Формирование временных представления у детей дошкольного возроста
статья на тему
Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_i_uprazhneniya_po_razdelu.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование временных представления у детей дошкольного возроста.
Актуальность
Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.
Цель
Создать необходимые условия и систему эффективной работы с детьми дошкольного возраста по формированию временных представлений.
Задачи
- Развивать представления детей: о временных последовательностях, временах года и частях суток, знание своего возраста, о способах измерения времени.
- Учить воспроизводить фиксированный порядок следования во времени разных взаимосвязанных событий и процессов.
- Развивать умение определять и чувствовать отрезки времени, следить за временем в процессе своей деятельности, ценить его и не тратить попусту.
- Вызвать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты.
- На основе собственного опыта детей формировать у детей личную заинтересованность, желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять.
- Обеспечить успешное обучение в школе.
Дидактические игры и упражнения по разделу “Ориентировка во времени”.
В старшей группе знакомят детей с днями недели. Объясняют, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, обозначают их кружочком разного цвета. Наблюдение проводят несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Нужно рассказать детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру « ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ». Для игры вызывают к доске детей, пересчитываю их по порядку, дают им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т. д. Затем, усложняют игру тем, что строились дети, начиная с любого другого дня недели. Также используют разнообразные дидактические игры НАЗОВИ СКОРЕЕ, ДНИ НЕДЕЛИ, НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО, КРУГЛЫЙ ГОД, ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ, которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность. Закреплять понятие времени можно и на занятиях изобразительной деятельностью.
Рисунок вполне может выступать в качестве той внешней опоры деятельности, которая позволяет выявить особенности образа-представления недельного временного цикла у детей. Процедура подобного эксперимента выглядит довольно незатейливо. Ребенку пяти-шести лет дается лист бумаги и набор цветных карандашей. Если малыш знаком с названиями дней недели, то можно попросить: «Нарисуй, пожалуйста, понедельник (или другой любой день)». Если же обнаруживается, что ребенок еще плохо знает названия, то инструкция будет звучать чуть иначе: «Нарисуй, пожалуйста, выходной» или «Нарисуй, пожалуйста, обычный день» (будний день, невыходной и т. д.) в зависимости от того, каким словом малыш лучше «владеет». Рассказывать о рисунке – дело неблагодарное, его надо видеть. Поэтому мы не будем останавливаться без особой необходимости на подобного рода описаниях. Приведем лишь наиболее интересные наблюдения из серии проведенных игр-экспериментов, ведь именно как игра подавалась детям вся процедура опыта. Анализ рисунков позволил обнаружить, что у детей в этом возрасте неделя делится на два больших временных отрезка. Один отрезок – это выходные, другой – все остальные дни недели. Причем внутри данных промежутков времени часто отсутствует какая-либо дифференциация.
Другая интересная особенность детских представлений о времени отчетливо проявилась в эксперименте с девочкой четырех с половиной лет. Ее рисунок «рабочего дня» включал, в основном, эпизоды детсадовской жизни. Комментируя картинку, она, указывая на отдельные фрагменты, говорила: «А это у меня выходной. Здесь опять выходной.» Получалось так, будто любой день недели может содержать внутри себя другие дни. Временные события оказываются перемешанными, но перемешанными по определенному правилу. Объясняя, почему внутри « рабочего дня» находятся несколько выходных, девочка ссылалась на тождественность каких-либо событий или вещей. Так, если что-то из жизни в садике совпадало с занятиями дома, то оно и называлось «выходным». Например, поясняя соответствующий фрагмент рисунка, она говорила, что в эту игру играет и в садике, и дома с мамой.
Дети воспринимают мир очень конкретно. Для них еще не существует абстрактного времени. Оно возникает как отражение факта чередования игр, еды, сна, прогулок и т. д. Другими словами, последовательность событий, зафиксированная в памяти, создает временное измерение действительности. На наш взгляд, именно так можно подойти к объяснению загадочных трансформаций реального времени в образе-представлении ребенка. Становится понятным, что насыщенные событиями два выходных дня действительно могут оказаться длиннее, ЧЕМ ПЯТЬ ОДНООБРАЗНО ТЕКУЩИХ РАБОЧИХ. Наши наблюдения и эксперименты позволяют сделать несколько достоверных предположений об особенностях ориентации детей дошкольного возраста в недельном временном цикле. Так, представление ребенком какого-либо дня недели выражается в образе конкретного предмета или явления в жизни малыша. Например, у мальчика шести лет при разговоре об обычном будничном дне «всплывал» образ здания детского сада, в который он ходил. Когда же речь шла о выходном, ребенку представлялась его комната дома, а в ней мама и папа.
Разнообразие способов ориентации детей во времени очень велико. Возможны и иные, чем рисунок, методы исследования процессов организации внутреннего опыта ребенком. Например, очень хорошие результаты дает наблюдение за характером двигательной активности малышей. Мы придумали одну забавную игру. В ряд ставится семь стульчиков, соответственно количеству дней недели. Ребенок садится на первый стул и говорит: «Я понедельник». Его спрашивают: «А как сидит понедельник?» Малыш усаживается, давая ответ своей позой. Затем его просят показать как ходит, бегает, прыгает понедельник. Часто дети сами, втянувшись в игру, начинают придумывать варианты движений того или иного дня. Они показывают, например, умеет ли ползать понедельник, хлопать в ладоши, танцевать. Один мальчик изобразил даже нам стойку этого дня на голове. Игра позволяет малышам усвоить существующее деление времени на дни недели. Причем не просто запомнить названия, а буквально прочувствовать каждый день, обнаружить разницу между ними на уровне ощущений. А очень часто и впервые создать эту разницу. Во время подобных занятий мы становимся порой свидетелями как закладывается та или иная форма поведения в соответствующие дни недели. Приведем для примера запись игры с пятилетним мальчиком. «Воскресенье – день отдыха, – говорит ребенок и ложится на кроватку. Потом встает и добавляет: В этот день никуда не спешат». Начинает ходить медленно, шаркает ногами. Вдруг вспомнив что-то, произносит: «А еще в воскресенье много едят». Усаживается за стол и имитирует поедание большого количества разнообразных блюд. Мы малыша спрашиваем: «Может, еще чем-то занимаются?» Немного подумав, он медленно произносит: «Читают книжки и газеты». И вслед быстро добавляет: «Только лежа». Перед нами достаточно подробный рисунок двигательной активности. Конечно, он «срисован» с поведения родителей. Дети великие подражатели.
На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют представления о времени и пространстве у детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки во времени.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры позволяют не только расширять кругозор, но и расширять знания детей о времени. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных представлений о времени определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В формировании у детей представления времени широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого – либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки).
Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнениях отсутствуют.
Любые игры или упражнения желательно начинать с проблемного вопроса, Чтобы активизировать мыслительную деятельность детей. Можно задать вопрос, а только потом переходить к занятию. Например
- Много ли можно запомнить за пять минут? Оказывается, много, если быть внимательным и очень постараться.
Воспитатель в течение пяти минут читает ребятам небольшой текст, содержащий много разных сведений или приключений. После этого руководитель предлагает кому-нибудь рассказать, что он запомнил. Пусть каждый желающий его дополнит. Победителем считается тот, кто последним сообщит подробности, которые другие не запомнили или на которые не обратили внимания.
Возможны и другие упражнения.
Упражнение 1.
Предложить детям назвать дни недели.
Упражнение 2.
Продолжить называть дни недели, если воспитатель назвал « ПЯТНИЦА», то ребенок должен назвать субботу, воскресенье, понедельник и далее.
Упражнение 3
«Назови наоборот», когда воспитатель называет «ДЕНЬ» – ребенок, должен сказать «ночь», утро-вечер, вчера - сегодня, давно – недавно и т. д.
Упражнение 4.
Начните ладошками хлопать в такт секундам, Затем предложить всем желающим проделать то же самое. Нужно поправлять тех, кто сбивается с ритма. Потом повторить всем одновременно.
Упражнение 5.
Напомните детям: что Новый год бывает раз в году, и все события повторяются через год. Предложить детям, что сегодня Новый год. Когда будет следующий Новый год? – через год, а если у вас День рождение?, День рождение у мамы?, …и т. д, когда оно повторится?.
Упражнение 6.
Есть у ребят веселая игра, приучающая к четкому соблюдению ритма. Все хором повторяют слова:
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Потом в том же ритме хором произносят:
Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.
Тра-та, та-та-та, тра-та!
Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.
'Тра-та, та-та-та, тра-та.
Затем каждый отбивает этот ритм кулаком о ладонь. В заключение все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст («Стоп, машина, стоп, машина...» и т. д.) и в нужный момент (никто знака не подает)должны воскликнуть хором
Стоп!»
