Организация двигательной деятельности
консультация по теме

Евсеева Александра Валерьевна

Консультация для родителей, педагогов, воспитателей в которой описывается организация двигательной деятельности в условиях ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_dvigatelnoy_deyatelnosti.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Двигательная деятельность – деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.

Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка.

Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие.

Для решения задач физического воспитания используются такие формы организации двигательной деятельности как: физкультурные занятия, физические упражнения на свежем воздухе, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, закаливающие мероприятия, гимнастика после сна, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, самостоятельная двигательная деятельность.

Рассмотрим более подробно каждую из них:

  1. Физкультурные занятия, подвижные игры и физические
    упражнения на прогулке:

     Физкультурные занятия в помещении включают упражнения на развитие равновесия, лазания, метания в цель и другие виды движения, а также упражнения статистического характера, способствующие развитию выносливости и силы: висы с опорой на одну или обе ноги, непродолжительное удержание позы в неподвижном состоянии и т.д. Однако их применение должно быть строго регламентировано в связи с тем, что дети быстро утомляются. В конце физкультурных занятий осваиваются упражнения на расслабление, которые предупреждают утомление, успокаивают функциональные системы организма.
Медленный темп упражнений на расслабление, выполняемых без напряжения и с большой амплитудой, музыкальное сопровождение, спокойная обстановка способствует восстановлению организма в более короткий срок.

       Занятия на воздухе проводят зимой в облегченной одежде, состоящей из 3-4 слоев, а  в жаркие, солнечные дни дети могут заниматься без маечки, босиком, но в легком головном уборе".    

      Физкультурные занятия обычно организуются в первой половине дня. Если они проходят на воздухе, то их можно место в режиме дня в разные сезоны года различно. Летом – в начале первой прогулки, когда температура воздуха не достигла наивысшей величины. В холодный период занятия целесообразны в конце первой прогулки, перед обедом, что позволяет детям переодеться в физкультурный костюм один раз, перед занятием, и снижает возможность заболеваний, так как после физической нагрузки, вспотев, дети не остаются на воздухе.
     В конце каждого квартала проводят контрольно-учетное занятие, цель которого - выявить степень усвоения детьми программного материала.
      В те дни, когда запланировано физкультурное занятие, проводятся физические упражнения и подвижные игры длительностью 10 – 15 минут. Во время второй прогулки их нужно планировать ежедневно. Одежда детей в этом случае лишь облегчается, они не переодеваются в физкультурную форму.
     Содержание подвижных игр физических упражнений во время прогулки материал по развитию движений, освоенных на предыдущих занятиях. Закрепляются двигательные умения и навыки, предусмотренные программой. Проводятся эстафеты, 1 – 2 подвижные игры, в сочетании с которыми используются любые движения:,метание, прыжки, элементы игр в футбол, баскетбол, бадминтон, городки.
На прогулках, как правило, вначале организуются физические упражнения, а затем игра. "Например, сначала прыжки в игровой форме "с кочки на кочку", а затем игра "Найди свой домик". При сочетании подвижных игр со спортивными упражнениями порядок их проведения может быть обратным - вначале игра, чтобы разогреть детей ("Мы веселые ребята" и другие), а затем - катание на санках, езда на самокате
      В содержание подвижной игры могут быть включены различные движения: в игре "Поезд" дети "приезжают" в лес; а там бегают, прыгают и т.д.

2.Утренняя гимнастика
Продолжительность утренней гимнастики 8-10 минут. Она включает ходьбу, бег, прыжки, 6 – 8 общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами, которые повторяются 6 – 12 раз в зависимости от физической нагрузки, получаемой организмом. Сюда могут быть включены песня (в начале), игровые моменты, несложные подвижные игры, танцевальные шаги.
В комплексе могут использоваться разученные накануне физические упражнения.
Утренняя гимнастика проводится в помещении и на воздухе.
Один и тот же комплекс утренней гимнастики проводится в течение 2 недель. На второй неделе заменяются некоторые упражнения или исходные положения их выполнения.

3. Физкультминутки
   
Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16-я минуты). Ребята выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседая, подпрыгивая, ходьба ).
   Физкультминутка может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей - глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением. Дети могут выполнять под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть 1-2 куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями (кружение, наклоны, приседания и т.п.). Если на занятиях у детей не наблюдается признаков утомления, физкультминутку можно не проводить.

4. Спортивные игры.

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка, в них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.

Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества, повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, быстрота мышления, воля, решительность и т.д. Спортивные упражнения пополняют и обогащают словарный запас. Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.

К спортивным играм в детском саду относятся: бадминтон, баскетбол, рингбол, теннис, серсо, настольный теннис, хоккей, городки.

5. Закаливающие мероприятия.

