Статья "Экологическое мышление старших дошкольников"
статья (старшая группа)

Автор: Евсюкова Анна Дмитриевна

Организация: МКДОУ»Яйский детский сад «Чайка»

Кемеровская область, поселок городского типа Яя.

Название статьи: экологическое мышление у детей старшего дошкольного вораста.

 

 

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле, оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам, полезным ископаемым, флоре и фауне (Н.В. Бордовская, А.А. Реан). Особую значимость экологическое воспитание приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребенка к миру, формируется базис его личностной культуры.

В дошкольном детстве активно идет процесс социализации личности, осуществляется освоение ребенком культурного опыта, в том числе позитивного опыта взаимодействия с природой. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает знания о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

В 80 - 90 годы XX века многочисленными исследователями теоретически было разработано экологическое содержание дошкольного образования. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой были выделены содержательные характеристики экологической воспитанности личности, определены общие задачи экологического воспитания дошкольников, выделены требования для разработки единой программы природоведческих знаний для детей, рассмотрены направления экологического воспитания детей, представляющие собой систему знаний о природе для дошкольников.

Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется   формированием у него знаний экологического содержания. По мнению С.Н.Николаевой, экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней.  Экологические знания являются необходимым условием появления особого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер, выражается в форме познавательного интереса, гуманистических переживаний, готовности бережно обращаться с природой.

В.И. Логинова выделила следующие признаки знаний:

  1. Многообразие сторон познаваемого объекта (чем больше знаний о сущностных особенностях объекта, тем более адекватны знания);
  2. Существенность знания (выделение главного, существенного в объекте);
  3. Обобщенность знаний (выделение сущности не только единичного объекта, но и сущности целого класса объектов, познание объективных связей внутри класса);
  4. Системность знаний, познание и отражение совокупности объективных существенных связей действительности, целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

В исследованиях Н.Н. Кондратьевой доказывается возможность освоения знаний детей дошкольного возраста о живом организме и его взаимосвязях с окружающей средой.

 В основе данного утверждения лежит положение о ведущей роли системных знаний в развитии детей дошкольного возраста (В.И. Логинова, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова и другие). Системные знания позволяют ребенку осознать сущностные особенности объектов и явлений природы, «системообразующие» связи, доступные его пониманию. Как показали многочисленные исследования, отдельные наглядно представленные связи доступны детям уже младшего дошкольного возраста.     Старшие дошкольники способны усвоить более сложные связи: пространственно-временные, морфофункциональные, причинно-следственные, генетические. Связь живых организмов со средой обитания проявляется в многочисленных и разнообразных приспособлениях к ней живых существ. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, а также посильная практическая исследовательская деятельность способствует развитию логического мышления. Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов (явлений) природы способствует активизации мыслительной деятельности детей.
         Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс экологического мышления дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, имитация.

По мнению О.А. Соломенниковой, дети 5-6 лет начинают более осознанно понимать взаимосвязь и взаимозависимость между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием в зависимости от деятельности человека. Необходимо расширять знания и представления о природном и социальном мире, воспитывать осознанно – бережное отношение к природному и предметам рукотворного мира, учить устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, учить основам элементарной экологической безопасности и умению взаимодействовать с окружающим миром.

Дети старшей группы уже больше знают о природе, имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами, поэтому на данном этапе воспитатель начинает формировать у дошкольников обобщенные представления о временах года, о явлениях природы, о животных, особое внимание в этом возрасте уделяется формированию навыков экологической безопасности в природе.

По мнению О.А.Соломенниковой, в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать зависимость между состоянием природы, растительным миром и бытом людей. Соблюдая принцип научности, дошкольники узнают о том, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются различные методы и формы работы:

  • Наблюдения с фиксацией результатов в виде рисунков, схем, дневников;
  • Игры экологического содержания, викторины;
  • Игровые обучающие ситуации;
  • Опытно-экспериментальная деятельность с объектами живой и неживой природы;
  • Труд в природе;
  • Экскурсии (на водоем, в парк, на озеро, в зоопарк);
  • Использование природоведческой литературы, народных примет, загадок о природных явлениях, растениях, животных;
  • Проектная деятельность;
  • Знакомство с произведениями художников – анималистов и пейзажистов.

Многочисленные исследования развития экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста доказывают, что экологические знания должны формироваться как в совместной деятельности с взрослыми, так и в самостоятельном активном познании природы.

