.
«Учитель - игла; ученик – нить». Миямото Мусаси
«Учитель - третий родитель ребенка». Химэн Берстон
«Учитель - это тоже писатель, который пишет не книги, а живых людей». Евгений Евтушенко
«Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником». - Максим Горький
«Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью». А. П. Чехов
«Не тревожься о том, что дети тебя никогда не слушают, тревожься, что они всегда за тобой наблюдают». Фулем
«Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей». Антон Лигов
« Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает». Э. Бомбек
«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Анатоль Франс
Литература:
- Е.И.Тихеева « Игры и занятия малых детей»
- А.С.Роньжина « Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ»
- Журнал « Дошкольное воспитание» № 1 , 2008г.
И в завершении уважаемые коллеги разрешите зачитать вот такое замечательное стихотворение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Развитие речи.
Группа раннего возраста. Развитие речи....
"Организация работы педагогов групп раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО".
Работа педагогов групп раннего возраста....
РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Конспект краткого выступления-отчета о работе с детьми раннего возраста....
"Современные подходы к организации образовательного процесса в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Доклад на методическое...
Развивающая предметно-пространственная среда группы раннего возраста в условиях реализации ФГОС (Обобщение опыта работы)
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста создается для комфорта и на пользу дошколят возрастом от года до трех, именно поэтому особенности наполнения пространства группы подчиняются прева...
Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . .Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"
Представляю вашему вниманию развивающие игры на липучках, которые стали для меня очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...