ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В КУ ХМАО-ЮГРЫ «УРАЙСКИЙ СПЕЦИАЛЕЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА»
материал на тему

Лейман Оксана Николаевна

   Для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявления особых образовательных потребностей. В связи с этим огромная роль отводится психолого-педагогической диагностике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ  

В КУ ХМАО-ЮГРЫ

«УРАЙСКИЙ СПЕЦИАЛЕЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА»

   Для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявления особых образовательных потребностей. В связи с этим огромная роль отводится психолого-педагогической диагностике, позволяющей:

-своевременно выявить детей с граниченнными возможностями;

-выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

-обеспечить отимальный педагогический маршрут;

-обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка в дошкольном учреждении;

-спланировать коррекционные мероприятия , разработать программы коррекционной работы;

-оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

-определить условия воспитания и обучения ребенка;

-консультировать специалистов, воспитателей, родителей.

         Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование оценку развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавателную деятельность, поведение эмоции,  волю, состояния зрения,  слуха, двигательной сферы,  самотическое состояния, неврологический статус. Следовательно,  изучение ребенка включает  медицинское и психологопедагогическое обследование.  

Своевременное выявление первоначальных отклонений в развитии и поведении ребенка, могут рассматриваются в совокупности с другими данными о ребенке. Например  с изучения медицинского анамнеза ребенка             (или беседа с родителями).  Но у нас бывают случаи, когда  анамнез ребенка не известет, что услажняет  нашу задачу.

Психологическое обследование дожно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики.

  В своей работе мы  используем тест «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (Г.В.  Пагтюхина, К.Л. Печера, Э.Л. Фрукт). В методике проводится сугубо качественная оценка развития ребенка, детально и последовательно представлены различные показатели психического развития младенцев.

 Первый год жизни.

Диагностируя детей первого года жизни очень  важно установить близкий контакт с ребенком. Контакт должен проходить в привычных для ребенка условиях, малыш должен быть здоров. Для диагностики подбирается материал, аналогичный используемому в самостоятельной деятельности. Одновременно проверяется развитие ребенка не более чем по 2-3 показателям. Ряд показателей может быть выявлен без специального материала в обычных естественных условиях. Так происходит при выявлении умений и навыков во время режимных процессов (придерживает бутылочку руками, ест с ложки, спокойно относится к высаживанию на горшок и.т.д.). Мы проводим диагностику, пользуясь определенной методикой выявления умений и ответных реакций ребенка.

Посколько на первом году жизни ребенок развивается наиболее стремительно, его НПР контролируется ежемесячно, в дни близкие ко дню рождения ребенка (+ - 2-3 дня). Диагнастируя развитие ребенка необходимо, прежде всего, определить развитие ведущих линий, возраст развития ребенка. Это линии, которые в данном периоде формируються  наиболее интенсивно и оказывают влияние на дальнейший ход развития ребенка. По методике, с которой работаем мы, на протяжении 1-го года жизни проверяется состояние 8 линий развития: зрительные и слуховые ориентировачные реакции, эмоций и социального поведения, общих движений, действий с предметами, понимания речи, подготовительных этапов активной речи, навков и умений. (Таблица № 1)

 Каждый ребенок проверяется по показателям своего возраста. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, его проверяют по показателям предыдущего возрастного периода.

За нормальное развитие на первом году жизни принимается формирование умений в пределах + - 15 дней от возраста, принятого за норму.  Умения, формирующиеся до верхней границы нормы., т.е раньше на 16 дней, 1 месяц и более свидетельствует об ускоренном или раннем развитии.(У нас в Доме ребенка конечно таких детей единицы). Овладение умениями с задержкой до 1 месяца указывает на замедленный темп развития. Формирование умений с задержкой до 2 месяцев классифицируется как отстование. Овладение умениями с задержкой на 3 месяца и более свидетельствует о значительном отставании, расценивается как  состояние пограничное с нормой и нетипичное. В типичном – выделяют 3 степени в зависимости от количества линий, по которым ребенок отстает.

