Методическая разработка "Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии"
методическая разработка на тему

Шанина Марина Николаевна

Данная методическая разработка позволит педагогам дошкольных образовательных учреждений  по новому оценить метод сказкотерапии не с психологической позиции воздействия, а как педагогическую технологию длянравственного  развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_formirovaniya_nravstvennyh_kachestv_detey.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 компенсирующего вида Петродворцового района Санкт-Петербурга      

 

Методическая разработка «Формирование нравственных качеств детей   дошкольного возраста средствами сказкотерапии».

Подготовил методист ГБДОУ детского сада №7 Шанина М.Н.

               

«Сказка- ложь, да в ней намек

                - добрым молодцам урок!»

                                      А.С.Пушкин

Проблема исследования внутреннего мира ребенка дошкольного  возраста на данном этапе развития общества представляется весьма актуальной. Она тесным образом связана с необходимостью формирования успешной личности.

В нравственном воспитании детей дошкольного возраста особое место можно уделить  такому направлению практической психологии как сказкотерапия .Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка,   их достоинство заключаются в следующем:

- Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

- Неопределенность места действия главного героя.

- Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.

- Победа Добра. Психологическая защищенность.

- Наличие Тайны и Волшебства.

Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». Только от него будет зависеть, насколько близко к себе он захочется принять сказочную историю.

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми.

Сказки играют важную роль в нравственном воспитании личности. Развитие личности ребенка , особенно развитие нравственных качеств, может быть более эффективным, если  не просто представляет себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать  удивительные  приключения и превращения, встречаться со сказочными  существами.  Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила  поведения, которые  иногда с трудом  с трудом прививаются  детям родителями и педагогами. Сама  «сказочная  жизнь» побуждает  действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения.  Они опираются на то хорошее, что уже есть в ребенке. Ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Описание методики.

Новизна  методики заключается в том, что технология  сказкотерании, уже имея  глубокое теоретическое обоснование, применяется для работы с отдельной проблематикой, где интерес представляет  не столько литературные особенности сказки, сколько нравственное содержание сказки.

В основу занятий по воспитанию нравственных качеств личности детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии должны быть заложены определенные условия:

- Возрастные ограничения детей ( процесс сказкотерапии с анализом и разбором ситуации, поставленных в сказках, лучше  начинать проводить с ребенком 3-4 лет)

- Сказка должна быть подобрана  или сочинена  с учетом формирования нравственных качеств.

- При разработке каждого занятия необходимо опираться на  ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения

- Обучить понимать смысл и значение тех или иных правил поведения, принятых в обществе посредством различных видов художественно-творческой деятельности.

- Использовать  музыкальный, фольклорный  материал, что  позволит сделать занятия более интересными, содержательными и познавательными, так как в устном народном творчестве изначально заложена народная этика и мудрость.

- Ведущей деятельностью в младшем возрасте должна быть игровая деятельность , а в дошкольном уже можно проводить занятия направленные на социализацию ребенка и его межличностные отношения.

Занятия достаточно проводить  один раз в неделю. В младшей и средней группе длительность  ее не должна превышать 15-20 минут, а в старшем дошкольном возрасте сказкотерапия может достигать до 25-30 минут.

Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитие личности ребенка.

Структура занятий.

Каждое занятие содержит  вводную часть, основную часть, посвященную работе со сказкой, и заключительную часть.

Целью занятий, кроме нравственного содержания, является преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, создание возможностей для самовыражения, снятие психического напряжения.

При построении каждого занятия   необходимо учитывать  способность к пониманию нравственных качеств и нравственного поведения формируется  благодаря опыту  общения с другими людьми. Занятие должны проводиться  в формах, требующих от детей проявления творческой активности. Данная технология включает в себя традиционные педагогические методы обучения: беседы, рассказ, упражнения и пр., а так же различные способы вовлечения детей в художественно-творческую деятельность: игры, соревнования, конкурсы. Должны быть  использованы такие виды художественно-творческой деятельности как художественно-речевая, музыкальная, изобразительная. Кроме традиционных педагогических методов в работе используется  богатый арсенал имеющихся форм, средств и приемов проведения занятий посредством художественно-творческой деятельности: театральные упражнения, творческие задания и игры, пение, танцы, рисование, разнообразные этюды, драматизации и инсценировки, сочинение рассказов.

Применение на практике разнообразных видов деятельности позволяло формировать интерес к сказке, включить малоактивных детей в процесс художественно-творческой деятельности.

Со сказками можно проводить педагогическую работу, реализуя самые разнообразные стратегии и организационные формы.

Одной из форм творческих работ была выбрана постановка сказки.

К работе над постановкой должны быть привлечены не только дети, но и родители. Это очень важно: совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяла преодолеть ограниченность общения детей со взрослыми и друг с другом.

Участвуя в постановке, ребенок усваивал опыт взрослых естественно и непринужденно, так как взрослый задавал собственным примером образцы поведения, что способствовало формированию адекватных способов деятельности ребенка в различных ситуациях.

Подготовка к постановке проходит в несколько этапов.

1.подбирается  подходящая по содержанию и отвечающая замыслу сказка.

2. выразительное чтение сказки

3. беседа, поясняющая не только содержание, но и отдельные средств выразительности.

4. проговариванию текста.

5. Использование разнообразных упражнений  произношения с разной

    интонацией ( приветливо, небрежно, требовательно и т.д). самых обычных слов: возьми, принеси, здравствуй и др.)  выполнение их , привело к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, страх, печаль, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения.

Значение этой работы -  ребенок учится адекватно выражать свое эмоциональное состояние.

6. распределение ролей , разучивали их.

7. совместные репетиции.

8.Постановка.

Зрители, и участники должны получить большое удовлетворение от постановки, что усилит интерес детей к занятиям.

Активизация внутренних сил и потенциала детей во время театрализованной деятельности, удовольствие, с которым дети занимаются художественно-творческой деятельностью, показали, что данная форма работы эффективна и влияет на формирование ценностных и личностных ориентиров детей.

Игра.

Для развития нравственных качеств личности детей средствами сказкотерапии каждое  занятия должно содержать в себе игру. Играть можно самостоятельно, вдвоем, небольшой группой. Детям полезно меняться ролями , чтобы лучше понять, что могут чувствовать положительные и отрицательные герои. Например можно использовать такие игры, как: « Сравнение и сопоставление»; «Олицетворение»; игра в продолжение сказки и т.д.

В форме игры можно провести целое занятие по формированию у детей нравственных качеств. Правила поведения являются общими  для каждого участника игры.  Стилем проведения занятий - наиболее полно реализация творческого потенциала участников и  возможность их личностному росту.
Для проведения игровых занятий используется    помещение  группы детского сада или при соответствующей готовности  может проводиться даже в нестандартных условиях (например, на природе). Действие сказки разворачивалось на поверхности стола, к которому скотчем был прикреплен лист ватмана. К началу каждого занятия для возможного использования в любой момент игрового процесса подготавливались краски, карандаши, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей.
Фоном для проведения сказкотерапии является  музыка.
Все игровые предметы находятся в коробке .

 Сюжет сказки не продумывается  заранее, проговариваются и описываются только имя, внешний вид главного героя, его происхождение, условия жизни «здесь и теперь», окружающая среда.
Герой не выбирается  из заранее подготовленных игрушек, предметов, а лепился из пластилина, причем одновременно как положительный, так и отрицательный герои (возможно, как домашнее задание).
Правила поведения участников игры более гибкими, чем принимаемые традиционно при сказкотерапии: допускается  физическое воздействие на другие персонажи (без разрушения); монологи и диалоги произносятся  не только от первого, но и от второго лица (по желанию участника); в неигровое время  возможно  обсуждение отдельных элементов процесса между участниками. Частота игровых сеансов составляла два раза в неделю длительностью не более 30 минут.
В определенный момент игры  главный герой наделялся способностью быть невидимым (при помощи различных «магических предметов»), что обязывает героев других участников общаться только между собой, без вербального вмешательства взрослого.
Действие сказки разворачивалось в двух «странах»: в «Хорошем месте» - среде обитания главного героя и в «Страшном месте» (сне) – среде обитания отрицательного персонажа («тени»). События происходят как поочередно, так и одновременно в двух «странах». Кроме того подразумевалось существование «Страны детства». Все события, происходившие в «Стране детства» (события были только позитивными), переносились в среды обитания главных героев и «теней».
Для активации личностного  развития в неигровое время, каждое занятие завершается  домашним заданием (рисунок, лепка).

