Консультация для воспитателей ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
методическая разработка (младшая группа) на тему

Дубинская Татьяна Александровна

ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

 

                          Игры на развитие восприятия цвета

 

                                «Воздушные шары»

Цель: способствовать формированию у детей цветовых представлений; упражнять в умении соотносить цвета разнородных предметов.

Материал: полоска картона белого цвета, на которой нарисованы нитки семи цветов спектра, семь разноцветных картонных кружков – «воздушные шары», их цвет соответствует цвету ниток.

Воспитатель показывает детям полоску с нарисованными нитками, обращая внимание на то, что все они разного цвета. Затем показывает шарики, и так же обращает внимание детей на то, что они разноцветные. Воспитатель предлагает «привязать» шарик к соответствующей по цвету нитке. «Красный шарик - к красной нитке, желтый - к желтой и т.д.»

После этого дети пробуют выполнить задание. Если возникли трудности с выполнением задания, то воспитатель вначале сам подбирает и «привязывает» по два шарика на полоске таких детей, а остальные шарики предлагает найти и «привязать» самостоятельно.

Рекомендуемая длительность и повторность: продолжительность игры 3 минут, проводится 1-2 раза.

Цели: способствовать формированию у детей цветовых представлений, обратить внимание детей на то, что один и тот же цвет используется в окраске различных предметов; учить подбирать предметы одинаковые по окраске.

Материалы: большая карточка с изображением цвета, маленькие карточки-пазлы с изображением предметов разных цветов (по четыре каждого цвета).

Воспитатель раздает большие карточки по одной каждому ребенку. После этого каждый называет свой цвет, если играющий затрудняется, просят позвать другого играющего или воспитателя. Затем ведущий показывает по одной маленькие карточки с изображением предметов. Когда цвет совпадает с цветом большой карточки, играющий говорит «у меня». Ребенок должен узнать все четыре карточки своего цвета и собрать пазлы.

Второй вариант. Играющий сам выбирает из множества карточек карточки своего цвета. Длительность игры 15 минут, проводится 1-2 раза.

                                      «Елочки и грибочки» 

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.

                              «Подбери чашки к блюдцам»

Цель:  Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.   

                                   «Разноцветные бусы»

Цель:  Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т.д.).

                  «Помоги матрешке найти свои игрушки»

Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Оборудование: Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.

Ход: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

                        «Поставь букет цветов в вазу»

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.

Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

                                  «Угостим медведя ягодой»

Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.   

                         «Магазин игрушек»

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т.п.)

Ход: Воспитатель предлагает поиграть в магазин, но для этого нужно расставить игрушки на полки. Затем предлагает малышу взять одну игрушку и поставить ее на полку (карточку), уточняя ее цвет. Далее воспитатель предлагает ребенку поставить на эту полку игрушки такого же цвета. Когда задание выполнено, то игра продолжается с игрушкой другого цвета.

Так же можно использовать разноцветные полки, а ребенку предложить расставить на них игрушки соответственно с цветом.  

                                               «Варежки»

    Цель:   Учить детей группировать предметы по цвету.

     Оборудование: Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.

       Ход: Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, т.к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную), спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку.

                    Игры на развитие восприятия величины

                                  

                                  «Большие и маленькие»

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине

Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую,  затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.   

                                      

                                         «Башенка»

Цель: закреплять понятие о размере, упражнять в сравнении предметов по величине.

Материал: Кубические формочки с одной открытой стороной, разного размера, складывающиеся друг в друга.

Ход игры: Вариант 1:Воспитатель показывает ребенку формочки, показывает, как их можно вкладывать друг в друга. Предлагает попробовать ребенку самостоятельно собрать их.

Вариант 2: Воспитатель показывает ребенку формочки, показывает, как их можно перевернуть и поставить друг на друга. Затем предлагает ребенку самому построить башенку.

                            «Какой мяч больше?»

Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход: Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется

                                     «Пирамидка»

Цель:   упражнять в сравнении предметов по величине.

Материал: Пирамидка из 3-5 одноцветных колец.

