Доклад «Развитие речи детей в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни» на родительском собрании «Давайте познакомимся»
материал на тему

Неверова Ольга Александровна

На третьем году жизни начинается благоприятный период для развития речи. И важно это время не упустить. Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что-то новое, накапливать опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Развитие речи детей в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни»

на родительском собрании «Давайте познакомимся»

На третьем году жизни начинается благоприятный период для развития речи. И важно это время не упустить. Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что-то новое, накапливать опыт.

Программа детского сада предусматривает знакомство детей с такими явлениями общественной жизни, как семья, детский сад, город и труд взрослых. К концу года дети раннего возраста должны будут научиться свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату; знать имена членов семьи и персонала группы.

Я углубленно работаю по проблеме «Формирования словаря детей в процессе  ознакомления с явлениями общественной жизни», поэтому  дети к концу года знают название нашего города, детского сада, группы, многие – свой домашний адрес; легко ориентируются в помещениях детского сада, знают их назначение; не только имеют представления о таких профессиях, как повар, врач, шофер, прачка, музыкальный руководитель, помощник воспитателя, воспитатель, но и могут отразить их трудовые действия в своих играх; знают, что семья есть и у животных и называют их детенышей.

Работа проводится в три этапа.

          I этап – первичное ознакомление с явлениями общественной жизни.

        Цель которого: обогащение знаний и словаря детей на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследование их признаков, свойств и качеств.

Проводятся экскурсии-осмотры помещений детского сада: музыкальный и физкультурный зал, медицинский кабинет, кухня и прачечная, экология (комната, где живут растения) и русская горница, группа и участок; занятия-демонстрации предметов, профессий, орудий труда, а также игры-занятия «Причешем куклу», «Напоим Мишку чаем».

          II этап – закрепление представлений о явлениях общественной жизни.

Цель: уточнение  и закрепление словаря детей с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, употребление слов в разных ситуациях общения.

Это проходит на занятиях и в дидактических играх: «Чей малыш?», «Кто что делает?», при рассматривании альбомов: «Наш детский сад», «Наш город» (продемонстрировать родителям), где дети по моему указанию выбирают одни предметы, (специальности, орудия труда)  среди других, показывают знакомые, разнообразно действуют  с ними, а также в сюжетных играх-занятиях: «Больница», «Кукла идет в магазин», «Поехали на машине», где активно добиваюсь их называния: предлагаю повторить, ответить на вопрос. 

III этап - использование  в своей речи полученных представлений.

Цель;  использование словаря в активной речи детей.

Осуществляется в бытовом общении, в процессе бесед, игр и разговоров с детьми.    

Чтобы ознакомление с окружающим и явлениями общественной жизни носило развивающий характер, учитываю возраст, развитие и интересы детей.

От степени взаимопонимания родителей и ребенка, близости между взрослыми и малышом, характера общения между ними и оказываемого ребенку внимания во многом будет зависеть развитие ребенка и  его речь.

 В наше время развитие средств массовой информации и компьютеризации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Дети предоставлены сами себе, смотрят мультфильмы и передачи, вызывающие в них порой агрессивность.   Хотя даже самые лучшие передачи или диски не смогут заменить общение родителей с детьми, потому что малыш начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого.  

Как бы ни был мал ребенок, он реально воспринимает окружающее, потому что перед ним разворачивается целостная картина мира. Все, что предстает перед его взором, достоверно и сохраняет свою практическую и познавательную значимость на долгие годы.

Речь ребенка играет важную роль в развитии его личности. Над речевым развитием необходимо постоянно работать. Она не является врожденной способностью человека, а формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Речь ребенка развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Разговаривайте с вашими детьми, общайтесь с ними везде: на прогулке, в магазине, на кухне.

Успехов вам, уважаемые родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность.

Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, раз...

Методика развития речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой.

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста.Методика развития речи детей в процессе ознакомления  с художественной литературой....

Развитие речи детей в процессе ознакомления с природой

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Поэтому ...

Родительское собрание «Давайте познакомимся!» Первое собрание в младшей группе.

Цель: Познакомить родителей друг с другом. Знакомство родителей с режимом, правилами и работой детского сада. Адаптация ребёнка к ДОУ.Повестка собрания:• Сообщение темы и цели собрания• Знак...

Проект Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром через приобщение к культуре и природе родного края

Актуальность проекта: Воспитание экологически грамотного человека. Если мы не научим детей любить и беречь природу,во чтоможет превратиться наша планета? Осознание ценности растений поможет молод...