Формирование у дошкольников положительного образа родного дома
консультация на тему

Чалова Елена Викторовна

Понятие «родной дом» включает в себя семью, где ребёнок родился и растёт, атмосферу домашнего очага, определяемую прежде всего семейными традициями, близких друзей и родственников. Постепенно эти понятия расширяются: родными становятся улица, город, край, страна. Поэтому формирование любви к родному дому по сути является первой ступенью гражданского воспитания человека. Воспитывать любовь к родному дому, уважение следует с дошкольного детства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eshche_lyubov_k_domu.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников положительного образа родного дома


      Понятие «родной дом» включает в себя семью, где ребёнок родился и растёт, атмосферу домашнего очага, определяемую прежде всего семейными традициями, близких друзей и родственников. Постепенно эти понятия расширяются: родными становятся улица, город, край, страна. Поэтому формирование любви к родному дому по сути является первой ступенью гражданского воспитания человека. Воспитывать любовь к родному дому, уважение следует с дошкольного детства.

Семья «вводит» ребенка во всё многообразие родственных отношений, укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени семья готовит ребенка к его будущей семейной жизни.

       Понятие «родной дом» для ребёнка складывается из нескольких важнейших составляющих, это:

- само здание, стены и крыша над головой,

- семья, населяющая дом: родители, сёстры и братья, бабушки и дедушки и другие близкие родственники.

-определённое постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда, пейзаж, природа),
-семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности, домашнее тепло),

-своё личное пространство.

Формирование положительного образа родного дома в условиях ДОУ у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении следующих задач:
1. Организовать общественно полезную деятельность ребёнка на благо своего дома и родителей.

2. Создать ситуации переживания ребёнком чувства гордости за членов семьи и их достижения.

3. Обеспечить организацию и проведение семейных праздников и других мероприятий с постепенным закреплением их как традиций семьи.
4. Привлечь всех членов семьи к формированию у ребёнка положительно насыщенного образа родного дома.

Однако, некоторые родители не знают, как создать тепло и уют в собственном жилище, как донести до ребёнка чувство любви и привязанности к нему. Другие считают, что любовь к дому –врождённое чувство и не требуется прилагать усилия для его развития.
В качестве форм и методов положительного образа семьи могут использоваться разнообразные игры (сюжетно- ролевые, конструктивные, игры- драматизации). В игровых действиях дошкольник воспроизводит поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации.
К эффектным методам относятся также просмотр мультфильмов, чтение сказок, стихов, пословиц и поговорок. При знакомстве ребенка с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей (мама, папа, братья, бабушки, дедушки), раскрываются понятия «род», «семья».
Можно оформить семейную газету с фотографиями, рисунками, аппликациями, стихами и мини-рассказами.

Совместное составление родословной родителями и детьми побуждает у них интерес к истории своих предков. Перед тем как дать такое задание, педагог рассказывает об истории генеалогии. Затем организуется выставка в ДОУ, в роли экскурсоводов выступают сами дети, они рассказывают интересные случаи из жизни своих предков, об их деятельности, достижениях и т.д.

Создание семейного герба. Для этого воспитателю необходимо подобрать материал о фамильных гербах, их составных частях, символике. Используя полученный знания, семья может создать семейный герб. Практика показывает, что родители и дети, стремятся подчеркнуть особенности своей семьи, рода, гербы получаются разнообразными, отображающими труд родителей, их профессию, семейные традиции.
      Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далекому” - от любви к родителям (точнее к родному дому), к детскому саду, к улице, к городу до любви к родной стране.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом.

Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушкам, дедушкам. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
       С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Постепенно у дошкольников складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство “родительского дома” ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого воспоминания, но они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных “теплых” воспоминаний у ребенка было побольше.
Благодаря таким формам работы появляется реальная возможность познакомить детей с особенностями родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного отношения к членам семьи, а главное – научить дошкольников азам такого же отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительного образа родного дома в понимании дошкольников

Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот проце...

«Творческий подход к формированию у дошкольников положительного отношения к различным видам труда».

Материал был разработан мной на областное выступление (делилась опытом работы по данной теме). Описана форма работа с педагогами и родителями а также какие изменения произошли в средствах обучения кас...

Формирование положительного образа родного дома у детей старшего дошкольного возраста

«Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине,...

Формирование положительного образа родного дома в понимании дошкольников.

Статья для родителей и воспитателе детсгого сада...

Сказка как средство формирования у дошкольников положительного отношения к межкультурным различиям.

   Одной из важнейших задач патриотического воспитания в дошкольном возрасте является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к окружающим народам....

Формирование положительного образа родного дома в понимании дошкольников.

Родной дом-это сложное многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где ребёнок родился и растёт, атмосферу домашнего очага, определяемую, прежде всего, семейными традициями; дом, где он живёт, бл...

Культурные практики как основа для самопознания и формирования у ребенка положительного «Образа-Я»

Статья посвящена исследованиям психологов по вопросам формирования самопознания и самопонимания ребенком себя и своей личности и роль применения культурных практик в непосредственно образовательной де...