Технология «Посиделочки» как средство профилактики духовно - нравственной дезориентации дошкольников
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Технология «Посиделочки» как средство профилактики
духовно - нравственной дезориентации дошкольников
Авторы проекта педагог Хусаинова З.Х., психолог Вавричина Ю.А.
ГБДОУ №32 Василеостровского района Санкт-Петербурга
Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм. Что уж говорить об экране телевизора, о мониторе компьютера – с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, т.е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поставлена под вопрос предсказуемость мира, необходимая ребенку для адекватной социализации, для управления собственным поведением. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.
Т.е. одной из основных задач педагогов и родителей в современных условиях является профилактика духовно-нравственной дезориентации дошкольников.
Одним из основных средств профилактики духовно – нравственной дезориентации дошкольников является создание такой образовательной среды, которая позволяет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребенка.
Период детства до 7 лет - самый ответственный период в жизни ребенка. Это период формирования всех основных эмоциональных структур личности человека. Необходимо посеять в сердце ребенка душевные добродетели: заботливость, доброту, отклик на нужду ближнего, умение терпеть и прощать, помогать и сочувствовать, а уже параллельно развивать способности (интеллектуальные, технические, музыкальные, художественные, танцевальные и др.). В этом возрасте важнейшим должно быть опережение нравственного развития ребенка над развитием способностей, это период, прежде всего, нравственного становления личности.
Важно помнить, что до 7 летнего возраста по К. Юнгу психика ребенка сливается с психикой родителей. Поэтому полноценного здоровья дошкольника можно достигнуть только через сплочение и оздоровление семьи.
Сплочение семьи, объединение усилий педагогов и родителей - сильнейший воспитательный и оздоровительный прием в условиях современного снижения уровня интеграции ребенка в семью и уровня общей психической неустойчивости, это основа эмоционально-психологического комфорта ребенка в детском саду и дома и залог гармоничного развития.
Важнейшая задача дошкольного учреждения – просвещение родителей в вопросах воспитания, развития и оздоровления ребенка.
Ребенок - это отражение мира, который его окружает. В зависимости от того, каким мы хотим воспитать ребенка, такие игрушки необходимо покупать ему, в такие игры играть с ним, такие книги читать, такие телепередачи и мультфильмы разрешать смотреть.
Мы должны принимать все меры для того, чтобы наши дети познавали окружающий мир через призму добра и красоты.
Известный психолог и философ Карл Густав Юнг считал, что залог психического здоровья
нации – в соответствии поведения нормам традиционной культуры своего народа.
«Посиделочки» – это обращение к нашим корням, традиционной народной культуре, это активное эмоциональное взаимодействие и физический контакт родителей с детьми.
Технология «Посиделочки» - это технология
· профилактики духовно - нравственной дезориентации дошкольников
· приобщения к традиционной народной культуре
· развития функциональных ресурсов здоровья дошкольников
· возрождения культуры материнства и отцовства
· развития успешного родительства
«Посиделочки» знакомят детей и родителей с праздниками традиционного народного календаря «Круг светлых дней»: Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Масленица, Пасха.
В форме «Посиделочек» проводятся и такие праздники, как «День Матери», «День Защитника Отечества», «День Победы», «День города».
«Посиделочки» - это творческое воссоздание в современных условиях традиций объединения семей в общем, едином действии, где родители вместе со своими детьми поют, танцуют, мастерят, играют в хороводные игры, вспоминают пословицы и поговорки, отгадывают загадки, инсценируют сказки, соревнуются, одним словом, учатся все вместе создавать праздник общения, труда и отдыха. Мастерят дети вместе с родителями элементы традиционного русского костюма, традиционные русские поделки и куклы в соответствии с праздниками народного календаря и современными праздничными датами.
Уже после первых «Посиделочек», посвященных Покрову Пресвятой Богородицы, родители говорят об удивительных переменах в своих детях: они становятся более открытыми, ласковыми, внимательными, заботливыми, послушными.
Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А.Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».
Эмоциональное состояние ребенка и его отношение к миру имеют особое значение в его психическом и физическом развитии. Положительные эмоции создают благоприятные условия для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей со сверстниками и взрослыми, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг.
«Посиделочки» - это итог большой предварительной совместной работы педагога и родителей в детском саду и в семье.
Основные структурные компоненты технологии «Посиделочки»:
1) создание условий для гармоничного социально - эмоционального развития воспитанников
2) повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка
3) работа по авторской технологии «Маленькие няни в детском саду»
4) работа по подготовке к праздникам
5) работа по подготовке молодой семьи к поступлению в дошкольное учреждение
6) художественно – ручной труд
7) работа по разучиванию и пению песен
1. Создание условий для гармоничного социально-эмоционального развития воспитанников:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
2) поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях
4) построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника
5) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
2. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка:
· семейно-практические конференции (особенности гармоничного развития личности ребенка, проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» Ореховой О.А., экспресс оценка физического и психического здоровья ребенка)
• психолого-педагогический практикум, круглые столы, тренинги
• работу с контурами развития, работу с листами экспресс-оценки
• диагностические исследования, анкетирование, интервьюирование, консультирование
• «Посиделочки»
• передвижная библиотечка родительского всеобуча: уроки для родителей Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». « Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка», задания для родителей Пазухиной И.А. «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4―6 лет»
• работу с «Портфолио» семьи, создание «Семейного журнала», фотовыставки, экскурсии, семейная проектная деятельность
• создание семейной видеотеки (моделирование позитивных моделей поведения через создание и использование в детском саду и дома серии фильмов «Посиделочки»)
3. Работа по авторской технологии "Маленькие няни в детском саду"
Работа по системе «Маленькие няни в детском саду» способствует возрождению культуры материнства и отцовства.
В процессе работы по технологии воспитатель разучивает с детьми приемы пестования младенцев: колыбельные песни, массаж с народными пестушками и потешками, вестибулярную гимнастику.
Уже в дошкольном возрасте дети учатся внимательному и заботливому отношению к младенцу, принимая на себя роль отцов и матерей.
Важным элементом системы работы является взаимосвязь детей старшего и младшего возраста.
В рамках работы по технологии « Маленькие няни в детском саду» вместе с детьми с традициями воспитания знакомятся и их родители.
4. Этапы подготовки к празднику:
- знакомство детей с историей праздника
- погружение детей в атмосферу радости народного праздника через использование в повседневной жизни детей традиционных хороводов и игр
- изготовление детьми подарков для родителей
- знакомство родителей с историей праздника, совместное разучивание с детьми песен и стихов
- подготовка всей семьей к традиционной на каждых посиделочках мастерской
· создание праздничной атмосферы в зале, объединяющей элементы традиционного народного быта и современность.
5. Работа по подготовке молодой семьи к поступлению в дошкольное учреждение.
Встречи объединены в тематические блоки в соответствии с праздниками традиционного народного и современного календаря.
Обязательным элементом каждой встречи являются традиционные хороводные игры и танцы, а также пестование младенцев и материнский массаж с использованием традиционных народных пестушек и потешек.
Важным элементов системы встреч является взаимодействие с детьми старшего возраста. С помощью старших ребят малыши легче адаптируются к новой социальной ситуации развития.
Встречи в группах социализации являются профилактикой дезадаптации ребенка к условиям детского сада и направлены на гармоничное развитие личности ребенка и объединение воспитательных усилий педагогов и родителей, где родители - не сторонние наблюдатели, а активные, ведущие участники каждой встречи.
6. Художественно-ручной труд.
Воспитание терпения, усидчивости и трудолюбия раньше происходило естественным путем, через запечатление детьми трудовых процессов взрослых и совместный с ними труд.
Ритм современной жизни, технократизация быта, индустрия удовольствий исподволь воспитывают в детях противоположные качества.
Создание в группе атмосферы трудолюбия – это не только развитие навыков самообслуживания и приобщение к общественно-полезному труду, но и ежедневный труд детей по созданию поделок из различных материалов.
7. Сопровождение любой совместной деятельности с детьми разучиванием и пением песен помогает добиться удивительных результатов:
· создание в группе дружеской, радостной атмосферы тепла и уюта
· объединение коллектива сверстников в одну большую дружную семью
· развитие речи и кругозора дошкольников
· развитие внимания, памяти и ассоциативного мышления дошкольников
Песенный репертуар может быть самым разнообразным: детские песни, туристические бардовские песни, песни о Петербурге, военные песни, шуточные песни, частушки и тематические песни, посвященные различным праздникам.
Создание в группе атмосферы трудолюбия, творчества, сотрудничества, соучастия, сопереживания, сорадования, взаимопомощи, совместный с педагогом и родителями ручной труд, пение, традиционные народные игры и хороводы, совместные праздники, совместное чтение и просмотр специально подобранных художественных произведений, мультипликационных и видео фильмов с последующим анализом с педагогом и родителями, создание позитивного игрового пространства дома и в детском саду способствуют гармоничному духовно-нравственному и социально-эмоциональному развитию дошкольников, воспитывают в детях самостоятельность, дисциплину и стремление к познанию чего-то нового, помогают сплотить коллектив детей и родителей в одну большую дружную семью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_duhovno-nravstvennoy_dezorientatsii_doshkolnikov.docx | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Посиделочки» как средство профилактики
духовно - нравственной дезориентации дошкольников
Авторы проекта педагог Хусаинова З.Х., психолог Вавричина Ю.А.
