Материалы для родительских собраний
методическая разработка на тему
Предлагаемые материалы можно использовать при проведении родительских собраний с использованием нетрадиционных форм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_k_roditelskim_sobraniyam.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психокоррекционная метафора
Жил-был мальчик. А рядом с ним жили большие-пребольшие горы, больше всего на свете он любил играть с ними в веселые «аукалки». «Привет!» - крикнет бывало им мальчик. «Привет…привет» - отвечают ему любимые горы. «Все хорошо!» - радуется мальчик. «Хорошо…хорошо!» - ласково вторят ему горы. «Я вас люблю!» - продолжает игру мальчик. «Люблю…люблю!» - отзываются эхом горы.
Однажды мальчик, как обычно подбежал к своим любимым горам и закричал: «Давайте играть!», а в ответ ни звука…Он еще раз позвал «Ау!». И тут раздался страшный взрыв. Мальчик испугался и убежал. Он не знал, что в горах началось строительство новой дороги.
Еще несколько раз мальчик с опаской подходил к своим горам, звал их, кричал, топал ногами, но все было без толку. Веселых «ауколок» больше не было: после строительства эхо просто ушло в другую сторону. В конце концов, мальчик обиделся и решил: «Обойдусь как-нибудь и без вас!» Отвернулся и пошел куда глаза глядят… С многими людьми он повстречался с тех пор, но все они говорили совсем не то, что ему хотелось бы услышать. Он искал эхо…
Психокоррекционная метафора
Жил-был мальчик. Рос он в простой, обычной семье. Мальчик был похож на всех мальчиков мира: что-то сломает, где-то громко закричит…Конечно, все вокруг надеялись, что из него выйдет что-нибудь путное. А пока его учили все кому не лень: «Не дерись!» Так только плохие мальчики делают…», «Ты злой и непослушный мальчик! Никакой управы на тебя нет!», «Будешь плохо учиться, ничего из тебя не выйдет!» и т.д. Шло время. Мальчик быстро подрастал, и однажды самостоятельно отправился в свое первое дальнее путешествие. И попался ему на пути большой красивый мешок, а на нем записка: «если ты плохой человек, возьми меня, я тебе в дороге пригожусь. Если же ты хороший, добрый человек, проходи мимо, - ты во мне не нуждаешься». «Интересно, что там лежит?» - подумал мальчик и открыл мешок. И все напасти, которые были спрятаны в мешке, выскочили на свет и облепили его со всех сторон. Так, обвешанный ими по самую макушку, он и вернулся домой. И все вокруг воскликнули: «Ну, вот! А мы что говорили!»
Информация к размышлению
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок оправдал ваши ожидания, прислушайтесь к предлагаемым ниже рекомендациям.
- «Не говорите НЕ!» С вами бывает так? Идешь и про себя думаешь: «Только бы не упасть…» Обязательно споткнешься. Дело в том, что частица «не» своего конкретного образа не имеет, она лишь отрицает что-то. Но для того, чтобы что-то отвергнуть, его сначала нужно себе представить (например, словосочетание «не собака», сначала представляем собаку, а потом домысливаем остальное).Но этот возникший образ уже задействовал функции нашего организма, настроил его на выполнение заданной программы («упасть, упасть»), поэтому и случается то, чего не должно было случиться. В любых ситуациях говорите своему ребенку вместо «не упади» - «иди осторожно», «не разбей – держи крепче», «не болей – будь здоров».
- «Незавершенное действие». Ребенок занес молоток над фарфоровой чашкой. Что обычно делает взрослый? Отбирает и молоток и чашку… В результате – слезы у ребенка, нервный срыв у мамы. Психологическая ошибка: ребенок настроился на удар, все мышцы его были к этому готовы, организм ждал завершения операции. И вдруг все отняли. Эти неразряженные настрои достигают своей критической массы – ребенок становится неуправляемым, агрессивным, истеричным невротиком. Чтобы этого не произошло, надо дать ребенку возможность завершить свое действие – конечно, в разрешенном виде, например, либо не молотком, либо не по чашке.