  По результатам диагностики в зависимости от темпа развития дети распределяются по 4 группам, предложенным К.Л.Печерой. (Таблица № )

  1. Группа Дети с опережением в развитии на 1-2 эп.срока, дети с нормальным развитием.
  2. Группа детей с развитием на 1 эп.срок с нетипичным, негармоничным развитием (где часть показателей выше, часть ниже нормы на 1 эп. срок).
  3. Группа детей с задержкой в развитии на 2 эп.срока с дисгармоничном развитии (часть показателей ниже на 1 эп.срок часть на 2 эп.срока.
  4. Группа детей с задержкой в развитии на 3 эп.срока с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эп. срока, часть на 3 эп.срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).
  5. Группа дете        й с отстованием на 4-5 эп.срока с дисгармоничным развитием.(часть показателей ниже нормы на 1-2 эп. срока некоторые могут соответствовать норме).        

       

Приведу конкретный  пример результата диагностики.

Никита, возраст 4 месяца :

 -зрительные  ориентировачные реакции на -4 месяца

- слуховые ориентировачные реакции на - 1 месяц

- эмоции и социальное поведении на – 4 месяца        

- движении и действие с предметами – 4месяца

- движения общие – 4 месяца

- навыки и умения на -4 месяца

- активная речь (подготовительные этапы) – 1 месяц

Сравнивая полученные данные с нормативными показатеалями, можно определить «актуальную зону развития ребенка», т.е. какими умениями и навыками владеет ребенок на настоящий момент. Из полученных данных видно,   что ребенок отстает в развитии слуховых ориентировачных реакциях и подготовительных этапов развития активной речи на 3 эпикризных срока.

Одновременно выявляется и «зона ближайшего развития», «область не созревших, но созревающих процессов»,  которые могут быть сформированы при помощи взрослого, его педагогических назначений.

Никита получит назначение на следующий месяц в виде корригирующих развивающих игр и занятий;

 -в зрительно ориентировачных реакциях – на 5 мес.;

 -в слуховых ориентировачных реакциях на 2 мес.;

 -в эмоциях и социальном поведении – на 5 мес.;

 -в движениях общих – на 5 мес.;

 -в движениях руки и действиях с предметами – 5 мес;

 -в активной речи (подготовительные этапы) – на 2 мес;

 -в навыках и умениях – 5 мес;.

Результаты диагностики заносятся в индивидуальную «Карту нервно-психического развития ребенка». В ней отражены данные развития в каждом эп. сроке по всем линиям, отмечается группа развития, назначения на следующий возрастной период. Состовляется индивидуальная програма развития.

Материал используемый при диагностике:

Это яркие звучащие игрушки, ширма, погримушки, пирамидки , мячи .. и.т.д.

На 2-ом год ужизни в развитии ребенка выделено четыри периода:

  1. от 1 года1.мес.до 1года.3 мес.
  2. от 1года 4мес.до 1года 6мес.
  3. от 1года7мес.до 1года 9 мес.
  4. от 1 года10 мес. до 2 лет.

Развитие детей 2 года жизни проверяется по следующим линиям:

  1. развитие понимания речи;
  2. развитие активной речи;
  3. сенсорное развитие;
  4. развитие игры и действия с предметами;
  5. развитие движений;
  6. формирование навыков.

Такое выделение является условным, так как, с одной сторон, отмечается определенная связь между линиями развития, относящимися к формированию различных  умений, с другой каждая линия развития в результате формирования определенных функций. Так например, развитие активной речи связано с развитием артикуляционного аппарата ребенка, способности подражания речи взрослого, формированием функции обобщения в речи, социальных связей, эмоциональной сферы ребенка.

Тем не менее, каждая линия развития выражает собой определенные умения ребенка говорить, играть и.т.д. Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка, хотя и не охватывает всего развития.

Наиболее информативный показатель- развитие активной речи. Анализ этого показателя в условиях коллектива четко выявляет неблагополучие ряда факторов (период адаптации, анамнеза ребенка, педагогических воздействий).  Поэтому развитие активной речи ребенка,  с одной стороны, требует особого внимания со стороны взрослых как показатель наиболее сложный и вновь формирующийся, а  с другой, информирует о каких-то неблогаприятных условиях воспитания ребенка.

Также результаты заносятся в индивидуальную карту НПР,  состовляется  индивидуальная программа. На следуюший эпикр срок проводится диагостика и отмечается динамика за прошедший период.

Материал используемый при диагностике:

Кубики, матрешки, пирамидки, Доски сегена, почтевый ящик. Разрезные картинки и.т.д.

С 18 мес. можно оценить память  ребенка, по памяти должен  выполнить 3-4 действий,проверить понимание инструкции выполнить 2 инструкции.

 На третем году жизни  в развитии ребенка выделено 2 полугодия . В каждом из них намечаются следующие линии:

  1. активная речь
  2. игра;
  3. конструктивная деятельность;
  4. изобразительная деятельност;
  5. сенсорное развитие; ( цвет, форма)
  6. навыки;
  7. движение;

В три  год мы также можем уже оценить внимание, попросить ребенка найти  предложенное изображение на столе. В три года- находит 5-6 изображений из 10.

Во время диагностики, отмечается как ребенок вступает в контакт со взрослым, его настроение и желание сотудничать,  эмоциональное состояние, заинтересованность.

Результаты диагностики заносятся в протокол обследование. Состовляется индивидуальная программа. Намечается коррекционная работа по проблемным линиям развития.

Руководствуясь положением о работе психолого-педагогической комиссии Дома ребенка (утв. Приказом Минздрава РФ от 24 января 2003 г. № 2).

В Доме  ребенка созданна своя Медико -психолого-педагогическая комиссия.

Работу комисси возглавляет заместитель главного врача по медицинской работе  Бассова Г.А., в состав комисси входят:

-врачи: педиатр, невролог, психиатр

-педагоги: учитель-дефектолог, психолог, ст. воспитатель.

-по показаниям приглашаются и другие специалисты.

Осмотр детей осуществляется при поступлении, а далее в эпикризные сроки. Заключение фиксируется в « Медицинской карте ребенка, воспитывающегося в доме ребенка» (форма 112-1 у-00).

Комиссия осуществляет:

-комплексную диагностику детей с ограниченными возможностями, формирует адекватные методы коррекционного воздействия и формы его обеспечения;

-оценку динамики состояния здоровья в соответствии с установленными эпик. сроками, качества лечебного и педагогического процесса и вносит соответствующую коррекцию;

-разработку индивидуальной комплексной программы реабилитации, лечения и социальной адаптации ребенка;

-оценку состояния здоровья воспитанников дома ребенка и рекамендацию по их устройству в соответствующие учреждение для детей- сирот и детей, оставших без попечения родителей.  

 

Педагог – психолог Лейман О. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своевременная диагностика и психолого-медико-педагогическое сопровождение детей третьего года жизни, имеющих ограниченные возможности здоровья

Методическая разработка  позволит не только своевременно выявить недостатки в физическом,  психическом и речевом развитии ребенка, но и помочь в их преодолении.  Дидактический материал...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по обследованию детей с нарушениями слуха (соавторство)

Методические рекомендации разработаны для использования руководителями и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий для оптимизации работы по созданию специальных условий для получения обу...

Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья

В материале описана цель обследования детей. необходимые моменты , которые надо учитывать  при диагностике....

Вопросы организации и содержания психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в контексте определения образовательной траектории ребенка.

В данной статье рассматриваются важнейшие аспекты организации психолого-педагогической поддержки родителей в процессе выбора образовательной траектории для детей с ограниченными возможностями здоровья...