ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В КУ ХМАО-ЮГРЫ «УРАЙСКИЙ СПЕЦИАЛЕЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА»
материал на тему
Для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявления особых образовательных потребностей. В связи с этим огромная роль отводится психолого-педагогической диагностике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika.docx | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В КУ ХМАО-ЮГРЫ
«УРАЙСКИЙ СПЕЦИАЛЕЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА»
Для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявления особых образовательных потребностей. В связи с этим огромная роль отводится психолого-педагогической диагностике, позволяющей:
-своевременно выявить детей с граниченнными возможностями;
-выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
-обеспечить отимальный педагогический маршрут;
-обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка в дошкольном учреждении;
-спланировать коррекционные мероприятия , разработать программы коррекционной работы;
-оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
-определить условия воспитания и обучения ребенка;
-консультировать специалистов, воспитателей, родителей.
Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование оценку развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавателную деятельность, поведение эмоции, волю, состояния зрения, слуха, двигательной сферы, самотическое состояния, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психологопедагогическое обследование.
Своевременное выявление первоначальных отклонений в развитии и поведении ребенка, могут рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке. Например с изучения медицинского анамнеза ребенка (или беседа с родителями). Но у нас бывают случаи, когда анамнез ребенка не известет, что услажняет нашу задачу.
Психологическое обследование дожно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики.
В своей работе мы используем тест «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (Г.В. Пагтюхина, К.Л. Печера, Э.Л. Фрукт). В методике проводится сугубо качественная оценка развития ребенка, детально и последовательно представлены различные показатели психического развития младенцев.
Первый год жизни.
Диагностируя детей первого года жизни очень важно установить близкий контакт с ребенком. Контакт должен проходить в привычных для ребенка условиях, малыш должен быть здоров. Для диагностики подбирается материал, аналогичный используемому в самостоятельной деятельности. Одновременно проверяется развитие ребенка не более чем по 2-3 показателям. Ряд показателей может быть выявлен без специального материала в обычных естественных условиях. Так происходит при выявлении умений и навыков во время режимных процессов (придерживает бутылочку руками, ест с ложки, спокойно относится к высаживанию на горшок и.т.д.). Мы проводим диагностику, пользуясь определенной методикой выявления умений и ответных реакций ребенка.
Посколько на первом году жизни ребенок развивается наиболее стремительно, его НПР контролируется ежемесячно, в дни близкие ко дню рождения ребенка (+ - 2-3 дня). Диагнастируя развитие ребенка необходимо, прежде всего, определить развитие ведущих линий, возраст развития ребенка. Это линии, которые в данном периоде формируються наиболее интенсивно и оказывают влияние на дальнейший ход развития ребенка. По методике, с которой работаем мы, на протяжении 1-го года жизни проверяется состояние 8 линий развития: зрительные и слуховые ориентировачные реакции, эмоций и социального поведения, общих движений, действий с предметами, понимания речи, подготовительных этапов активной речи, навков и умений. (Таблица № 1)
Каждый ребенок проверяется по показателям своего возраста. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, его проверяют по показателям предыдущего возрастного периода.
За нормальное развитие на первом году жизни принимается формирование умений в пределах + - 15 дней от возраста, принятого за норму. Умения, формирующиеся до верхней границы нормы., т.е раньше на 16 дней, 1 месяц и более свидетельствует об ускоренном или раннем развитии.(У нас в Доме ребенка конечно таких детей единицы). Овладение умениями с задержкой до 1 месяца указывает на замедленный темп развития. Формирование умений с задержкой до 2 месяцев классифицируется как отстование. Овладение умениями с задержкой на 3 месяца и более свидетельствует о значительном отставании, расценивается как состояние пограничное с нормой и нетипичное. В типичном – выделяют 3 степени в зависимости от количества линий, по которым ребенок отстает.
По результатам диагностики в зависимости от темпа развития дети распределяются по 4 группам, предложенным К.Л.Печерой. (Таблица № )
- Группа Дети с опережением в развитии на 1-2 эп.срока, дети с нормальным развитием.
- Группа детей с развитием на 1 эп.срок с нетипичным, негармоничным развитием (где часть показателей выше, часть ниже нормы на 1 эп. срок).
- Группа детей с задержкой в развитии на 2 эп.срока с дисгармоничном развитии (часть показателей ниже на 1 эп.срок часть на 2 эп.срока.
- Группа детей с задержкой в развитии на 3 эп.срока с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эп. срока, часть на 3 эп.срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).
- Группа дете й с отстованием на 4-5 эп.срока с дисгармоничным развитием.(часть показателей ниже нормы на 1-2 эп. срока некоторые могут соответствовать норме).
Приведу конкретный пример результата диагностики.
Никита, возраст 4 месяца :
-зрительные ориентировачные реакции на -4 месяца
- слуховые ориентировачные реакции на - 1 месяц
- эмоции и социальное поведении на – 4 месяца
- движении и действие с предметами – 4месяца
- движения общие – 4 месяца
- навыки и умения на -4 месяца
- активная речь (подготовительные этапы) – 1 месяц
Сравнивая полученные данные с нормативными показатеалями, можно определить «актуальную зону развития ребенка», т.е. какими умениями и навыками владеет ребенок на настоящий момент. Из полученных данных видно, что ребенок отстает в развитии слуховых ориентировачных реакциях и подготовительных этапов развития активной речи на 3 эпикризных срока.
Одновременно выявляется и «зона ближайшего развития», «область не созревших, но созревающих процессов», которые могут быть сформированы при помощи взрослого, его педагогических назначений.