- Золотое правило человека-манипулятора: прежде чем что-то у кого-то отнять, надо обязательно дать ему что-то взамен.
- Давайте правильные установки. От этого зависит будущее ребенка.
Психологические ситуации
- В день Наташа задает несколько десятков вопросов: почему? откуда? зачем? Вопросы свидетельствуют о ее стремлении открыть для себя мир. Отвечать на многие из них нелегко.
В общении с дочерью мама не отмахивается от вопросов, проявляет к ним интерес, умело отвечает, побуждает дочь к новым вопросам. Не допускает безразличия, равнодушия, пренебрежительного отношения, высмеивания нелепых вопросов, небрежных и неумелых ответов. Мама заставляет ее подумать, стремиться возбудить интерес встречным вопросом, направить на поиск, наблюдение. Например, «Мама! Почему пластилин твердый, а вчера был мягкий ?», - спрашивает дочь. Мама советует ей помять пластилин теплыми руками или поставить коробочку около батареи. Девочка сама находит ответ, что в тепле пластилин становится мягким, а в холоде затвердевает.
Проанализируйте, умеете ли вы отвечать на детские вопросы? Что вам удается, а что трудно?
- Однажды воспитательница Нина Николаевна после занятия с детьми рисованием (все дети рисовали дождик) дала своим воспитанникам необычное задание – загадать загадку мамам: «А как они думают, на что дождик похож?»
На другой день Нина Николаевна спросила ребят: «Как вы выполнили мое задание? Интересно, что ваши мамы рассказали вам про дождик?»
- Мне мама ничего не сказала, - обиженно ответил Коля. – Она мне сказала, чтобы я ей глупые вопросы не задавал.
- А мне мама сказала, что дождик похож на спицы, - улыбнулась Верочка.
- А моя мама не знает, - вздохнул Толя. – Дождик, он и есть дождик, вот что она сказала мне.
- А моя мама, - восторженно проговорила Света, - сразу сказала: «Дождик-гвоздик!» А потом мы с ней сказку про дождик придумывали. Я вам сейчас расскажу. Света рассказывала и вся светилась от радости и гордости за маму.
Дайте оценку заданию воспитателя и ответам мам. Почему надо серьезно относиться к каждому детскому вопросу?
Рекомендации для родителей
Развитие познавательной сферы психики детей
Внимание
- Включайте в ваши занятия с ребенком игры и задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать сложный сюжетный рисунок, построить что-либо из конструктора, кубиков, прослушать и пересказать сказку.
- Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами. Учите запоминать несколько правил.
- Предлагайте детям повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами; неоконченные фразы, которые нужно закончить.
- Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей работы, находить и исправлять ошибки.
- Полезны двигательные упражнения: ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому.
- Периодическое переключение с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход сделает занятие интересным для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания.
Память
- При объяснении нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом наглядностей (картинок, рисунок, схем).
- Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
- сравнивать предметы между собой, находить в них сходства и различия;
- осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
- классифицировать предметы и явления;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Мышления. Речь.
- Включайте в игры и занятия с детьми задания на:
- сравнение пары предметов между собой;
- нахождение «лишнего» слова или изображения;
- складывание целого из частей (разрезные картинки, кубики, пазлы);
- последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
- осознание закономерностей (продолжи узор).
- задание на сообразительность, логические рассуждения.
Когда компьютер безопасен?
Материал для родительского собрания в форме «Хорошо – плохо»
Компьютер прочно завоевал свое место в учебно-воспитательных учреждениях, в общественных местах досуга и дома.
И действительно, занимательность «умных машин» не сравнить ни с телевизором, ни с каким-либо другим занятием. Компьютер представляет большой набор изобразительных средств: можно пользоваться линией, фигурой, можно создавать цвета и оттенки, ненужное стирать и т.д. Существует множество увлекательных развивающих игровых программ, которые, учитывая возраст, индивидуальные возможности и склонности ребенка, способствуют формированию у него абстрактного мышления и оказываю помощь в освоении учебного материала.
Но какие же проблемы связаны с компьютером?
