ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
консультация (подготовительная группа) на тему
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Часто считается, что по достижении 7-летнего возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.
Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками.
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное и многокомпонентное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, личностной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других.
Выделяются следующие аспекты школьной зрелости: мотивационный, личностный (включающий эмоциональный и социальный компоненты) и интеллектуальный.
Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. В идеале у ребенка должно быть желание идти в школу за знаниями.
Личностная готовность подразумевает 2 параметра:
- змоциональная зрелость - уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания;
- социальная позиция школьника: потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения - выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие мелкой моторики и сенсомоторную координацию.
Таким образом, в ряду компонентов готовности к школе, интеллектуальная зрелость - т.е. развитость восприятия, внимания, памяти и мышления стоит на последнем, третьем месте.
Тревожность.
Известно, что нет ребенка, который шел бы в первый класс с намерением учиться плохо. Правда, некоторые дети испытывают опасения оказаться в ситуации неуспевающего. В случаях, когда ожидания школьных успехов не оправдываются, личность подвергается сильной деформации, что приводит к тяжелым последствиям: от глубоко укоренившейся неуверенности в себе до отказа от всякой деятельности, требующей усилий.
Естественно, очень важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
Основная причина неуспеваемости большинства учащихся - своего рода их «незрелость», недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей (что бы преодолеть их еще в дошкольном возрасте), что позволит предупредить само возникновение многих проблем.
Поэтому проблема неуспешности в самом начале обучения требует особого внимания со стороны всех взрослых, окружающих ребенка: школьного психолога, учителя и родителей.
Пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу.
Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад и подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
- к новому взрослому, к коллективу;
- к новым требованиям;
- к повседневным обязанностям.
Процесс приспособления к школе т.е. адаптацию к новым условиям проживает каждый без исключения ребенок. Естественно, чем больше у него есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.
Но для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудными, а распорядок дня - слишком строгим. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим.
Такие проблемы обусловлены, прежде всего, отсутствием у ребенка мотивации и сформированной произвольной регуляции своего поведения. С одной стороны ребенок просто не понимает, зачем вообще нужна школа, почему он теперь должен писать и считать вместо того, чтобы просто играть. А с другой – у него не выработана привычка выполнять, порой, довольно непривлекательную работу.
Чтобы избежать подобных проблем, необходимо психологически подготавливать ребенка к тому, что знания в нашей жизни просто необходимы. Без них невозможно стать хорошим специалистом. Крайне важно, чтобы такие беседы сопровождались примерами из собственной успешной или жизни ваших родственников или знакомых.
Что касается выработки спокойного отношения к непривлекательным заданиям (а таковых в школе для некоторых детей на первых порах будет достаточно), приучайте детей, например, к выполнению какой-то работы по дому, но так, чтобы ребенок доводил ее до конца.
Ребёнок скоро станет первоклассником.
Представьте, ваше сокровище стоит перед вами в школьной форме, с букетом цветов! Что ждёт вас обоих после праздника первого школьного дня? Какой станет школьная жизнь для вашего ребёнка: радостной или напряжённой? Она зависит от того, насколько вы будете в тесном контакте с учителем, другими родителями и детьми. Если связь между вами будет крепкой и конструктивной, ваш ребёнок будет радостным, получая навыки комфортного общественного поведения. Подготавливая ребёнка к будущей жизни, мы даём ему не только сумму знаний, но своим примером учим быть счастливым. И готовиться к 1 классу нужно уже сейчас.
Как готовиться родителям первоклассника:
1.Психологический комфорт создаётся при условии, когда все родители, думая о своём ребёнке, делают всё возможное для всех детей в классе.
2.Тесная связь между родителями и учителем, между самими родителями, родителями и детьми – залог решения в любой конфликтной ситуации между детьми.
3.Дети, видя тесную взаимосвязь между родителями, воспринимают её как естественную и тоже объединяются и как результат: улучшаются отношения между детьми, возникает взаимная поддержка и взаимопомощь.
4.Учитель – помощник родителям и детям найти связь друг с другом.
5.Дети – наши лучшие воспитатели.
6.Родительские собрания – площадка для новых творческих форм общения с ребёнком.
7.Внеклассные мероприятия — отличный повод для предотвращения конфликтов между детьми.
8.Все проблемы решаются ВМЕСТЕ!
9.Забывая о своих амбициях, мы делаем наших детей счастливыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.
Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.
Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.
Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.
Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.
Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.
Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.
Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.
Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающейдействительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.
Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.
Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.
Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.
Познакомимся с требованиями к знаниям и практическим умениям и навыкам, необходимым будущему первокласснику
Общая эрудиция.
Первоклассник должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.
Математические знания.
Ребенок должен знать:
цифры и знаки «+» и «-»;
смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;
количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);
знать простейшие геометрические фигуры.
Ребенок должен уметь:
читать числа до 20;
считать до 20 (прямой и обратный счет);
решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание;
ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;
решать примеры в пределах 10 (или 20);
пользоваться часами без секундной стрелки.
Требования к уровню устной грамотности.
Ребенок должен знать:
алфавит;
средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);
ряд стихов, потешек, загадок, считалок.
Ребенок должен уметь:
проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
выделять ударение в словах;
устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста);
обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.
Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования, предъявляемые к речи):
ясное произношение всех звуков родного языка;
умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко – тихо, меняя темп речи: быстро – медленно – быстро;
использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;
должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;
должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;
ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.
Требования к уровню грамматических навыков:
развитие мелкой моторики пальцев рук;
умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;
умение правильно держать руку, карандаш, кисть.
Требования к уровню развития мышления и воображения:
умение выполнять действие классификация;
умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;
умение строить простейшие умозаключения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к обучению в школе
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена на коррекцию и развитие систем...
«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».
Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...
Консультация для родителей воспитанников по теме: "Психологическая готовность к обучению в школе"
Данная консультация будет интересна и полезна для родителей детей старшего дошкольного возраста. В ней раскрываются основные аспекты понятия "готовность к школе", а также даются рекомендации для...
Психологическая готовность к обучению в школе
Психологическая готовность к обучению в школе.Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье. Первым условием ...
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Цель работы: выявить, раскрыть и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к обучению в школе....
Родительское собрание: «Первый раз в первый класс или готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».
Познакомить родителей с понятием готовность ребенка к обучению в школе....