Структура учебной деятельности
презентация на тему

Обучение – профессиональная деятельность педагога, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков. Главной целью обучения является передача знаний, умений и навыков. Но в зависимости от образовательной работы могут быть цели общего развития ребёнка без притязаний на программный характер (выполнена в условиях игры, труда, индивидуального общения и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_psihologii.pptx1.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структура учебной деятельности

Слайд 2

Обучение – профессиональная деятельность педагога, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков. Г лавной целью обучения является передача знаний, умений и навыков. Но в зависимости от образовательной работы могут быть цели общего развития ребёнка без притязаний на программный характер (выполнена в условиях игры, труда, индивидуального общения и т.д.). Цель обучения детей дошкольного возраста Но на ряду с общими целями существуют и цели более конкретные направляющие образовательную работу в определенное русло. Нужно улучшить, например, речевое развитие ребёнка расширить ориентировку в окружающем, развить ребёнка в музыкальном отношении. Для того чтобы эти конкретные требования были осуществлены, детей необходимо обучать, через постановление цели на решение конкретной проблемы.

Слайд 3

Характеристика учебной деятельности Из различных взаимоотношений ребёнка со взрослыми может быть выделена и сформирована деятельность, которую мы назовём учением или учебной деятельностью. Характерным для этой деятельности является усвоение ребёнком знаний и умений. Учебная деятельность прямо и непосредственно направленная на овладение знаниями и умениями Обучение специально организованная взаимосвязанная деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение) Научение результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитие ребёнка

Слайд 4

Структура учебной деятельности Анализ учебной деятельности, проведённый Д.Б. Элькониным , В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно: учебная задача учебные действия Контроль самоконтроль Оценка самооценка

Слайд 5

Учебная задача - с постановки которой начинает развертываться учебная деятельность (в определенных ситуациях в различной форме заданий ) У чебные действия - преобразования ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы; моделирования выделенного отношения в предметной, графической и знаковой форме; преобразования модели отношения для изучения его свойств в чистом виде; ( известно, что если действие соотносится с целью задачи, то его операции - с ее условиями ) Контроль - переходящий в самоконтроль. Контроль состоит в определении соответствия учебных действий условиям учебной задачи, который позволяет ученику, меняя операционный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий задачи и свойствами получаемого результата. Оценка - переходящая в самооценку. Действие оценки позволяет определять, усвоен или не усвоен (и в какой степени) общий способ решения данной учебной задачи, соответствует или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели.

Слайд 6

Контроль - процедура получения информации о деятельности и ее результатах, т.е. процедура, обеспечивающая обратную связь. Самоконтроль - самостоятельная процедура. Психолого-педагогический словарь рассматривает самоконтроль как осознание и оценку субъектом собственных действий, предполагающих наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Оценка - процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями. Самооценка - как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Она более всего связана с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего с баллами. Самооценка включает самоконтроль и самопроверку. Основные функции самооценки: констатирующая - на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?); мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца); проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Слайд 7

Становление элементов учебной деятельности В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2–3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3–4 лет). После 4 лет деятельность ребёнка приобретает чёткую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Всё это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

Слайд 8

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируется такие элементы учебной деятельности: – умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата; – самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном; – умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов; – умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Слайд 9

Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению 1 слушают указания 2 руководствуются ими в работе 3 в случае непонимания задают вопросы 4 правильно оценивают работу других 5 правильно оценивают работу собственную 6 достигают нужных результатов 1 слушают указания, условно придерживаются их в работе 2 самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей 3 при выполнении работы склонны к подражанию другим детям 4 результаты условны 1 слушают указания, но как бы не слышат 2 не руководствуются ими в работе 3 к оценки нечувствительны 4 результата не достигают .

Слайд 10

Принципы обучения дошкольников Принцип воспитывающего обучения : обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остаётся воспитывающим, а воспитание – обучающим. Принцип развивающего обучения : закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребёнка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование способностей, интересов, склонностей. Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности. Принцип доступности : соотношение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Слайд 11

Принцип наглядности . Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребёнка, на его непосредственное наблюдения окружающей действительности. Принципы наглядности соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание. Следует помнить, что переоценка наглядности в обучении может задержать развитие словесно – логического мышления. Принцип систематичности и последовательности предлагает, что усвоение учебного материала идёт в определённом порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Принцип осознания процесса обучения о н предполагает необходимость развития у ребёнка рефлектирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался и т.п. Если ребёнок понимает, в чём и почему он ошибся, что ещё не получается, он делает первый шаг на пути к самовоспитанию.

Слайд 12

Формы обучения Индивидуальная форма определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребёнка, с учётом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов т.п. Групповая форма проводится с подгруппой не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития. В каждой подгруппе должны быть дети с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут «маячками» для тех, кого часто относят к отстающим. Фронтальные занятия эффект «эмоционального воздействия сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребёнка к самовыражению. Обучение детей не ограничивается занятиями

Слайд 13

Гармония внутреннего и внешнего мира возможна в условиях единства мира взрослых и детей, общности их бытия. Основная задача педагога заключается в создании условий, обеспечивающих вхождение детей в новый для них мир взрослых и сверстников. Ему необходимо ориентироваться на тот внутренний мир ребёнка, который у него уже сложился. Значение особенностей учебной деятельности дошкольника, основ теории обучения, принципов, методов и форм организации процесса обучения, поможет педагогу так строить свою работу, чтобы она стимулировала развитие каждого ребёнка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональ...

Структура образовательной деятельности

Структура образовательной деятельности учителя-дефектолога Антоновой А.Г. на 2011 – 2012 учебный год...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:Структура учебной деятельности младшего школьника

Структура учебной деятельности младшего школьникаДля того, что бы помочь вашего ребенку в процессе обучения, а, значит, и в процессе приобретения целого набора важнейших социальных ролей, на которые р...

Конспект открытого занятия. Тема: Формы, типы, структура учебных занятий по социально бытовой ориентировке.

Курение, получившее распространение среди подростков- одна из болезненных проблем современного общества. Несовершеннолетний, приобщающийся к курени, находится в своеобразной социально психологической ...

Структура учебной деятельности

Учебная задача - с постановки которой начинает развертываться учебная деятельность (в определенных ситуациях в различной форме заданий)...

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности...