Проект по теме: «Воспитание нравственных качеств у детей через сюжетно-ролевые игры»
проект (средняя группа) на тему
«Игра — модель реальной жизни. Отражая подлинность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес и волшебных превращений»
(А.С. Спиваковский).
· Цель проекта: Рассмотреть сюжетно-ролевые игры, как средство повышения уровня развития нравственности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_tem1.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по теме:
«Воспитание нравственных качеств у детей
через сюжетно-ролевые игры»
Выполненный воспитателем Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Улыбка» ЗМР РТ Миннебаевой Еленой Борисовной на курсах повышения квалификации «Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО»
«Игра — модель реальной жизни. Отражая подлинность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес и волшебных превращений»
(А.С. Спиваковский).
1.Введение
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста весьма актуальна в современном обществе. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Недостаточно изучены и выявлены возможности и особенности реализации индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей педагогической работы.
А ведь именно в сюжетно-ролевой игре ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Следовательно, выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
- Актуальность:
В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Это необходимо для формирования сознания детей, для развития высших нравственных чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребёнка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться).
- Проблема проекта:
Остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования.
Недостаточно изучены и выявлены возможности и особенности реализации индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей педагогической работы. А ведь именно в сюжетно-ролевой игре ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Следовательно, выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
- Цель проекта: Рассмотреть сюжетно-ролевые игры, как средство повышения уровня развития нравственности дошкольников.
- Задачи проекта: Раскрыть связь понятий «игра» и «нравственность»; охарактеризовать значение и сущность игры в дошкольном возрасте; сделать теоретический анализ формирования нравственных качеств дошкольника в игровой деятельности; практическим путем обосновать целесообразность внедрения в структуру и содержание сюжетно-ролевых игр методик, направленных на формирование у дошкольников представлений о нравственном поведении.
- Методы используемые в проекте: сюжетно-ролевые игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций, чтение, экскурсия, консультации, ИТК.
- Предполагаемые результаты проекта: Улучшить взаимодействие детей в игровой деятельности; создать условия для реализации личного, творческого потенциала в работе с детьми. Повысить уровень социально-нравственного развития детей. Уменьшить признаки проявления агрессии.
- Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
- Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители, специалисты.
- Срок проведения проекта: сентябрь - май
2. Этапы проекта:
- Организационный этап: Изучение методических пособий и литературы по данной теме. Создание условий для организации сюжетно-ролевой игры. Подбор художественной литературы, пословицы, стихи, рассказы, загадки, игры. Наблюдение за игрой детей.
- Продуктивный этап:
№ | Мероприятия с детьми | Дата (месяц) |
1. | Изучение теоретических источников | Сентябрь |
2. | Диагностика развития нравственных качеств у дошкольников и уровня развития игр. | Октябрь |
3. | С/р игра «У дедушки день рождения». Чтение рассказа «Самая главная награда». Приготовление подарков своей семье. | Ноябрь |
4. | С/р игра «Наши дружные соседи». Чтение рассказа «Новый дом». | Декабрь |
5. | С/р игра «Магазин музыкальных инструментов». Д/игра «Народные инструменты». Художественное творчество «Новый музыкальный инструмент». | Январь |
6 | С/р игра «В магазине одежды» Д/игра «Одежда» Чтение художественной литературы «Как вести себя в магазине?». | Февраль |
7. | С/р игра «Медосмотр в детском саду» Д/игра «Любимая профессия». Чтение рассказа «Как у нас появился Марсик». | Март |
8. | С/р игра «В салоне красоты» Д/игра «Незнайка-мастер». Чтение рассказа «Как я побывала в салоне красоты». | Апрель |
9. | С/р игра «Я – воспитатель» Д/игра «В детском саду». Диагностика развития нравственных качеств у дошкольников. | Май |
Мероприятия с родителями | ||
1. | Консультация «Значимость сюжетно-ролевой игры». | Сентябрь |
2. | Беседа «Особенности воспитания ребенка в семье». Мультимедийный просмотр «Играем в детском саду» | Ноябрь |
3. | Изучение социально-бытовых условий каждого ребенка с помощью анкетирования. | Февраль |
4. | «Влияние сюжетно-ролевой игры на воспитание нравственных качеств у детей». Ознакомление с результатами диагностики. | Май |
Обогащение среды в группе | ||
1. | Приобретение игрушек для сюжетно-ролевых игр | Октябрь |
2. | Изготовление предметов -заместителей | Декабрь |
3. | Изготовление мебели из коробок в игровую комнату «Кухня». | Апрель. |
- Презентативный этап: фотоколлаж «Игры разные нужны…»
- Заключительный (итоговый) этап: День открытых дверей – подведение итога совместной проектной деятельности «Педагог-ребёнок-родитель».
3. Заключение
В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей является “создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром”. В решении этой задачи, наиболее эффективна игровая деятельность. Данный проект способствует не только формированию коммуникативных способностей у детей, но и таких интегративных качеств, как: творческая активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, овладение вербальными и невербальными средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. В ходе игры дети узнали много интересного и нового, а главное – они учились тесно сотрудничать в детском коллективе, дети учились договариваться, слышать, помогать друг другу. В процессе игры, дети проявляли терпимость к мнениям и действиям других детей, то есть происходило формирование такого социально - личностного качества, как толерантность. Игра для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания и запреты более понятными, увидеть последствия их нарушения. Игра хороший способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно, находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем.
4. Список литературы:
1.Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – с.25-27.
2. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – с.14-23.
3. Заморев С.И., Кудрявцева С.В. От игры – к развитию личности // Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – с. 78-81.
4. Комарова Н.Ф. Как руководить творческими играми детей: Методические рекомендации. - Н.Новгород, 1992. – 332с.
5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982.- 84с.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Педагогика, 1996.- 210с.
9. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание . – 2005. – №4. – с.33-37.
10. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003.- №4.- с.73-76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Воспитание нравственных качеств дошкольника в игре»
Проведено обобщение материала по воспитанию нравственных качеств дошкольников в игре. Подобраны игры для детей и консультация для родителей, которую можно использовать при проведении родительскго собр...
Воспитание нравственных качеств при организации сюжетно-ролевых игр дошкольников
Нравственные качества, которыми обладают молодые супруги, создают определённую психологическую атмосферу в семье. Культура общения, ответственность, взаимопомощь – этими качествами отличае...
Обобщение опыта работы по теме "Воспитание нравственных качеств дошкольника в игре "
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно пр...
Воспитание нравственных качеств ребенка дошкольного возраста в игре.
Статья содержит материал посвященный воспитанию нравственных качеств ребенка дошкольного возраста в игре....
Формирование социально - нравственных качеств дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры
Нравственное воспитание дошкольников – одна из основных задач дошкольного образования. Именно в дошкольном возрасте ребёнок наиболее полно, всей душой восприни...
Воспитание нравственно-патриотических чувств через сюжетно-ролевые игры
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает в том числе использование сюжетно-ролевой игры, как значимого средства в этом направлении, так как сюжетно-ролевая игр...
Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»
Цель: Углубить имеющиеся у педагогов теоретические знания, в воспитании нравственных качеств детей посредством русских народных сказок....