Никита получит назначение на следующий месяц в виде корригирующих развивающих игр и занятий;
-в зрительно ориентировачных реакциях – на 5 мес.;
-в слуховых ориентировачных реакциях на 2 мес.;
-в эмоциях и социальном поведении – на 5 мес.;
-в движениях общих – на 5 мес.;
-в движениях руки и действиях с предметами – 5 мес;
-в активной речи (подготовительные этапы) – на 2 мес;
-в навыках и умениях – 5 мес;.
Результаты диагностики заносятся в индивидуальную «Карту нервно-психического развития ребенка». В ней отражены данные развития в каждом эп. сроке по всем линиям, отмечается группа развития, назначения на следующий возрастной период. Состовляется индивидуальная програма развития.
Материал используемый при диагностике:
Это яркие звучащие игрушки, ширма, погримушки, пирамидки , мячи .. и.т.д.
На 2-ом год ужизни в развитии ребенка выделено четыри периода:
- от 1 года1.мес.до 1года.3 мес.
- от 1года 4мес.до 1года 6мес.
- от 1года7мес.до 1года 9 мес.
- от 1 года10 мес. до 2 лет.
Развитие детей 2 года жизни проверяется по следующим линиям:
- развитие понимания речи;
- развитие активной речи;
- сенсорное развитие;
- развитие игры и действия с предметами;
- развитие движений;
- формирование навыков.
Такое выделение является условным, так как, с одной сторон, отмечается определенная связь между линиями развития, относящимися к формированию различных умений, с другой каждая линия развития в результате формирования определенных функций. Так например, развитие активной речи связано с развитием артикуляционного аппарата ребенка, способности подражания речи взрослого, формированием функции обобщения в речи, социальных связей, эмоциональной сферы ребенка.
Тем не менее, каждая линия развития выражает собой определенные умения ребенка говорить, играть и.т.д. Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка, хотя и не охватывает всего развития.
Наиболее информативный показатель- развитие активной речи. Анализ этого показателя в условиях коллектива четко выявляет неблагополучие ряда факторов (период адаптации, анамнеза ребенка, педагогических воздействий). Поэтому развитие активной речи ребенка, с одной стороны, требует особого внимания со стороны взрослых как показатель наиболее сложный и вновь формирующийся, а с другой, информирует о каких-то неблогаприятных условиях воспитания ребенка.
Также результаты заносятся в индивидуальную карту НПР, состовляется индивидуальная программа. На следуюший эпикр срок проводится диагостика и отмечается динамика за прошедший период.
Материал используемый при диагностике:
Кубики, матрешки, пирамидки, Доски сегена, почтевый ящик. Разрезные картинки и.т.д.
С 18 мес. можно оценить память ребенка, по памяти должен выполнить 3-4 действий,проверить понимание инструкции выполнить 2 инструкции.
На третем году жизни в развитии ребенка выделено 2 полугодия . В каждом из них намечаются следующие линии:
- активная речь
- игра;
- конструктивная деятельность;
- изобразительная деятельност;
- сенсорное развитие; ( цвет, форма)
- навыки;
- движение;
В три год мы также можем уже оценить внимание, попросить ребенка найти предложенное изображение на столе. В три года- находит 5-6 изображений из 10.
Во время диагностики, отмечается как ребенок вступает в контакт со взрослым, его настроение и желание сотудничать, эмоциональное состояние, заинтересованность.
Результаты диагностики заносятся в протокол обследование. Состовляется индивидуальная программа. Намечается коррекционная работа по проблемным линиям развития.
Руководствуясь положением о работе психолого-педагогической комиссии Дома ребенка (утв. Приказом Минздрава РФ от 24 января 2003 г. № 2).
В Доме ребенка созданна своя Медико -психолого-педагогическая комиссия.
Работу комисси возглавляет заместитель главного врача по медицинской работе Бассова Г.А., в состав комисси входят:
-врачи: педиатр, невролог, психиатр
-педагоги: учитель-дефектолог, психолог, ст. воспитатель.
-по показаниям приглашаются и другие специалисты.
Осмотр детей осуществляется при поступлении, а далее в эпикризные сроки. Заключение фиксируется в « Медицинской карте ребенка, воспитывающегося в доме ребенка» (форма 112-1 у-00).
Комиссия осуществляет:
-комплексную диагностику детей с ограниченными возможностями, формирует адекватные методы коррекционного воздействия и формы его обеспечения;
-оценку динамики состояния здоровья в соответствии с установленными эпик. сроками, качества лечебного и педагогического процесса и вносит соответствующую коррекцию;
-разработку индивидуальной комплексной программы реабилитации, лечения и социальной адаптации ребенка;
-оценку состояния здоровья воспитанников дома ребенка и рекамендацию по их устройству в соответствующие учреждение для детей- сирот и детей, оставших без попечения родителей.
Педагог – психолог Лейман О. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного коррекционного учреждения"
Презентация-выступление на областной конференции...
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Данная статья раскрывает организацию работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в условиях ДОУ....
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Презентация наглядно раскрывает работу Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в ДОУ...
Своевременная диагностика и психолого-медико-педагогическое сопровождение детей третьего года жизни, имеющих ограниченные возможности здоровья
Методическая разработка позволит не только своевременно выявить недостатки в физическом, психическом и речевом развитии ребенка, но и помочь в их преодолении. Дидактический материал...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по обследованию детей с нарушениями слуха (соавторство)
Методические рекомендации разработаны для использования руководителями и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий для оптимизации работы по созданию специальных условий для получения обу...
Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья
В материале описана цель обследования детей. необходимые моменты , которые надо учитывать при диагностике....
Вопросы организации и содержания психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в контексте определения образовательной траектории ребенка.
В данной статье рассматриваются важнейшие аспекты организации психолого-педагогической поддержки родителей в процессе выбора образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья...