статья на тему " Взаимодействие с семьёй воспитанника"
статья на тему
Материал о работе с семьями воспитанников в дошкольном образовательном учреждении. Приоритетность направления работы с родителями, согласно ФГОС ДО. Формы работы с родителями воспитанников. Календарный план работы педагога-психолога с семьями воспитанников. Ссылки на литературные источники по тематики "работа с семьями воспинтанников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 69 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Статья по теме
«Работа с семьёй»
Как одно из приоритетных направлений в работе дошкольного учреждения
Составлено:
Педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 69 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Ольга Николаева Яковлева
Санкт-Петербург
Одним из приоритетных направлений государственной политики современной России является стимулирование рождаемости, укрепление института семьи и воспитание ответственного родительства.
Семья-это первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности.
Модель отношений в семье закладывает основу социализации ребёнка.
Итогом выполнения функций семьи является: чувство эмоциональной защищённости у ребёнка, возможность ребёнка активно познавать мир, умение ребёнка устанавливать контакты с окружающими.
К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной выполнять в достаточной мере эти важные функции.
Нарушение этих функций сказывается на психическом и физическом развитии ребёнка.
В настоящее время все чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером, встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д.
Преобразование воспитательной ситуации в семье возможно путем просвещения и обучения родителей, расширения уже имеющегося у них педагогического опыта и приобретения новых знаний, которые будут способствовать качественному изменению отношений в семье. Многие родители хотят научится лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, которые они могут использовать на доступном им уровне.
Родителям необходима краткая, емкая информация, которая поможет им справляться с затруднениями в повседневной жизни, в решении их индивидуальных проблем.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей через распространение информации и приобретение практического опыта проходит в несколько этапов:
1.предоставление возможности родителям понять поведенческие и эмоциональные проблемы ребенка (детские страхи, застенчивость, повышенная тревожность, агрессивность, возрастные изменения);
2. формирование у родителей умения взаимодействовать с ребенком на основе полученных знаний, оказания помощи и поддержки ребенку, оптимальных для его развития;
3.улучшение понимания и оценки родителями своих взаимоотношений с ребенком;
3.поддержка родителей в сложных ситуациях
Форма и методы работы педагога-психолога с родителями воспитанников:
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из направлений в работе дошкольного учреждения является работа с родителями (законными представителями) воспитанников.
Взаимодействие педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ реализуется посредством разных форм работы.
Используются традиционные и нетрадиционные формы работы.
К традиционным формам относятся:
коллективные: родительские собрания, групповые консультации, семинары;
индивидуальные: индивидуальные психологические консультации, беседы;
наглядные: папки «Рекомендации», стенды, дни открытых дверей
К нетрадиционным формам относятся:
информационно-аналитические формы: анкетирование, опрос, метод незаконченных предложений
наглядно-информационные формы:
Стенд «Советы педагога-психолога», сайт «Вестюша» с фотографиями и описанием проведённого педагогом-психологом мероприятия в детском саду
Информационно-просветительские формы:
папка «Рекомендации педагога-психолога»
Методы формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к процессу воспитанию относятся:
Семинары - практикумы: анализ и решение педагогических задач
Тренинги - игровое моделирование поведения
познавательные: семинары-практикумы, лекции на заданную тему,
«родительская почта» (вопросы и ответы),
досуговые: это совместные досуги, праздники, тренинги с элементами игры
Первичными формами взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи является Информационно-аналитические формы.
Основной задачей Информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых знаний, об отношении в семье к ребёнку, о запросах, интересах и потребностей родителей в психолого-педагогической информации.
Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного образовательного учреждения, повышение эффективности воспитательно - образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с родителями. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести анкетирование, интервьюирование, проведение опросов, беседы.
Анкетирование
Один из распространённых методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установка контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка
Опрос
Метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью), или опосредованном (анкетирование) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.
