Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС ДО"
статья по теме

Кондратьева Татьяна Николаевна

Статья из опыта работы раскрывает основные направления работы с родителями в рамках введения ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья из опыта работы21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «28 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Статья из опыта работы на тему:

«Взаимодействие ДОУ и семьи

в рамках введения ФГОС ДО»

        Подготовила:

Т.Н. Кондратьева

2015 г.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт) радикально меняется философия взаимодействия ДОУ с семьей: не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольного учреждения, а дошкольное учреждение должно сделать всё, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, напротив, сблизить (при необходимости) детей и родителей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи.

Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Поэтому, набрав в 2014 году группу малышей, я особое внимание уделила проблеме взаимодействия детского сада и семьи.

Изучив Стандарт, я выяснила, что детский сад должен «повернуться» лицом к семье, оказать ей  помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Так, родители моей группы имеют возможность свободно, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.  Родители знают, что именно они несут ответственность за воспитание детей, а мы, воспитатели, помогаем, дополняем их воспитательную деятельность.

По Стандарту, взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Поэтому работу с родителями я строю по трем основным направлениям:

  1. Информационно-аналитическое направление.

С целью изучения семьи и выяснения образовательных потребностей родителей, я провела анкетирование на темы: «Давайте познакомимся», «ДОУ глазами родителей». Анализ полученных результатов анкетирования, помог мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к тому, что условно я разделила родителей на три группы:

1. Родители – активисты, которые с удовольствием участвуют в воспитательно – образовательном процессе и в жизни группы и детского сада. Это родители, заинтересованные в успешности своих детей.
        2. Родители – исполнители, которые принимают участие в жизни группы при условии значимой мотивации. Это родители, заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов.
         3. Родители – наблюдатели. Это равнодушные к воспитательно-образовательному процессу родители.

Таким образом, у меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий. 

Также в данном направлении работа осуществляется в процессе общения  с родителями во время приема и прощания с детьми, в ходе индивидуальных бесед с родителями.

  1. Организационно-просветительское направление.

Это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого я провожу групповые родительские собрания, круглые столы, тренинги и деловые игры с родителями. Оформляю папки – передвижки, информационные стенды, консультации и доклады по запросам родителей, также в группе функционирует «Почта доверия» (ящик для вопросов и предложений родителей). Планирую участие родителей в педагогических советах МБДОУ №28, педагогических конференциях.

  1. Досуговое направление.

Это направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным и полезным. В группе проведены:

  • Праздники: «Новый год», «Осень в гости к нам пришла», «Мамин праздник», «Широкая масленица», «День птиц», «День смеха». В летний период планируются проведение следующих праздников и мероприятий: «День защиты детей», «Сабантуй», «День Нептуна».
  • Совместные выставки: «Здравствуй, солнце золотое», «Противопожарная безопасность», «В стране правил дорожного движения».
  • Совместные конкурсы: «Лучшее спортивное оборудование, сделанное своими руками», « Новогодняя фантазия», «Волшебный цветок», «Лучшая дидактическая игра по правилам дорожного движения».
  • Оформление стенгазет: «Группа «Улыбка», «Растем самостоятельными», «8 Марта», «23 февраля», «В стране ПДД».

В своей работе я использую традиционные формы взаимодействия с родителями, варьируя их с инновационными технологиями. Так в моей практике широко применяется видеомонтаж. Снятые на видео режимные моменты, образовательная деятельность детей, утренняя гимнастика, демонстрируют родителям достижения ребенка, его положительные качества и способности. И мы, воспитатели, в такой позитивной роли воспринимаемся родителями как равноправные партнеры в воспитании ребенка. Мной тщательно и серьезно готовится любое, даже самое небольшое, мероприятие по работе с родителями. Я считаю, что главное в этой работе – качество, а не количество.

Таким образом, я стала более инициативна, смелее в работе с родителями –  проявляю творчество, выдумку, фантазию в целях претворения новых идей в жизнь; стала теснее и ближе общаться со всеми родителями группы, а не только с активной ячейкой, привлекая их к групповым мероприятиям. Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас – со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы. Наши взаимоотношения стали партнерскими и можно смело сказать, что совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на развитие воспитанников.

Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно только при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, взаимодействие ДОУ и семьи осуществляется успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОО с семьей в условиях введения ФГОС

Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников...

Взаимодействие ДОО и семьи в рамках введения ФГОС дошкольного образования

Цель нашей работы: вовлечь родителей (законных представителей) в единое образовательное пространство, установить партнёрские отношения....

Доклад по теме: "Взаимодействие ДОО и семьи в условиях введения ФГОС ДО".

ФГОС ДО дает возможность , по-новому взглянуть на взаимодействие ДОО с родителями с целью создания единого образовательного пространства.Что значит взглянуть по-новому на взаимодействие ? Информа...

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Данная статья предназначена для воспитателй ДОУ в качестве планирования работы с семьями воспитанников в условиях ФГОС ДО...

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС ДО

Одним из условий успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей непосредс...

СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОО является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноце...

Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках введения ФГОС дошкольного образования

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родител...