В дошкольных учреждениях в целях закаливания детей используют воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание).

Комплексное применение природных факторов вырабатывает у детей стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Закаливание требует систематичности.

Закаливающие процедуры проводятся начиная с первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, продолжительность, необходим индивидуальный подход в соответствии с рекомендациями врача.

6. Гимнастика после сна
    Организм ребенка после сна требует постепенного "пробуждения" и подготовки к активной деятельности. Поэтому после подъема детей целесообразно под музыкальное сопровождение провести различные построения (по диагонали, противоходом, "змейкой", зигзагом и т.д.) с выполнением физических упражнений, способствующих формированию осанки, стопы, а также подвижные игры с элементами танцевальных шагов, импровизацией танцевальных движений. По содержанию такие занятия могут иметь следующие варианты:
1. Разновидности ходьбы, бега, танцевальных шагов, перестроений, и передвижений в построении; 2 – 3 общеразвивающих упражнения; подвижные игры или эстафеты; успокаивающие упражнения (ходьба в медленном темпе или спокойная игра, упражнения на расслабление или дыхательные упражнения)
2. Вместо 2 – 3 общеразвивающих упражнений проводится один вид движения на расслабление или дыхательные упражнения, прыжки, метание, лазание, элементы танцев

3. Три подвижные игры (например, "Ровным кругом", "Ловушка", "Эстафета с бегом по гимнастической скамейке)

4. Индивидуальные игры с мячами или скамейками, ракетками для бадминтона: очень подвижная и спокойная игра

5. Общеразвивающие упражнения с предметами или без них, которые входят в программу утренника, физкультурного праздника, подвижная игра и успокаивающие упражнения.
6. Упражнения лежа в постели после сна, затем игра или эстафета, хоровод или танец.

7. Комплекс упражнений ритмической гимнастики.
При выполнении упражнений после сна не рекомендуется использовать комплексы утренней гимнастики и общеразвивающие упражнения. После воздушной ванны в движении переходят к водным процедурам. Можно провести точечный массаж и самомассаж стоп. Зимой проводить их рекомендуется в хорошо проветриваемых помещениях, летом - на воздухе.

7. Физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья
Физкультурный досуг продолжительностью 30-45 минут организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, разнообразные движения. Досуг может иметь тематическую направленность, например "Спортландия", "Доктор Айболит" и т.д. Иногда полезно его провести, объединив детей разного возраста. В этом случае одна разновозрастная группа занимается на площадке старшей группы с ее воспитателем, а вторая – на площадке младшей группы с воспитателем младшей. Детям даются дифференцированные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей. Например, в игре "Не оставайся на земле" старшие получают задание влезть на канаты, шесты, а младшие - на скамейки, пеньки.

Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возрастов, проводятся не менее 3 раз в год. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер: "Мама, папа, я - дружная семья". Как правило, они проводятся на воздухе и имеют продолжительность 1-1,5 часа.
 Один раз в квартал планируются дни здоровья. Лучшее место для их проведения - лес, поляна, луг, где организуются игры, развлечения, соревнования в беге, метании, прыжках.

Во все периоды года дни здоровья сопровождаются эстафетами, подвижными и спортивными играми (футбол, хоккей, бадминтон).
В дни организации физкультурного досуга, праздника, дня здоровья физкультурные занятия в режиме дня не планируются.

8. Самостоятельная двигательная деятельность.

В самостоятельной двигательной деятельности ребенок достигает поставленной перед собой цели, успешно используя разнообразные  способы двигательных действий, выбирая наиболее целесообразные. Это активизирует мыслительные процессы, учит проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и творчество.

   Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигательных действий способствуют  различные мелкие и крупные физкультурные пособия, игрушки. Учитывая индивидуальные особенности и возможности малыша, педагог ежедневно в плане работы предусматривает использование различных предметов в целях закрепления приобретенных навыков.

   

Все формы способствуют комплексному решению задач физического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫШЕЙ В ПЕРИОД ИХ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Данная статья - это рекомендации по организации двигательной деятельности  для воспитателей, работающих с вновь поступившими детьми в возрасте 2-3 лет в период их адаптации в детском саду....

Организация двигательной деятельности ребенка

рекомендации для воспитателей...

Инструкция Организация двигательной деятельности в модульно-тренажерном зале.

Организация двигательной деятельности в модульно-тренажерном зале....

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Организация двигательной деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации.

Организация двигательной деятельности воспитанников  в дошкольной образовательной организации....

Доклад из опыта работы «Организация двигательной деятельности дошкольников в образовательной деятельности.»

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность, особенно в дошкольном возрасте. От умения владеть своими движениями, от быстроты двигательной реакции ребёнка во многом ...