ДОУ и семья
консультация на тему

Форма взаимодействия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frontalnye_kollektivnye.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

     Фронтальные  (коллективные)  формы   взаимодействия  

                        и  сотрудничества ДОУ  и  семьи.  

        

        В настоящее время дошкольные образовательные учреждения ориентированы на поиск новых эффективных форм организации общения с родителями воспитанников. Актуальной проблемой является взаимодействие педагогов с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями. Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Существуют определенные этапы проведения, формы и методы работы в ДОУ. Специфика ее заключается в многоуровневом характере. Так, старший воспитатель влияет на воспитателей, чтобы те в свою очередь повышали педагогическую культуру родителей, а родители грамотно могли воспитывать детей.

        Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

        К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания – это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаются такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка.

        К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.).

        Собрания готовятся заранее, объявление вывешивается за 3 – 5 дней. Тему рекомендуется формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?».    В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети. Например, на собрание по трудовому воспитанию можно подготовить приглашения в виде фартучка или веничка, к Новому году – в виде елочки и др.

        Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителями. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол». Надо предостерегать педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит».

        Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.  На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении.

        Одна из задач общения – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства, дать родителям информацию, а перед этим заинтересовать их в ее получении и понять, какой именно информации недостает им. Для этого (помимо диагностического этапа) вместе с логопедами, педагогами разрабатывается тема предстоящей встречи, предварительно спланированной в учебном плане, обсуждаются фрагменты занятий с детьми по данной проблеме, обсуждается, кому лучше (воспитателю или специалисту) показать занятие. Так показ фрагментов занятия стал важным элементом работы с родителями.

        Традиционно в детских садах собрания с родителями проводятся 2 – 3 раза в год. Они включают в себя организационные вопросы и встречи с логопедом или психологом. С них начинается знакомство и работа с родителями. Консультации, советы, ответы на вопросы – вся эта работа персонала – текущая, повседневная в группах при общении воспитателей с семьей. Одни воспитатели беседуют планомерно и регулярно, другие – по необходимости, по мере возникновения проблемы, да и то если есть контакт с родителями. В работе детского сада встречи с родителями могут быть поставлены на научную основу, возведены в ранг систематических (как известно, ритм, режим благотворно влияет на человека).

                    План проведения родительских собраний.

        Младшие и средние группы.

План родительского собрания «Движение и речь».

Цель: показать родителям, что физическое воспитание – это основа формирования здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические и спортивные упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей среде, способного к обучению в школе и к последующей активной творческой деятельности.

Оборудование и наглядность:

-оформлен спортивный уголок (подобраны спортивные игрушки, атрибуты), который можно организовать и дома;

-материал для ознакомления родителей, подготовленный инструктором по физкультуре «Нетрадиционные занятия по физкультуре – средство коррекции речевых нарушений»;

-лозунг «Физическое воспитание комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная деятельность и т.п.) направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка» (Программа воспитания ребенка в детском саду «Истоки»);

-сведения о детях (вес, рост и др.);

-методическая литература по физическому воспитанию детей;

-памятка.

Подготовительная работа:

-составление программы показательных фрагментов, обсуждение целей и задач воспитателями и физ.работником;

-за две недели до встречи с родителями в группах и на общем стенде вывешивается объявление-приглашение;

Консультант-педагог перед встречей:

        -предлагает родителям познакомиться с оснащением спортивного зала, кабинетом массажа, значением ламп В.Чижевского в оздоровлении ребенка;

        -обращает внимание на образец создания дома спортивного уголка: какие спортивные игрушки необходимо иметь дома;

        -напоминает родителям о способах закаливания детей (например, ходить дома в облегченной одежде, гольфах, носочках, с закатанными рукавами), рассказывает о мероприятиях, проводимых в детском саду (например, полоскание горла водой комнатной температуры после дневного сна);

        -предлагает ознакомиться с данными и сведениями о состоянии здоровья детей за 1 полугодие, представленными на стенде наряду с фотографиями детей, сделанными во время спортивных игр, состязаний, занятий физкультурой.

        Встречу открывает заведующая, которая рассказывает о новациях в работе, знакомит родителей с программой встречи и представляет им инструктора по физкультуре, присутствующих специалистов.

        Показ фрагментов занятий.

        Выступление психолога. Тема «Физическая культура вашего малыша».

        Ответы на вопросы родителей.

Продолжительность встречи 50 минут.

Литература:   О.Л.Зверева, Т.В.Кротова: Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.ТЦ Сфера, 2007;

                      А.В.Козлова, Р.П.Дешеулина: Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.ТЦ Сфера, 2007;

                       Справочник старшего воспитателя дошкольного учрежд.№2/2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....