В процессе использования сказкотерапии на занятиях по формированию у детей -дошкольников нравственных качеств решаются следующие конкретные задачи:

1) создание благоприятной эмоциональной атмосферы и желания  работать со сказками;

2) снятие эмоционального напряжения, повышенной тревожности;

3) знакомство с различными сказками;

4) анализ сюжетов и поступков героев сказок;

5) реализация различных творческих заданий по сюжетам сказок;

6) преобразование свойств и качеств личности;

7) воспитание сочувствия, сопереживания, отзывчивости;

8)достижение общности, единства;

9) приобщение  к традициям.

10) развитие  творческого мышления, вербального языка, образного мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи, эмпатии и чувство юмора.

Вывод.

Специфика использования сказкотерапии в процессе нравственного воспитания детей дошкольного возраста определяется особым статусом и

психотерапевтическим потенциалом сказки, которая воздействует на глубинные, личностные слои психики дошкольника, на его жизненные ценности, эмоционально-ценностный мир, а значит, на коррекцию неадекватного отношения к себе, к миру, к людям, к своему месту в мире.

Предложенная методика (использование  сказкотерапии  при формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста) является подходящим инструментом для коррекции структуры личности.

Методика проста и удобна для использования; при соответствующей готовности  может проводиться даже в нестандартных условиях (например, на природе). Она  позволяет  так же развить  у детей помимо нравственных качеств,  творческое мышление, вербальный язык, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, эмпатию и чувство юмора.
За время занятий  улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.

Методика применима как при работе с детьми, так и в смешанных (взрослых) группах.  В смешанных группах (дети и их родители) формируются (восстанавливаются)  нормальные внутрисемейные отношения, появляется эмпатия у родителей по отношению к детям, а у детей – к родителям.

Комплекс занятий с использованием сказкотерапии является эффективным для работы с детьми и способствует формированию нравственной сферы личности ребенка-дошкольника.

Нравственное здоровье и нравственное совершенствование, заложенные в детском возрасте, являются предпосылками того, что в дальнейшем ребенок станет справедливым, добрым, отзывчивым, умеющим преодолевать трудности, способным постоять за себя и своих близких, т.е. социально значимым человеком.

Тематическое планирование (Приложение 10 ):

Сентябрь - Октябрь

А.С. Пушкин

 «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Жила- была рыбка золотая»

«Государыня - Рыбка»

«Сказа о золотом петушке»

«В гостях у Шамаханской  царицы»

«Царь Дадон и Звездочет»

«Золотой петушок»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Как Балда за оброком ходил»

«Сказка о царе Салтане…»

«Кабы я была царица…»

«Белка песенки поет, да орешки все грызет…»

«Царевна - лебедь»

Встреча в музыкальной гостиной «Осень в Болдино»

«По сказкам Пушкина»

«Унылая пора! Очей очарованье!...»

Чтение и анализ сказки в совместной деятельности (воспитатель - дети)

Придумывание детьми нового сюжета сказки и инсценировка его в теневом театре (воспитатель , дети, родители)

ИЗО. Рисование в технике «волшебный рисунок» (восковыми свечами или мелками) (воспитатель, дети).

Чтение сказки, беседа, анализ поступков героев.

Вечер восточных сладостей (воспитатель, дети, родители)

Рассказывание и обыгрывание  сказки от лица героев с помощью кукол (воспитатель, дети, родители).

Творческая работа детей. Объемная аппликация (воспитатель - дети)

Чтение и анализ сказки  в совместной деятельности  (воспитатель, дети)

Придумывание продолжения эпизода сказки и его инсценировка.

Чтение, беседа и анализ поступков героев.

Придумывание детьми нового сюжета сказки.

Постановка отрывка сказки  с помощью настольного театра

ИЗО. Коллаж из природного материала ( совместная творческая работа детей)

Беседа - концерт (музыкальный руководитель, воспитатель, дети)

Выставка творческих работ  детей

Праздник осени посвященный творчеству А.С. Пушкина (воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель)

Ноябрь - Декабрь

Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

Просмотр мультфильма «Щелкунчик»

«Щелкунчик и мышиный король»

Прослушивание и обсуждение музыкально-литературной  композиции «Щелкунчик»

«Мышиный король»

«Как принц стал Щелкунчиком»

Театрализованное занятие «Щелкунчик»

«Новогодние подарки»

«Сказка под Новый год»

Новогодний праздник по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» с использованием музыки П. Чайковского

Чтение и анализ сказки в совместной деятельности (воспитатель, дети)

Воспитатель, дети

Рассказывание сказки от лица героев (положительного и отрицательного) и проигрывание сюжета по ролям.

