Эстетическое развитие в рисовании
консультация на тему
Материал по эстетическому воспитанию в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esteticheskoe_razvitie_.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства. Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, свое понимание и эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.
Рисование — графически – живописный способ изображения предметов и явлений, основой которого являются колорит, форма, композиция. Наблюдая предмет, дети должны уметь передавать в рисунке его характерные свойства; создавать художественный образ, отображать сюжет; усваивать некоторые элементы узора (в декоративном рисовании), постепенно приобретая первичные навыки техники рисования.
Лепка — способом пластического изображения дети должны уметь передавать форму предметов, фигур, животных, птиц, человека; применять материал {глина, пластилин), который позволяет изменять внешний облик персонажей, их движения, позы, добиваясь желаемой выразительности.
Аппликация — декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности. Дети должны уметь вырезать из бумаги различные силуэты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон, создавая определенную гармонию. При этом у ребенка развивается координация движений рук, самоконтроль, а в работе с бумагой, ножницами, клеем приобретаются технические навыки.
Основной задачей воспитания и обучения в процессе изобразительной деятельности является приобретение детьми умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов.
На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассмотреть вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Творческий процесс предполагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.
Эмоционально - творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспитанная в стихах образность природы помогает ребёнку увидеть волнующую прелесть белоствольных берёзок, пёстрых лугов, испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.
Характеризуя особенности восприятия детьми дошкольного возраста стихов о природе, исследователь детского творчества В. И. Лейбсон отмечает, что они воспринимаются труднее, чем стихи о каком-то событии или факте. Объясняется это отсутствием в пейзажной лирике описания героев, развития действий, которые в значительной степени привлекают внимание и интерес дошкольника. Он не может поставить себя на место центрального образа, а поэтому он должен искать другие пути для проявления активности.
Трудности восприятия стихов о природе обусловлены ещё и тем, что у детей мало знаний о явлениях природы и её образах, поэтому они не могут активно привлекать свой опыт.
Однако лирика природы по выражению В. И. Лейбсона развивает в детях «эстетическую зоркость». Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке.
Вопрос развития детского творчества на основе поэтических произведений считается важным и сложным в методике руководства изобразительной деятельностью детей.
Охарактеризуем методику работы по развитию эстетических эмоций и восприятия пейзажной лирики о природе с детьми разного возраста. На пятом году жизни дошкольник уже имеет некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Учитывая сформированные у ребёнка представления, педагог заостряет его внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отображает его в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чём рассказал поэт.
С детьми старшего возраста работа по развитию эстетического понимания пейзажной лирики усложняется. Воспитатель продолжает опираться на опыт ребёнка, который значительно обогащается к шестому году жизни, и на новые впечатления, получаемые в результате активных наблюдений. Но роль иллюстрации к произведению значительно меняется. Педагог уже имеет возможность свободно использовать не только иллюстрации к тексту, но и репродукции картин, помогающие осмыслить литературное произведение, его выразительные и изобразительные средства. В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого сопоставляют несложные поэтические и художественные образы.
Работа по развитию эстетического восприятия стихов о природе продолжается и детьми седьмого года жизни. Им доступно рассматривание двух-трёх иллюстраций или репродукций, которые отражают лишь сходный пейзаж, причём описание его может быть представлено в двух-трёх стихотворениях.
Стихи для занятий изодеятельностью следует подбирать доступные и понятные детям по теме, содержанию, языку. Кроме того, информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы, т.е. неизменным условием отбора произведения является изобразительность и выразительность художественного образа, поскольку в основе рисования лежит не только отображение образов и ситуаций, но и выражение чувств дошкольника.
Изобразительность как черта художественного образа помогает реально представить цвет, форму, пропорции, состояние, расположение предмета в пространстве, т.е. внешние признание объектов и явлений действительности. Используя слово как средство изображения, детские поэты стремятся к особой точности определений, добиваются, чтобы каждое слово имело совершенно конкретное значение - только тогда оно вызовет определённые зримые представления.