Компьютерофобия. Ребенок боится, что не справиться с требованиями компьютера, им овладевает страх, которых проявляется в неуверенности, нерешительности, раздражительности. У детей беспокойных компьютер может спровоцировать усиление общего состояния тревоги.
Явление, противоположное компьютерофобии, - чрезмерная увлеченность, когда оторвать ребенка от электронной игрушки удается только со скандалом, - так красочен и динамичен виртуальный мир, в который он погружается и творит. Со временем этот мир начинает восприниматься как реальный. Дети эмоциональны, впечатлительны, в отличии от взрослых нечетко различают фантазию и действительность, потому так легко и доверчиво погружаются в жизнь компьютерных героев, со временем даже предпочитая ее жизни подлинной.
Когда ребенок на ты с персональным компьютером, это, конечно, неплохо. Однако, привыкнув к виртуальному миру, он начинает неадекватно воспринимать мир реальный, поскольку ему проще переходить от конкретных предметов, игрушек к образам, формируемым компьютерными средствами. А это в свою очередь, может привести к негативным изменениям в развитии его личности: ребенок уходит в себя, формируется аутизм, есть опасность возникновения невротических черт и даже болезненных состояний.
Наблюдения психологов показали, что у разных людей под влиянием длительных занятий на компьютере происходят неодинаковые изменения – у одних уровень интеллекта повышается, у других – снижается.
Следует особо остановиться на распространенных сегодня компьютерных играх «активного действия» - всякого рода «бегалках» и «стрелялках», которые таят тройную опасность.
Во-первых, вырабатывают у ребенка привычку к бездумным развлечениям и легкости в достижении цели, отучая от терпения и ослабляя силу воли, столь необходимые для серьезных интеллектуальных занятий.
Формируя быстроту реакции, эти игры резко сокращают способность сосредоточиться, что необходимо для успешного выполнения учебных задач.
Вторая опасность – отчуждение ребенка от общения с природой, сверстниками и родителями, и, наконец, может быть, самая главная опасность развлекательных игр – они допускают и даже стимулируют жестокость, формируют агрессивность мышления и агрессивную направленность развития личности в целом.
Психологи, врачи, педагоги, конечно, не выступают против игры как таковой – в игре ребенок познает мир, развивается. Они выступают против тех игр, которые отрицательно воздействуют на здоровье, интеллект и психику ребенка. Среди компьютерных игр таких, к сожалению, большинство. Нетрудно представить, что твориться в незащищенном сознании ребенка, когда он борется с чудовищами, приведениями и прочими монстрами. В любом возрасте бывает трудно защитить ребенка от неврозов, навязчивых страхов, лунатизма и прочих психических нарушений после общения с такими играми.
Сам по себе компьютер не плох и не хорош – это всего лишь машина. Результат общения с ним зависит от пользователя, от его разумного отношения. Чаще всего родителей беспокоит вопрос о влиянии компьютера на здоровье. Действительно, эта работа оказывает влияние на организм человека. Она сопровождается значительным изменением нервно-эмоционального статуса, требует значительного напряжения зрения, особенно функции аккомодации. Ведь большую часть времени ребенку приходится смотреть на экран, причем с близкого расстояния. Кроме того, периодически переводить взгляд с экрана на клавиатуру, благодаря чему система аккомодации глаза постоянно перестраивается. Это вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливает световая пульсация экрана. Глаз в этом случае испытывает большее напряжение по сравнению с чтением книг или просмотром телевизора. Кроме того, для рабочей позы характерно длительное напряжение мышц плечевого пояса.
Как добиться того, чтобы общение с компьютером было безопасно для здоровья ребенка?
Правило первое. Компьютер должен быть хорошего качества.
Правило второе. Машину следует располагать на столе в углу комнаты или задней ее частью к стене.
Правило третье. В помещении, где стоит компьютер, необходима ежедневная влажная уборка.
Правило четвертое. До и после работы на компьютере рекомендуется протирать экран чистой тряпочкой.
Правило пятое. Следует почаще проветривать помещение, а для того чтобы увеличить влажность воздуха, можно поместить в комнате аквариум или другие емкости с водой.