Ход игры: Воспитатель показывает ребенку пирамидку, обращает его внимание на разный размер колечек. Предлагает ребенку собрать пирамидку.

                    

                   Рамка-вкладыш «Большой и маленький»

Цель:   упражнять в соотносящих действиях по величине.

Материал: рамка-вкладыш с одинаковыми картинками, но разного размера.

Ход игры: Воспитатель показывает ребенку рамку-вкладыш, показывает как можно доставать и вкладывать вкладыши, обращает внимание ребенка на их размер. Предлагает ребенку самостоятельно отвести персонажей в их домики.

                                      «Подбери пару»

Цель игры: закреплять знания названий предметов, упражнять в соотносящих

действиях по величине.

Материал: набор парных картинок: одинаковое изображение, но разного размера.

Ход игры: Картинки раскладываются по столу вперемешку, воспитатель предлагает детям найти одинаковые картинки, отличающиеся только размером.

                                    «Строитель»

Цель: развивать конструктивные способности, формировать соотносящие действия по величине, закреплять знание геометрических фигур.

Материал: Набор деревянный «Строитель» - кубики, параллелепипеды, призмы, перекрытия; машинка, собачка.

Ход игры: Воспитатель показывает и объясняет принципы строительства «внизу большой кубик, сверху поменьше; внизу большой брусок, сверху маленькая призма – крыша». Затем предлагает детям самим построить домик для собачки, гараж для машинки и т.д.

                       «Угости зайчика»

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь.   

                    «Куклы заблудились»

Цель:  Учить детей группировать предметы по величине.

     Оборудование: Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.

Ход: На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает детям куклы,  рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие   -  в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы   благодарят их за помощь.   

                  Игры на развитие восприятия формы

                                   «Вкладыши»

Цели: учить находить среди множества геометрических фигур одну подходящую к отверстию; учить называть геометрические фигуры (круг,треугольник, квадрат, прямоугольник,);формировать предпосылки для логического мышления.

Материал: пластмассовый разборный куб, в каждой стенке которого имеются отверстия, геометрические фигуры-вкладыши.

Ход игры: Ребенок достает все фигуры-вкладыши, берет одну, называет ее и ищет подходящее отверстие, опускает фигуру в отверстие. Очевидным плюсом этой игры является то, что если ребенок ошибся, то он поймет это сам (фигура не опустится в отверстие). На начальном этапе используются кубы, на каждой стороне которого только одно отверстие, в дальнейшем могут быть использованы другие модели.

Длительность и повторность: продолжительность 5-10 минут, проводится 1-2 раза.

 

                                           «Форма»

Задачи: закреплять знание геометрических фигур; формировать умение выделять форму в контурах, пользуясь геометрическими образцами; упражнять в соотносящих действиях по форме.

Материал: большая карточка с изображением геометрической фигуры, маленькие карточки-пазлы с изображением предметов разной формы (по четыре с каждой геометрической фигуры).

Ход игры: Воспитатель раздает большие карточки по одной каждому ребенку. После этого каждый играющий называет свою геометрическую фигуру. Если он затрудняется, просят назвать другого ребенка или воспитателя. Затем ведущий показывает по одной маленькой карточке с изображением предметов. Ребенок должен узнать все четыре карточки своей геометрической формы и собрать «пазлы».

Второй вариант: играющий сам выбирает из множества карточек карточки своей геометрической формы.

Длительность и повторность: продолжительность игры 15 минут, проводится 1-2 раза.

            

                Рамки-вкладыши «Транспорт», «Зоопарк», «На лугу».

Цель: развивать мелкую моторику, формировать умение зрительного соотнесения формы, закрепление навыка соотносящего действия прикладывания.

Материал: Рамки-вкладыши и фигурки к ним.

Ход занятия: Количество играющих детей по количеству рамок. Воспитатель по очереди показывает детям рамки, дети рассматривают их, называют изображенные на них предметы. Затем предлагает детям поместить фигурки в их домики. Когда все дети выполнят задание, они меняются рамками.

Длительность игры 10-15 минут, проводится 2-3 раза.