Метод незаконченных предложений
Позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки человека (родительские установки), его отношение к другому человеку (своему ребёнку) и ситуации (взаимодействию с ребёнком).
Методика «Письмо своему ребёнку»
Позволяет понять свои чувства. Взглянуть на ситуацию со стороны.
Семинары-практикумы включают в себя как информационно-теоретическую часть, основанную на разработках психологии развития, так и практическую часть, позволяющую развивать необходимые навыки, приобретать практический опыт, исследовать собственные личностные ресурсы. В практической части используются различные игры, упражнения, задания на поиск решения педагогических задач, игровое моделирование др. методы.
Основной целью Лекций на заданную тему является психолого-педагогическое просвещение родителей по актуальным вопросам эффективного взаимодействия родителей с ребёнком. Структура проведения лекции включает в себя: теоретическое освещение вопроса, обсуждение и ответы на вопросы родителей.
«Родительская почта» позволяет выявить актуальные вопросы родителей для дальнейшего взаимодействия с педагогом-психологом, подготовить материал по данному вопросу.
Родительский клуб – группа родителей воспитанников, ориентированная на активную работу с педагогом – психологом в течение всего учебного года. Такая аудитория состоит из родителей воспитанников разных групп детского сада. Позволяет изменить у родителей своё отношение к взаимодействию с ребёнком с помощью ряда активных методов: лекций, игр, тестов, семинаров-практикумов, тренингов.
Индивидуальные консультации проводятся с целью повышение родительской компетенции в вопросах возрастной психологии, методах воспитания детей.
Папка «рекомендации педагога-психолога» представлена в каждой группе детского сада. Целью является повышение родительской компетенции методом структурированных инструкций к действию в конкретной ситуации.
Тренинг - групповая форма работы, направленная на решение определённых задач посредством проигрывания ситуаций.
Доклад с элементами презентации - информирование родителей о результатах исследования (диагностики)
Использование активных методов взаимодействия с родителями:
-ставит родителей в активную позицию, позволяет сделать родителей активными участниками педагогического процесса;
-повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом;
-с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи (имеют диагностическую функцию);
-родители получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психологических знаний и навыков.
Темы работы педагога-психолога с родителями воспитанников
месяц | Тема |
СЕНТЯБРЬ | Информирование родителей о задачах работы педагога-психолога. Адаптация детей к условиям ДОУ. Создание «Родительского клуба». |
ОКТЯБРЬ | Конфликты у детей. Значение игры в развитии личности ребёнка. Возрастные особенности детей. Готовность к школе: понятие, критерии. Тренинг (родители и дети) |
НОЯБРЬ | Агрессия у детей. Причины. Профилактика. Особенности гипперактивного ребёнка. Влияние семьи на развитие личности ребёнка. Тренинг (родители «клуба») |
ДЕКАБРЬ | Кризис трёх лет. Как его пережить, сохранив с ребёнком доверительные отношения? Тренинг (родители и дети) |
ЯНВАРЬ | Причины непослушания ребёнка. Дисциплина с любовью Как привить ребёнку дисциплину |
ФЕВРАЛЬ | Техника «активного слушания». Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста. |
МАРТ | Неврозы, тревожность и страхи у детей. Причины. Профилактика. Тренинг (родители и дети) |
АПРЕЛЬ | Техника «Я-ты сообщения» Тренинг: (родители «клуба») «Моделирование поведения в отношении с ребёнком» |
МАЙ | «Детская ложь. Причина. Что делать родителю, если ребёнок лжёт» Игры с песком и водой. Разнообразие игр и их терапевтический эффект. |
ИЮНЬ | Профилактика «Я и мой малыш» «Адаптация. Как её облегчить» (день открытых дверей вновь поступающим детям) Игровой тренинг. |
Реестр избранных статей из справочника педагога-психолога по теме «работа с семьёй»
Год | № | Название статьи |
2011 | 1 | Семинар-практикум с родителями и детьми 5-6 лет «Играем вместе с детьми» |
2011 | 2 | Исследование взаимосвязи детско-родительского взаимодействия и положения дошкольника в группе сверстников Методики: «Взаимодействие родитель–ребенок», «Секрет», «Два дома». Анализ результатов по опроснику И.М. Марковской. Определение социометрического статуса дошкольников. Типы социометрического статуса. Популярные и непопулярные дети. |
2011 | 4 | Организация взаимодействия педагога-психолога с родителями в условиях семейного клуба «Пчёлка» Организация и структура работы Клуба. Примерная программа встречи с родителями. Образцы анкеты и опросного листа. Степаненко Н.М. |
2011 | 6 | Родительское собрание «Семья глазами ребенка» Своеобразие родительского собрания-студии. Этапы собрания. Конспект родительского собрания |
2012 | 2 и 3 | Методика «Родительское сочинение» Диагностика особенностей родительской позиции и типа семейного воспитания, выявление особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Три группы параметров анализа сочинения. Интерпретация результатов обследования. Карабанова О.А. |
2012 | 3 | Родительское собрание «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей» Конспект родительского собрания. Анкета для родителей. |
2012 | 4 | Исследование эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (методика ОДРЭВ) Характеристики детско-родительского взаимодействия. Валидность методики. Процедура проведения обследования. Текст опросника ОДРЭВ. Захарова Е.И. |
2012 | 5 | Тренинговая программа по гармонизации детско-родительских взаимоотношений Лучшая разработка тренинговой программы для родителей среди педагогов-психологов ДОУ г. Альметьевска Мудрых Р.Н. |
2012 | 6 | Организация и проведение педагогом-психологом родительских собраний.Основные функции психолога, ведущего работу с группой родителей. Этапы подготовки к родительскому собранию. Общие требования к построению взаимодействия психолога с родителями. Приемы активизации творческого потенциала родителей в условиях группы. План работы родительского клуба |
2013 | 8 | Тренинг для родителей «Стили семейного воспитания» Сидельская О.А. |
2013 | 7 | Родительский клуб «Учимся общаться с ребёнком» Кукушкина М.В., Вжесинская Т.Н. |
2013 | 7 | Психолого-педагогический семинар-практикум «Школа молодых родителей» Бирюкова Т.М., Кириллова Ю.В. |
2014 | 1 | Формирование детско-родительских отношений в ДОО План работы родительского клуба "Семь Я". Содержание и структура встреч. Сценарий встречи "В гостях у Деда Мороза" Айкашева Т.В. |
2014 | 4,5 | Анализ семейной истории в психологическом консультировании (семейные стереотипы, правила, границы) - №4 (мифы и стабилизаторы) - № 5 А.В. Фокина |
2014 | 5 | Диагностика привязанности ребёнка к матери Е.А. Нечаева |
2014 | 5 | Родительское собрание-диспут «Стили воспитания в семье и личность ребёнка, или Что посеешь, то и …» С.Ю. Прохорова, Е.Б. Хижова |
2014 | 8 | Диагностика детско-родительских отношений: проективный тест «три дерева». А.З. Губайдуллина |
2014 | 9 | Родительские запреты (тренининг-беседа с родителями) Н.Ю. Филимонова |
2014 | 10 | Повышение психолого-педагогической компетенции родителей С.Н. Клёмина |
2015 | 1-3 | Программа «На пороге школы» для детско-родительской группы М.Н. Фоминова |
2014 | 4 | Игровое взаимодействие с детьми в ДДО Н.В.Устинова |
2015 | 2 | Психодиагностические методики оценки привязанности ребёнка к родителям Д.В. Иноземцев |
2015 | 2 | Взаимодействие с ребёнком в ситуации развода родителей А. В. Сорин |
Литература
для педагога-психолога:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.