Получается очень смешно, если кто-нибудь неожиданно,
Сбившись с ритма, крикнет «стоп!» раньше времени.
7. Игра «День –Ночь»
Предложить детям отвечать на вопросы «день» или «ночь»
Когда мы спим…..
Когда мы гуляем….
Завтрак……
Луна светит….
Птицы летают … и т. д.
8. Вчера – сегодня – завтра
Называть предложения, с действиями, происходившими с детьми , а они должны ответить, когда это было.
1.В музыкальный зал, мы ходили…
2. В обед мы ели булочки…
3. Я принесу мою любимую игрушку… и т. д.
8. Кто когда работает?
Сторож работает…
Учитель работает..
Строитель работает..
Врач работает…
Из-за многовариативности ответов, после каждого вопроса и ответа воспитатель должен пояснить ответ. По окончании - нужно подвести итог.
Для закрепления знаний, полученных на занятиях, детям дают домашние задания в виде дидактических игр и упражнений. Например: ПРИНЕСТИ ЗАВТРА СВОЮ ЛЮБИМУЮ КНИЖКУ
ПОДУМАЙ И СКАЖИ, ЧТО СЕГОДНЯ ТЫ СДЕЛАЛ ПЛОХО,
КАКИЕ ЦИФРЫ ПОТЕРЯЛИСЬ?, и т. п.
Дети стараются выполнить свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы получить за это веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождиком. Родители тоже очень серьезно относятся к выполнению домашнего задания с детьми. В уголке для родителей выставляют папку с дидактическими играми, объясняя цель и ход игры.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убеждаешься в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Заключение
С момента своего рождения ребенок ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов жизни: сон сменяют время кормления, время общения с миром. Дошкольник погружен в нерасчлененное время - пространство, ведь его социальные связи не носят еще четко обозначенной и заданной ориентации во времени, регламентируемой социально значимым взрослым. Он ориентируется во времени в значительной мере стихийно, разрозненно, дискретно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, имеющих разные источники, подчас мало связанные между собой.
Дети рассуждают так: "Время вообще есть, но без часов оно не заметно", "Часы не главное, часы - точное время, а настоящее время в днях, сутках". Дошкольник живет в собственных представлениях "здесь и теперь", где "минутка" - это слово, не соотносимое с физической мерой времени.
Поступление в школу усиливает процесс регламентации поведения ребенка во времени, но мало что меняет в осознании им этой категории. Будучи предельно абстрактной философской категорией, время так или иначе включено в содержание всех без исключения школьных дисциплин, однако нигде не изучается как самостоятельное научное понятие.Между тем степень абстракции определяется способом представления материала, и любая абстрактная категория может быть рассмотрена взрослыми вместе с детьми. Воспитатель выполняет главную роль во всестороннем развитии ребенка. От воспитателя зависит многое. Чем больше он будет уделять ребенку внимания, тем более развитым будет ребенок. Если воспитатель стремится дать детям знания, эмоционально излагает новый материал, то с уверенностью можно сказать, что успех будет достигнут.
Список литературы
1) Данилова В. В. “ Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях ” /Москва “Просвещение” 1987/.
2) Дьяченко О. М., Е. Л. Агаева “Чего на свете не бывает?” /Москва “Просвещение” 1991/
3) Столяр А. А ”Формирование элементарных математических представлений у дошкольников” /Москва “Просвещение” 1988/
4) Леушина Л. А. ”Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста” /Москва “Просвещение” 1974/
5.)Луцковская С. Д. Представление о времени в опыте дошкольников стр.29
. Метлина А. С “Математика в детском саду” /Москва “Просвещение” 1984/
6) Сай М. К, Е. И. Удальцова “Математика в детском саду” /Минск “Народная Асвета” 1990/
7) Журнал “Дошкольное воспитание“ №8 1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста»
Сообщение для воспитателей из опыта работы....
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста.
В современном мире человеку любой профессии, любого возраста необходимо уметь чувствовать время и правильно его распределять. Для ребенка дошкольного возраста умение ориентироваться во времени благотв...
Статья "Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)"
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы рег...
Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста
Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста...
Доклад на тему: «Формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивной доски и технологий работы с песком».
Формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования интерактивной доски и технологий работы с песком....
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста
Методика работы, практические занятия...
Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"
В статье представлен коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлени...