Доклад на педагогическом совете воспитателей МБДОУ
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Филатова Татьяна Александровна

НЕОБХОДИМЫЕ ИГРЫ СООТВЕТСТВЕННО  ВОЗРАСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ, МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР И ЗАНЯТИЙ, КОНСПЕКТЫ ИГР  ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете воспитателей МБДОУ «Детский сад «Лучик» п. Лукново»

Тема: «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ»

Составила воспитатель 1-й категории

Филатова Татьяна Александровна

МБДОУ «Детский сад «Лучик» п. Лукново 2013г


 ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ


         Для детей 4-5 лет необходимо усложнять дидактические игры, т. к. игры и упражнения со специальными дидактическими игрушками и материалами утрачивают ведущее значение. Например, дети нанизывают на стержень колечки не только основных цветов, но и их светлых и темных оттенков. В этом возрасте используются
наборы геометрических форм, мозаики для выкладывания несложных узоров, различные настольные игры, которые формируют глазомер, координацию движений рук. Дети этого возраста начинают самостоятельно использовать несложные настольно-печатные игры, которые позволяют удерживать внимание играющих на интересной и доступной дидактической игровой задаче (это могут быть различное лото, детское домино, игры с картинками).
         Малыши 4 лет начинают с интересом играть с
куклами, другими сюжетными игрушками, предметами домашнего обихода. Важным в этих играх является то, что у детей совершенствуются лично-бытовые ориентировки, расширяются и уточняются представления о предметах и явлениях, с которыми им приходится сталкиваться в своей жизни.  Игры и упражнения с предметами и обычными игрушками.  Они требуют совершенно других задач и руководства взрослых. В таких играх педагог выступает как организатор и непосредственный участник и может работать как с большими группами детей, так и с отдельным ребенком, предоставляя ему возможность действовать со своим материалом или игрушкой.
Игры детей 4-5 лет все чаще и более развернуто по содержанию отражают многообразные явления окружающей жизни, взаимоотношения людей в быту, в их трудовой и общественной деятельности. Сюжеты бытовых игр позволяют решать важные задачи нравственного воспитания детей 5 года жизни. Например, в играх «Семья», «Мамин праздник», «Поездка в автобусе» дети изображают уход взрослых за маленьким ребенком, день рождения мамы, праздники в семье и др. Игры на бытовые темы отличаются гуманистической направленностью и формируют у детей уважение и любовь к членам семьи, отзывчивость, великодушие, заботливость и т. д.

У детей 4-5 года жизни интерес к играм в куклы продолжает нарастать.
Кукольный уголок должен быть не хранилищем безымянных кукол, а прежде всего «местожительством» дружной кукольной семьи, в которой каждая кукла имеет имя, свой характер. Тогда игры с куклами становятся средством воспитания нравственности. Воспитатель помогает переносить в эти игры стиль отношений между взрослыми и детьми и традиции, характерные для хорошей семьи.

Во время ухода за куклой-дочкой или куклой-сыном дети выполняют разнообразные действия: кормят, укладывают спать, собирают на прогулку, водят к врачу, провожают в пионерский лагерь, выезжают на дачу с детским садом, устраивают елку и т. д. Целенаправленные действия способствуют формированию положительных черт характера детей. Игры с куклами требуют от детей заботы об уюте и порядке в кукольном уголке, об опрятности самих кукол. Выполняя роли родителей, воспитателей, врачей, дети приучаются в игре к определенному порядку, овладевают необходимыми навыками. Приучая малышей сервировать стол для кукол, педагог не только способствует развитию сюжета игры, но одновременно и воспитывает у детей элементарные навыки хозяйственности, культурного поведения, соблюдения хороших семейных традиций. Привлечение самих их детей к устройству жизни кукол в кукольном уголке - одно из условий повышения их интереса к игре, активности, способности проявлять заботу.

       Дети этого возраста уже знают, как самостоятельно брать и класть на место необходимые для занятия предметы, помогают воспитателю в расстановке и уборке пособий, игрушек.

Дети 4 лет самостоятельны в своих движениях, обладают значительным запасом двигательных навыков и умений. Они в общих чертах владеют многими видами
основных движений. В этом возрасте дети начинают различать определенные виды и способы движений, при помощи взрослого приучаются выделять некоторые их составные части. Они начинают устанавливать определенное сходство с образцом движения, развиваются двигательная память, способность самостоятельно воспроизводить движения, выполненные ранее по заданию. Но совместное выполнение движений группой не всегда еще хорошо получается: дети больше увлекаются собственными действиями. Поэтому воспитатель наряду с организацией совместных игр и упражнений должен уделять серьезное внимание индивидуальной работе с детьми. Первый шаг - проведение под музыку ходьбы, бега, простых танцевальных движений.

К движениям детей теперь предъявляются более высокие требования, чем раньше. Например, детей учат ходить легко, не шаркая ногами, со свободными, естественными движениями рук. Во время прыжков приучают приземляться легко, плавно, сгибая ноги, во время катания мячей, шариков - энергично отталкивать предметы в нужном направлении и т. п. Дети с удовольствием воспроизводят отдельные упражнения, если предварительно взрослый показал их и пояснил. Важно вызвать активность детей, желание поупражняться, овладеть движением. Понимание задания, доступность движений вызывают положительные эмоциональные реакции, повышающие эффективность занятий.

Дети 4-5 лет могут усваивать отдельные составные элементы сложных движений, некоторые исходные позы, промежуточные и конечные положения рук, ног, головы и всего тела.
В связи с возросшими возможностями детей организованные
подвижные игры усложняются. Им становятся доступны игры с ловлей, увертыванием, игры, в которых результат зависит не от одного участника, а от других детей («Одинаковые воздушные шарики», «Чье звено скорее соберется?»). Появляются элементы общей ответственности за результат игры. Это предъявляет повышенные требования к соблюдению правил, к выполнению движений (они должны выполняться с большей ловкостью, быстротой).


Дети 4-5 лет по сравнению с младшими запоминают содержание игры, основные действия персонажей, правила, и все же дальнейшие ход игры во многом зависит от четкости объяснения, показа движений. Объяснять детям надо не только новую, но и повторную игру особенно если она задумана воспитателем в другом варианте.

Ответственные роли дети теперь могут выполнять сами, т. к. они лучше, чем малыши, понимают содержание игры и смысл действий. При большом количестве играющих на ответственную роль можно выделять не одного, а двух детей. Можно вводить игры без сюжета, но требующие более точных движений. Чаще всего это игры с
: попаданием в цель, бросанием и ловлей («Сбей булаву», «Кегли», «Подбрось, поймай» и др.).



МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР И ЗАНЯТИЙ

Активизации двигательной деятельности детей на занятиях, повышению ее интенсивности способствует включение игрового, а в старших группах - и соревновательного методов ведения игр и занятий.

Игровой метод имеет несколько разновидностей:

  • имитации, подражание действиям животных, птиц, воспроизведение различных трудовых актов человека, движений различных средств транспорта и т. п.
  •  игровые упражнения, основанные на сюжетных за линиях: перейти по мостику через речку, перебраться по камешкам через болото, перепрыгнуть через канаву и т. п. Проводятся и целые группы упражнений, связанных единым игровым сюжетом («Поездка в лес на поезде», «Полет на Луну», «Альпинисты» и т. п.).
  • последовательное выполнение разных упражнений на разных пособиях (пройти по скамье, спрыгнуть, встать на четвереньки, проползти под дугой, доползти до лежащего на полу мяча, взять его и забросить двумя руками из-за головы в корзину и т. д.). Применение таких игровых приемов стимулирует двигательную активность детей, развивает их самостоятельность.

Соревновательный метод ведения упражнений тоже распространен в детском саду. Такой метод активизирует детей, стимулирует их инициативность, побуждает сделать задание как можно лучше, приучает проявлять волевые усилия и целеустремленность. Поскольку соревнования требуют от детей полной отдачи сил, то они могут привести к перевозбуждению детей, особенно при неправильной организации. Поэтому не следует чрезмерно увлекаться методом: он применяется главным образом только в старшем дошкольном возрасте.


Важным является вопрос об анализе и оценке деятельности и успеваемости детей,
подведение итогов занятий. В средней возрастной группе анализ осуществляется тогда, когда необходимо подчеркнуть успешность усвоения движений отдельными детьми или если надо довести до сознания детей недопустимость явных нарушений дисциплины, проявления недружественного отношения детей друг к другу.


Некоторые дети нарушают правила поведения, хотя хорошо знают их. Если педагог не забывает похвалить ребенка за то, что он послушался своего товарища, выполнявшего ведущую роль, делал только то, что разрешалось правилами этой игры, это организует и дисциплинирует поведение малыша. Вместе с тем для нравственного развития ребенка очень важна такая оценка, которая подчеркивает значимость правильного поведения для деятельности всей группы ребят. «Хорошо, что Миша, убегая от коршуна, взял за руку Свету. Она бегать быстро не умеет. А вместе с Мишей она бежала так быстро, что Вася их не поймал»,- говорит воспитатель. Такая оценка вызовет чувство удовлетворения не только у Миши и Светы. Вместе с ними успех будут переживать и остальные ребята.

Педагогам надо чаще обращать внимание малышей на их совместную деятельность, на факты дружеских взаимоотношений и взаимовыручки в игре: «Как вы сегодня дружно играли! Всем было так весело, интересно! Я рада, что у меня такие дружные ребята».


Развитие у детей
умения ставить цель игры и добиваться ее всем вместе тесно связано с расширением представлений. Например проводится экскурсия на стройплощадку. Дети наблюдают за подъезжающими машинами, за работой шоферов, грузчиков. Взрослый обращает внимание детей на те моменты, которые будут важны для детской игры: «Маленькие шоферы сегодня посмотрят, что привезли взрослые шоферы на стройку. Посмотрите, как грузчики слаженно выгружают стройматериалы». Знания и представления, полученные во время экскурсии, дети потом используют в игре.

И все же не всегда дети могут самостоятельно организовать игру сразу после экскурсии. Помогая детям, воспитатель проводит
игру-занятие, которая служит промежуточным звеном между наблюдениями и самостоятельной игрой. Педагог с группой детей начинает стройку, к которой шоферы подвозят строительные материалы. Одни выступают в роли строителей, другие - в роли шоферов, подвозящих грузы. Дальнейшее развитие интереса к этой игре может быть поддержано наблюдениями во время прогулок, когда перед детьми ставится новая задача: «Дети, посмотрите, куда еще едут шоферы по нашей улице, куда они везут товары».

Дети 4 года жизни самостоятельно могут устраивать
игры-драматизации сказок, если в начале года напомнить сказки, которые им рассказывали в младших группах. Тематические указания, объяснения элементарных норм взаимодействия со сверстниками в играх упражняют детей в их выполнении, формируют положительные взаимоотношения, необходимые моральные чувства и качества личности. Для игр на летней площадке, на веранде, в беседке детям необходимо дать наборы игрушек, чтобы они могли показывать представления по сюжетам знакомых им сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Лиса, заяц и петух». Для игры в «кино» желательно давать книжки-ширмы.

Накопление впечатлений о разных видах транспорта, о путешествиях на пароходе, поезде, самолете постепенно сделает наиболее популярными игры «Пароход», «Летчики». Особенно активно развивают их содержание мальчики этого возраста. Внимательно наблюдая за возникновением этих игр, с целью обогащения их содержания взрослый иногда поясняет то или иное правило, иногда читает рассказ, показывает картинку. Он может начать разговор, в котором кто-то из детей охотно расскажет о том, как он ездил на поезде, пароходе, с кем ехал, что видел по дороге. В таких разговорах воспитатель уточняет некоторые представления детей о жизни и окружающем мире.

Для развития игровых интересов более широко, чем в предшествующей группе, могут быть использованы наблюдения окружающей действительности, в которых обогащаются знания детей о труде и взаимоотношениях людей, формируется положительное отношение к ним. Педагог обращает внимание детей не только на то, что делают взрослые, но и на то, как они относятся друг к другу в труде.

Так дети усваивают правила поведения. Основное правило (с ним дети знакомятся еще в младшем возрасте) - это
правило дружной совместной игры, в которой дети объединяются: вместе отправляются в путешествия, строят, лечат кукол, готовят для них обед. В играх могут возникать споры, иногда переходящие в конфликты, ведь нравственный опыт детей еще невелик. Из затруднительного положения сами дети часто не находят выхода. Задача педагога и состоит в том, чтобы помочь им найти правильный выход, не нарушая при этом нормы и правила поведения, не обидев друг друга. Педагогу очень важно знать своих воспитанников, чтобы выяснить причину конфликта, объективно и убедительно доказать детям правоту одних и неправоту других. Постепенно надо научить детей самостоятельно разрешать возникающие споры.

Приемы обучения детей 4-5 лет имеют свои особенности:

  • сначала взрослый называет,
  • затем показывает разучиваемое движение,
  • а потом уже более подробно поясняет его.


Детей продолжают учить передвигаться в
групповых построениях, согласовывать свои действия с действиями других.

Правильному выполнению упражнений способствуют:

  • использование разнообразных пространственных ориентиров,
  • применение образной речи при объяснении упражнений,
  • имитационные задания игровые приемы.

    Объясняя задание группе детей, взрослый приучает их выслушивать объяснения до конца, начинать движение всем вместе по сигналу или разрешению. При необходимости перед повторением упражнения педагог снова объясняет и показывает движение. При этом он должен помнить, что у детей этой возрастной группы еще недостаточно выражено стремление к последовательным действиям, которые объединены единым игровым содержанием. Особое внимание при объяснении уделяется тому элементу движения, освоение которого предусмотрено конкретной учебной задачей занятия.

    У детей 4-5 лет очень распространен такой вид движений, как взойти по наклонной скамье, перейти на лестницу, спуститься с нее, дойти до разложенных на полу обручей и перешагивать из обруча в обруч и т. д.

    Если ребенок затрудняется выполнить какое-либо движение, не совсем понимает объяснения, следует сделать задание вместе с ним. При этом взрослый придерживает определенную часть тела ребенка, направляет движение (руки, головы, ноги и др.) своей рукой, помогая ребенку прочувствовать его. Оказывая помощь, воспитатель активно пользуется
    пояснением, стремясь помочь ребенку осмыслить задание.

    Особое внимание стоит уделить
    введению новых игр. Содержание и правила новой подвижной или сюжетной игры можно объяснить полностью, после чего сразу же можно приступить к игре. Однако в ходе игры возможны объяснения, указания, направленные на уточнение правил, на лучшее выполнение движений. При проведении же игр, знакомых детям, воспитатель напоминает основное содержание, правила игры, указывает места для играющих. Все это должно быть сделано кратко, четко, немногословно и, главное, живо, эмоционально.

    Участие воспитателя в игре на ответственной роли желательно и в средней группе, тем самым он показывает пример поведения в игре. Но большую часть времени ответственные роли в играх должны выполнять дети. При распределении этих ролей не следует отдавать предпочтение детям активным: важно, чтобы все попробовали свои силы в разных ролях. При выборе детей на ответственные роли надо учитывать индивидуальные особенности. Так, дети застенчивые не всегда охотно берут такие роли, а некоторые из них вызываются сами, но не могут справиться с ролью. Застенчивых детей следует сначала выбирать, например, вторым ловишкой или на простые роли, где не требуется особой быстроты и ловкости движений, а затем, по мере роста возможностей детей привлекать их к более сложным ролям.

    Распределение ролей может быть осуществлено по-разному: воспитателем, с участием самих детей, с помощью считалок, игровых приемов («на кого стрелочка укажет»). Выполнение главной роли доставляет детям радость, способствует повышению их двигательной активности.

    Большие возможности для эстетического развития таят в себе любимые детьми
    игры с песком и другими природными материалами. Эти игры могут стать средством нравственного воспитания детей, их сплочения для выполнения общего замысла - постройки дома, туннеля, дороги. Роль педагога заключается в том, чтобы помогать детям делать постройки прочными, красивыми, поощрять целеустремленность усилий.
         При внесении в игры различных дополнений, не нарушающих ее хода, дети привыкают действовать в измененных условиях, что весьма важно для развития и совершенствования их способностей.
      Благодаря усложнениям развивающие игры остаются интересными для детей на долгое время.

    Подвижные игры проводятся ежедневно в разное время дня. Подбор игр, так же как и в младших группах, осуществляется с учетом времени дня, времени года, состояния погоды, проведенных и предстоящих занятий (например, перед физкультурными и музыкальными занятиями и после них подбираются более спокойные игры). Во время прогулки возможны разнообразные игры: более подвижные, требующие много свободного места, игры небольшими группами, а также игры детей с различными предметами - мячами, обручами, кеглями и т. п.

    При выборе времени для проведения подвижных игр необходимо учитывать характер самостоятельной игровой деятельности детей. В этом возрасте они могут увлеченно играть в творческие игры и с неудовольствием переключаются на организованную подвижную игру.  Не следует прерывать творческую игру детей. Бывает так, что дети не сразу могут развернуть творческую ролевую игру, многие не знают, чем заняться. В этом случае удобно организовать подвижную игру уже на прогулке.

    Для детей 4-5 лет подвижные игры необходимо проводить течение дня, и, кроме того, должны иметь место игры с разными игрушками. Количество повторений заданий или игровой ситуации - до 5 за одну игру.


Приложение.

 КОНСПЕКТЫ ИГР  ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ . ИГРА «КУКЛА МАША ОБЕДАЕТ»

Цели: обучающая, познавательная, адаптационная.

Задачи: формирование эстетического вкуса, закрепление знаний детей о столовой посуде, активизация речи, воспитание культуры поведения во время еды, заботливого отношения к игрушкам.

^ Игровой материал и наглядные пособия: стол, стул, кукла, скатерть, набор посуды (можно обычной, неигрушечной) - чайной, столовой (тарелки, ложки, вилки и пр.), кухонная (кастрюля, сковорода, половник).

^ Форма работы: групповая или индивидуальная.

Форма занятия: игровая в сочетании с приобретением практических навыков.

Описание и приемы проведения игры. Игра проводится в игровом уголке. Надо накрыть игрушечный стол для кормления куклы: постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол.

Итак, на столе стоит посуда. Кукла Маша сидит за столом.

«Дети, Машу надо покормить обедом, - говорит кто-нибудь из взрослых и показывает на стол, за которым сидит кукла. - А здесь стоит посуда (показать на набор посуды). Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда. Если посуда выбрана правильно, вы хлопаете в ладоши, если ошибка - грозите пальчиком».

Поочередно по приглашению воспитателя дети находят нужный предмет. «Саша, что ты поставишь Маше на стол? Я поставлю вот это, - говорит Саша. - Как это называется? Тарелка глубокая для супа». В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а Саша ставит перед куклой тарелку. По просьбе взрослого дети находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки (глубокую и мелкую), вилку, ложку (большую и маленькую), хлебницу, чашку; правильно их называют и красиво расставляют на столе.
забывают поставить стакан с салфетками. При каждом правильном действии дети хлопают в ладоши. В конце игры педагог просит детей пожелать Маше приятного аппетита, а одному из детей велит после обеда куклы убрать все со стола. При этом необходимо подчеркнуть важность его работы.

Советы воспитателю

- По такому плану проводят и другие игры с куклой: «Оденем куклу на прогулку», «Купание куклы», «День рождения куклы». Эти игры с куклами способствуют усвоению детьми последовательности действий, установлению взаимосвязей между ними и позволят использовать их для самостоятельной творческой игры, содержание которой будет значительно богаче и интереснее.

 КОНСПЕКТ . ИГРА «ЧТО КОМУ?»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.
Задачи: развитие умения соотносить орудия труда с профессией людей, воспитание интереса к труду взрослых, желания помогать им; обогащение словарного запаса, расширение кругозора.
 Игровой материал и наглядные пособия: предметы для труда людей разных профессий - набор медицинских инструментов «Доктор Айболит», набор инструментов для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка), набор кухонной посуды, стиральная машина, утюг, пылесос, рубанок и др.
 Форма работы: групповая.
Форма занятия: беседа в сочетании и игровыми элементами.

Описание и приемы проведения игры. У воспитателя на столе приготовлены различные предметы. Дети делятся на две команды. Воспитатель приглашает к своему столу по одному участнику из каждой команды. Ребенок берет какой-либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что надо для работы. Например, ребенок показал и назвал молоток. Дети хором отвечают: «Он нужен для работы столяру и плотнику». Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для труда людям разных профессий. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.

Советы воспитателю
Для закрепления этого занятия во время прогулки можно показать работу дворника и по возможности помочь ему в уборке территории. Можно также проводить эту игру как соревнование между разными группами.

^ КОНСПЕКТ . ИГРА «ЧТО ЭТО ЗВУЧИТ?»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.
Задачи: развитие у детей слухового внимания, умения обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит), сообразительности, выдержки.
 Игровой материал и наглядные пособия: ширма; различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, звучит пианино и т. д. Можно использовать все звучащее, что находится в группе.
Форма работы: групповая или индивидуальная.
Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Один из воспитателей находится за ширмой. Он играет на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. Потом воспитатель, например, будет листать книгу, а дети снова отгадывают. Так можно использовать несколько звучащих предметов.


Советы воспитателю
Предметы остаются за ширмой, потому что звуки можно повторять несколько раз. Такую игру можно проводить и на прогулке. Там внимание ребят обращается на следующие звуки: птицы поют, машина сигналит, трактор работает и др.

КОНСПЕКТ . ИГРА «ЗАЙЦЫ В ЛЕСУ»

Цели: развивающая, воспитательная.
Задачи: развитие наблюдательности, умения во время игры быстро перестраиваться, подвижности, ловкости, быстроты; формирование взаимовыручки и поддержки.
^ Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.
Форма работы: групповая. Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Для игры при помощи считалочки выбирают зайцев и лису, остальные дети - деревья. На противоположных сторонах площадки проводят линии - это поля. На одном из них перед началом игры собираются зайцы. Дети, изображающие деревья, встают друг от друга на расстоянии, позволяющем им взяться за руки.
Лиса живет в норе. Зайцы вбегают в лес: им нужно перейти с одного поля на другое, но за ними охотится лиса. Она старается поймать зайцев и увести в свою нору. Перемещаться по лесу лисе мешают деревья: дети берут друг друга за руки, приседают, наклоняются, машут руками. Зайцы между деревьями проходят свободно. Игра заканчивается, когда все зайцы перейдут на противоположную сторону.
Советы воспитателю
В этой игре количество зайцев и лис может быть разное, в зависимости от числа играющих. Чем больше лис, тем труднее зайцам пробежать по лесу. Весь ход игры зависит от деревьев.

КОНСПЕКТ . ИГРА «СТАДО» (НАРОДНАЯ)

Цели: развивающая, обучающая, познавательная.
Задачи: развитие ориентировки в пространстве, физической силы и выносливости, быстроты реакции; формирование взаимовыручки, коллективного духа, знакомство с народными традициями.
Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Дети выбирают пастуха и волка, все остальные - овцы. Дом волка - в середине площадки, а у овец два дома находятся на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок, пастушок.
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая.
Гони стадо в поле
Погулять на воле.
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - овцы бегут в дом – на противоположную сторону площадки. Волк должен остановить бегущих овец. Пастух встает на пути волка, защищая свое стадо. Все, кого запятнал волк, выходят из игры.
Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит. Пастух только заслоняет овец от волка, но не должен задерживать его рукой.

Советы воспитателю
Игру можно проводить несколько раз не только в помещении, но и на свежем воздухе, пока дети сами не смогут распределять роли и не будут хорошо знать текст.


^ КОНСПЕКТ 50. ИГРА «КУКЛЫ-МАРИОНЕТКИ»

Цели: развивающая, воспитательная.
Задачи: развитие координации движений, взаимодействия с партнером, чувства ритма.
 Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Игра проводится в виде эстафеты между парами по два игрока. Первый ребенок стоит в обездвиженной позе. Второй ребенок приподнимает ступню первого игрока и переставляет ее вперед - таким способом он ведет его к цели, делая по одному шагу. Передвижение сопровождается энергичной музыкой. Побеждает та пара, которая первой дойдет до цели и вернется назад.

КОНСПЕКТ . ИГРА «ЛИСА В КУРЯТНИКЕ» (НАРОДНАЯ)

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.
Задачи: развитие умения выполнять движения по сигналу ведущего, координации, физической силы и выносливости; знакомство с русскими народными традициями; формирование взаимовыручки и поддержки.
Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. На одной стороне зала находится курятник, в котором есть насест. В роли насеста выступает гимнастическая скамейка, на которую дети могут залезть с ногами. В курятнике на насесте сидят куры - ноги не должны находиться на полу.
На противоположной стороне площадки - нора лисы. Все свободное место - двор. Один из играющих назначается лисой, остальные - куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, бегают по двору, хлопают крыльями, клюют зерна. По сигналу: «Лиса!» - куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу. Не успевшую спастись она уводит в свою нору. Игра возобновляется.

Советы воспитателю
Перед игрой нужно объяснить детям, как эта игра возникла, ее правила. К такой игре очень хорошо привлекать детей пассивных, малоподвижных.

Сюжетные игры

КОНСПЕКТ . ИГРА «КУПИ БЫЧКА» (НАРОДНАЯ)

Цели: развивающая, воспитательная, коррекционная. Задачи: развитие умения пользоваться мячом, координации движений, сообразительности; знакомство с народными традициями.
Игровой материал и наглядные пособия: мяч.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Перед проведением этой игры можно рассказать детям об истории возникновения игры, о ее правилах.

На ровной площадке чертят круг, встают за его чертой на расстоянии 1 шага друг от друга. Водящий - хозяин - встает в центр круга. На земле перед ним лежит маленький мяч. Водящий прыгает на одной ноге по кругу, свободной прокатывая мяч, приговаривает -«Купи бычка!» Он старается мячом осалить кого-то из играющих Тот, кого осалили, берет мяч, встает в центр круга на место водящего и продает своего бычка. Если мяч выкатывается за круг, никого не задев, водящий приносит его, встает в круг и продолжает водить. Играющие не должны заходить за круг, а водящий может бить мячом с любого расстояния, не выходя за пределы круга. Дети могут уворачиваться от мяча, но не сходя с места.

Советы воспитателю
В эту игру рекомендуется играть и зимой на снежной площадке, прокатывая льдинку или другой предмет. Игра проходит интересно, когда удары мячом проводятся внезапно.


^ КОНСПЕКТ . ИГРА «КОШКА И МЫШКА В ЛАБИРИНТЕ»

Цели: развивающая, адаптационная, воспитательная.
Задачи: развитие ловкости, быстроты реакций; формирование взаимовыручки.
 Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель объявляет, что сегодня дети будут учиться выбираться из лабиринта. Для этого им надо помочь мышке. Потом при помощи считалки выбираются мышка и кошка, и начинается игра.

Играющие встают рядами по 5-10 человек и берут друг друга за руки. Между этими рядами мышка убегает от кошки. Как только кошка начинает догонять мышку, по сигналу ведущего играющие опускают руки, поворачиваются направо или налево и перестраиваются в перпендикулярные ряды. Кошка вновь оказывается далеко от мышки. Внимание: играющие открывают ворота только для мышки!
Кошка может поймать мышку как в круге, так и за кругом. Когда кошка все-таки изловит мышку, они вместе встают в один из рядов, а играющие выбирают другую пару.

Советы воспитателю
Если кошка долго не может поймать мышку, то выбирается новая пара.


^ КОНСПЕКТ . ИГРА «КАТАНИЕ НА КАРУСЕЛИ» (НАРОДНАЯ)

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная. Задачи: развитие умения двигаться и останавливаться по сигналу, соотносить действия с сюжетом потешки, координации движений; знакомство с народными традициями.
 Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.
форма работы: групповая.
форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель объясняет суть игры: «Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:
Еле-еле-еле-еле
(Карусель медленно движется в правую сторону.)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
(Темп речи и движений постепенно ускоряется.)
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
(На слова «побежали» карусель меняет направление движения.)
Тише, тише, не спешите,
(Темп движений постепенно замедляется.)
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два
(пауза), (На этих словах все останавливаются.)
Вот и окончена игра.
(Кланяются друг другу.)
 Игра заканчивается тем, что дети хлопают в ладоши друг другу и разбегаются. Потом они снова собираются в круг, и игра начинается заново.

Правила игры. Дети должны крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движений круг не обрывался. Надо поворачиваться лицом в сторону движения «карусели». Необходимо подчиняться общему темпу движений и дружно, хором произносить слова.

Советы воспитателю.

Предварительно нужно хорошо выучить текст и научиться произносить его в соответствии с движениями. Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей играть и выполнять игровые правила в коллективе.
  Эту игру полезно проводить с детьми разных возрастов, где старщие могут опекать младших, а малыши - держаться за старших и гордиться
 своим участием в общей игре. Воспитатель во время игры следит за тем, чтобы дети умели правильно двигаться по изображаемому кругу. Он также должен обратить их внимание на технику безопасности во время кружения карусели, смоделировать такую ситуацию, когда качели или карусель могут выйти из строя. Главное - быть внимательными собранным, обязательно соблюдать правила игры. Такие обучающие правила помогут им правильно вести себя на настоящей карусели.


 КОНСПЕКТ . ИГРА «ПИЛОТЫ И ПАРАШЮТИСТЫ»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.
Задачи: развитие быстроты, выносливости, коммуникативных навыков, умения работать в команде, воображения.
Игровой материал и наглядные пособия: различные игрушечные самолеты современных марок - пассажирские, грузовые; для парашютистов надо приготовить эмблемы, которые можно самим изготовить на уроках рисования.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель распределяет роли пилотов, парашютистов, стюардесс, радиста, диспетчера. Остальные дети занимают места пассажиров. Один самолет везет простых пассажиров, другой - команду парашютистов. Самолеты совершают один круг полета, другой, каждый из пилотов старается как можно быстрее произвести посадку, а парашютисты - правильно приземлиться. Можно организовать соревнования между самолетами. В конце полетов воспитатель предлагает провести парад и продемонстрировать мастерство каждого участника игры.