Таким образом, развивающая предметно - пространственная среда, построенная с учетом особенностей формирования экологических знаний у дошкольников, становится незаменимым средством для решения данной педагогической задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

 

 

  1. Акимова, Т. А. Экология [Текст]: учебник / Т.А. Акимова, И.Н. Пономарева. – М.: Академия, 2017. – 453 с.
  2. Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников [Текст] / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. – С. 10-12.
  3. Аристовский, Т. В. Экологические представления о живой природе [Текст]: учебное пособие / Т.В. Аристовский, И.Д. Зверева, З.П. Плохий. – М.: Наука, 2013. – 634 с.
  4. Артемова, Л. В. Игры в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л.В. Артемова, Н.И. Ветрова. – М.: ЦГЛ, 2014. – 488 с.
  5. Вашурина, Р. И. Игры-путешествия в воспитании основ экологической культуры детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Р.И. Вашурина, Л.А. Репникова Т.С. Федорова. – Тольятти, 2013. – 234 с.
  6. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: методическое пособие / С.А. Веретенникова, Т.А. Серебрякова. – М.: Просвещение, 2011. – 345 с.
  7. Верзилин, Н. М. Путешествие с домашними растениями [Текст]: методическое пособие / Н.М. Верзилина. – М.: Наука, 2018. – 416 с.
  8. Виноградова, Н. В. Экологическое развитие детей дошкольного возраста [Текст]: учебник / Н.В. Виноградова. – М.: Просвещение, 2017. – 735 с.
  9. Волчкова, В. Н. Конспекты экологических занятий в старшей группе детского сада [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Воронеж: 2018. – 128 с.
  10. Выготский, Л.С. Психология [Текст]: учебник / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2014. - 308 с. 50

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Евсюкова Анна Дмитриевна

Организация: МКДОУ»Яйский детский сад «Чайка»

Кемеровская область, поселок городского типа Яя.

Название статьи: экологическое мышление у детей старшего дошкольного вораста.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле, оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам, полезным ископаемым, флоре и фауне (Н.В. Бордовская, А.А. Реан). Особую значимость экологическое воспитание приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребенка к миру, формируется базис его личностной культуры.

В дошкольном детстве активно идет процесс социализации личности, осуществляется освоение ребенком культурного опыта, в том числе позитивного опыта взаимодействия с природой. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает знания о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

В 80 - 90 годы XX века многочисленными исследователями теоретически было разработано экологическое содержание дошкольного образования. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой были выделены содержательные характеристики экологической воспитанности личности, определены общие задачи экологического воспитания дошкольников, выделены требования для разработки единой программы природоведческих знаний для детей, рассмотрены направления экологического воспитания детей, представляющие собой систему знаний о природе для дошкольников.

Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется   формированием у него знаний экологического содержания. По мнению С.Н.Николаевой, экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней.  Экологические знания являются необходимым условием появления особого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер, выражается в форме познавательного интереса, гуманистических переживаний, готовности бережно обращаться с природой.

В.И. Логинова выделила следующие признаки знаний:

  1. Многообразие сторон познаваемого объекта (чем больше знаний о сущностных особенностях объекта, тем более адекватны знания);
  2. Существенность знания (выделение главного, существенного в объекте);
  3. Обобщенность знаний (выделение сущности не только единичного объекта, но и сущности целого класса объектов, познание объективных связей внутри класса);
  4. Системность знаний, познание и отражение совокупности объективных существенных связей действительности, целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

В исследованиях Н.Н. Кондратьевой доказывается возможность освоения знаний детей дошкольного возраста о живом организме и его взаимосвязях с окружающей средой.

 В основе данного утверждения лежит положение о ведущей роли системных знаний в развитии детей дошкольного возраста (В.И. Логинова, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова и другие). Системные знания позволяют ребенку осознать сущностные особенности объектов и явлений природы, «системообразующие» связи, доступные его пониманию. Как показали многочисленные исследования, отдельные наглядно представленные связи доступны детям уже младшего дошкольного возраста.     Старшие дошкольники способны усвоить более сложные связи: пространственно-временные, морфофункциональные, причинно-следственные, генетические. Связь живых организмов со средой обитания проявляется в многочисленных и разнообразных приспособлениях к ней живых существ. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, а также посильная практическая исследовательская деятельность способствует развитию логического мышления. Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов (явлений) природы способствует активизации мыслительной деятельности детей.
         Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс экологического мышления дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, имитация.