Музыка. (музыкальный руководитель, воспитатель, дети)

Лепка. (воспитатель, дети)

Сочинение  детьми нового сюжета сказки

Инсценировка  сказки (воспитатель, дети, родители)

ИЗО. Творческая работа детей  с использованием нетрадиционной техники «пальчиковая живопись» (воспитатель, дети)

Выставка   творческих работ детей на сюжет  сказки

Музыка. (воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель)

Январь - Февраль

Русская народная сказка «Морозко»

«Вопрос - ответ»

«Морозко на новый лад»

«Жили-были две сестрицы…»

«Как Марфуша стала доброй»

«Встреча в музыкальной гостиной -

Коляда»

«Зимний узор»

«Ой, Мороз, Красный нос,

Мы тебя все знаем.

И тебя, Дед Мороз,

Радостно встречаем…»

Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

«Марш оловянных солдатиков»

«Оловянный солдатик»

«Солдатик и танцовщица»

«А ну-ка парни»

Чтение и анализ сюжета сказки и поступков героев в совместной деятельности  (воспитатель, дети)

Конкурс по мотивам сказки (воспитатель, дети)

Постановка сказки в кукольном театре (воспитатель, дети, родители)

ИЗО. Коллективная творческая деятельность - коллаж по мотивам сказки.

Придумывание детьми нового сюжета сказки и его обыгрывание.

Музыка (воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель)

ИЗО. Рисование в технике «живая капля» (дети, воспитатель)

Выставка творческих работ детей по мотивам сказки «Морозка»

Чтение сказки и анализ героев в совместной деятельности  (воспитатель, дети)

Музыка. Прослушивание композиции П.И. Чайковского (музыкальный руководитель, воспитатель, дети)

Творческая деятельность детей - объемная аппликация (воспитатель, дети)

Рассказывание сказки от лица героев и ее обыгрывание (воспитатель, дети)

КВН посвященный празднику 23 февраля (музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители)

Март- Апрель

Ш. Перро «Спящая красавица»

«Сочини сказку: если бы я была принцессой (если бы я был принцем)»

«Королевство Спящей красавицы»

«Как злая ведьма стала доброй»

«Рыцарский турнир» (сказочные соревнования)

«Феи в гости к нам пришли»

 

«Спящая красавица»

«Добрая, добрая сказка»

Чтение сказки и ее анализ (воспитатель, дети)

Сказочная имидж-терапия  (воспитатель, дети)

ИЗО. Рисование на «мокрой бумаге» под музыку  из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»

Придумывание нового сюжета сказки и обыгрывание его в теневом театре

Спортивный праздник. (руководитель физ. воспитания, воспитатель, дети)

Аппликация. Творческая деятельность детей  (воспитатель, дети)

Театрализованное представление посвященное Дню театра (воспитатель, дети, родители)

Выставка творческих работ детей  по сюжетам сказки (Воспитатель, дети, родители)

Май

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

«Загляни в гримерную»

«Дюймовочка»

«Там живут Эльфы»

«Волшебные феи цветочного королевства»

«Новые приключения Дюймовочки»

Чтение и анализ поступков героев в совместной деятельности (воспитатель, дети)

Сказочная имидж-терапия  (воспитатель, дети)

Постановка сказки в кукольном театре (Воспитатель, дети, родители)

Экскурсия в парк (Воспитатель, дети, родители)

ИЗО. Коллаж из природного материала на фоне, нарисованном в технике «монотопия» (воспитатель, дети)

Театрализованное представление (воспитатель, дети, родители)

Июнь- Июль- Август

«День детства»

«Колобок на новый лад»

«Колобок - колобок, у меня румяный бок…»

«Лесные друзья»

«Тайна старого замка»

«Театр вежливости»

"Волшебное слово"

«Веселое настроение»

Путешествие в сказку

«Картинки лета»

Музыка. Изо. Рисование мелом на асфальте сюжетов знакомых сказок под музыку  (воспитатель, дети, родители)

Постановка и обыгрывание сказки по ролям в кукольном театре

Объемная аппликация (воспитатель, дети)

Инсценировка сказки (воспитатель, дети, родители)

Конкурс - строим из песка (воспитатель, дети, родители)

Интегрированное занятие для детей (Воспитатель, дети)

Инсценировка рассказа В.Осеевой (воспитатель, дети)

ИЗО. Рисование  с использованием нетрадиционных техник (Воспитатель, дети)

Открытое интегрированное занятие для детей старшей подготовительной группы и родителей.