ГБДОУ №32 Василеостровского района Санкт-Петербурга
Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм. Что уж говорить об экране телевизора, о мониторе компьютера – с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, т.е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поставлена под вопрос предсказуемость мира, необходимая ребенку для адекватной социализации, для управления собственным поведением. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется – восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.
Т.е. одной из основных задач педагогов и родителей в современных условиях является профилактика духовно-нравственной дезориентации дошкольников.
Одним из основных средств профилактики духовно – нравственной дезориентации дошкольников является создание такой образовательной среды, которая позволяет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребенка.
Период детства до 7 лет - самый ответственный период в жизни ребенка. Это период формирования всех основных эмоциональных структур личности человека. Необходимо посеять в сердце ребенка душевные добродетели: заботливость, доброту, отклик на нужду ближнего, умение терпеть и прощать, помогать и сочувствовать, а уже параллельно развивать способности (интеллектуальные, технические, музыкальные, художественные, танцевальные и др.). В этом возрасте важнейшим должно быть опережение нравственного развития ребенка над развитием способностей, это период, прежде всего, нравственного становления личности.
Важно помнить, что до 7 летнего возраста по К. Юнгу психика ребенка сливается с психикой родителей. Поэтому полноценного здоровья дошкольника можно достигнуть только через сплочение и оздоровление семьи.
Сплочение семьи, объединение усилий педагогов и родителей - сильнейший воспитательный и оздоровительный прием в условиях современного снижения уровня интеграции ребенка в семью и уровня общей психической неустойчивости, это основа эмоционально-психологического комфорта ребенка в детском саду и дома и залог гармоничного развития.
Важнейшая задача дошкольного учреждения – просвещение родителей в вопросах воспитания, развития и оздоровления ребенка.
Ребенок - это отражение мира, который его окружает. В зависимости от того, каким мы хотим воспитать ребенка, такие игрушки необходимо покупать ему, в такие игры играть с ним, такие книги читать, такие телепередачи и мультфильмы разрешать смотреть.
Мы должны принимать все меры для того, чтобы наши дети познавали окружающий мир через призму добра и красоты.
Известный психолог и философ Карл Густав Юнг считал, что залог психического здоровья
нации – в соответствии поведения нормам традиционной культуры своего народа.
«Посиделочки» – это обращение к нашим корням, традиционной народной культуре, это активное эмоциональное взаимодействие и физический контакт родителей с детьми.
Технология «Посиделочки» - это технология
- профилактики духовно - нравственной дезориентации дошкольников
- приобщения к традиционной народной культуре
- развития функциональных ресурсов здоровья дошкольников
- возрождения культуры материнства и отцовства
- развития успешного родительства
«Посиделочки» знакомят детей и родителей с праздниками традиционного народного календаря «Круг светлых дней»: Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Масленица, Пасха.
В форме «Посиделочек» проводятся и такие праздники, как «День Матери», «День Защитника Отечества», «День Победы», «День города».
«Посиделочки» - это творческое воссоздание в современных условиях традиций объединения семей в общем, едином действии, где родители вместе со своими детьми поют, танцуют, мастерят, играют в хороводные игры, вспоминают пословицы и поговорки, отгадывают загадки, инсценируют сказки, соревнуются, одним словом, учатся все вместе создавать праздник общения, труда и отдыха. Мастерят дети вместе с родителями элементы традиционного русского костюма, традиционные русские поделки и куклы в соответствии с праздниками народного календаря и современными праздничными датами.
Уже после первых «Посиделочек», посвященных Покрову Пресвятой Богородицы, родители говорят об удивительных переменах в своих детях: они становятся более открытыми, ласковыми, внимательными, заботливыми, послушными.
Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А.Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».
Эмоциональное состояние ребенка и его отношение к миру имеют особое значение в его психическом и физическом развитии. Положительные эмоции создают благоприятные условия для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей со сверстниками и взрослыми, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг.
«Посиделочки» - это итог большой предварительной совместной работы педагога и родителей в детском саду и в семье.
Основные структурные компоненты технологии «Посиделочки»:
- создание условий для гармоничного социально - эмоционального развития воспитанников
- повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка
- работа по авторской технологии «Маленькие няни в детском саду»
- работа по подготовке к праздникам
- работа по подготовке молодой семьи к поступлению в дошкольное учреждение
- художественно – ручной труд
- работа по разучиванию и пению песен
1. Создание условий для гармоничного социально-эмоционального развития воспитанников:
- обеспечение эмоционального благополучия через:
- поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
- установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях
- построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника
- взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
2. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка:
- семейно-практические конференции (особенности гармоничного развития личности ребенка, проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» Ореховой О.А., экспресс оценка физического и психического здоровья ребенка)
- психолого-педагогический практикум, круглые столы, тренинги
- работу с контурами развития, работу с листами экспресс-оценки
- диагностические исследования, анкетирование, интервьюирование, консультирование
- «Посиделочки»
- передвижная библиотечка родительского всеобуча: уроки для родителей Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». « Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребенка», задания для родителей Пазухиной И.А. «Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4―6 лет»
- работу с «Портфолио» семьи, создание «Семейного журнала», фотовыставки, экскурсии, семейная проектная деятельность
- создание семейной видеотеки (моделирование позитивных моделей поведения через создание и использование в детском саду и дома серии фильмов «Посиделочки»)
3. Работа по авторской технологии "Маленькие няни в детском саду"
Работа по системе «Маленькие няни в детском саду» способствует возрождению культуры материнства и отцовства.
В процессе работы по технологии воспитатель разучивает с детьми приемы пестования младенцев: колыбельные песни, массаж с народными пестушками и потешками, вестибулярную гимнастику.
Уже в дошкольном возрасте дети учатся внимательному и заботливому отношению к младенцу, принимая на себя роль отцов и матерей.
Важным элементом системы работы является взаимосвязь детей старшего и младшего возраста.
В рамках работы по технологии « Маленькие няни в детском саду» вместе с детьми с традициями воспитания знакомятся и их родители.
4. Этапы подготовки к празднику:
- знакомство детей с историей праздника
- погружение детей в атмосферу радости народного праздника через использование в повседневной жизни детей традиционных хороводов и игр
- изготовление детьми подарков для родителей
- знакомство родителей с историей праздника, совместное разучивание с детьми песен и стихов
- подготовка всей семьей к традиционной на каждых посиделочках мастерской
- создание праздничной атмосферы в зале, объединяющей элементы традиционного народного быта и современность.
5. Работа по подготовке молодой семьи к поступлению в дошкольное учреждение.
Встречи объединены в тематические блоки в соответствии с праздниками традиционного народного и современного календаря.
Обязательным элементом каждой встречи являются традиционные хороводные игры и танцы, а также пестование младенцев и материнский массаж с использованием традиционных народных пестушек и потешек.
Важным элементов системы встреч является взаимодействие с детьми старшего возраста. С помощью старших ребят малыши легче адаптируются к новой социальной ситуации развития.
Встречи в группах социализации являются профилактикой дезадаптации ребенка к условиям детского сада и направлены на гармоничное развитие личности ребенка и объединение воспитательных усилий педагогов и родителей, где родители - не сторонние наблюдатели, а активные, ведущие участники каждой встречи.
6. Художественно-ручной труд.
Воспитание терпения, усидчивости и трудолюбия раньше происходило естественным путем, через запечатление детьми трудовых процессов взрослых и совместный с ними труд.
Ритм современной жизни, технократизация быта, индустрия удовольствий исподволь воспитывают в детях противоположные качества.
Создание в группе атмосферы трудолюбия – это не только развитие навыков самообслуживания и приобщение к общественно-полезному труду, но и ежедневный труд детей по созданию поделок из различных материалов.
7. Сопровождение любой совместной деятельности с детьми разучиванием и пением песен помогает добиться удивительных результатов:
- создание в группе дружеской, радостной атмосферы тепла и уюта
- объединение коллектива сверстников в одну большую дружную семью
- развитие речи и кругозора дошкольников
- развитие внимания, памяти и ассоциативного мышления дошкольников
Песенный репертуар может быть самым разнообразным: детские песни, туристические бардовские песни, песни о Петербурге, военные песни, шуточные песни, частушки и тематические песни, посвященные различным праздникам.
Создание в группе атмосферы трудолюбия, творчества, сотрудничества, соучастия, сопереживания, сорадования, взаимопомощи, совместный с педагогом и родителями ручной труд, пение, традиционные народные игры и хороводы, совместные праздники, совместное чтение и просмотр специально подобранных художественных произведений, мультипликационных и видео фильмов с последующим анализом с педагогом и родителями, создание позитивного игрового пространства дома и в детском саду способствуют гармоничному духовно-нравственному и социально-эмоциональному развитию дошкольников, воспитывают в детях самостоятельность, дисциплину и стремление к познанию чего-то нового, помогают сплотить коллектив детей и родителей в одну большую дружную семью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников
Педагогический опыт работы на тему: «Сказка как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста». Ст...
"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...
МУЗЫКА-КАК ИОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитание нравственных качеств детей, используя программу О.П.Радыновой " Музыкальные шедевры", включая произведения народного музыкального творчества. Воспитание патриотических чувств и любви ...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ГОРОДА "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ГОРОДА ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольнико
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ как эффективное средство духовно-нравственного воспитания дошкольнико...
Кейс – технология «Экскурсоведение как средство развития нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста».
Полное наименование практики- Кейс – технология «Экскурсоведение как средство развития нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста». Авторы...