Проект "История старой пуговицы"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект “История пуговицы”
Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного.
Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого.Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание.Э.М. Ремарк , Основными целями проекта стали:
- формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира;
- расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности;
- развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.
Исходя из поставленных целей были определены задачи проекта:
- развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;
- мыслительной активности и творческих способностей;
- совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.
- поддержание стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей;
поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям;
развитие коммуникативных навыков;
формирование представления о многообразии видов пуговиц;
знакомство детей с различными способами пришивания пуговиц;
совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения. - Пословицы и поговорки о пуговицах
- Прост, как пуговица.
- Застегнут на все пуговицы.
- На чужой рот пуговицы не нашить.
- Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица.
- Пуговички золоченые, а три дня не евши.
- Умная умница - что светлая пуговица.
- Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.
Реализация проекта включала в себя несколько этапов и проходила в течение месяца.
Первый этап проекта предусматривал определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговицах. Использовалась модель двух вопросов: "Что я знаю?" и "Что я хочу узнать?". Таким образом, были определены главные вопросы исследовательской деятельности: «Что означает слово "пуговица"?»; "Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?";
"Какими были первые пуговицы?"; "Каких видов бывают пуговицы?"; "Из каких материалов делают пуговицы?"; "Какие есть способы пришивания пуговиц?"; "Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы?".
На втором этапе были выбраны темы проектов, которые дети совместно с родителями должны были подготовить к четвертому этапу.
Кроме того, определялись этапы исследовательской деятельности, обсуждались варианты поиска информации, продукты деятельности,
которые дети планировали получить в конце проекта.
Так, в результате реализации совместных проектов дошкольники подготовили образцы способов пришивания пуговиц, нарисовали для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы, подобрали материал о видах пуговиц, систематизировали образцы по типу материала, цвету, размеру, структуре и форме. Кроме того, они не только узнали, что слово "пуговица" произошло от слова "пугать", но и нашли старинную пуговку-бубенчик.
Образовательная деятельность осуществлялась педагогом в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности. Так, например, знакомство с пословицами и поговорками в основном происходило тогда, когда дети одевались, и им приходилось застегивать пуговицы. Если кто-то ошибался, то мог услышать: "Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк".
В рамках трудовой деятельности, используя шнуровки, воспитанники учились пришивать пуговицы.
Продолжением беседы о дизайне одежды стала игра "Мы дизайнеры", во время которой дети старались правильно подобрать пуговицы к вещам из разных материалов (пальто, блузке, детскому платью и т. п.). Во время художественного творчества они придумывали свои пуговицы. При посещении интернет-музея пуговицы дошкольники узнали, что царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров для того, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос. А в средние века стоимость некоторых пуговиц была выше стоимости шубы. На страницах интернет-музея дети также смогли увидеть, какими были первые пуговицы, пуговицы царских особ, мундирные или форменные пуговицы, дизайнерские.
Полученные знания закреплялись в ходе игровой деятельности. Игры "Найди пару", "Какая лишняя?" позволили детям запомнить, из каких материалов изготавливают пуговицы, какими бывают пуговицы по структуре и принадлежности к одежде.
В ходе самостоятельной деятельности дошкольники рассматривали пуговицы на одежде и пришли к выводу, что эти детали очень различаются и пришиты по-разному. Воспитанники с удовольствием выкладывали узоры из пуговиц. Получилась так называемая пуговичная мозаика.
Таким образом, на данном этапе дошкольники узнали интересные факты из истории пуговицы, пословицы и поговорки об этой детали одежды, получили представление о способах пришивания пуговиц (в т. ч. дизайнерских) и их значении. Большой восторг вызвало у детей посещение интерактивного музея пуговицы.
На четвертом этапе на основе полученной в ходе исследования информации в группе был создан мини-музей и собраны коллекции пуговиц. В группе появились образцы пуговиц, сгруппированные по видам: "Детские пуговицы", "Металлические и форменные пуговицы", "Пуговицы для верхней одежды", "Пуговицы-украшения".
В мини-музее есть пуговица, которую трогательно назвали "прабабушкой" пуговиц, т. к. именно такими пользовались во времена прабабушек. Особую гордость коллекции представляют форменные пуговицы 50-60-х годов XX в. В собрании также есть пуговицы, украшающие морскую форму, форму военных и почтальонов. Принадлежность некоторых пуговиц удалось установить с помощью классификатора исторических пуговиц сайта коллекционеров.
Создание мини-музея и коллекции позволило не только представить разнообразие видов пуговиц, определить их принадлежность, но и узнать, из каких материалов их делают. Знания, полученные в ходе оформления коллекции, закреплялись педагогом с помощью разнообразных игр. В качестве примера в приложении представлен перечень дидактических игр и упражнений по теме проекта "История пуговицы".
На этапе продуктивной деятельности воспитанники вместе с педагогами изготовили аппликации, панно и другие поделки. Оказалось, что из пуговиц можно сделать массу красивых вещей. Девочки с удовольствием демонстрировали интересные украшения: браслеты, бусы из пуговиц, ободки для волос.
Особый восторг вызвал у детей процесс приготовления печенья "Пуговицы". Несмотря на то, что в каждой "пуговке" пришлось делать нужное количество дырочек соломинкой для коктейля, было оформлено больше сотни "пуговичек". И конечно, печенье, приготовленное своими руками, оказалось необыкновенно вкусным. Воспитанники не только попробовали его сами, но и угостили сотрудников детского сада.
На заключительном этапе состоялась презентация проекта: каждый ребенок демонстрировал результаты своих исследований по определенной теме. Была организована выставка детского творчества.
Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Проект оказался интересным для всех его участников. История пуговицы настолько захватила детей и их родителей, что они стали создавать семейные коллекции пуговиц. Оказалось, что существует научное название данного вида коллекционирования -филобутонистика (от англ. button - пуговица).
Главное, чему научил проект и детей, и взрослых, - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить удивительную историю своего появления. Ищите, удивляйтесь, открывайте новое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-балет "Старая, старая сказка"
Описание мини-балета для старших дошкольников....
Старая -старая сказка про любовь
20 марта- День счастья...
"Новая" жизнь "старой" музыки Часть 1 (Материалы мастер-класса "Новое" видение "старого" музыкального материала)
Артеменко Ирина Алексеевна, музыкальный руководитель высшей категорииМАУДО "Детский сад №6" Тюменская область, г. Ялуторовск «Новая» жизнь «старой» музыкиЕдинственно возможный к...
"Новая" жизнь "старой" музыки Часть 2 (Материалы мастер-класса "Новое" видение "старого" музыкального материала)
Автор представленного материала Артеменко Ирина Алексеевна, музыкальный руководитель высшей категории, МАУДО «Детский сад №6», Тюменская область, г. Ялуторовск В рамках единого методич...
Летнее мероприятие "Старая, старая сказка"
Мероприятитие на тему "Старая, старая сказка" закрепляет знания дошкольников о сказках и сказочных героях. Для детей было подготовленно представление, насыщенное подвижными играми и приключениями.Сказ...
Дидактические игры с пуговицами. Мозаика из пуговиц.
Развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста можно в игровой форме, используя разнообразный нетрадиционный материал. Цель этих игр развивать воображение, внимание, сенс...
Картотека сказок, стихов, загадок о пуговицах, игр с пуговицами
Проект "Чудо-пуговка"...