Художественные образы, содержащиеся в том или ином стихотворении, должны побуждать детей к восприятию в рисунке впечатлений от стихотворения. Для этого нужно использовать про изведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с чёткой рифмой. Выразительность образа создаётся при помощи звучных слов, передающих характер природного образа, в произведении должна быть логическая зависимость слов, стройная их согласованность.
Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой.
В пейзажной лирике дошкольник воспринимает, прежде всего ритм, проявляет особую чуткость к нему. Ритм стиха создаёт определённое настроение у ребёнка, развивает способность осмысленно запоминать стихотворные строки.
Природа раскрывается в произведениях в цветовой, композиционной характеристике образов. Различные краски становятся более понятными детям благодаря тому, что поэт очень тонко и выразительно выделяет их в произведении с помощью эпитетов - прилагательных, прямо или косвенно указывающих на цвет предмета. Например, в стихотворении А. Толстого описываются листья «пожелтелые», кисти «ярко-красные» Т.е. непосредственно диктуется, какую краску нужно взять для изображения того или иного объекта.
Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Например, ребятам понятно, что «тёмный лес» нужно изображать насыщенной краской, а «прозрачные леса» требуют изображения более светлыми тонами.
Иногда авторы выражают цвет, присущий тому или иному образу природы, времени года с помощью метафоры. Например, И. Суриков, характеризуя наступление зимы, употребляет выражение «поле снегом забелело» («Первый снег»)
В произведении А. С. Пушкина «Идет волшебница зима» передать колорит помогают глаголы «пришла», «рассыпалась», «повисла», «легла». И, наконец, колорит может вырисовываться с помощью эпитетов - прилагательных, дающих яркую цветовую характеристику той или иной картины природы. Например, наступление зимы с торжеством утверждает «белый праздничный наряд» рябинки в стихотворении Е. Трутневой «Первый снег».
Стихотворения о природе помогают ребёнку правильно представить себе ту или иную ситуацию, разместить изображения на листе бумаги Определённые слова указывают на место происходящего действия. Так Л.Квитко, в стихотворении «Одуванчик» воспроизводит довольно обширную картину природы, подмечая, что цветок растёт и на дорожке, и на ложбинке, и в траве.
Выразительные средства языка повышают и эмоциональное настроение маленького рисовальщика. Например, эпитеты существительные усиливают эмоциональное восприятие образа, подчёркивают его необычность, фантастичность, ярко характеризуют самые существенные признаки. Так, Ф. Тютчев называет зиму «чародейкою», А. Пушкин - «волшебницей», подмечая сказочное очарование этого времени года. Такое название зимы вызывает у ребёнка желание необычно, волшебно нарисовать зимнюю картину.
Итак, эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики способствует более глубокому познанию реальной действительности, природы, на котором базируется и детское творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно-эстетическое развитие.Декоративное рисование на тему: “В гости к Танечке пойдём”в группе детей младшего дошкольное возраста.
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, учить детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя линии, мазки, точки, круги, колечки. Закреплять у...
Открытый показ непосредственно образовательной деятельности Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" (нетрадиционное рисование) "Золотая рыбка"
Задачи:1. Продолжать учить детей рисовать методом тычка при помощи поролонового тампона.2. Закреплять умение рисовать зубной щеткой и пальцем.3.Закреплять знания детей по произведению А. С. Пушкина "С...
Комплексное занятие по ОО «Художественно-эстетическое развитие», направление «Рисование», «Аппликация»,
Занятие направленно на развитие художественно-творческих способностей младших дошкольников; формирование умения рисовать лису создавая ее образ при помощи геометрических фигур и раскрашивать ее и...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе общеразвивающей по художественно-эстетическому развитию: по рисованию на тему: «Военная техника» (нетрадиционное рисование - граттаж)
Знакомство детей с новой техникой рисования -граттаж...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (раздел «Рисование») с использованием нетрадиционной техники рисования «Эбру» ( для детей 6-7 лет)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47 «Лучик» КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности по...
Конспект ООД «Художественно-эстетическое развитие» Раздел: рисование Тема: «Рисование по замыслу.» Возрастная группа: средняя
Учить детей самостоятельно выбирать тему своего рисунка; доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка....
Консультация для родителей по образовательной области « Художественно-эстетическое развитие». "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".
Тема : "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника". ...