Выставка творческих работ детей .

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ №1 - 16

«СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА»

 «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о золотом петушке»

 «Сказка о попе и его работнике Балде»

«Сказка о царе Салтане»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Уточнить понимание детей смысла незнакомых слов, встречающихся в тексте сказок.

2. Учить детей анализировать поступки персонажей сказок.

3. Показать детям, как речь характеризует героев сказок.

4. Учить передавать эмоциональное состояние героев, через коллективную творческую  деятельность.

5. Развивать в детях художественный вкус, рассматривая с ними иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Тема Белочки «Во саду ли, в огороде»

2. Тема Комара «Полет шмеля»  Н.А.Римский-Корсаков

3. «Царевна Лебедь»  Н.А.Римский-Корсаков

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

1. «В гостях у Шамаханской  царицы» - вечер восточных сладостей

2. «Государыня - Рыбка» - рисование в технике «волшебный рисунок» (восковыми свечами или мелками)

3. «Золотой петушок» - объемная аппликация

4. «Белка песенки поет, да орешки все грызет…» - постановка отрывка сказки  с помощью настольного театра

5. «Царевна - лебедь» - коллаж из природного материала

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЯМ:

Текст  сказок А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам, аудиокассеты, восковые мелки, акварельные краски, кисточки, альбомная бумага, цветной картон, цветная бумага, природный материал.

Итогом реализации данного этапа программы явились следующие формы работы детей:

1. «По сказкам А.С.Пушкина» - выставка творческих работ детей.

2. Встреча в музыкальной гостиной «Осень в Болдино»

3. «Унылая пора! Очей очарованье!...» - праздник Осени, посвященный творчеству А.С. Пушкина

ЗАНЯТИЕ №17-32

НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА Э.Т.А.ГОФМАНА

«ЩЕЛКУНЧИК»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Воспитывать послушание, внимательность.

2. Дать детям представление о том, что не существует ненужных людей.

3. Уточнить представление детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства.

4. Воспитывать доброту, отзывчивость, умение находить выход из сложных ситуаций.

5. Воспитывать милосердие и стремление помочь другу в беде.

6. Посредством музыки и иллюстрированного материала вызвать у детей

чувство сострадания к одним героям сказки и неприятие отрицательных качеств других.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

  1. Прослушивание музыкально-литературной композиции «Щелкунчик» на музыку П.И.Чайковского

       2. «Адажио» - дуэт Мари и Принца

       3. Тема Мышиного Короля

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

« Мышиный король» - лепка.

« Новогодние подарки» - рисование на сюжеты сказки.

Театрализованное занятие «Щелкунчик»

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЯМ:

Текст  сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик», иллюстрации к сказке, аудиокассета, видеоматериал, пластилин, стека, акварельные краски, альбомная бумага.

Итогом реализации данного этапа программы явились следующие

формы работы детей:

1 . «Сказка под Новый год» - выставка   творческих работ детей на сюжет  сказки

2. Новогодний праздник по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» с использованием музыки П. Чайковского

ЗАНЯТИЕ№ 33 - 49  

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «МОРОЗКО»

ПРГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1 .Воспитывать у детей навык произвольного, внимательного слушания сказки, помогать, не отвлекаясь следить за развитием сюжета.

2.Обогащать пассивный и активный словарь детей новыми образными выражениями. Уточнить смысл незнакомых слов: падчерица, хворост, базар,

кованый сундук, красна девица.

3.Учить точно и эмоционально отвечать на вопросы но содержанию сказки, давать образную характеристику героям.

4. Развивать навык оценки поведения и поступков героев сказки, стремление подражать положительным персонажам.

5. Развивать образное восприятие.

6. Учить передавать эмоциональное состояние героев, через коллективную творческую  деятельность.

7. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение видеть и передавать красоту зимней природы, при выполнении художественной творческой

работы в заключительной части.

8. Воспитывать навык дружелюбного взаимодействия при объединении отдельных работ в коллективное панно.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЧАСТЬ :

1. «Русская народная песня»  П.И.Чайковский

2. Образ Деда Мороза - «Дед Мороз»  Р.Шуман

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ :

1. «Морозко на новый лад» - постановка сказки в кукольном театре

2. «Жили-были две сестрицы…» - коллаж по мотивам сказки.

3. «Зимний узор» - рисование в технике «живая капля»

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЯМ:

Текст и иллюстрации к сказке «Морозко» , аудиозаписи, куклы, открытки, цветная бумага, картон, природный материал, гофрированная бумага, акварель, кисти клей.

Итогом реализации данного этапа программы явились следующие

формы работы детей:

1 . «Встреча в музыкальной гостиной -  Коляда»

2. «Ой, Мороз, Красный нос, мы тебя все знаем. И тебя, Дед Мороз, радостно встречаем…» Выставка творческих работ детей по мотивам сказки «Морозко»

ЗАНЯТИЕ № 50 - 66

 Г.Х.АНДЕРСЕН «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ

СОЛДАТИК».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1.Воспитывать в детях такие необходимые качества, как верность, стойкость и терпение,

2.Сформировать представление о воине как воплощении верности, стойкости и мужественности.

3.Развивать в детях логическое мышление, образное восприятие

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

 1. «Марш солдатиков» П.И.Чайковский

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

1. «Оловянный солдатик» - объемная аппликация.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЯМ:

Текст сказки Г.Х..Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», иллюстрации, цветная бумага, клей, ножницы, картон.

 Итогом реализации данного этапа программы явились следующие формы работы детей:

1. «А ну-ка парни»- КВН посвященный празднику 23 февраля (музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители)

ЗАНЯТИЕ № 67 - 83

«СПЯЩАЯКРАСАВИЦА» Ш. ПЕРРО

ПРОГРАММНОЕ С0ДЕРЖАНИЕ:

1. Помочь детям осознать, что у каждого человека есть свое предназначение, которое он призван осуществить в жизни.

2. На примере сказки учить детей различать жизненные ценности.

3. Используя репродукцию В.М.Васнецова «Спящая красавица» учить детей отличать сказочное на картине от возможного в жизни, а также различать разные культуры: русскую и европейскую.

4. Помочь детям осознанно прочувствовать западноевропейский характер сказки Ш.Перро и русский по атрибутике и духу мир картины В.М.Васнецова.

5. Драматизация сказки под музыку.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

П.И.Чайковский

1.Тема  злой феи

2. Образ спящей красавицы

8. Вальс

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

1.«Королевство Спящей красавицы» - рисование на «мокрой бумаге» под музыку  из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»

2. «Феи в гости к нам пришли»- аппликация

3.«Сочини сказку: если бы я была принцессой (если бы я был принцем)» - сказочная имидж-терапия  

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЯМ:

Текст сказки Ш.Перро «Спящая красавица», , репродукции  картин В.М.Васнецова на сказочные сюжеты, клей, цветная бумага, гофрированная бумага, ножницы, альбомная бумага, акварель.

Итогом реализации данного этапа программы явились следующие формы работы детей:

1. «Рыцарский турнир» (сказочные соревнования)

2.. «Добрая, добрая сказка»-  выставка творческих работ детей  по сюжетам сказки

3. «Спящая красавица» - театрализованное представление посвященное Дню театра

                                                  ЗАНЯТИЕ№ 84- 100

  Г.Х.АНДЕРСЕН «ДЮЙМОВОЧКА»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Уточнить с детьми значение непонятных слов, встречающихся в сказке. Помочь детям увидеть зависимость имен героев от их внешнего облика.

2. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы, через драматизацию сказки.

3. Учить детей быть внимательными и осмотрительными.

4. Развивать внимательность и заботу к окружающим.

5. Воспитывать милосердие и стремление помочь друг в беде.

МУЗЫКАЛБНАЯ ЧАСТЬ:

1 .Вальс цветов из балета «Щелкунчик»  П.И.Чайковского.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

1.Имидж -терапия «Загляни в гримерную»

2. «Дюймовочка» Постановка сказки в кукольном театре

3. «Волшебные феи цветочного королевства» Коллаж из природного материала на фоне, нарисованном в технике «монотопия»

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЯМ:

Текст сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», иллюстрации, аудиозапись, костюмы, природный материал для поделок, альбомные листы, акварельные краски, кисточки.

Итогом реализации даниого этаиа программы явились следующие

формы работы детей:

1.«Там живут Эльфы»  - экскурсия в парк

2. «Новые приключения Дюймовочки» - театрализованное представление

ЗАНЯТИЕ № 101- 117

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОЛОБОК»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Посредством сказки дать детям понять почему хвастовство не доводит до добра, почему опасно быть самонадеянным, нужно учиться послушанию.

2. Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.

3. Вызвать отрицательное отношение к хвастовству, лести и другим проявлениям гордости.

4. Учить детей быть осторожными в поступках.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Русские народные песни

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

1. «Колобок на новый лад»- постановка и обыгрывание сказки по ролям в кукольном театре

2. «Колобок - колобок, у меня румяный бок…» Объемная аппликация

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЯМ:

Текст русской народной сказки «Колобок», иллюстрации, куклы, атрибуты, клей, цветная бумага, картон

Итогом реализации данного этапа программы явились следующие формы работы детей:

«Колобок на новый лад»- постановка и обыгрывание сказки по ролям в кукольном театре

ЗАНЯТИЕ № 118 - 134

 «ЛЕСНЫЕ ДРУЗЬЯ»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Воспитывать у детей навык произвольного, внимательного слушания сказки, помогать, не отвлекаясь следить за развитием сюжета.

2. Развивать навык оценки поведения и поступков героев сказки, стремление подражать положительным персонажам.

3. Способствовать развитию эмоционально - волевой сферы через драматизацию сказки.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

  1. ф/н "Ах, Париж" (Танцевальная заставка)
  2. мотив "В глухомани, в лесу"
  3. мотив "Темно вишневая шаль»
  4. мотив "Я водяной"

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Постановка сказки «Лесные Друзья»

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЯМ :

Текст сказки «Лесные Друзья» иллюстрации, костюмы, атрибуты.

Итогом реализации даииого этаиа ирограммы явились следующие

формы работы детей:

Инсценировка сказки  «Лесные Друзья»

ЗАНЯТИЕ № 135- 144

«ТЕАТР ВЕЖЛИВОСТИ »

ПРОГРАММИОЕ СОДЕРЖАИИЕ:

1.Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям.

2.Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.

3. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

1."Волшебное слово" - инсценировка рассказа В.Осеевой

2. «Веселое настроение» - рисование  с использованием нетрадиционных техник

 МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЯМ:

1. Тексты В.Осеевой "До первого дождя", "Просто старушка", "Волшебное слово", Л.Н.Толстого "Косточка", "Котенок", Н.Носова "Карасик".

2.Декорации и атрибуты к инсценировке рассказа В.Осеевой "Волшебное слово", касса, билеты.

3. Кисти, краски, пленка, альбомная бумага

Итогом реализации данного этапа программы явились следующие формы работы детей:

1. «Картинки лета» - выставка рисунков

2. ."Волшебное слово" - инсценировка рассказа В.Осеевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Встречи с прекрасным" по становлению духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через ознакомление с музыкальным пространством родного города

Педагогический  проект реализован на базе детского сада №87 Октябрьского района города Барнаула. Проект расситан на детей старшего дошкольного возраста. ...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок.

Статья: Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок. Автор: О.В. Отченаш, воспитатель ГБДОУ детский сад № 52 Фрунзенского района Санкт-Петербу...

Детская субкультура как средство развития социально-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

В презентации даётся ответ на вопрос: что нужно сделать, чтобы ребёнок входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным....

Методическая рекомендация"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами сказки"

Духовно-нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования чел...

Проект "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста по средствам русских народных сказок"

Данный проек  расчитан для детей младшего дошкольного возраста и направлен на формирование у детей нравственных качеств посредствам приобщения их к русским народным сказкам....

Сказкотерапия как средство формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста

Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом. И поэтому основной задачей образования является формирование нравственной ли...

Презентация на тему: "Формы, методы и средства воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"

Актуальность духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим,...