Методический материал - Организация процесса образования дошкольников: "Технология проблемного обучения"
методическая разработка по теме
Организация процесса образования дошкольников: Технология проблемного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация процесса образования дошкольников: Технология проблемного обучения | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 4 «Родничок» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа–Югры городской округ город Радужный
Методическая разработка
«Организация процесса образования дошкольников:
Технология проблемного обучения»
Бородкина Нина Владимировна, воспитатель
2014
Метод обучения – система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обеспечивающая освоение содержания образования.
По степени познавательной активности: объяснительные, иллюстративные, проблемные, частично – поисковые, исследовательские.
Следует перенести акценты с пассивной модели обучения на активную и интерактивную.
Педагогическая технология - совокупность психолого–педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационный инструментарий педагогического процесса.
(Б.Т. Лихачёв)
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
В основе проблемной ситуации должно лежать противоречие, которое:
- Вызывает затруднение
- Удивление
- Стремление помочь персонажу
- Вызывает интерес к способу действия
- Потребность в самовыражении и самопознании
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
Особенности методики
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.
Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Этапы проблемного обучения
1 этап. Постановка проблемы
- Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом
- Постановка проблемных вопросов
- Рассматривание проблемы с разных позиций
- Создание противоречия
2 этап. Актуализация знаний, которые станут базовыми при решении проблемы
3 этап. Вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем – в планирование поисковой деятельности
4 этап. Организация деятельности по проверке выдвинутых предположений и помощь в выборе правильного решения проблемной ситуации
5 этап. Выделение новых знаний и организация деятельности по применению полученных знаний на практике
Проектная технология
«Метод учебного проекта – личностно ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и другие методики» (Н.Ю. Пахомова).
Возможность использования метода проектов определяется:
- Особенностями детей дошкольного возраста
- Связь с жизнью
- Нерасчленённость на предметные области
- Широкий спектр различных видов деятельности
- Возможность выбора форм и методов взаимодействия, проявления активности
- Возможность развивать интерес к различным областям знаний
Виды проектов
- Исследовательские (проверка некоего предположения с использованием наблюдения, эксперимента)
- Творческие (подготовка праздников, театральных представлений и др.)
- Приключенческие, игровые проекты (имитация деловых и социальных отношений в проблемных или учебных ситуациях)
- Информационные (сбор и анализ информации о каком – либо объекте, явлении)
- Практико–ориентированные (получение материально – представленного результата).
Общая схема организации проектной деятельности
- Определение темы, актуальной и интересной для детей
- Мотивирующее начало проекта, понимаемое как создание проблемной ситуации
- Формулировка цели, поиск форм реализации проекта, подготовка к работе над проектом
- Реализация проекта («информационный запрос», практическая деятельность)
- Презентация проекта
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Взаимодействие педагога с детьми в ходе проекта
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. | 1. Вхождение в проблему. |
2 этап | 4.Помогает в решении задачи. | 5. Объединение детей в рабочие группы. |
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). | 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
4 этап | 9. Подготовка к презентации. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. |
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий Районного Методического Объединения для педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования на тему: «Реализация ФГОС. Технология проблемного обучения в разных видах детской деятельности»
laquo;Реализация ФГОС. Технология проблемного обучения в разных видах детской деятельности»...
мастер- класс "Технология проблемного обучения в организации образовательного процесса"
Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя &nda...
Методическая разработка Реализация элементов технологии проблемного обучения в процессе развития речи старших дошкольников
Гуманизация дошкольного образования, осуществляемая в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы, предусматривает дальнейшее совершенствование воспитательно-образовательной работы с...
Учебно-методический материал «Использование технологии проблемного обучения в средней группе детского сада».
Методический материал о том как использовать технологию проблемного обучения в средней группе детского сада...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» (СООБЩЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ)
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» (СООБЩЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ) ...
«Особенности использования технологии проблемного обучения в организации игровой деятельности дошкольника»
Целостное развитие ребенка заключается не только в приобретении им конкретных знаний и умений, а в первую очередь в развитии у него способности самостоятельно мыслить, принимать решения, уметь рассужд...
Методические рекомендации «Технология проблемного обучения в развитии познавательной активности дошкольников»
Методические рекомендации «Технология проблемного обученияв развитии познавательнойактивности дошкольников»...