 

 

 

                 «Что катается, что не катается»

Цель: Учить выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать отв зависимости от их формы; провести сравнение кубика и шарика.

Материал: кубик и шарик.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры, назвать форму и цвет. Затем задает вопрос: «Ребята, а как вы думаете, шарик катается? А кубик?» Проверяют на практике, сравнивают обе фигуры. Предлагает детям подумать, что еще катается.

                      «Геометрическое домино»

Цель: формировать умение находить среди многих одну определенную фигуру, называть её; закреплять знания о геометрических фигурах.

Материал: 28 карточек разделенных пополам, на каждой половинке изображена геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник), на карточках-«дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок.

Ход игры: В игре принимают участие 2-4 ребенка. Карточки выкладываются на стол фигурами вниз. Игра начинается с выкладывания карточки «дубль-пусто». За один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке требуемой фигуры, он может взять дополнительную карточку. Если играющий не назовет фигуру, то не имеет права на очередной ход.

Длительность игры 10-15 минут, проводится 2-3 раза.

                                                                                            

Методические рекомендации для воспитателей  

Сенсорное развитие ребенка  является залогом его  успешного осуществления  разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное  воспитание должно планомерно и систематически включаться  во все моменты жизни малыша.

1.     Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.

2.     В течение дня многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).

3.     Знакомство с предметом  должно осуществляться  с интересом, вызывая у детей положительные эмоции.

4.     Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают  обозначения качеств предметов совместно с  их восприятием.

5.     Необходимо поощрять  проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться  своими впечатлениями.

6.     Чаще задавайте ребенку вопросы, какого цвета предмет, какой формы.

7.     Учите детей  действовать  в определенной последовательности, т.е. организовывать перцептивное восприятие  предметов и объектов  по заранее продуманному плану.

8.     В процесс восприятия необходимо включать  движения обеих рук ( провести рукой по контуру, обрисовать его).

9.     Закреплять  полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).

10.                       Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте  мир вещей, которые малыш сможет потрогать , обследовать.

11.                       Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dlya_detey_2.docx73.91 КБ

Предварительный просмотр:

   

ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

                          Игры на развитие восприятия цвета

                                «Воздушные шары»  

Цель: способствовать формированию у детей цветовых представлений; упражнять в умении соотносить цвета разнородных предметов.

Материал: полоска картона белого цвета, на которой нарисованы нитки семи цветов спектра, семь разноцветных картонных кружков – «воздушные шары», их цвет соответствует цвету ниток.

Воспитатель показывает детям полоску с нарисованными нитками, обращая внимание на то, что все они разного цвета. Затем показывает шарики, и так же обращает внимание детей на то, что они разноцветные. Воспитатель предлагает «привязать» шарик к соответствующей по цвету нитке. «Красный шарик - к красной нитке, желтый - к желтой и т.д.»

После этого дети пробуют выполнить задание. Если возникли трудности с выполнением задания, то воспитатель вначале сам подбирает и «привязывает» по два шарика на полоске таких детей, а остальные шарики предлагает найти и «привязать» самостоятельно.

Рекомендуемая длительность и повторность: продолжительность игры 3 минут, проводится 1-2 раза.

                                                                                 Рисунок 1.

                                           Пазлы «Цвета»  

Цели: способствовать формированию у детей цветовых представлений, обратить внимание детей на то, что один и тот же цвет используется в окраске различных предметов; учить подбирать предметы одинаковые по окраске.

Материалы: большая карточка с изображением цвета, маленькие карточки-пазлы с изображением предметов разных цветов (по четыре каждого цвета).

Воспитатель раздает большие карточки по одной каждому ребенку. После этого каждый называет свой цвет, если играющий затрудняется, просят позвать другого играющего или воспитателя. Затем ведущий показывает по одной маленькие карточки с изображением предметов. Когда цвет совпадает с цветом большой карточки, играющий говорит «у меня». Ребенок должен узнать все четыре карточки своего цвета и собрать пазлы.

Второй вариант. Играющий сам выбирает из множества карточек карточки своего цвета. Длительность игры 15 минут, проводится 1-2 раза.

                                      «Елочки и грибочки»  

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.

                              «Подбери чашки к блюдцам»

Цель:  Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.   

                                   «Разноцветные бусы»

Цель:  Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т.д.).

                  «Помоги матрешке найти свои игрушки»

Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Оборудование: Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.

Ход: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

                        «Поставь букет цветов в вазу»

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.

Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

                                  «Угостим медведя ягодой»

Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.   

                         «Магазин игрушек»

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т.п.)

Ход: Воспитатель предлагает поиграть в магазин, но для этого нужно расставить игрушки на полки. Затем предлагает малышу взять одну игрушку и поставить ее на полку (карточку), уточняя ее цвет. Далее воспитатель предлагает ребенку поставить на эту полку игрушки такого же цвета. Когда задание выполнено, то игра продолжается с игрушкой другого цвета.

Так же можно использовать разноцветные полки, а ребенку предложить расставить на них игрушки соответственно с цветом.  

                                               «Варежки»

    Цель:   Учить детей группировать предметы по цвету.

     Оборудование: Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.

       Ход: Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, т.к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную), спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку.

                    Игры на развитие восприятия величины

                                  

                                  «Большие и маленькие»

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине

Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую,  затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.   

                                     

                                         «Башенка»

Цель: закреплять понятие о размере, упражнять в сравнении предметов по величине.

Материал: Кубические формочки с одной открытой стороной, разного размера, складывающиеся друг в друга.

Ход игры: Вариант 1:Воспитатель показывает ребенку формочки, показывает, как их можно вкладывать друг в друга. Предлагает попробовать ребенку самостоятельно собрать их.

Вариант 2: Воспитатель показывает ребенку формочки, показывает, как их можно перевернуть и поставить друг на друга. Затем предлагает ребенку самому построить башенку.

                            «Какой мяч больше?»

Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход: Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется

                                     «Пирамидка»

Цель:   упражнять в сравнении предметов по величине.

Материал: Пирамидка из 3-5 одноцветных колец.

Ход игры: Воспитатель показывает ребенку пирамидку, обращает его внимание на разный размер колечек. Предлагает ребенку собрать пирамидку.

                     

                   Рамка-вкладыш «Большой и маленький»

Цель:   упражнять в соотносящих действиях по величине.

Материал: рамка-вкладыш с одинаковыми картинками, но разного размера.

Ход игры: Воспитатель показывает ребенку рамку-вкладыш, показывает как можно доставать и вкладывать вкладыши, обращает внимание ребенка на их размер. Предлагает ребенку самостоятельно отвести персонажей в их домики.

                                      «Подбери пару»

Цель игры: закреплять знания названий предметов, упражнять в соотносящих

действиях по величине.

Материал: набор парных картинок: одинаковое изображение, но разного размера.

Ход игры: Картинки раскладываются по столу вперемешку, воспитатель предлагает детям найти одинаковые картинки, отличающиеся только размером.

                                    «Строитель»

Цель: развивать конструктивные способности, формировать соотносящие действия по величине, закреплять знание геометрических фигур.

Материал: Набор деревянный «Строитель» - кубики, параллелепипеды, призмы, перекрытия; машинка, собачка.

Ход игры: Воспитатель показывает и объясняет принципы строительства «внизу большой кубик, сверху поменьше; внизу большой брусок, сверху маленькая призма – крыша». Затем предлагает детям самим построить домик для собачки, гараж для машинки и т.д.

                       «Угости зайчика»

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь.   

                    «Куклы заблудились»

Цель:  Учить детей группировать предметы по величине.

     Оборудование: Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.

Ход: На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает детям куклы,  рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие   -  в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы   благодарят их за помощь.   

                  Игры на развитие восприятия формы

                                   «Вкладыши»

Цели: учить находить среди множества геометрических фигур одну подходящую к отверстию; учить называть геометрические фигуры (круг,треугольник, квадрат, прямоугольник,);формировать предпосылки для логического мышления.

Материал: пластмассовый разборный куб, в каждой стенке которого имеются отверстия, геометрические фигуры-вкладыши.

Ход игры: Ребенок достает все фигуры-вкладыши, берет одну, называет ее и ищет подходящее отверстие, опускает фигуру в отверстие. Очевидным плюсом этой игры является то, что если ребенок ошибся, то он поймет это сам (фигура не опустится в отверстие). На начальном этапе используются кубы, на каждой стороне которого только одно отверстие, в дальнейшем могут быть использованы другие модели.

Длительность и повторность: продолжительность 5-10 минут, проводится 1-2 раза.

                                           «Форма»

Задачи: закреплять знание геометрических фигур; формировать умение выделять форму в контурах, пользуясь геометрическими образцами; упражнять в соотносящих действиях по форме.

Материал: большая карточка с изображением геометрической фигуры, маленькие карточки-пазлы с изображением предметов разной формы (по четыре с каждой геометрической фигуры).

Ход игры: Воспитатель раздает большие карточки по одной каждому ребенку. После этого каждый играющий называет свою геометрическую фигуру. Если он затрудняется, просят назвать другого ребенка или воспитателя. Затем ведущий показывает по одной маленькой карточке с изображением предметов. Ребенок должен узнать все четыре карточки своей геометрической формы и собрать «пазлы».

Второй вариант: играющий сам выбирает из множества карточек карточки своей геометрической формы.

Длительность и повторность: продолжительность игры 15 минут, проводится 1-2 раза.

             

                Рамки-вкладыши «Транспорт», «Зоопарк», «На лугу».

Цель: развивать мелкую моторику, формировать умение зрительного соотнесения формы, закрепление навыка соотносящего действия прикладывания.

Материал: Рамки-вкладыши и фигурки к ним.

Ход занятия: Количество играющих детей по количеству рамок. Воспитатель по очереди показывает детям рамки, дети рассматривают их, называют изображенные на них предметы. Затем предлагает детям поместить фигурки в их домики. Когда все дети выполнят задание, они меняются рамками.

Длительность игры 10-15 минут, проводится 2-3 раза.

 

                 «Что катается, что не катается»

Цель: Учить выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать отв зависимости от их формы; провести сравнение кубика и шарика.

Материал: кубик и шарик.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры, назвать форму и цвет. Затем задает вопрос: «Ребята, а как вы думаете, шарик катается? А кубик?» Проверяют на практике, сравнивают обе фигуры. Предлагает детям подумать, что еще катается.

                      «Геометрическое домино» 

Цель: формировать умение находить среди многих одну определенную фигуру, называть её; закреплять знания о геометрических фигурах.

Материал: 28 карточек разделенных пополам, на каждой половинке изображена геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник), на карточках-«дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок.

Ход игры: В игре принимают участие 2-4 ребенка. Карточки выкладываются на стол фигурами вниз. Игра начинается с выкладывания карточки «дубль-пусто». За один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке требуемой фигуры, он может взять дополнительную карточку. Если играющий не назовет фигуру, то не имеет права на очередной ход.

Длительность игры 10-15 минут, проводится 2-3 раза.

                                                                                           

Методические рекомендации для воспитателей  

Сенсорное развитие ребенка  является залогом его  успешного осуществления  разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное  воспитание должно планомерно и систематически включаться  во все моменты жизни малыша.

  1. Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.
  2. В течение дня многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).
  3. Знакомство с предметом  должно осуществляться  с интересом, вызывая у детей положительные эмоции.
  4. Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают  обозначения качеств предметов совместно с  их восприятием.
  5. Необходимо поощрять  проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться  своими впечатлениями.
  6. Чаще задавайте ребенку вопросы, какого цвета предмет, какой формы.
  7. Учите детей  действовать  в определенной последовательности, т.е. организовывать перцептивное восприятие  предметов и объектов  по заранее продуманному плану.
  8. В процесс восприятия необходимо включать  движения обеих рук ( провести рукой по контуру, обрисовать его).
  9. Закреплять  полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).
  10. Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте  мир вещей, которые малыш сможет потрогать , обследовать.
  11. Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...