конспект занятия в средней группе "Что такое этикет?"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Корчагина Любовь Евгеньевна

конспект занятия в средней группе "Что такое этикет?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_etiket.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое этикет?

Программные задачи:

1. Учить детей правилам этикета, формам и технике обращения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности;

2. Развивать преодоление застенчивости и скованности детей, умение употреблять в речи волшебные слова;

3. Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.

Работа над понятиями: вежливость, любовь, правила этикета, соблюдение этикета, уважение к людям, этикет.

Просмотр мультфильма «Смешарики: Нюша, этикет и вежливость»

-Что такое этикет? (поведение, при котором удобно всем).

-Он создан для того, чтобы разным людям было приятно общаться друг с другом, чтобы они не обижали и не обижались.

-Что означает выражение разные люди?(мальчик и девочка, воспитатель и воспитанник, ребенок и взрослый, стары и молодой).

-Соблюдать этикет- значит выполнять правила поведения, главные из которых: не ставить человека в неудобное положение: поступать с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

-Как вы это понимаете?

Любовь, уважение к людям, вежливость помогают человеку соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. Любя человека, мы стараемся во всем ему помочь, сделать что-то хорошее для него, оберегать его от неприятностей. Уважая человека, мы считаемся с тем, что у него есть свое мнение, взгляды, интересы, дела.

-Что значит любить людей? Уважать?

Например, Сережа хочет поиграть с мамой, но мама в это время читает интересную книгу. Как проявить уважение к маме?

-Что такое вежливость?

Игры и упражнения

Как поступить, если: мама пришла с работы очень усталая, бабушка не может вдеть нитку в иголку, другу понравилась твоя машинка, девочка упала и больно ударилась, брат просит у тебя карандаш, дедушка чинит свою машину, соседский мальчик разбил окно, ты разбил любимую чашку.

Сначала ответы проговариваются детьми, а затем это показывается в пантомимах.

Чтение сказки «Колобок»

Поговорить о соблюдении этикета в сказке.

Чтение стихотворения С.Маршак «Ежели вы вежливы»

Обсудить понятия «вежливость», «искренность»

    Ежели вы

                           Вежливы

                           И к совести

                           Не глухи,

                           Вы место

                           Без протеста

                           Уступите

                           Старухе.

                           Ежели вы

                           Вежливы

                           В душе, а не для виду,

                           В троллейбус

                           Вы поможете

                           Взобраться

                           Инвалиду.

                           И ежели вы

                           Вежливы,

                           То, сидя на уроке,

                           Не будете

                           С товарищем

                           Трещать, как две сороки.

                           И ежели вы

                           Вежливы,

                           Поможете

                           Вы маме

                           И помощь ей предложите

                           Без просьбы -

                           То есть сами.

                           И ежели вы

                           Вежливы,

                           То в разговоре с тетей,

                           И с дедушкой,

                           И с бабушкой

                           Вы их не перебьете.

                           И ежели вы

                           Вежливы,

                           То вам, товарищ, надо

                           Всегда без опоздания

                           Ходить на сбор отряда,

                           Не тратить же

                           Товарищам,

                           Явившимся заранее,

                           Минуты на собрание,

                           Часы на ожидание!

                           И ежели вы вежливы,

                           То вы в библиотеке

                           Некрасова и Гоголя

                           Возьмете не навеки.

                           И ежели вы

                           Вежливы,

                           Вы книжечку вернете

                           В опрятном, не измазанном

                           И целом переплете.

                           И ежели вы

                           Вежливы, -

                           Тому, кто послабее,

                           Вы будете защитником,

                           Пред сильным не робея.

                                    ---

                           Знал одного ребенка я.

                           Гулял он с важной нянею.

                           Она давала тонкое

                           Ребенку

                           Воспитание.

                           Был вежлив

                           Этот мальчик

                           И, право, очень мил:

                           Отняв у младших

                           Мячик,

                           Он их благодарил,

                           "Спасибо!" - говорил.

                           Нет, ежели вы

                           Вежливы,

                           То вы благодарите,

                           Но мячика

                           У мальчика

                           Без спросу

                           Не берите!

Все мамы хотят, чтобы их дети были вежливыми. А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливым? Как вы думаете, можно ли считать вежливым мальчика, о котором это стихотворение?

С. Погореловский «Что значит быть вежливым»

Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле –

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

- Что с тобой! – вскочила мать. –

Заболел сыночек?.

- Я забыл тебе сказать:

Мама, доброй ночи!

- Почему вежливость мальчика оказалась неуместной?

-Сейчас я вас познакомлю с другим мальчиком, а вы скажите, хотели бы вы с ним дружить?

С. Маршак «Знал одного ребенка я»

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной няней.

Она давала тонкое

Ребенку воспитанье.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо! » - говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

- Почему никто не хочет дружить с этим мальчиком? Ведь он такой вежливый, всегда говорит «спасибо». Говорить вежливые слова, конечно же, нужно всегда, но для воспитанного человека этого мало. Я знаю одного ослика, который знал очень много вежливых слов. Вот послушайте:

И. Пивоварова «Был ослик очень вежливый»

Был ослик очень вежливый,

Воспитанный он был.

Всем улыбался, кланялся

И «здравствуй» говорил.

Потом он отходил на шаг

И говорил:

- Тюлень – тюфяк,

А заяц – трус,

А лев – дурак,

А слон обжора и толстяк…

Ни разу доброго словца

Он ни сказал, ни про кого, -

И я прошу, тебя, дружок,

Не будь похожим на него!

- Как вы думаете, можно ли назвать ослика вежливым? Почему?

Игра «Угадай вежливое слово»

- Я буду читать стихотворение, а вы будите добавлять вежливые слова.

Маша знала слов не мало,

Но одно из них пропало.

А оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех,

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас … (благодарят) .

Но она молчит как рыба,

Вместо каждого (спасибо).

Дядя Саша огорчен,

Рассказал он вот о чем.

Настя – славная девчонка,

Настя ходит в детский сад.

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова (здрасьте) .

А слово-то, какое –

Очень дорогое.

Встретил Витю я – соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте! Зря от Вити

Ждал я слова … (извините) .

А слово-то, какое –

Очень дорогое.

Он про внучку говорил:

- Экая досада!

Я ей мишку подарил,

Вижу – очень рада.

Но нельзя ж молчать, как рыба,

Ну, сказала бы (спасибо) .

А слово-то, какое –

Очень дорогое.

Творческая игра «Страна вежливости»

Послушайте стихотворения и скажите, какие вежливые слова встречаются в них.

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

«С добрым утром», «Добрый вечер»,

«Доброй ночи» говорим.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

Ко мне бежит огромный гусь.

Я говорю себе «Не струсь!

Быть может, этот гусь ручной,

Бежит знакомиться со мной».

Но у гуся свирепый вид -

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет? Ну и пусть!

Я улыбнулся:«Здравствуй, гусь! »

Он головой кивнул в ответ,

И мне послышалось: «При-ве-е-ет! »

Стихотворение «Вежливые слова»

Добрый день.

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

Доброго пути.

Нам желают:

_ Доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

Здравствуйте!

- Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Пожалуйста.

Отметить, что ли,

Слово пожалуйста?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что

Без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Спасибо.

За что мы говорим «Спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

Простите.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать.

Но если я все же забуду,

Простите, я больше не буду.

Будьте добры.

Будьте добры –

Это я говорю по секрету.

Будьте добры –

И не ждите за это конфету.

Будьте добры –

Без игры и во время игры.

Если сумеете,

Будьте скорее добры.

Добрые слова.

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и новы.

Но я еще повторю все равно:

- Добрые люди, будьте здоровы.

- Будем ли мы теперь забывать говорить вежливые слова? Есть ли в нашей группе дети, которые забывают говорить вежливые слова?

Источники: 

1. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-not-volshebnye-slova.html

2. П.Г.Федосеева «Речевой этикет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе "Кто такой художник?"

Конспект занятия по проектно деятельности "Мир искусств"в средней группе "Кто такой художник?"...

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию "Такая разная одежда"

В данном занятии формируем представление детей о свойствах бумаги и ткани...

Конспект занятия в средней группе «Такая разная бумага».

Расширять представления детей о бумаге, ее видах, свойствах, об использовании бумаги в жизни человека. Познакомить детей  с копировальной бумагой. Развивать обследовательские действия, внимание, ...

Конспект занятия в средней группе по программе "Добрый мир" на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо".

Духовно- нравственное развитие ребёнка в контексте его всестороннего развития....

Конспект занятия в средней группе "Что такое хорошо и что такое плохо"

Воспитывать у детей стремление к хорошим поступкам, формировать умениерешать нравственные ситуации...

Конспект занятия в средней группе «Такие разные профессии»

Формировать у детей представление о профессиях...