Инновационный опыт
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему
"Сенсорное равитие детей 1-ой младшей группы посредством дидактически игр" - инновационный опыт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_deyatelnost.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сенсорное развитие детей 1- ой младшей группы посредством дидактических игр»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия воздействии на и восприятия. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека".
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении, что определяет для него меру значимости вещей и явлений окружающей жизни, развивает сенсорные способности.
Профессор Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Из своего опыта работы я убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Недаром этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Положения в пространстве, а также запахе, вкусе.
Чтобы развить восприятие ребенка и сформировать его представления о внешнем мире, составляющих его предметах, важно уделять должное внимание сенсорному развитию детей. Именно в дошкольном возрасте совершенствуется работа органов чувств, и приобретается больше всего знаний об окружающем мире.
Известные зарубежные и отечественные педагоги справедливо полагают, что сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это одна из основных сторон воспитания дошкольника.
С помощью сенсорного воспитания «строится» фундамент умственного развития, развития способностей детей дошкольного возраста, от которых будет зависеть успеваемость ребенка в школе, и выполнение многих видов деятельности в будущем. Познание окружающего мира происходит посредством восприятия, поэтому так важно сформировать правильные понятия о цвете, формах, положении, величине, запахе, вкусе предметов.
Теоретическая база опыта.
Л.А. Венгер подчеркивал, что значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в формировании у ребенка сенсорной культуры, связанной с формированием общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах вещей, созданных человечеством.
В своей работе я опираюсь на методические разработки: Л.А Венгера «Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета», Г.Пилюгина «Ознакомление детей от 1 года 8 месяцев до 3лет с цветом», З.Н.Максимова «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста (от 3 до5 лет) с цветом», Л.И.Феоктистова «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с формой и величиной предмета», Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Е.Г.Пилюгина «Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста».
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения младших дошкольников, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, но то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание - основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.
Сформировать у детей дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества).
Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность младших дошкольников в игре, самостоятельную игровую форму. Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам.
Анализ результативности.
В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное сенсорное развитие. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо включать дидактические игры, упражнения для развития сенсорной сферы ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
- проанализированы психологические особенности детей младшего дошкольного возраста и определены этапы формирования сенсорных процессов, на каждом из которых решаются свои задачи: дети учатся отождествлять и идентифицировать предметы; обучаются находить идентичные предметы по цвету, форме, величине учатся соотносить их с эталонами; выбирать предметы определенного цвета, формы, величины по словесной инструкции взрослого, учатся самостоятельно называть цвета; обучаются приемам обобщения и классификации предметов по признаку; обучаются передавать цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.).
- рассмотрены средства, методы и формы сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. Основными методами являются обследование предмета, в качестве основных форм формирования выступают: дидактические игры. Выделены условия обеспечивающие эффективность проведения дидактических игр и формирования представлений о сенсорных эталонах. Этими условиями являются: последовательность и систематичность их проведения с постепенным переходом от простого к сложному; индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей, развивающая среда.
Результаты по развитию сенсорных способностей младших дошкольников позволяют сделать следующие выводы:
1. Проведенная работа показала, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, родителей и осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью дидактических пособий и игр.
2. Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволило детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.
3. По ходу изложения теоретического и экспериментального материала подчеркивалось, что сенсорное развитие происходит в процессе самой разнообразной практики. Содержание дидактических пособий, их структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию ребенка. Игры просты и доступны, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. На сенсорной основе выстраивается сложная структура всестороннего развития детей.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Развитие сенсорной сферы ребенка обеспечивает накопление представлений о цвете, форме и величине. Последовательность и систематичность проведения дидактических игр способствуют накоплению у детей сенсорного опыта. Дети, владеющие сенсорными познаниями, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности. Это способствует развитию личности дошкольника в целом, благотворно влияет на познавательную активность ребенка в повседневной жизни.
Поэтому, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность детей. Также значимыми являются такие качества воспитателя, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать у дошкольников познавательную активность и развить его творческие способности.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный инновационный опыт рекомендован для работы в воспитательно-образовательной деятельности педагогов детского сада, для сотрудничества с родителями.
Наглядные приложения
Материал представлен на сайтах:
- Детского сада http://www.schoolrm.ru/detsad_sar/ds69sar/about/collectives/teachers/?ELEMENT_ID=46341
-Рработников дошкольного образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/zorkina-anna-ivanovna
- Консультации для родителей: «Игра в жизни ребенка»; «Играем дома»; «Что такое сенсорика?».
- Конкурс «Делаем игры и игрушки своими руками».
- Фотовыставка «Игры детей в саду и дома»
- Дидактические игры.
- Конспект НОД « Удивительный мир сенсорики».
- Консультация для родителей "Учите беречь природу!"
- Консультация для воспитателей "Воспитание бережливости у детей дошкольного возраста"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт.
Данный материал содержит результаты педагогической работы по теме "Формирование цветовосприятия у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных способов рисования"....
Инновационный опыт на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»
Инновационный опытна тему:«Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»Автор:Захарова Анжела Владимировна,воспитатель структурного подразделения «Детский сад №9 ком...
Инновационный опыт работы на тему "Экологическое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта"
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательност...
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...
Инновационный опыт работы детского сада № 8 «Родничок»
Статья об опыте работы стажировочной площадки...
Инновационный опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования: актуальность, новизна опыта, результативность....