Коспект логопедического занятия на автоматизацию звука Ш.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука Ш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtom_sh.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия
Тема: автоматизация звука [Ш]
Выполнила: учитель-логопед Ульянова Елена Анатольевна
Тема: звук [Ш]
Цели:
- Автоматизировать звук [ш] в речи. Закрепить умение ребенка правильно произносить и артикулировать звук [ш] в прямых и обратных слогах, в словах (в позиции под ударением, без ударения, со стечением согласных в слоге), в речи .
- Развивать навык фонематического восприятия: научить ребенка определять наличие звука [ш] в слове.
- Развивать навык фонематического анализа и синтеза: учить определять позицию звука [ш] в слове.
- Развивать линейную память: довести объем линейной памяти до 5 единиц.
Оборудование:
- Зеркало
- Наглядный материал
- Предметные картинки:
- Шляпа, шуба, лягушка, чашка, карандаш, душ
Ш------------- | -------Ш------- | ------------Ш |
шар | кошка | малыш |
- Дерево, улитка, кошка, арбуз, апельсин, шар, шапка
- Сюжетные картинки
- Мишка едет на лошадке.
- Мишка и кошка играют в шахматы.
- Мишка шьет на швейной машине рубашку.
- Мишка и кошка идут в школу.
- Мишка едет на машине.
- Лексический материал
- Чистоговорка
Шесть мышат в камышах шуршат.
- Прямые и обратные слоги:
- ша, ши, ше, шо, шу - аш, ыш, еш, ош, уш
- Слова :
- [Ш] в прямом слоге под ударением
ша ши ше шо шу
шар шишка мишень шорох шустрый
шапка шина ошейник горшок прошу
шаль машина шея петушок шутка
- [Ш] в прямом слоге без ударения
ша шу ши
каша шуруп широкий
Даша шутить шиповник
крыша чешуя уши
- [Ш] в слогах со стечением согласных
шк шм шн шп шл шт
шкаф шмель шнурок шпион шланг штора
школа вишня шпала шлем штука
шкура шляпа штурвал
- [Ш] в обратном слоге под ударением
аш ош уш ыш
башня кошка ушки мышка
чашка крошка лягушка крышка
кашка окошко подушка малыш
- [Ш] в обратном слоге без ударения
аш уш ыш
башмак бабушка ландыш
каштан дедушка донышко
- Отрывок из стихотворения
Пляшут мышки – шалунишки,
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише, мышки,
Не мешайте спать малышке.
- Слова для развития фонематического восприятия
Маша, магазин, ботинки, машина, дорога, кошка, школа, молоко, лягушка, зебра, жук, малыш, буква, окно, душ.
Ход занятия:
- Организационный момент
- Самомассаж биологически активных зон
Л: Руки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли.
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки.
А теперь погладим пальцами мы щечки
- Сообщение темы
Л: Послушай чистоговорку и скажи, какой звук в ней слышится часто:
Шесть мышат в камышах шуршат
Р: Звук «Ш»
Л: Правильно ! Сегодня мы продолжим работать со звуком «Ш», научимся употреблять его в словах и предложениях
- Уточнение артикуляционного уклада
Логопед садится вместе с ребенком перед зеркалом и принимает правильную артикуляционную позу:
- губы округлены и слегка вытянуты вперед
- широкий язык наверху, образует «чашечку»
- тёплая воздушная струя идет по центру языка
- горло молчит
Л: А теперь накачаем насосом колесо: «ш – ш – ш» ( звук произносится отрывисто). Колесо проткнули гвоздиком, воздух выходит из колеса: «ШШ…шш..шш» ( звук произносится плавно, с переходом на шепот)
- Автоматизация звука [ ш ] в слогах
Л: Сейчас я буду произносить слоги, а ты их повторяй за мной
ша – ша – ша -> аш – аш – аш
ши – ши – ши -> ыш – ыш – ыш
ше – ше – ше -> еш – еш – еш
шо – шо – шо -> ош – ош – ош
шу – шу – шу -> уш – уш – уш
- Автоматизация звука [ ш ] в словах
Л: Я буду говорить слово, ты его повторяй два раза
- [Ш] в прямом слоге под ударением
ша ши ше шо шу
шар шишка мишень шорох шустрый
шапка шина ошейник горшок прошу
шаль машина шея петушок шутка
- [Ш] в прямом слоге без ударения
ша шу ши
каша шуруп широкий
Даша шутить шиповник
крыша чешуя уши
- [Ш] в слогах со стечением согласных
шк шм шн шп шл шт
шкаф шмель шнурок шпион шланг штора
школа вишня шпала шлем штука
шкура шляпа штурвал
- [Ш] в обратном слоге под ударением
аш ош уш ыш
башня кошка ушки мышка
чашка крошка лягушка крышка
кашка окошко подушка малыш
- [Ш] в обратном слоге без ударения
аш уш ыш
башмак бабушка ландыш
каштан дедушка донышко
Л: Молодец !
- Закрепление правильного произношения звука [ ш ] в речи
Л: Придумай предложения по картинкам и проговори их.
- Мишка едет на лошадке.
- Мишка и кошка играют в шахматы.
- Мишка шьет на швейной машине рубашку.
- Мишка и кошка идут в школу.
- Мишка едет на машине.
- Динамическая пауза
Текст читается два раза. Сначала ребенок стоит на одной ноге, потом на другой.
Очень трудно так стоять –
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
- Развитие навыка фонематического восприятия
Л: Вот тебе синий кружок.Я буду произносить слова. Когда услышишь слово со звуком [ ш ], подними кружок.
Маша, магазин, ботинки, машина, дорога, кошка, школа, молоко, лягушка, зебра, жук, малыш, буква, окно, душ.
- Развитие навыка фонематического анализа и синтеза
Л: У меня есть картинки. Разложи эти картинки на три стопки по образцу:
Ш------------- | -------Ш------- | ------------Ш |
шар | кошка | малыш |
Картинки:
Шляпа, шуба, лягушка, чашка, карандаш, душ
Л: Где стоит звук «Ш» в этих словах ?
Р: шляпа, шуба – в начале слова, лягушка, чашка – в середине, карандаш, душ – в конце.
Л: Следующее задание. Теперь попробуй сам сложить слова. Вот тебе карточки. Из первых звуков названий карточек сложи слово.
- Дерево, улитка, шар -> душ
- Кошка , арбуз, шапка, апельсин -> каша
- Развитие линейной памяти
Л: Помнишь, ты составлял предложения по картинкам ? Сейчас я тебе их покажу ещё раз, потом уберу. А ты должен будешь назвать пять предметов ( слов ) со звуком [ ш ], которые есть на этих картинках.
Ребенок вспоминает слова: мишка, кошка, машина, лошадка, шахматы (школа).
- Итог занятия
Л: Молодец ! Справился со всеми заданиями. Какой звук ты научился употреблять в речи ? Правильно – звук [ ш ]. Получай за это воздушный шарик !
- Домашнее задание
Л: Пожалуйста, дома потренируйся правильно произносить [ ш ] и выучи, пожалуйста, маленькое стихотворение:
Пляшут мышки – шалунишки,
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише, мышки,
Не мешайте спать малышке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».
В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....
Коспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р в слогах и словах
На занятии использованы информационные, игровые и здоровье сберегающие технологии....
Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»
Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»
Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.
Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...
Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука” в Microsoft Power Point для обучения детей с дефектным произношением звуков
Для обучения детей с дефектным произношением звуков...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...