Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»
методическая разработка
Цель: Углубить имеющиеся у педагогов теоретические знания, в воспитании нравственных качеств детей посредством русских народных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_1.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»
Цель: Углубить имеющиеся у педагогов теоретические знания, в воспитании нравственных качеств детей посредством русских народных сказок.
Задачи:
-повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;
-развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в группах;
-развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания;
-развивать творческую активность участников.
Атрибуты: Эмблемы команд, листы бумаги, ручки, фломастеры, кроссворды, черный ящик, яблоко. Сундук (яйцо, ложка, кот, заяц, кольцо, перо).
Ход: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о влияние сказки на нравственные качества наших детей. Как сказал Сухомлинский «Сказки - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей, уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.
Поэтому следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.
Сказки для детей важны тем, что учат делать выбор между хорошим и плохим, применяя нравственный опыт из сказок в жизни. Развивается стремление подражать добрым и хорошим персонажам детских сказок и вести себя доброжелательно, заботливо к окружающим. Воспитываются такие черты характера, как послушание, терпение, любовь к ближнему, милосердие. Развивается чувство красоты и эстетики, умение ценить и беречь прекрасное.
Уважаемые коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся.
Я предлагаю всем вам встать в круг.
Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вдохните здоровье, выдохните болезни!
Вдохните добро, выдохните неприятности!
Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!
Итак, друзья, начнем программу. Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Правила нашей игры: Быть добрым, терпеливым, внимательным, уметь слушать других, вырабатывать общее решение вопроса, принимать активное участие в игре, соблюдать культуру речи и тактичность.
Я предлагаю вам выбрать для своей команды сказочное название и нарисовать его.
1задание: К какому виду творчества это относится?
1. «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
2. «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
3. «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота»
(Небылица.)
4. «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал»
(Потешка)
5. «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)
6. «Ехала машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инти-инти-интерес,
Выходи на букву С» (Считалка)
2 задание: Есть сказки, которые считаются наиболее полезными, и каждая из них может чему нибудь научить ребенка? …Назовите качества в сказках направленные на воспитание нравственных чувств у дошкольников и чему они учат?
1. «Три поросенка» (О трудолюбии, о том, что старательный труд и усердие всегда выигрывают)
2.«Гуси - лебеди» (учит детей слушаться родителей, любви и уважению к родным и близким, решительности и смелости)
3.«Теремок» (учит дружить и сопереживать).
4. «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми, воспитывает взаимовыручку; взаимодействие с окружающими людьми; и учит решать проблемы сообща.
5. «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации, верить в себя и свои силы; быть сообразительным, смелым, уверенным в себе;
6. «Колобок»: распознавать подхалимство, жить своей головой, не доверять посторонним, коварным, расчетливым людям; не уходить из дома самовольно.
7. «Петушок - золотой гребешок»: учит испытывать чувство ответственности за своих близких и друзей; развивать желание прийти на помощь в трудную минуту.
8. «Волк и семеро козлят»: учит быть осторожным; прислушиваться к советам взрослых.
9. «Заяц-хвастун». Сказка учит отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.
10. «Красная шапочка» учит слушаться старших, особенно родителей. Нельзя уходить далеко от дома без взрослых и разговаривать с незнакомцами, иначе можно попасть в беду.
11. «Морозко» учит любить свою семью; ответственно относиться к труду;
быть терпеливым и вежливым.
3задание: Угадай те, из какой сказки предмет?
Я вынимаю из сундучка разнообразные предметы предлагаю педагогам назвать сказки, где эти предметы упоминаются. Яйцо («Курочка-ряба», «Гадкий утёнок», «Царевна – лягушка»), ложка («Три медведя», «Сладкая каша», «Жихарка», кот («Кот, петух и лиса», «Кот и лиса», «Кот в сапогах»), заяц («Заюшкина избушка», «Заяц —хваста», «Теремок», «Рукавичка»), кольцо («Двенадцать месяцев», «Волшебное кольцо», «Руслан и Людмила» ), перо (Перышко Финиста-ясна сокола», «Иван-царевич и серый волк», «Конек-горбунок»).
4задание: «Черный ящик»
Задание для двух команд. Внимание! Вопрос! Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, что находится в этом ящике …(яблоко)
5 задание: РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА
1.Стойкость Ивана-царевича перед трудностями (выносливость)
2.Она может быть настоящей и корыстной (дружба)
3.Это требуется каждому животному, которого мы приручили (забота)
4.Чувство полного доверия (уважение)
5.Чувство веселого настроения и счастья (радость)
6.Чувство, позволяющее переживать другим (сострадание)
7.Внутренний голос человека ( совесть)
8.Черта характера Ивана-дурака, заключающаяся в отсутствии страха (смелость)
9.Стремление Хаврошечки выполнить сою работу хорошо и добросовестно (старание)
10.Что погубило старуху в сказке о рыбаке и рыбке (жадность)
11. Черта характера падчерицы в сказке «Морозко» , заключающаяся в положительном отношении труду (трудолюбие)
12.Черта характера, героев в сказке «Заюшкина избушка», заставляющая бежать с поля боя (трусость)
13.Самое жгучее чувство, которое испытывал мальчик в «Мойдодыре» (стыд)
14.Основа всех добродетелей в сказках (любовь)
6задание:
Соотнести героев и их качества.
жадность | лягушка-путешественница |
безжалостность | мачеха из «Сказки о мёртвой царевне» |
зависть | кошка из сказки «Кошкин дом» |
хвастовство | сёстры из сказки «Аленький цветочек» |
коварство | мачеха и дочка из сказки «12 месяцев» |
самоотверженность | Балда |
верность | петух из сказки «Лиса, заяц и петух» |
незлопамят ность | Русалочка |
бесстрашие | кот и собака из сказки «Волшебное кольцо» |
трудолюбие | кот Леопольд |
трудолюбие | Иван-царевич |
находчивость | Щелкунчик |
самоотверженность | Элиза из сказки «Дикие лебеди» |
смелость | Солдат из сказки «Каша из топора» |
милосердие | Золушка |
лень | Волк из сказки «Волк и семеро козлят» |
коварство | поп из «Сказки о попе и о работнике его Балде» |
вздорность, своеволие | Баба-Яга из сказки «Гуси-лебеди» |
жадность | Дереза |
злоба, жестокость | королева из сказки «12 месяцев» |
7задание: «Угадай сказку»
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1. Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2. Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3. Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)
4. Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
5. В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
6. Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)
8 задание: «Составь предложение»
1.Сказка никогда не должна заканчиваться, даже если детство ушло, а мы все взрослые, и мир другой, и небо иное, и ничего нельзя вернуть…
2.Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи, всегда
Умным станешь ты тогда!
Всем педагогам спасибо за активное участие! Мы сегодня увидели в вас творческих, грамотных профессионалов своего дела, вместе — мы сила и именно от нас всех зависит будущее подрастающего поколения.
Успехов вам в вашей нелегкой, но творческой работе!
Список литературы:
Вдовина, В. Путешествие в сказку. / В. Вдовина //Библиотекарь.– 1991. – № 6.– с.37.
Зинкевич-Евстигнеева,Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.- М.: СПб.: Речь, 2000. -112 с.
Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации /. В.И. Петрова - М.: Мозаика-Синтез, 2005.-80с.
Петрова В.И.Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Мозаика-Синтез, 2007.-80с.
Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.
Шиян, О. Я. Развитие творческого мышления: Работаем по сказке/ О.Я.Шиян - М.: Мозаика – Синтез, 2013.-72с.
Интернет ресурс:
https://www.bibliofond.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самообразование "Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок"
самообразование...
Родительская гостиная «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок».
: расширять представления родителей о роли сказки в развитии личности ребенка;стимулировать самообразование родителей;прививать навыки читательской культуры...
Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок
В данной статье представлена информация о нравственном воспитании дошкольников, методах и этапах ознакомления со сказкой....
Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок».
Нравственное воспитание...
План по самообразованию Тема: «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»
Паспорт планаНазвание: Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказокВид Информационно-познавательный, игровой.Образовательные области Социально-коммуникативное, позна...