Правило шестое. Компьютерные программы должны быть высококачественными и соответствовать возрасту ребенка.
Правило седьмое. Важно правильно оборудовать рабочее место ребенка. Мебель следует подбирать по росту, чтобы при сидении за столом ноги стояли на полу или на специальной подставке.
Что можно сделать для воспитания учебной самостоятельности?
(материал для родительского собрания в форме «А я делаю так»)
…Начнем с самого главного – домашней психотерапии неуспеха ребенка. Относитесь к нижеследующим правилам с позиции трех китов осознанного сотрудничества со школой.
Правило первое. Не бейте лежачего. Отметка, расстроившая малыша, уже сама по себе наказание, и не стоит лишний раз попрекать его.
Правило второе. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте их «не более одного в минуту». По возможности, выберите из множества недостатков тот, который для вас сейчас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.
Правило третье. Не гонитесь за семью зайцами…Беритесь одолевать вместе те учебные трудности, которые наиболее значимы для вашего наследника. Если беспокоит скорость чтения, не требуйте одновременно выразительности.
Правило четвертое. Хвалите исполнителя, критикуйте исполнение. Это правило центральное! Учитель оценивает работу по школьным нормам. Ребенок же склонен воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность.
Правило пятое. Самое трудное правило. Оценка родительская и школьная отметка не должны совпадать! Домашняя оценка (в суждениях, а не в баллах) сравнивает сегодняшние успехи малыша с его собственными неудачами, а не только с государственными нормами оценивания. Как это делает учитель, выставляя отметки, и не с успехами других детей.
Правило шестое. Не скупитесь на похвалу, строя оценочные отношения с собственным ребенком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого неудачника, которого не за что было бы похвалить.
Правило седьмое. Учитесь выделять в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных действий. Оценивать учебный труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.
Правило восьмое. Дифференцированная оценка учебного труда может поставить перед малышом предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Попробуйте определить «составляющие» не удавшейся ребенку работы и начните последовательно и систематично продвигаться к успеху.
Правило девятое. Ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. «Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться – главного средства преодоления учебных трудностей. Самооценка ребенка не является зеркальным отражением оценок взрослых, хотя и вырастает на них», - отмечает психолог. Самооценка же ребенка, вырастающая на почве приведенных правил, поможет относиться к школьным отметкам (довольно несовершенная система, к сожалению) без стрессов, но осознанно.
Психотерапия неуспеха поможет эмоционально преодолеть, уменьшить болезненность неудач, менять отношение ребенка к своему труду. Именно так малыш обретает уверенность в собственных силах – основу учебной самостоятельности.
Помогите ребенку поверить в себя.
(материал для родительского собрания в форме «А я считаю так»)
Что ожидает первоклассника
Переход ребенка из детского сада, семейного круга в школу приводит к значительным изменениям в его жизни.
…Адаптационный период связан со стрессом, который приводит к ослаблению организма ребенка, повышению риска заболеваний и снижению эффективности обучения. Современные программы мало учитывают этот фактор, и на первоклассника ложится большая нагрузка. Для того. Чтобы он с первых шагов в школе не стал отстающим, не начал испытывать отвращение или страх к учебе, нужно готовить его к обучению еще в детском саду и в семье. Углубленная подготовка даст возможность ребенку получить удовлетворение от собственных знаний, поверить в свои силы.
«Ты сможешь все!»
Особое место занимает формирование ожиданий и установок ребенка на поступление в школу. Здесь очень важно «не перегнуть палку». Не следует обещать, что ребенка ждут сплошные лавры успеха, важнее настроить его на ежедневный труд. Но недопустимы и высказывания типа «Что же ты будешь делать в школе?»
Напротив, внушайте детям:
•Ты сможешь все, если немного постараешься;
•В школе можно многое узнать и многому научиться, если только захотеть;
•В классе можно найти новых хороших друзей, хотя вполне вероятно, что не все дети в классе тебе понравятся.
Объясните детям, что сначала они могут скучать по детскому саду, дому, все школьное ему может казаться чужим. Это чувство быстро пройдет, постепенно они привыкнут к новой обстановке
Вспомните о собственных чувствах и переживаниях в первом классе. Расскажите, как Вы ждали 1 сентября, не скрывайте, если сами испытывали тревогу.
Настройте детей на то, что у них будут новые обязанности. Подчеркните, что они подросли, стали взрослее. Это означает, что им будут не только больше доверять, но и больше с них требовать.
О важности оценок.
Ребенок сам должен учиться оценивать, насколько добросовестно работал, все ли сделал, что мог.
В этой связи от взрослых требуется:
•Объективно оценивать результаты работы будущего школьника;
•Сравнивать различные результаты деятельности ребенка, находить причины неудач. Обязательно намечать пути исправления ошибок;
•Выяснить, что ребенок сам думает по поводу своей работы, как ее оценивает, что у него не получилось, почему;
•Выразить уверенность, что в предстоящем обучении, он добьется хороших результатов;
•Поддерживать само стремление к творчеству и трудолюбие.
Пожелания к воспитательному внушению.
(материал для родительского собрания в форме «Советы бывалого»)
1.Давать себе время. Научиться выдерживать паузы. Лучше ничего не сказать, чем сказать ничто. Некоторая медлительность старших всегда действует внушающе.
2.Давать ему время. Ребенок не автомат. Если необходимость вынуждает к немедленности, твердо и решительно, но обязательно весело приказывайте. Если ребенок начинает перепираться, повторите приказ более властно, мягко обнимите и уведите ребенка.
3.Не внушать отрицательное. «Вот сейчас тебя собака съест!» Даже если тут же забудется, отрицательное внушение сделает свое дело. Страх, ужас, ненависть проснутся в другое время, в другом месте…
4.Внушать положительное. Несмотря ни на что, они хорошие дети, и несмотря ни на что, жить можно, и жить хорошо. Примем закон: Каждый день с ребенком начинать радостью,
заканчивать миром.
5. Не внушать нереальное. Сказки нужны, и не только детям, но знание жизни куда важнее. Самые глубокие пессимисты происходят от детей, воспитанных чрезмерно оптимистически.
6. Давать отдых от внушений, во всяком случае, от однообразных внушений. Ребенку нужно время распоряжаться собой полностью – нужна своя доля свободы.
7. Пример – под вопрос. То и дело слышим, что нам надо быть для детей примером, давать образец. Но думайте не столько о безупречности образца, сколько о духе взаимоотношений. Если они доверительны и искренни, ребенок возьмет лучшее.
8.Уважайте тайну. Мы оберегаем свой суверенитет от самых близких и дорогих людей, дадим это право и ребенку.
9. Учитывать состояние. Спросим себя, понимаем ли мы:
• Что полчаса после сна и полчаса перед сном никогда и ни у кого не должно быть эмоционального и умственного напряжения;
• Что ребенок, теряющий уверенность, хуже соображает, медленнее растет;
• Что знание, усвоенное без радости, не усвоено?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родительского собрания "По дороге в детский сад"
Эмоциональное благополучие ребенка является одной из важнейших задач современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и пси...
"Из чего складывается трудолюбие?" материалы к родительскому собранию.
Все лучшие человеческие качества: трудолюбие, отзывчивость, внимательность, целеустремленность и др., вырабатывается в семье и поэтому на вас родителей ложится большая ответственность – привить нашим ...
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.
Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...
Материалы к родительскому собранию во 2 гр. дошкольников раннего возраста (2-3года). "Особенности развития и адаптации детей"
В прилагаемом архиве содержатся материалы для выступления педагогов на родительском собрании во 2 группе раннего возраста (дошкольнико 2-3 лет)...
Материалы для родительских собраний в нетрадиционной форме
Вы набрали новую группу и вам приходиться заниматься не только адаптацией детей к детскому саду, но и психологической поддержкой родителей. Ничто так не сближает, как совместная деятельность в доверит...
Материалы к родительскому собранию.
Родительское собрание - одна из оснавных форм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. К сожалению, очень часто родительские собрания ограничиваются решением лишь организационных вопросов. Умело...
Сохраните мир в семье! материалы для родительского собрания.
Материал для родительского собрания...