Советы воспитателю. После приземления можно предложить детям рассказать о том, что они видели внизу, какие пейзажи они запомнили, как понравились в небе парашютисты. Парашютисты же могут пофантазировать о том, что они ощущали во время полета, что видели и др.


КОНСПЕКТ . ИГРА «РАБОТА В САДУ»

Цели: обучающая, развивающая, воспитательная.
Задачи: обучение детей трудовым навыкам, знакомство с садом, с правильным выращиванием саженцев; воспитание любви к земле и труду.
Игровой
материал и наглядные пособия: груши, яблоки, сливы; садовое лото: картинки с изображенными маленькими кустиками, лопатой, лейкой, граблями и иным, фишки.
Форма работы: групповая или индивидуальная.
форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Перед началом игры воспитатель приносит в группу фрукты и обращает внимание детей на то, какие они румяные, крупные, вкусные на вид. А затем предлагает посмотреть приготовленные картинки с изображенными маленькими кустиками: «Это саженцы», - объясняет воспитатель и раздает другие картинки, на которых изображены инструменты для садовых работ или сами действия, а к ним - фишки. По этим картинкам дети должны самостоятельно выбрать те работы в саду, которые они начали бы выполнять в первую очередь. Если кто-то из детей затрудняется, воспитатель помогает наводящими вопросами. И они заполняют те клеточки в карточке, которые соответствуют работам в саду. Воспитатель не должен влиять на их выбор. Дети сами делают его. Картинки на карточках последовательно заполняются ребятами по тому принципу, какие работы они производили в какую очередь и т. д. Когда дети справятся с заданием, воспитатель просит кого-нибудь рассказать по порядку все, что надо сделать в саду, чтобы на столе были всегда такие румяные и вкусные фрукты.

Советы воспитателю.  Весной на прогулке обратить внимание детей на растущие деревья вокруг детского сада. А если имеются и фруктовые насаждения, то можно закрепить занятие. Можно предложить детям вспомнить загадки про фрукты.


Игры для развития коммуникативных навыков


^ КОНСПЕКТ. ИГРА «ОДИНАКОВЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ»

Цели: развивающая, адаптационная, коммуникативная, воспитательная.
Задачи: выработка у детей концентрации внимания; развитие Умения различать цвета, коммуникативных навыков, быстроты реакции.
 Игровой материал и наглядные пособия: воздушные шарики разных цветов. Важно, чтобы было по 2 шарика одного цвета.
Форма работы: групповая или парная. Форма занятия: игровая.

 Описание и приемы проведения игры. Воспитатель разда играющим по одному шарику основного цвета. По сигналу (уда^ в бубен, хлопку, свистку) дети разбегаются по площадке, помахив^ над головой шариками. По следующему сигналу (нескольким ударам в бубен, команде: «Найди такой же шарик») дети, имеющие шари^ одного цвета, находят себе пару. Затем каждая пара произвольно делает какую-либо фигуру. К оставшемуся без пары все играющие обращаются со словами:
Дима, Дима не зевай,
Быстро пару выбирай.

Затем по сигналу все снова разбегаются по площадке, игра повторяется.

Советы воспитателю
В игре может участвовать нечетное количество детей, тогда либо в нее включается воспитатель, либо привносится соревновательный момент.


^ КОНСПЕКТ . ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ»

Цели: развивающая, познавательная, адаптационная, коммуникативная, воспитательная.
Задачи: развитие умения двигаться под музыку, коммуникативных навыков, выработка взаимодействия между детьми.
 Игровой материал и наглядные пособия: фортепиано или диски с энергичной музыкой.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.

 Описание и приемы проведения игры. Дети выбирают себе партнеров, затем становятся в два круга - один игрок стоит во внешнем, а другой - во внутреннем круге. Звучит энергичная музыка, и круги начинают движение в разных направлениях. Когда музыка внезапно затихает, ведущий дает команду, например: «Рука к руке!», после чего пары должны быстро найти друг друга и взяться за руки.

Советы воспитателю
Если игра проводится впервые, то надо следить за перемещениями детей: они могут запутаться, нечаянно сбить друг друга с ног, столкнуться и др.


КОНСПЕКТ . ИГРА «ОБЕЗЬЯНЫ И ПОПУГАИ»

Цели: развивающая, коммуникативная, адаптационная.
Задачи: развитие артистических способностей и коммуникативных навыков, выдержки, координации движений.
 Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют. форма работы: групповая или попарно. форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Игроки делятся на две команды. Одна команда - «попугаи», а другая - «обезьяны». Звучит музыка. «Обезьяны» пытаются насмешить «попугаев». Они делают произвольные движения под музыку (прыгают, кривляются, кувыркаются, строят мордочки). Задача «попугаев» - сохранить серьезный вид и не засмеяться.

Советы воспитателю
Эту игру можно проводить и как самостоятельное занятие, и как разминку, и как игровую паузу в занятиях по письму, чтению и пр.


КОНСПЕКТ . ИГРА «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН» (НАРОДНАЯ)

Цели: развивающая, коммуникативная, воспитательная.
Задачи: развитие у детей находчивости, сообразительности, слухового внимания, коммуникативных навыков; знакомство с народными традициями.
Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо, на ухо, говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот шепотом передает его следующему и т. д. Слово должно дойти До последнего ребенка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди, какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон».

Советы воспитателю
Игру можно проводить в свободное от занятий время или во время праздников.


КОНСПЕКТ . ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ ЛАРЕЦ»

Цели: обучающая, развивающая, коммуникативная, воспительная.
Задачи: обучение детей ясному, громкому и четкому произношению слов, развитие интонации, умения слушать чужие высказывания и вести диалог; развитие артистических способностей формирование доброжелательного, вежливого общения детей с другом, чувства солидарности.
 Игровой материал и наглядные пособия: образные игрушки которые позволяют выполнять выразительные движения: куклы небольших размеров, вертолетики, медвежата, машинки, уточки, птички, солдатики или матросы, погремушки и озвученные неваляшки и т. п. Игрушек должно быть столько же, сколько участников игры. Каждый вид игрушки нужно иметь в трех экземплярах. Желательно иметь несколько игрушек в запасе. Нужны также большая картонная коробка или ящик из-под посылки, к которому делают откидную крышку. Изделие надо красиво оформить, обклеив цветной бумагой и стилизовав под ларец. Для прочности его лучше сперва обклеить марлей, а поверх нее - цветной бумагой. Сундучок можно привезти в группу на большой игрушечной машине или тележке. Она же будет заменять подставку для ларца.
 Форма работы: групповая.
Форма занятия: беседа в сочетании с игровыми элементами.

Описание и приемы проведения игры. Пообещав малышам показать что-то очень интересное, воспитатель приглашает их занять места на стульчиках и приносит нарядный ларчик с игрушками. Поднимает его, слегка покачивает так, чтобы дети услышали звук, и спрашивает: «Как вы думаете, что там такое?»

Заинтересовав детей и предоставив им возможность немножко поугадывать, воспитатель садится за столик и приступает к объяснению игры. Он ставит ларчик напротив сидящих малышей с таким расчетом, чтобы им было легко следить за ходом игры, удобно вынимать игрушки и чтобы при этом оставалось достаточно свободного места для игровых действий.
 Стараясь вызвать у малышей активный интерес к игре, воспитатель снимает с ларчика ткань, которой он обёрнут, и от имени ларчика обращается к детям: «Я волшебный ларчик, я всем вам покажу что-то очень интересное. Очень хочется мне знать, как вы любите играть. Здравствуйте, ребята! Возьмите меня поиграть с вами!»
  Дети вместе с воспитателем здороваются с ларчиком и начинают с ним играть. В результате происходит примерно такой диалог между малышами и волшебным ларчиком.

Дети: Ларчик, ларчик, а что у тебя там?
Воспитатель (от
имени ларчика). У меня для вас игрушки.
Дети: Вот спасибо!
(Хлопают в ладоши.) А какие игрушки ты принес?
Воспитатель. Я принес вам разные игрушки: машинки, самолетики, куклы, медвежата и пр.
Дети. Волшебный ларчик! А всем игрушек хватит?
Воспитатель. Игрушек у меня полным-полно, хватит всем!

После такого диалога воспитатель подзывает сразу троих детей, предлагает им подойти к ларчику и вежливо произнести следующие слова: «Ларчик, ларчик, пожалуйста, откройся и скажи, какие игрушки ты принес?» Педагог предупреждает, что брать можно только те игрушки, которые назовет ларчик (ведь именно эти игрушки он принес малышам), говорить слова нужно четко, громко, не торопясь, чтобы ларчик услышал и понял, о чем его просят. Затем воспитатель вместе с вызванными детьми произносит нужные слова. Остальные участники игры помогают им.

Выдержав небольшую паузу, воспитатель медленно откидывает крышку сундучка и называет игрушки, приготовленные для вызванной тройки детей. Дети берут названные игрушки. Все они одинаковые и лежат в сундучке сверху. Малыши показывают всем свои игрушки и садятся на места.
 Вызывается новая тройка. Вместе с воспитателем эти дети произносят нужные слова, берут приготовленные для них одинаковые игрушки, показывают их всем и возвращаются на места. Так быстро, оживленно и весело происходит раздача игрушек. Опустевший ларчик закрывается, а воспитатель напоминает детям, что гость хотел узнать, как они любят играть, и предлагает поиграть полученными игрушками.
 Выходит какая-нибудь одна группа детей, получивших одинаковые игрушки. Им предлагается показать ларчику, как они играют своими игрушками. Воспитатель подсказывает, что нужно сделать, и показывает движения, которые дети за ним выполняют. Например, если у детей в руках куколки, они могут с ними поплясать,
а все остальные споют им плясовую песенку. По показу воспитателя дети-музыканты играют на воображаемых инструментах, произнося определенные звуки: на трубе - «тру-ру-ру», на гитаре – «трень-трень-трень» и т. д.
  Малыши, получившие вертолеты, заводят мотор, произносят «Дрррр...», а потом летают по комнате. Остальные участники игр произносят те же звуки: они помогают заводить мотор. Матросы дружно маршируют, а все остальные изображают игру на барабане,
 произнося: «Трам-та-ра-рам». Уточки ходят по комнате вразвалочку произнося: «Кря-кря-кря», а остальные тоже крякают.
  Таким образом, все участники игры, подражая воспитателю выполняют различные игровые действия, движения и упражняются в произнесении различных звуков. Заканчиваться игра может по-разному: можно устроить хоровод вокруг ларчика, спеть ему песенку и пригласить в гости еще раз.
  Можно свободно сгруппироваться вокруг сундучка и поблагодарить его, а можно от имени ларчика дать оценку играм (похвалить детей и попрощаться с ними), а затем вынести ларчик из комнаты.

 Правила игры.

- Нужные слова говорить громко, не спеша, отчетливо произнося каждый звук.

-Брать из сундучка только те игрушки, которые были названы; обязательно показывать полученную игрушку остальным участникам игры.

-После показа действий с игрушками следует возвращать их в сундучок.

-Разговаривая с ларчиком, передавать вопрос или просьбу соответствующей интонацией.


Советы воспитателю
Приступая к наглядно-действенному объяснению игры, педагог то обращается к детям, подсказывая им нужные слова, то говорит от имени ларчика. Необходимо сделать так, чтобы раздача игрушек проходила живо и не утомляла детей. Для этого воспитатель заранее продумывает сценарий, подготавливает игрушки, предназначенные тому или иному ребенку, раскладывает их в сундучке так, чтобы было удобно брать.
  Также заранее надо продумать состав каждой тройки играющих: лучше объединять робких, застенчивых детей с более активными и смелыми. Это поможет тем, кто пассивен, преодолеть свою робость. Важно также обеспечить непрерывную активность всех участников игры, которая может проявляться в том, что вызванным детям помогают остальные. Эту игру желательно повторить несколько раз, усложняя ее правила. Например, можно разрешить детям, когда они освоятся с правилами, выбирать игрушки по собственному желанию. Пока еще недостаточно организованы и не подготовлены к выполнению сложных правил, можно упростить раздачу игрушек.
Важным условием успеха игры является эмоциоальное поведение воспитателя.
Игры для развития мелкой и общей моторики


^ КОНСПЕКТ . ИГРА «ПРОКАТИ - ПОЙМАЙ»

Цели: развивающая, коррекционная, воспитательная.
Задачи: развитие ловкости и моторики рук, координации движений, умения выполнять действия по сигналу; воспитание командного духа.
Игровой материал и наглядные пособия: мяч средних размеров.
Форма работы: групповая. Форма занятия: спортивная игра.

Описание и приемы проведения игры. Дети становятся в две шеренги, одна напротив другой (расстояние между шеренгами -2-2,5 м). Исходное положение - ноги на ширине плеч, мяч держится в согнутых руках перед собой. По команде воспитателя: «Покатили!» дети наклоняются и энергично отталкивают мяч обеими руками, прокатывая мяч на противоположную сторону игрокам второй шеренги; те подхватывают мяч и поднимают. Не разрешается долго задерживать мяч в руках. Затем упражнение выполняют дети из другой команды.

Советы воспитателю
Если в игре принимают участие более 20 человек, то игру можно разнообразить: бросить мяч от плеча, из-под ноги или руки, прокатить между ног соседа.



^ КОНСПЕКТ. ИГРА «ТОЧНО В ЦЕЛЬ»

Цели: развивающая, коррекционная, воспитательная. Задачи: диагностика меткости и умения метать предметы с расстояния, развитие моторики, глазомера, координации движений.
Игровой материал и наглядные пособия: мешочки с песком весом 150 г; щиты из фанеры в виде круг из фанеры диаметром 50 см; мел. Форма работы: групповая или индивидуальная. Форма занятия: спортивная игра.

Описание и приемы проведения игры. Игру лучше проводить как соревнование. На стене прикрепляются щиты, которые можно разрисовать так же, как мишень для дартса. На полу или земле отмечается несколько линий: 5 м от мишени, 10 м от мишени и т. д. Далее воспитатель объясняет правила игры: необходимо метать мешочки поочередно правой и левой рукой способом «от плеча» Сначала проводится метание с самого близкого расстояния. Каждому дается по 3 попытки, результаты записываются в журнал. Если игрок не попал в цель 3 раза, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто наберет большее количество баллов.


Советы воспитателю
Постепенно расстояние до мишени надо увеличивать. Эта игра хорошо подходит для диагностики физического развития ребенка. Если он плохо попадает в цель, не умеет бросать «от плеча», то можно проводить с ним индивидуальные занятия.