По мнению О.А. Соломенниковой, дети 5-6 лет начинают более осознанно понимать взаимосвязь и взаимозависимость между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием в зависимости от деятельности человека. Необходимо расширять знания и представления о природном и социальном мире, воспитывать осознанно – бережное отношение к природному и предметам рукотворного мира, учить устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, учить основам элементарной экологической безопасности и умению взаимодействовать с окружающим миром.

Дети старшей группы уже больше знают о природе, имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами, поэтому на данном этапе воспитатель начинает формировать у дошкольников обобщенные представления о временах года, о явлениях природы, о животных, особое внимание в этом возрасте уделяется формированию навыков экологической безопасности в природе.

По мнению О.А.Соломенниковой, в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать зависимость между состоянием природы, растительным миром и бытом людей. Соблюдая принцип научности, дошкольники узнают о том, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются различные методы и формы работы:

  • Наблюдения с фиксацией результатов в виде рисунков, схем, дневников;
  • Игры экологического содержания, викторины;
  • Игровые обучающие ситуации;
  • Опытно-экспериментальная деятельность с объектами живой и неживой природы;
  • Труд в природе;
  • Экскурсии (на водоем, в парк, на озеро, в зоопарк);
  • Использование природоведческой литературы, народных примет, загадок о природных явлениях, растениях, животных;
  • Проектная деятельность;
  • Знакомство с произведениями художников – анималистов и пейзажистов.

Многочисленные исследования развития экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста доказывают, что экологические знания должны формироваться как в совместной деятельности с взрослыми, так и в самостоятельном активном познании природы.

Таким образом, развивающая предметно - пространственная среда, построенная с учетом особенностей формирования экологических знаний у дошкольников, становится незаменимым средством для решения данной педагогической задачи.

Список источников

  1. Акимова, Т. А. Экология [Текст]: учебник / Т.А. Акимова, И.Н. Пономарева. – М.: Академия, 2017. – 453 с.
  2. Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников [Текст] / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. – С. 10-12.
  3. Аристовский, Т. В. Экологические представления о живой природе [Текст]: учебное пособие / Т.В. Аристовский, И.Д. Зверева, З.П. Плохий. – М.: Наука, 2013. – 634 с.
  4. Артемова, Л. В. Игры в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л.В. Артемова, Н.И. Ветрова. – М.: ЦГЛ, 2014. – 488 с.
  5. Вашурина, Р. И. Игры-путешествия в воспитании основ экологической культуры детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Р.И. Вашурина, Л.А. Репникова Т.С. Федорова. – Тольятти, 2013. – 234 с.
  6. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: методическое пособие / С.А. Веретенникова, Т.А. Серебрякова. – М.: Просвещение, 2011. – 345 с.
  7. Верзилин, Н. М. Путешествие с домашними растениями [Текст]: методическое пособие / Н.М. Верзилина. – М.: Наука, 2018. – 416 с.
  8. Виноградова, Н. В. Экологическое развитие детей дошкольного возраста [Текст]: учебник / Н.В. Виноградова. – М.: Просвещение, 2017. – 735 с.
  9. Волчкова, В. Н. Конспекты экологических занятий в старшей группе детского сада [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Воронеж: 2018. – 128 с.
  10. Выготский, Л.С. Психология [Текст]: учебник / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2014. - 308 с. 50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры как одна из основ развития логического мышления старших дошкольников»

Система дидактических игр для старших дошкольников, выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач и лучше подготовиться к п...

Методы и формы экологического воспитания, способствующие развитию мышления старшего дошкольника

Описание форм работы по экологическому воспитанию дошкольников, а так же методов и приемов применяемых в ДОУ на занятиях по экологии....

Методы и формы экологического воспитания, способствующие развитию мышления старшего дошкольника

Описание форм работы, методов и приемов используемых в ДОУ на занятиях с целью экологического воспитания дошкольников....

Методическая разработка по теме:"Развитие логического мышления старших дошкольников".

Примерные задания для успешного развития логического мышления  старших дошкольников....

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вэтой статье представлен материял о влиянии дидактической игры на развитие логического мышления у старших дошкольников....

Презентация "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством ЭОР"

Презентация "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством ЭОР"...