- Гарбузов В.И. От младенца до подростка. Размышления о развитии и воспитании ребёнка. СПб.: Респект, 1996 г.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком КАК? М.: MASSMEDIA, 1995 г.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. ТАК. М.: ACT, Астрель; Владимир: ВКТ, 2008 г.
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира. СПб.: Тускарора, 2000 г.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009 г.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 г.
- Как предупредить отклонения в поведении ребенка А.И. Захаров Москва «Просвещение» 1986 г.
- Детские страхи (решение проблемы в условиях детского сада) Т.В. Бавина, Е.И. Агаркова Москва 2008 изд. Аркти Лаборатория Антона Маниченко 2010 г.
- Лжёт ли Ваш ребёнок? Е. Герасина Изд. АСТ Москва 2006 г.
- Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников В.Я. Зедгенидзе Изд. Айрис пресс М 2005 г.
- Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду И.Л.
Арцишевская Изд. Книголюб М.2004 г.
- Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта В.Г. Каменская Изд. Детство пресс СПб, 1999 г. 14.«Конфликтные дети» Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова Изд. «Эксмо», Москва 2010 г.
15.Если у ребёнка страхи Е.И. Шапиро Изд. Детство пресс СПб, 2011 г. Детские страхи (решение проблемы в условиях детского сада) Т.В. Бавина, Е.И. Агаркова Москва 2008 г. изд. Аркти
16. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет Автор-составитель Е.В.Шитова, Волгоград, изд. «учитель» 2009 г.
17. Также избранные статьи из справочника педагога-психолога
Литература для родителей воспитанников:
- Гарбузов В.И. От младенца до подростка. Размышления о развитии и воспитании ребёнка. СПб.: Респект, 1996 г.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком, как? М., 2005 г.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так. М., 2010 г.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями. М., 1999 г.
- Ступени общения от года до шести Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова Москва Ингор 1996 г.
- 10 законов воспитания ребенка Ирина Маниченко Группа авторов Леванов, Волошина, Плешаков, Соболева, Телегина, 2-ое издание Изд. Питер 2009 г.
- 10 секретов воспитания И. Маниченко Изд. Умница 2011 г.
- Воспитываем ребёнка без окриков и упрёков Н.С. Резникова Изд. Мой мир Москва 2008 г.
- «Расти, первоклашка» Энциклопедия для родителей под ред. Профессора М.М. Безруких Москва, Эксмо, 2010 г.
- У нас разные характеры... Как быть? Ю. Б. Гиппенрейтер АСТ Москва 2013 г.
- Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своём ребёнке. Тесты Л. Матвеева, И. Выбойщик, Д. Мякушкин Москва «АСТ-ПРЕСС» 1997 г.
- Спокойной ночи, малыш! Л. Образцова АСТ сова Москва Петербург 2006 г.
- Популярная психология для родителей Под ред. А.С. Спиваковской Союз СПб, 1997 г.
- Я сама воспитываю ребёнка Г.Е. Коляда Минск 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Взаимодействие инструктора по физической культуре с семьёй".
В статье описаны варианты форм взаимодействия инструктора по физической культуре в детском саду с родителями....
Взаимодействие с семьёй воспитанников в коррекционной работе учителя-логопеда.
Обобщение опыта работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями в коррекционном процессе в современных условиях....
Планирование взаимодействия с семьёй воспитанников.
Планирование взаимодействия с семьёй воспитанников....
Статья на тему: "Взаимодействие инструктора по физической культуре с семьёй"
Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственное здоровье.Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле — здоровый дух”.Здоровая семья – здоровая на...
План работы по взаимодействию с семьёй воспитанников
Установление отношений партнерского сотрудничества с семьей....
«Геокешинг как одна из технологий для развития поисковой активности детей дошкольного возраста, а так же успешного взаимодействия с семьёй воспитанников»
мастер-класс (авторская разработка)...
Статья на тему: "Взаимодействие с семьями воспитанников"
Статья о современных формах работы с семьями воспитанников....