Игры для развития творческих и интеллектуальных способностей


^ КОНСПЕКТ . УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСА

Цели: развивающая, коррекционная, адаптационная, воспитательная.
Задачи: первичная диагностика музыкальных способностей; выработка чистого интонирования и ритмической точности; постановка голоса; развитие музыкального слуха и творческих способностей.
Оборудование: фортепиано.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: беседа в сочетании с практическими заданиями.

Описание и приемы проведения игры. На уроках музыки или во время любых занятиях можно провести эту игру-упражнение. Музыкальный работник говорит, что он хочет послушать, кто как поет.
Сначала он проигрывает и поет пример (куплет из известной детской песенки), затем воспитанникам предлагается повторить его. Сначала предлагаются более простые упражнения с чередованием двух-трех нот, затем постепенное движение мелодии, после чего следует пение с использованием более сложных интервалов.

Советы воспитателю
Следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: у кого-то могут быть прекрасное чувство ритма, но плохой голос или наоборот. На музыкальных занятиях необходимо корректировать и развивать способности детей.

КОНСПЕКТ . МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПАРОВОЗИК

Цели: развивающая, адаптационная, воспитательная.
Задачи: развитие музыкальных способностей детей, усовершенствование координации движений, выработка чувства ритма.
Оборудование: музыкальный центр, диски, кассеты.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Эту игру можно проводить и как самостоятельную, и как физкультминутку в обычных занятиях.
Сначала воспитатель говорит, что они будут изображать музыкальный паровозик. Дети встают в паровозик, который будет передвигаться с помощью притопывания сначала одной ногой, затем другой под энергичную музыку.
Потом дети, взявшись за руки, изображают змейку, поочередно притопывая ногами по одному разу.

Советы воспитателю. В этой игре очень важно, чтобы действия выполнялись точно под музыку и синхронно.

^ 

КОНСПЕКТ . ИГРА НАРОДНАЯ «ЗЕРКАЛО»

Цели: развивающая, коррекционная, воспитательная. Задачи: развитие артистических способностей, воображения, согласованных действий.
Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют. Форма работы: групповая или парная. Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам …(имя ребенка) покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

Советы воспитателю Такую игру можно предложить детям на музыкальном занятии, чтобы выполнять движения в такт мелодии. Надо стараться выполнять движения точно так, как показал водящий.


^ КОНСПЕКТ . ИГРА «ГДЕ МЫ БЫЛИ - НЕ СКАЖЕМ» (НАРОДНАЯ)

Цели: развивающая, адаптационная, воспитательная.
Задачи: развитие у детей умения перевоплощаться, способности действия называть словом, умения играть в коллективе, взаимодействия с другими детьми.
Игровой материал и наглядные пособия: можно приготовить инструменты, используемые людьми разных профессий.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. В этой игре можно имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнавали и назвали профессию. А можно изображать повседневные действия: еду, уборку и др.
 Дети делятся на две группы. Группы расходятся в разные стороны и договариваются, что они будут изображать. Одна группа показывает движения, а вторая по движениям должна догадаться, что дети делают. Они изображают хорошо знакомую им деятельность, которую часто наблюдали (например, стирку белья, уколы больному, чтение книги и т. д.).
 Лучше, если дети будут выполнять не одинаковые движения, а последовательные, например одни «стирают», другие «вешают белье», третьи «гладят».
 При помощи жеребьевки определяют, какая группа будет загадывать. Эта группа детей подходит ко второй и говорит: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», - и ребята показывают Действия. Вторая группа отгадывает. Когда дети отгадают, те, кто загадывал, убегают, а те, кто отгадывал, их догоняют. Потом они меняются местами.

Советы воспитателю
Эта игра хорошо проходит на прогулке, вне занятий. Игра проводится с детьми разного возраста.


 КОНСПЕКТ . ИГРА «И Я» (НАРОДНАЯ)

Цели: развивающая, адаптационная, воспитательная.
Задачи: развитие у детей сообразительности, наблюдательности, логического мышления, внимания.
Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.
Форма работы: групповая или индивидуальная.
Форма занятия: игровая в сочетании с элементами беседы.

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду рассказывать вам какую-нибудь историю. Когда я остановлюсь во время рассказа, вы скажете слова "и я", если эти слова подходят по смыслу. Если же они не подходят, произносить их не надо (кто произнесет, тот заплатит фант)».

Воспитатель начинает: «Иду я однажды к реке...»

Дети: «и я».

  • Рву цветы, ягоды...
  • И я.
  • По дороге попадается мне наседка с цыплятами. (Дети молчат.)
  • Они клюют зернышки... (Дети молчат.)
  • Гуляют на зеленой полянке.
  • И я.
  • Вдруг налетел коршун. (Дети молчат.)
  • Цыплята и наседка испугались... (Дети молчат.)
  • И убежали.
  • И я.

Советы воспитателю
Перерывы в игре вполне уместны, поскольку дают детям возможность отдохнуть и уточнить правила. Однако злоупотреблять такими паузами и затягивать их не следует. Важно акцентировать .внимание детей на том, что предложения в рассказе воспитателя можно добавлять только двумя словами - «и я». Со временем пусть дети сами придумывают рассказ.


^

 КОНСПЕКТ . ИГРА «ИГРУШКИ-АРТИСТЫ»

Цели: развивающая, познавательная, адаптационная, воспитательная.
Задачи: развитие умения понимать связи и отношения между разными персонажами сюжетной ситуации, развитие речи, интеллектуальных способностей, воображения детей; подготовка к восприятию фильмов, спектаклей, иных произведений искусства.
игровой материал и наглядные пособия: образные и заводные игрушки, которые будут участвовать в спектакле: куклы (девочки, мальчики, взрослые, герои сказок и пр.), зверушки, игрушечные машинки, звонок, оповещающий о начале действия, и пр. Детский стол, который служит сценой для игрушек-артистов; настольная ширма, позволяющая подготавливать очередные сценки, или заменяющая ее плотная ткань, которая покрывает стол до самого пола (это нужно, чтобы скрыть игрушки, находящиеся под столом).
   

Весь игровой материал помещается в большой коробке или в сундучке. Персонажи каждой сценки собраны на отдельном планшете в последовательности, предусмотренной спектаклем. Это ускоряет переход от одной сцены к другой и облегчает задачу воспитателя.
Форма работы: групповая.
Форма занятия: спектакль.

Описание игры и приемы ее проведения. В конце завтрака воспитатель предупреждает детей о том, что сегодня к ним приедут игрушки-артисты, чтобы показать интересный спектакль. Но эти артисты не умеют разговаривать, они только будут показывать сценки, а ребята сами догадаются, что показывают артисты. Поэтому нужно внимательно смотреть на сцену, не отвлекаться и вести себя так, чтобы артисты не обиделись, а то они перестанут показывать спектакль.
  Подготовив таким образом детей к предстоящему зрелищу, воспитатель вместе с ними ставит стульчики для зрителей, стол и игрушек-артистов, покрывает его тканью. После этого все выходят из комнаты.
   Собрав детей в коридоре, взрослый предлагает поехать в театр. Это дает возможность малышам подвигаться и настроиться на роли зрителей. Перед тем как впустить воспитанников в зрительный зал, педагог напоминает им правила поведения в театре.
   Спектакль начинается со знакомства детей с артистами. Каждый персонаж выходит на сцену, раскланивается. Воспитатель называет его имя, а дети приветствуют его аплодисментами.
   Затем ставится ширма, и воспитатель подготавливает материал для первого сюжета: планшет с персонажами первой сценки ставит На стол, а для второй сценки - на подсобный стул.

Спектакль состоит из нескольких сюжетов, каждый из которых содержит две сценки, разделенные перерывом. В перерыве воспитатель задает детям вопросы, которые помогают малышам понять то, что им показывали. Содержанием сюжетов могут быть сценки из сказок, из жизни малышей, забавные ситуации и пр. Главное, чтобы это содержание было понятно детям и соответствовало их интересам. Приведем несколько примеров таких сюжетов.

Птичий двор
Сценка 1

    На сцене - сарай (коробка от торта с наклеенными окошками и дверью) и несколько домашних птиц, расположенных по всей площадке. Петух стоит на пеньке (кубике). Из сарая выходит кукла-хозяйка, выносит одного цыпленка и ставит его на землю.  
  Ширма закрывается, планшет убирается, на его место ставится второй. В перерыве воспитатель задает детям такие вопросы: «Что вы видели? Кто там был? Что делали цыплята? Что делал петушок? Кто выпустил цыплят во двор? Кто их хозяйка? Как вы думаете, где живут эти цыплята и петушок?»
   Вопросы взрослого рассчитаны на то, чтобы дети уловили и передали словами смысловую связь между разными персонажами.

Сценка 2
  Кукла-хозяйка стоит в центре, у ее ног стоит кормушка, вокруг которой собрались цыплята. Хозяйка насыпает в кормушку пшено (это делает воспитатель), пододвигает какого-нибудь цыпленка поближе к кормушке. Петух спрыгивает со своего пенька и подходит к кормушке, которая побольше и поглубже.
  К этой же кормушке подходят курочки и клюют вместе с петушком.
  Снова ставится ширма, и воспитатель задает вопросы: «Что вы видели? Что делала хозяйка? Что делали цыплята? Что делали петушок и курочка? Как вы думаете, наша хозяйка заботливая? А почему вы думаете, что она заботится о своих питомцах?» и т. д.
  Помогая детям объединить содержание двух картин, воспитатель подводит их к выводу, что им показали птичий двор, на котором живут куры, петушок и цыплята. Сначала их выпустили погулять, а потом стали кормить. Под конец можно спросить: «Как вы думаете, где будут спать птицы?»
  Дети-трусишки

Сценка 1
 На сцене трое друзей: девочка Маша, мальчик Саша и мишка. Они смотрят книжку с картинками. Кто-либо из персонажей переворачивает страницы книги, а остальные рассматривают картинки.
 В перерыве, когда ставится ширма, детям задаются вопросы том, кого они видели, что делали артисты, кто держал книжку,
каК они сидели и др. Сценка 2
  Те же персонажи сидят по-другому: Саша сидит напротив мишки и Маши. Книжки нет. Неожиданно на сцене появляется заводная обезьянка, которая начинает кувыркаться, двигаясь сначала по направлению к детям, а затем (повернутая рукою взрослого) - к персонажам. Маша, испугавшись, убегает, мишка падает на спину, а Саша вскакивает на ноги и останавливает обезьянку.
   После этой картины воспитатель задает детям вопросы, которые помогут им понять, кто трусишка, а кто смелый (тот, кто не побоялся остановить обезьянку). «А вы бы испугались обезьянку? - спрашивает педагог. - Разве она такая страшная? А какая она - смешная? Веселая? Кто из друзей вам больше всего понравился? Почему?»


Добрая лошадка

Сценка 1
  По сцене гуляют несколько детей (пластмассовые фигурки, укрепленные пластилином на планшете). Неожиданно появляется заводная лошадка, запряженная в тележку (можно взять любую лошадку). Она двигается по всей сцене. Когда лошадка останавливается, все фигурки придвигаются к ней и выстраиваются в очередь.
  В перерыве воспитатель спрашивает зрителей, что делали дети и кого они увидели, почему дети подошли к лошадке и стали в очередь. «Давайте попросим лошадку покатать детей, - предлагает воспитатель, - если она добрая, она нас послушает».

Сценка 2
  Лошадка стоит на месте, воспитатель сажает детей-кукол по одному на спину лошадки (или в тележку), укрепляя их с помощью пластилина. Передвигает лошадку по всей сцене, давая возможность детям рассмотреть ее и всадника со всех сторон. Потом снимает одного всадника и сажает другого. Так по очереди лошадка катает всех детей.
  Зрители аплодируют, и опять ставится ширма.
  Дети, отвечая на вопросы воспитателя, рассказывают, что они
видели, что делали лошадка и дети, какая была лошадка (добрая, красивая и пр.), выполнила ли она их просьбу.
  В конце этого сюжета воспитатель помогает детям связать две сценки и сформулировать содержание увиденного: дети гуляли, а когда появилась лошадка, всем сразу стало весело, и они захотели Покататься на ней.
   Сюжеты спектакля игрушек могут усложняться и изменяться в них могут быть неожиданные комические эпизоды, сюрпризы можно использовать также разные эпизоды знакомых сказок.

Правила игры.

  1. Внимательно смотреть на сцену, не отвлекаться.
  2. В перерывах между картинами сидеть спокойно на своих местах.
  3. Отвечать на вопросы всем вместе. Если артисты понравились, можно похлопать им в ладоши.
  4. Если что-то хочется спросить, надо подождать, пока кончится картина, и в перерыве задать свой вопрос.

Советы воспитателю
Игра проводится со всей группой. От детей требуется самостоятельное выполнение правил в соответствии с предварительным уговором с педагогом. Непосредственный контроль взрослого, его напоминания в ходе игры отсутствуют, т. к. он в это время занят подготовкой интересного для ребят зрелища.
  Техника показа спектакля очень простая. Одной рукой взрослый держит игрушку, которая является главным действующим лицом картины, а другой перемещает тот или иной предмет. Все персонажи, которые не должны действовать, прикрепляются к планшету с помощью пластилина. В зависимости от содержания картин можно использовать один планшет, совершая на нем необходимые перестановки, а можно заготовить два планшета, если перестановки более сложные.
   Вместо планшета можно использовать плотный картон или фанеру. Если в сценке действуют более двух персонажей, можно пригласить в качестве помощников детей из подготовительной группы (не более 2). Предварительно необходимо прорепетировать с ними, распределив роли. Обычно дети охотно отзываются на такие предложения. При подготовке к игре особое внимание следует обратить на вопросы, которые направлены на осмысление связей между персонажами, что является главной обучающей задачей этой игры, а также четко договориться с детьми о правилах поведения во время спектакля. Ведь в этой игре дети должны самостоятельно выполнять их, без напоминаний воспитателя. Объяснение должно быть четким, кратким и понятным, показ - качественным.  Основные движения воспитатель показывает и поясняет, как правило, одновременно всей группе детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогический совет "Использование современных технологий в работе воспитателя"

Доклад на педагогический совет "Использование современных технологий в работе воспитателя"...

Доклад на педагогическом совете "Какой должна быть речь воспитателя"

Доклад на педагогическом совете "Какой должна быть речь воспитателя"...

Доклад на педагогическом Совете по теме: « Сказка и психокоррекционная сказка в работе воспитателя»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА "МИЛОСЕРДИЕ"...

Доклад на педагогическом совете "Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"

В современных условиях родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений. Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде...

Доклад на педагогическом совете по теме "Самообразование воспитателя в ДОУ"

Доклад на педагогическом совете по теме "Самообразование воспитателя в ДОУ"  (2017-2018 учебный год)...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Роль воспитателя в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного в подготовительной группе

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Задачи: •Продолжать знакомить детей с обобщенными спос...